Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством активного конструирования»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

посредством активного конструирования»

Развитие связной речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Современные родители в наше время частенько забывают, что дети подражают речи окружающих и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Наблюдения педагогов показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день. Огромная ответственность при этом ложится на педагогов, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи детей.

Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.

Значимость связной речи рассматривали в своих трудах А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методикиразвития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методовобучениямонологическойречивдетскомсадуплодотворно разрабатывалисьА.М.Бородич,Н.Ф.Виноградовой,В.В.Гербовой, Э.П. КоротковойЕ.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой,О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

Исследователями доказано, что речь формируется в процессе общения людеймеждусобой.Развитиеречитесносвязаносформированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически ифонетическиправильностроитьфразыспособствуетовладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и, как отмечают многие ученые, педагоги и логопеды, возможно только в условиях целенаправленного обучения.

В дошкольном возрасте дети часто работают руками: рисуют, лепят, выстригают и т.д. Речевое сопровождение любой деятельности влияет на психическое развитие ребенка, помогает активизировать познавательную сферу. Поэтому стоит стимулировать детей к комментированию своих действий.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Главное условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – обучение детей в игре, т.к. игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Во многом естественное стремление детей к совместному исследованию окружающего мира имеют образовательные возможности «LEGO»- конструирования, как элементу игры в процессе развития и воспитания детей, формирования их связной речи. Игры с «LEGO» -конструкторами позволяют расширять имеющиеся у детей представления, научиться выделять признаки, характеризующие различные предметы, развить внимательность, наблюдательность.

Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль конструкторов «LEGO» в образовательном процессе.

Активное конструирование - одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

Основу этого процесса усвоения составляет чередование практических и умственных действий ребенка, с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.

Ребенок гораздо лучше поймет и усвоит материал, имея реальную возможность не только на теоретическое изучение, но и "пощупав" руками. В ходеиспользованияактивного конструирования реализуется компетентностный подход,предполагающий не усвоение отдельных знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Активное конструирование имеет ряд плюсов:

Конструктор «LEGO» является безопасным при использовании;

Построение интересных моделей доступно для детей любого уровня развития;

Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации;

Не вызывает у детей негативизма и все происходящее воспринимается как игра.

Активное конструирование - это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов «LEGO».

Виды активного конструирования используемые в ДОО:

традиционная – это «LEGO» -конструирование;

инновационная – это обучающий комплекс наборов «LEGO» с уникальными учебными материалами или программным обеспечением (базовый набор «Построй свою историю» и программное обеспечение StoryVisualizer, дополнительным набором LEGO Education , «Построй свою историю. Сказки», базовый набор Комплект LEGO «Построй свою историю. Городская жизнь», Комплект LEGO «Построй свою историю. Космос, набор заданий «Развитие речи», набор LEGO Education «Планета STEAM», « Моя первая история» DUPLO).

Наборы ««LEGO»» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей

педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Игра – важнейший спутник детства. «LEGO»» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

-конструирование включает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. В процессе применения «LEGO мышление детей имеет творческий характер, ведь осуществляются они посредством игровой деятельности.

В «LEGO» -конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Сначала необходимо выработать стратегию, продумать основные детали. Практическая деятельность позволяет экспериментировать с материалом, что ведет к изменению или уточнению замысла.

Понятие Л.С. Выготского «зона ближайшего развития» составляет основу обучения и традиционно понимается так: ребенок может существенно продвинуться в развитии с помощью взрослого, опирающегося на потенциальные возможности ребенка». Знания ребенка не механически усваиваются, а активно создаются самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

«LEGO» для детей,преждевсего,являетсясредствомигровой деятельности.Используя данный материалможно добиться решения многих обучающих задач, в том числе, развития речи.

Многие дети используют речь при планировании своей деятельности. Они составляют рассказы, описывают модель, которую хотят построить. Это развивает такие мыслительные процессы как: память, внимание, воображение. Речь является средством самовыражения.

