Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников.

Титкова Ю.Н.

(Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина)

Аннотация.

В статье подробно рассматривается актуальность нравственного воспитания дошкольников в современном мире. Раскрываются основные вопросы данной проблемы. Анализируются нормативные документы с точки зрения морального воспитания.

Ключевые слова.

Нравственность, мораль, моральное воспитание, мораль дошкольников.

The relevance of the problem of moral education of preschool children.

Titkova Yu. N.

(Yelets state University. I. A. Bunin)

Annotation.

The article discusses in detail the relevance of moral education of preschool children in the modern world. The main issues of this problem are revealed. Normative documents are analyzed from the point of view of moral education.

Keyword.

Morality, morality, moral education, morality of preschool children.

В современном обществе в последнее время очень остро встала проблема нравственности, как среди взрослого населения, подростков, школьников, так и детей дошкольного возраста. Подмена моральных норм и смена ценностных ориентиров начинает происходить уже с дошкольного возраста. Поэтому важно проследить линию изменений, которые происходят с возрастом у дошкольников.

Размытие границ понятий норм морали, духовных ценностей, нравственности, и т.д., нарушение духовного единства общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок в современном обществе существенно осложнило путь становления личности ребенка дошкольного возраста.

Кризисной ситуации нравственности в обществе, прежде всего, способствует современные, достаточно разнообразные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным социумом средств (например, компьютерные игры, развивающие жестокость и эгоизм). Это делает актуальным исследования морального воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

Различными авторами по-разному интерпретировался и сам, термин «нравственное воспитание», рассматриваясь как «духовное воспитание», «моральное воспитание», «культурное воспитание», что создает путаницу в понятиях.  В России развитие нравственного воспитания в системе образования стало одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ, найдя отражение в целевых ориентирах ФГОС ДОО.

Этой проблемой воспитания моральных норм и становления нравственности в разные эпохи и время рассматривали ученые Древней Греции - Сократ, Платон, Аристотель, представители гуманистического направления - А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, педагоги-классики - К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, современные представители науки -Левин-Щирина Ф. С., Сундуй Г.Д., Шаалы А.С.

В XX веке изучение проблем нравственного воспитания дошкольников проводилось Анциферовой А.А., Артемовой Л.В., Бабаевой Т.И., Буре Р.С Вороновой В.Я., Годиной Г.Н., Красовой Т.Д., Левин-Щириной Ф.С., Марковой Т.А., , Нечаевой В.Г., Пеньевской Л.А., Радиной Е.И. и др.

Огромная заслуга в раскрытии вопроса нравственного воспитания принадлежит таким педагогам-классикам как: Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. Коменскому, П.Ф. Лесгафту, Дж. Локку, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинскому, Л.Н. Толстому, К.Д. Ушинскому, Н. В. Шелгунов и др.

Патриотическому и интернациональному воспитанию посвящены исследования Богомоловой М.И., Виноградовой Н.Ф., Жуковской Р.И., Козловой С.А., Левин-Щириной Ф.С., Сусловой Э.К. и др.

Педагоги-новаторы, такие как, Ш.А. Амонашвили, Г.З. Апресян, О.С. Богданова, ВА, Караковский, Т.М. Кириленко, Л.И. Новикова, A.M. Новиков, А.И. Савостьянов, Н.Л. Селиванова, СЕ. Шаталов и другие отмечали, что этическое воспитание начинается с создания необходимого запаса элементарных этических норм и является процессом, который совершается под влиянием жизненных отношений и воздействий, обладающих нравственными нормами, В процессе этического воспитания формируются этические нормы, развивается способность к этическим оценкам в повседневной жизни.

«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке» - тик говорил В.А. Сухомлинский.

Данная проблема рассматривается также ФГОСДО, где является одним из важных направлений в образовании.  Из числа многих образовательных задач можно выделить сразу несколько:

«Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

«Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности»

ФГОС ДОО - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

В Требованиях к структуре ДОО и ее объему раскрывается содержание программы, которое обеспечивает развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие личности направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Развитие речи рассматривает владение речью как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие рассматривает предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

В Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы ДОО говорится о том, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают:

- обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям;

- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде рассматривают учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. При этом развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Таким образом, можно сказать, что воспитаниеморального облика нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области