Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Павлово

Конспект урока

Предмет: окружающий мир

Класс:4 класс

Тема: «Как человек двигается?»

Программа: Проект «Перспективная начальная школа» Автор: Р.Г.Чуракова (издательство Академкнига/Учебник», 2005 г.).

Тип урока: урок открытия нового знания

Выполнила учитель начальных классов

средней общеобразовательной школы №9

с углубленным изучением

отдельных предметов г. Павлово

Новикова Елена Владимировна,

1 квалификационная категория,

стаж работы 20 лет

г. Павлово, 2012 год

Цель: выяснить и запомнить значение костно–мышечной системы; значимость правильной осанки человека при сидении и ходьбе.

Задачи:

Продолжить знакомить детей со строением тела человека.

Познакомить детей со значением скелета и мышц.

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.

Укреплять гигиенические навыки.

Воспитывать внимательное отношение к своему телу.

Воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Развивать речь, мышление, память.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, макет скелета человека, макет позвоночника, детские кубики, гирька.   

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Проверьте вашу готовность к уроку. На столе у вас должны лежать учебники, рабочие тетради на печатной основе, нетбуки, письменные принадлежности

Проверка материала, изученного на прошлом уроке.

Какую тему мы изучили на прошлом уроке (самый большой орган чувств – кожа).

Я хочу предложить вам выполнить задание по этой теме на карточках по уровням сложности.

3. Постановка проблемы:

Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали (на месте), попрыгали, похлопали в ладоши и заняли свои места.

Что мы с вами только что делали? (Бегали, прыгали, хлопали).

Как это можно назвать одним словом? (Двигались)

А как человек двигается? С помощью чего? Выскажите свои предположения. (С помощью костей, с помощью мышц, с помощью костей и мышц).

Ваши мнения расходятся. Другими словами: «У  нас появилась проблема, сформулируйте её». Как человек двигается? (на доске). Для чего вы должны знать как человек двигается? (чтобы двигаться правильно, чтобы тренировать свои мышцы, чтобы беречь кости).

Ну что же, будем решать эту проблему вместе!

4. Поиск решения проблемы

1) Выдвижение гипотез

Приступим к выдвижению гипотез.

С помощью костей.Мышц. На доскеКостей + мышц

Итак, что мы имеем? (Проблему и три гипотезы).

Что мы с ними будем делать? (Каждую из них нужно проверить).

2) Проверка гипотез

Проверять ее мы будем, работая в группах. Каждая группа получает необходимый материал для работы (проволока, пластилин). В течение 5 минут нужно: 1 группе – сделать фигуру человека с использованием только проволоки, 2 группе – сделать фигуру человека с использованием только пластилина; 3 группе – сделать фигуру человека с использованием проволоки и пластилина.

3) Практическая работа в группах

Приступаем к работе (Дети выбирают лидера, распределяют обязанности и выполняют задание).

4) Демонстрация поделок

Представители групп, продемонстрируйте результаты вашего сотворчества.При этом установите фигуру на пластиковой подставке.(Дети выставляют работы)

Какой результат получили?(1и 2 группа – фигурки упали, 3 группа фигура стоит) Почему такой результат?

1 группа проверяет первую гипотезу – может ли двигаться человек только при помощи костей скелета.

Мы использовали каркас из проволоки. Он заменяет скелет. На нем держатся все органы, в том числе и мышцы.

Верно ли предположение, что человек двигается при помощи скелета? Какие его основные функции?

Рассмотрим макет скелета. Послушайте выступление ученика и попробуйте ещё раз ответить на вопрос (какие основные функции скелета).

У костей два назначения. Одни кости защищают уязвимые и мягкие органы твоего тела. Например, ЧЕРЕП, состоящий из прочно соединённых между собой костей, служит надёжным защитным «шлемом» для вашего мозга. ПОЗОНОЧНИК защищает находящийся внутри него спинной мозг, который представляет собой толстый пучок нервов. А крепкая клетка из рёбер охраняет твоё сердце и лёгкие. К костям скелета крепятся мышцы.

Итак, какие основные функции скелета? Первая гипотеза верная? Человек может двигаться при помощи только скелета?

2 группа проверяет вторую гипотезу – может ли двигаться человек только при помощи мышц.

Мы изготовили поделку только из пластилина. У нас нет каркаса – скелета. Есть одни лишь мышцы. Поэтому фигура падает.

Что случилось бы с нами, если бы у нас костей вдруг не стало? (Мы бы упали, развалились, как мясное желе).

Вторая гипотеза верная? Человек может двигаться при помощи одних мышц?

3 группа проверяла гипотезу – может ли человек двигаться с помощью костей скелета и мышц.

Мы изготовили поделку из проволочного каркаса (скелет) и пластилина. Фигурка не упала.

Третья гипотеза верна? Человек может двигаться с помощью костей скелета и мышц? Давайте проверим ее.

Прощупайте правой рукой ладонь своей левой руки. Что вы почувствовали под кожей? (Кости и мышцы).

Как называется система костей и мышц? (Опорно-двигательный аппарат).