Воспитанник усваивает слова, их значения, фор мы, сочетания, синтаксические конструкции из речи окружающих людей, воспринимая и понимая ее, постоянно связывая языковые формы и их значения, улавливая и

обобщая аналогии форм и значений. Поэтому необходима речевая среда и речевая активность самого ребенка.

В процессе «LEGO»-конструирования дети постоянно взаимодействуют друг с другом. Происходит также и взаимодействие с взрослыми, родителями или воспитателем. Посредством общения, необходимо передать обратную информацию, ответить на вопросы, высказать свое мнение. Необходимо постоянно тренировать умение рассказывать, дополнять собеседников. Такие тренировки развивают речевые способности.

Использование «LEGO» позволяет практически познать свойства предметов. Речь подкрепляет деятельность различными понятиями, которые не достаточно широко используются в других видах деятельности (право, лево, высоко, низко, длиннее, короче и др.), формируется понимание пространственных отношений между предметами.

В работе с «LEGO» можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речиотфонематическоговосприятиядоформирования связнойречи.Дляэтогоигруможноразнообразитьразличными упражнениями,беседами,дополнениями.При работе с «LEGO» отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?). Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ болееразвёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Благодаря «LEGO» создается атмосфера, в которой дети чувствуют себя хозяевами, творцами. Именно конструирование превращает персонаж из абстракции в реальность и дает возможность ребенку представить себе героя как живого, активизируется словарный запас ребенка, развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи.

Наборы «LEGO» включают в себя множество деталей. Действия с ними помогают обогащать словарь различными частями речи, развивают лексико- грамматический строй речи. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

Для развития связной речи также может быть использован метод рассказа по построенной модели. Объемные фигуры дают возможность ребенку наиболее точно, логично воссоздать сюжет.

Конструктор "LEGO" - это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет дошкольникам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях.

Игровая форма обучения позволяет организовать оптимальное речевое взаимодействие между участниками.

Особая ценность новой технологии заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения, значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.

С помощью «LEGO» -конструктора у детей появляется возможность создать нечто уникальное, задействовав при этом все мыслительные процессы. Занятия в данном направлении способствуют развитию координации, моторики, мышления, внимания, сообразительности, речи и др. Перед педагогом стоит важная задача - создать условия, позволяющие раскрыть потенциал своих воспитанников.

ФГОС большое внимание уделяет организации образовательной среды дошкольной организации. Этот документ характеризует ее как развивающую предметно - пространственную образовательную среду, которая должна быть многофункциональной, безопасной, доступной. Для успешного применения «LEGO» в ДОУ оборудуются «LEGO-комнаты», в группах- «LEGO -

центры», которые включают в себя предмет деятельности ребенка: наличие в нем специальных обучающих конструкторов «LEGO» серии Education, аналоги конструкторов«LEGO», компьютеры, программное обеспечение, дидактические материалы.

«LEGO»-конструирование вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона - «LEGO» элементов.

Использование «LEGO»-конструкторов в ДОУ способствует формированию всесторонне развитой личности в соответствии с требованиями ФГОС.

Основными идеями «LEGO» являются:

-постепенный переход «от простого к сложному»;

-учет индивидуальных особенностей ребенка;

-стимулирование творческих способностей.

При использовании «LEGO» -конструирования необходимо учитывать основные принципы ФГОС ДО: личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы), сотрудничество, доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, интеграции образовательных областей.

«LEGO» конструирование можно использовать как в регламентированной, так и нерегламентированной деятельности детей, применяя их как часть занятия, либо как занятие. Также можно использовать в условиях семейного воспитания детей.

Необходимо учитывать возрастныеособенности детей. С детьми 3–4 лет используются «LEGO» -наборы с достаточно крупными элементами и простыми соединениями деталей («LEGO Duplo»).С детьми 4–5 лет используются средние детали с более сложным соединением. В средней группеприменяетсяиспользованиецветных картинок,покоторым необходимо построить объект («LEGO Dasta»или «LEGO Sistem»). В 6–7 лет

применяются комбинированные виды конструктора. Они представляют собой наличие как больших, так и мелких деталей с разными видами соединений (набор «LEGO Education» «Построй свою историю»). В работе со старшими дошкольниками нередко используются задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям .

