Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


проект

: Формирование и совершенствование речевой активности ребенка при составлении описательных рассказов в конструировании Задачи: 1.Развивать диалогическую и монологическую речь( расширять и активизировать словарный запас, используя разные предложения с однородными членами, закреплять грамматический строй речи) 2.Развивать мелкую и крупную моторику, стимулируя в общее речевое развитие и интеллектуальные способности, ориентировку в пространстве. 3.Совершенствование коммуникативные навыки детей при работе в парах, коллективе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 252

Проект

«Составление описательных рассказов детей младшего дошкольного возраста посредством конструирования»

Автор проекта

Бушуева Галина Дмитриевна

воспитатель

Пермь 2018

Тип проекта – практико – ориентированнный

Тип проекта – долгосрочный

Срок реализации проекта сентябрь 2018 – январь 2019

Тип проекта по составу участников групповой (совместная деятельность педагога с детьми)

ТЕМА проекта «Составление описательных рассказов детей младшего дошкольного возраста посредством конструирования»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современно дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышления, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимы условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства , однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности , проявляющиеся в использовании языковых средств , допустимых в разговорной речи , но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание , повествование, рассуждение. Формирование связной речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывания является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом , актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка-дошкольника. Каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно , связно последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной .Связная речь неотделима от мира мыслей : связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной , чёткой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

ПРОБЛЕМЫ

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

-Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Только межпредметными связями может быть обеспечена комплексная реализация общеобразовательных задач в группе. Занятия по конструированию, способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и речевой активности у дошкольников.

Как педагог с многолетним стажем я разделяю мнение психологов и педагогов, что конструирование является одним из важных видов деятельности в развитии ребенка. Т. к. в его ходе в значительной степени определяются как познавательные и практические действия, так и дидактическое мышление. Характер конструктивной деятельности, ее виды исследованы в трудах Л.А. Парамоновой, Н.Н. Подъяковой, В. Ф. Изотовой.

Исключительность конструктивной деятельности:

-Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста.

-Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей.

-Совершенствовать восприятие пространственных отношений

-Развивать сенсо моторику, а это и есть предпосылки к формированию правильных речевых навыков.

В процессе занятий по конструированию идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развития диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что конструирование является основой интеллектуального и речевого развития ребенка.

Все эти данные подтверждают актуальность использования конструирования как средства для развития речи детей в ДОУ.

Поэтому и была определена тема проекта « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством конструирования.

Цель: Формирование и совершенствование речевой активности ребенка при составлении описательных рассказов в конструировании

Задачи:

1.Развивать диалогическую и монологическую речь( расширять и активизировать словарный запас, используя разные предложения с однородными членами, закреплять грамматический строй речи)

2.Развивать мелкую и крупную моторику, стимулируя в общее речевое развитие и интеллектуальные способности, ориентировку в пространстве.

3.Совершенствование коммуникативные навыки детей при работе в парах, коллективе.

Методы и приемы:

Наглядные ( использование ИКТ – технологий, просмотр учебных фильмов, рассматривание схем, иллюстраций, сбор фотоматериалов, дидактические игры, личный пример взрослых)

Словесные ( чтение художественной литературы, загадки , пословицы, проблемные ситуации, беседы, моделирование ситуации)

Практические (Игровые ситуации, обыгрывание постройки, физминутки, конкурсы)

Ожидаемые результаты:

1.У дошкольников появится высокий интерес к конструктивной деятельности.

2.Уверенно строят простые и сложные модели по образцу, модели, по условиям, простейшим схемам, и наглядным схемам, по замыслу, по теме.

3.Развитиа крупная и мелкая моторика.

4.Происходит расширение кругозора, дети имеют представления о транспорте, домашних и диких животных, зданиях.

5.Увелится словарный запас.

6Продолжает развиваться связная речь.

7.Научатся описывать модели по алгоритму и сочинять несложные загадки.

8.Научатся самостоятельно составлять описательные рассказы о своих постройках. Предложения строятся грамматически правильно.

9.Совместная созидательная деятельность « на равных» имеет большой развивающий потенциал: дает возможность родителям понять интересы и раскрыть таланты своего ребенка.

10.Педагог будет вовлечен в постоянную работу с научной и методической литературой по теме проекта.

11.Регулярное обновление предметно – пространственной среды группы.

Взаимодействие с родителями.

1.Вызвать у родителей желание участвовать вместе с ребенком в конструировании, дать им возможность получить навыки взаимодействия с детьми на основе сотрудничества и равноправных отношений

2Оказание консультативной помощи родителям в организации речевых игр при конструировании.

Консультация о влиянии конструирования на развитие речи

Консультация родителей на тему: « Виды конструкторов»

Консультация на тему: « Роль конструирования в развитии дошкольника»

Создание папки – раскладушки « Стихи и загадки при конструировании»

Беседа о необходимости развивающих игрушек дома.