5) Работа в группах

Итак, мы узнали, что человек двигается при помощи костей скелета и мышц. А как же, все-таки, мы двигаемся? Чтобы до конца разобраться в этом вопросе, мы снова поработаем в группах. Откройте учебники на странице 17. Познакомившись со статьями на страницах 17-19, вы ответите на вопрос, который получит каждая группа (учитель раздает вопросы). Текст читаете весь до конца и выбираете  информацию, касающуюся вашего вопроса. Ответ может быть коротким (одно, два предложения).

Вопросы:

1 группа: «Что нам дает возможность стоять и ходить?»

2 группа: «Все наши мышцы полностью приклеены к костям». Верна ли эта мысль?

3 группа: Правильно ли говорят: «Моя мышца то сгибается, то разгибается»?

(Дети работают 5-6 минут).

Время закончилось. Предоставляем слово каждой группе. (Выступления учащихся).

1 группа – Позвоночник и кости ног совместно со скелетными мышцами и суставами дают тебе возможность стоять и ходить.

2 группа – Скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль её поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости.

3 группа –мышца-сгибатель и мышца-разгибатель – это два противоположно действующих «механизма». Они работают согласованно. Если мышца-сгибатель сокращается, то мышца-разгибатель, и наоборот.

Выслушав ответы, прошу вернуться к 3 гипотезе и сделать вывод. (Человек двигается с помощью опорно-двигательного аппарата. Мышцы, сокращаясь и расслабляясь, приводят в движение кости).

Итак: 3 гипотеза верная. Что и нужно было доказать!

А я вам предлагаю ответить еще на один вопрос. Где рождается кровь? В полости кости находится костный мозг. Костный мозг производит клетки крови. Это красные кровяные клетки, которые переносят кислород, и белые кровяные клетки, помогающие твоему организму бороться с микробами и болезнями.

5. Физкультурная минутка

Согните руку. Прощупайте мышцу, которая сократилась. Какая она? (Твёрдая, упругая, напряжённая, уменьшилась). Какая мышца противоположная? (мягкая, расслабленная)

В каждом шаге принимает участие до 300 мышц! В течение дня человек делает 20 тысяч шагов, за год — 7 млн, за 70 лет жизни — почти 500 млн шагов. Это расстояние приблизительно 384 тысячи километров — равно расстоянию от Земли до Луны!

6. Работа с макетом позвоночника

Как называется эта часть скелета человека? (позвоночник).

Позвоночник состоит из маленьких костей – позвонков. В середине каждого позвонка имеется маленькое отверстие. Так как позвонки располагаются один над другим, то их отверстия находятся друг под другом. Внутри позвоночника образуется длинный канал, в котором спрятан спиной мозг. А что приводит к искривлению позвоночника?(Неправильная осанка. Сидят, ходят неровно, горбятся).

Сейчас мы с вами проведем еще опыты. У нас есть 6 кубиков – представим, что это наши позвонки.

1) Очень аккуратно поставим их один на другой. На самый верх конструкции поставим гирьку. Что получили? Конструкция не пострадала, так как не один из кубиков не сдвинулся.

2) Еще раз воздвигнем конструкцию из 6 кубиков, каждый раз сдвигая немного вправо каждый следующий кубик. Когда мы поставим наверх гирьку, конструкция разрушится, не выдержав тяжести этого груза.

Так же и ваш растущий позвоночник. При неправильной осанке он искривляется, не выдерживая веса тела.

Учитель приглашает помочь 4 человек.

Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ученика спина не искривлена. С чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем?

Третий ученик держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ученик ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

2) Правильная осанка.

Как избежать искривления позвоночника? Прежде всего, необходимо постоянно следить за своей осанкой. Хочу предложить вам один способ проверки своей осанки: нужно стать спиной к закрытой двери так, чтобы затылок, лопатки, пятки и кончики мизинцев, опущенных, прижатых к телу рук коснулись плоскости двери.

(Демонстрация учащимся;  учитель обращает внимание на фигуру ребенка).

– Так стоять гораздо труднее, чем «просто» стоять. Однако, это одно из интересных и несложных физических упражнений, которое следует выполнять каждое утро в течение пяти минут не только детям, но и взрослым. Хорошая осанка не дается человеку с рождения, она вырабатывается в процессе жизни.

7. Работа с нетбуками.

Я прошу вас открыть нетбуки. Окружающий мир, 4 класс, 1 тема – Человек – живое существо и выполнить задания № 6,8,9,10.

8. Итог. Рефлексия

Какую проблему мы поставили в начале урока? (как человек двигается). Итак, решили ли мы эту проблему? Как человек двигается?

Посмотрите ещё раз на план урока. Все ли пункты плана мы выполнили? Когда вам было интересно? Когда вы затруднялись?

– Наш урок подошел к концу, и я хочу, чтобы вы заполнили таблицу.

– Зачем нам был нужен этот урок? (Выводы детей).

Раньше я думал, что…

Для меня было открытием…

Меня удивило…

9. Домашнее задание

Учебник: стр. 17 – 20, пересказ.

Тетрадь: №12 -16.

Творческое задание: придумать комплекс упражнений для утренней зарядки.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области