Времязанятий вмладшей группесоставляет 10-15 минут, в средней - 20 минут, в старшей и подготовительной группах 25-30 минут. Индивидуальная работа выборочно производится не чаще одного раза в неделю в течение 40 минут.

Все занятия по «LEGO» -конструированию предусматривают, что учебный процесс включает четыре составляющих: взаимосвязи, конструирование, рефлексия и развитие.

Перед началом использования «LEGO» на занятиях проводится серия свободных игр, с использованием конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть в них.

Впроцесседеятельностис«LEGO» используютсяразнообразные формы заданий:

по образцу;

по карточкам с моделями;

по собственному замыслу;

задание дает воспитатель, выполняют дети;

заданияформулируетсяребенком,ивыполняютсядетьмии воспитателем;

задания дают дети друг другу;

задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком.

Для успешного проведениязанятийс конструктором «LEGO» необходимы определенные условия:

оптимальное количество 6-8 человек;

детям должно хватать деталей, иначе будут возникать конфликты;

доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;

подробное знакомство детей с образцом;

специально подобранная музыка;

сохранность постройки на некоторое время .

В процессе обучения используются педагогические приёмы:

вступительная беседа, которая служит способом привлечения к теме занятия;

создание проблемной ситуации, которая заинтересует и вовлечет детей в игровую деятельность;

использование сюжетно-ролевой игры (часто «LEGO» конструирование перерастает в полноценную игру с сюжетом и декорациями);

дидактическая игра;

выполнение заданий по образцу, которые сопровождаются помощью педагога;

конструированиесиспользованиемтехнологическихкарти инструкций, выполнение работы по схемам;

творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели (такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками);

создание мультфильмов и комиксов с «LEGO»;

диагностика, которая позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности.

Освоение«LEGO» -конструкторане являетсяспонтанным,его использование должно быть целенаправленным и последовательным.

Развитие речи, несомненно, является ведущим направлением развития дошкольников. Речь является средством общения между людьми. Она должна быть грамотной, содержательной и четкой. Необходимо постоянно обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи, работать над интонацией. Во всем этом ребенку, прежде всего, помогает воспитатель.

Применение «LEGO» конструктора позволяет расширить кругозор, развивать воображение, сообразительность, воспитанность. В ходе знакомства с конструктором, погружаясь в новый мир, ребенок может высказать свои мысли и предположения, поделиться идеями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить.

Впроцессе«LEGO» конструирования активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. Необходимость рассказывать и делиться впечатлениями, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие связной речи.

Одной из главных задач воспитателя на занятии является доступным для ребенка языком донести информацию. Для этого стоит обратить внимание на возрастные и индивидуальные особенности, кругозор и общую осведомленность ребенка. Занимаясь, таким образом, с ребенком, рассматривая построения и их элементы, необходимо предлагать ребенку придумывать и составлять различные рассказы. Не перебивая, педагог должен выслушать ребенка, дать ему возможность полностью выразить свои мысли, после чего, указать на ошибки и дать правильный образец речи.

Проводя беседу с детьми в ходе работы с «LEGO», воспитатель учит логически мыслить, помогает думать, выражать свои мысли, что ведет к переходу от конкретного способа мышления к абстрактному. Во время занятий значительно расширяется кругозор ребенка. Это способствует более быстрому овладению связной речью.

Перед каждым занятием требуется долгий процесс подготовки воспитателя. Для большей наглядности можно показать мультфильм, организовать небольшую выставку, предложить посмотреть интересные картинки и карточки. Также можно предложить беседу или игру.