Беседа о личной безопасности во время конструирования дома и в детском саду.

Буклет « Сочиняем сказочные истории вместе с детьми»

Беседуя с ребенком до игры и после можно выяснить уровень связной речи ( умение составить рассказ о том, что ребенок построил, как строил, как он будет играть), способность фантазировать. Не все дети могут сразу же выполнить простейшую постройку, но это не страшно.

Формирование речи у дошкольников происходит на фоне речи воспитателя. Слушая рассказы, опираясь на метод вопросов и ответов, беседы, приобретенные опыт затем используют в самостоятельной речи. Для успешной работы, при составлении описательного рассказа по игрушке детям можно предложить речевую схему, по которой они смогут составить рассказ.

Схема для составления рассказа о будущей постройке.

Расскажи, что ты будешь делать?.

Расскажи, какие детали будешь использовать?

Расскажи, что будешь делать сначала, что

потом?

Расскажи, как будешь скреплять детали конструктора?

Что ты еще хочешь добавить в свой рас

сказ?

Схема составления рассказа о выполненной постройке

Расскажи, что у тебя получилось?

Расскажи, что ты делал сначала, что потом?

Расскажи, какие детали конструктора ты выбрал. Почему?

Расскажи, как скреплял детали?

Что ты еще хочешь добавить о своей постройке?

Схема составления рассказа об игре с постройкой

У тебя такая красивая постройка, расскажи, как ты будешь играть.

Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями?

Расскажи, что будет делать твоя постройка

Что ты еще хочешь добавить о своей игре?

В младшем возрасте при описании игрушки используется следующий алгоритм:

Внесение игрушки в группу до начала занятия.

Рассматривание и исследование игрушки

Тактильное восприятие

Беседа с детьми

Совместный рассказ

При описании игрушки используются следующие приемы:

Рассматривание

Беседа с детьми

Совместное рассказывание

Вопросы педагога

Образец рассказа

Игра с этим предметом

Художественное слово

Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры:

Сначала игрушка называется

Затем раскрываются ее качества, свойства, форма, цвет, особенности и характерные признаки.

Также перечисляются действия, характерные для игрушки или при обращении с ней.

Примерные словесные инструкции для выполнения постройки

Чтоб построить стульчик надо два кирпичика и один кубик ( как на картинке)

Для постройки домика надо взять кирпичик, кубик и призму ( представьте как домик)

Чтоб построить качели достаточно кубика, арки и цилиндра( вспомните как вы качались на качелях)

Чтоб построить машину достаточно одной пластины, двух цилиндров, один полукуб, два куба, один толстый брусок и один маленький полукуб( посмотрите схему). Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствуют расширению пассивного и активного словаря. В результате целенаправленной системы работы по конструированию можно улучшить качественные характеристики речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса.

Мотивация ребенка конструктивной деятельности

Выполнение детьми построек по словесному описанию, способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание – поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией:

-Африканские звери заболели» - строим самолет и быстрей спешим на помощь.

Участие и заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности, оснащенность конструкторами позволит определить качество достигнутых результатов деятельности, выявить трудности и проблемы, что обеспечит корректировку деятельности, направленной на положительный результат.

Но при реализации данного проекта следует предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:

Несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься речевой и конструктивной деятельностью.

Отсутствие партнерских отношений с родителями, педагогами, может привести к незаинтересованности родителей в совместных творческих проектах.

Устранение рисков:

1.Корректировка образовательной программы в соответствии с возможностями и интересами детей.

2.Активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности ( благодарственные письма, информирование на стенде)

3.Взаимодействие с педагогическими работниками ( учитель – логопед, психолог)

Результативность опыта

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, познавательно – исследовательской

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими.

У ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание творить.

Развита связная речь ( диалогическая и монологическая)

Технологическая карта проекта « Развитие речи через описательные рассказы в конструировании

Мероприятия и ответственные

дата

мероприятия

ответственные

09.2018

Работа с методической и познавательной литературой, изучение опыта работы других педагогов по теме проекта

-Консультации о влиянии конструирования на развитие речи

Бушуева Г.Д

09-10.2018

-консультация « Виды конструкторов»

-консультация « Роль конструирования на развитие ребенка»

Создание условий для организации работы. Приобретение

е необходимого конструктивного материала ( игрушек, техники)

Воспитатель

Методическая база

11 -2018

Создание картотеки стихов по теме конструирование

Воспитатель

12-2018

Создание картотеки физкульминуток, пальчиковых гимнастик по теме конструирования.

Воспитатель

01.-2019

Проведение игр с детьми дидактических, словесных, творческих, пальчиковых, подвижных на тему конструирования

Воспитатель, учитель - логопед

Работа с детьми по развитию словесного творчества: истории, сказки, загадки про транспорт

-Волшебная книга « Фантазии в конструировании»

Родители

родители

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области