Каждый педагог сталкивался с способными детьми, их умение нестандартно мыслить проявляется в раннем возрасте; они замечают мелкие детали, могут сделать логические выводы, при этом построить цепь объяснения своего решения вопроса или предложенной ситуации
Интересы детей могут быть самые разносторонние и относиться к различным отраслям науки и искусства. Важно не упустить этот момент, не дать погаснуть вспыхнувшей искорке и направить деятельность детей в нужное русло. Необходимо правильно оценить, в какой области ребёнок может проявить себя наиболее полно: точные науки, языки, искусство, художественное творчество или спорт.
Таким детям можно предложить участие в конкурсах, олимпиадах и мероприятиях, тем самым настраивать и учить детей работать на результат6 это может быть грамота, диплом, сертификат, признание сверстников, одобрение родителей и педагогов. Таким образом создаётся ситуация успеха.
Для меня стал интересен так же вариант подготовки детей к научно-практическим конференциям. Так как при подготовке к НПК с каждым участником необходимо работать индивидуально, уделять большое внимание подготовке к выступлению. На создание работы уходят недели кропотливого труда, а на конференции необходимо изложить суть работы за 3 – 5 минут. Это требует определённых навыков: свободно держаться перед аудиторией, владеть материалом, рассказывать, а не читать текст, отвечать на предложенные вопросы. Тем самым мы получаем возможность развить у детей навыки, которые помогут им в школьной научной деятельности проявить свои знания и опыт.
Цель: Участие детей в НПК, развитие свободной творческой личности ребенка, обучение решению задач исследовательской деятельности.
Задачи:
-Расширение предметно-пространственных представлений и знаний об окружающем мире
-Развитие монологической, диалогической речи и ораторских навыков, навыков выступления перед аудиторией
-научить создавать свои проекты, презентации по предложенной теме конференции и презентации к ним
- Создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников
-Преодоление личной закомплексованности, внутренней напряженности в момент выступления перед аудиторией
-Подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности
-Обучить умениям и навыкам исследовательского поиска
-Способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и навыков
Проектирование дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные навыки, развивать творческие способности, что в дальнейшем поможет ему адаптироваться в реальной школьной ситуации.
Актуальность
В настоящее время большое внимание уделяется использованию инновационных пед. технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребенка. Одним их эффективных, является метод составления проектов и их защита на конференции.
Причины возникновения проблемы
На дошкольном этапе ребенок не может самостоятельно найти и определить интересную для него проблему, провести эксперимент, описать и сделать правильные выводы, возможно необходима будет корректировка, исправление ошибочных умозаключений, проведение занятий и изучение доп. литературы, поэтому в нашем случае проектная деятельность будет носить характер сотрудничества, в котором примут участие дети, воспитатели, а также педагоги, родители, другие члены семьи. Работа по выделению главных тезисов, подготовка защиты и ответа на вопросы подготовит ребенка к действительной школьной обстановке.
Мероприятия
1.«Разработка основных этапов проекта»
Первый этап- подготовительный (с чего начнем) постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. Проводится внутри группы
Ознакомление детей с сущностью и смыслом проектной деятельности
Обучение созданию проектов или плана собственного выступления
Расширение представлений детей по предложенным темам проекта (знакомство с доп. литературой; экспериментальная деятельность; встречи с интересными людьми и тд. согласно теме проекта)
Повышение педагогической компетенции родителей по детской практической деятельности
Обогащение и расширение РППС
Формирование навыков работы со специальным оборудованием (лабораторное оборудование, схемы алгоритмы опытов, измерительные приборы и тд)
Выбор темы выступления (проект)
Разработка критериев отбора лучших и наиболее интересных выступлений детей
Выбор детей для участия в практических конференциях внутри ДОУ
Второй этап- основной (как будем двигаться) поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (определение поисковой и исследовательской деятельности)
Участниками конференции являются дети разных возрастных групп внутри ДОУ
Качественное корректировка (доработка) выступлений докладчиков
Психологическая поддержка выступающих докладчиков
Работа над речью
Третий этап- заключительный (ожидаемые достижения) обобщение результатов работы в самой различной форме. Выступления детей на практических конференциях районного, городского уровней, участие воспитанников в дистанционных конференциях
Результат
Заинтересованность и активное участие детей, родителей в практических конференциях разного уровня
Риски
Заболеваемость детей
Малая заинтересованность и активность родителей
Недостаточность соответствующей материально-техническая базы
Как задачи так и уровень участия детей в проектной деятельности и последующего их выступления зависит от возрастных особенностей: в младшем возрасте ведущая роль принадлежит педагогу; основной способ познания на данном возрастном этапе- «вижу-действую» поэтому в работе с детьми используется наблюдение, рассматривание т.е такие методы и формы работы, которые позволят ребенку приблизится к предмету, рассмотреть, подержать в руках, произвести простые манипуляции.
Дети старшего возраста являются полноправными участниками проекта, поэтому формы работы рассчитаны на инициативу и самостоятельность детей: на 1 этапе проводится общее обсуждение с целью узнать что детям уже известно о предмете и объекте (чтение книг и энциклопедий, обращение к родителям и специалистам)
На 2 этапе дети исследуют и экспериментируют, конструируют, ищут, творят, решают проблемные ситуации, среда вокруг ребенка должна быть незаконченной и создается ситуация когда ребенок должен самостоятельно догадаться, попробовать, придумать (экспериментирование, создание коллекций, альбомов, экскурсии, выставки итд.)т
3 этап заключительный- презентация проекта в различных формах (игры-занятия, игры-викторины, оформление альбомов, фото-выставок, стег-газет, мини-музеев)
Проектирование дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные навыки, развивать творческие способности, что в дальнейшем поможет ему адаптироваться в реальной школьной ситуации.
Темы
Образ Бабы-Яги в русских народных сказках.
Сказка любимый жанр детей и взрослых.
Польза и вред шоколада.
Жевательная резинка: вред или польза.
Мороженое: вред или польза.
История новогодних игрушек.
Вкусовые ощущения взрослых и детей.
Как сохранить улыбку здоровой.
Вред и польза газированных напитков.
Тайна моего имени.
Моя малая родина (дать наиболее полные сведения о городе, где живешь, истории возникновения, улицах, растительном и животном мире окрестных лесов, культурном наследии предков, разработать проекты мест отдыха и развлечений, экскурсий).
История моей семьи (проследить генеалогическое дерево семьи, предков по отцовской линии, предки по материнской линии, моя семья).
Аптека под ногами. ( выбрать растение для исследования, использовать рисунки , фотографии, провести обследование своего двора, огорода, дачного участка, составить перечень обнаруженных лекарственных растений)
Мой домашний питомец. ( нрав, происхождение, внешность, уход, виды, мои наблюдения и эксперименты).
Сам о себе. ( история рождения, интересные случаи из жизни, фотографии, опрос родителей, анализ собственных воспоминаний, мнений, пристрастий).
Комнатные растения
Огород на подоконнике
Кладовая природы
А прочно ли куриное яйцо?
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
Краски в нашей жизни
О чем рассказывают следы на снегу
Откуда хлеб на стол пришёл?
Польза бумаги
Почему высохла лужа
Почему корабли не тонут
Почему море солёное
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему хлеб бывает чёрный и белый?
Почему чай заваривают в горячей воде?
Путешествие косточки
Что такое листопад?