Для того чтобы развитие связной речи ребенка посредством «LEGO» - конструирования происходило наиболее эффективно, речь воспитателя должна соответствовать определенным требованиям:

речь должна быть грамотной, логически выстроенной;

речь всегда должна быть культурной;

структураречидолжнаопиратьсянавозрастныевозможности детей;

содержание речи должно соответствовать индивидуальному развитию детей, их кругозору;

речь должна быть простой и ясной для понимания;

темп не должен быть быстрым, громкость должна варьироваться в соответствии с ситуацией;

речь должна быть эмоциональной и выразительной.

Для более эффективной и продуктивной работы следует тщательно продумывать ход занятия. Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой ребенка. На протяжении всего занятия должна быть приятная и легкая атмосфера, которую создает, в первую очередь, воспитатель. Занятия должны быть разнообразными и включать в себя дополнительные элементы, способствующие формированию интереса ребенка к происходящему.

Для активизации познавательной сферы, воспитатель может использовать некоторые приемы, направленные на концентрацию внимания. Например, введение в игру нового персонажа, который помогает и направляет ребенка в ходе всего занятия. Это может быть любимый сказочный персонаж, который отправит ребенка в увлекательную волшебную страну. Можно также использовать различные загадки, стихотворения, фрагменты фильмов, дидактические и подвижные игры, показ презентаций и др.

Прежде всего, у ребенка должна сохраняться и повышаться мотивация к общению, ему должны быть интересны занятия.

Занятияпоразвитиюсвязнойречисредствами«LEGO» конструирования должны осуществляться под руководством воспитателя. Он способствует более эффективному развитию речи, так как благодаря должной подготовке к занятию, ребенок получает огромный материал об окружающем мире, который помогает расширить его кругозор и обогатить язык.

Средства «LEGO» конструирования предполагают взаимное партнёрство педагога и ребенка, сотрудничество с родителями. Новая предметная среда дает возможность ребенку выразить полученные впечатления и эмоции в совместной деятельности с воспитателем или родителями.

Исходя, из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что применение конструктора «LEGO» значимо в развитии связной речи ребенка, так как способствует обогащению и активизации словаря, развитию грамматически правильной речи. «LEGO»-конструкторы позволяют выстраивать проблемное общение с детьми, что в свою очередь стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки дошкольников. От подготовки воспитателя и его непосредственного участия в образовательном процессе с использованием «LEGO» конструирования во многом зависит успешность развития связной речи. Планомерно и целенаправленно осуществляя руководство коммуникативной деятельностью детей, педагог с одной стороны поддерживает их речевую активность, а с другой использует возможности ведущего вида деятельности дошкольников - игры.

Развитие связной речи является важным условием полноценного развития ребенка. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Для овладения связной речью необходимо соблюдать определенные звуковые законы, в первую очередь связная речь должна быть понятна для собеседника и должна являться единым смысловым и структурным целым. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку необходимо овладеть понятием «разговорная речь» определяющим основные социальные и коммуникативные функции. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.

Дети в старшем дошкольном возрасте способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, формулировать вопросы. Умеют самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки, самостоятельно составляют разные типы текстов, соблюдая логику изложения, дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Всё это говорит о том, что связная речь детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня.

Главным условием развития связной речи дошкольников является организация речевой развивающей среды. Все её компоненты такие как, организация насыщенной, разнообразной предметно-развивающей среды, использование эффективных методов и приёмов, грамотная речь педагога, сотрудничество с родителями воспитанников способствуют развитию связной речи детей и повышению общей речевой деятельности у дошкольников в целом.

Работа по развитию связной речи с применением –активного конструирования является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания.

Использование «LEGO» - конструкторов в образовательном пространстве ДОО позволяет обеспечить образовательный процесс современным игровым оборудованием близким и понятным детям, развивающим у детей самостоятельность, стремление к самопознанию, развитию творческого мышления и воображения, стимулирующее речевую активность при взаимодействии друг с другом, с педагогом при осуществлении совместной деятельности.

«LEGO» для детей это, прежде всего средства игровой деятельности и самовыражения, позволяющие добиться решение многих образовательных задач, в том числе развитие связной речи. В работе с «LEGO» можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области