Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методы и приемы коррекционной работы младших школьников с ЗПР в условиях общеобразовательной школы

Цель работы: рассмотреть особенности инклюзивного обучения младших школьников с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы, в классах с нормально развивающими детьми на примере методов и приемов работы на уроке.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методы и приемы коррекционной работы младших школьников с ЗПР в условиях общеобразовательной школы

Работая в школе, где в обычных классах часто встречаются дети с задержкой психического развития, учителя приходят к выводу, что каждый такой ребенок обязательно нуждается в индивидуальном подходе; для каждого ребенка необходимо разрабатывать особую программу обучения, исходя из того, насколько снижен общий запас знаний, насколько нарушено внимание и интеллектуальная продуктивность. В современной педагогической теории и практике процесс обучения детей с задержкой психического развития рассматривается с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой общеобразовательной школе вместе с обычными детьми при создании дополнительных условий (организационных, педагогических, психологических) , в том числе дозированной помощи, облегчающих процесс обучения, то есть инклюзивное образование.

Основные трудности в обучении таких детей:

В обучении письму и русскому языку: трудности формирования зрительного образа буквы; написание лишних элементов; ограниченность словарного запаса, недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, низкая познавательная активность; пропуски и замены букв; большое количество орфографических ошибок; неумение применять правила; неустойчивый почерк.

В обучении чтению: затруднения в запоминании конфигурации букв и в различении близких по конфигурации букв; перестановка букв при чтении; замена букв при чтении; «механическое чтение»; медленный темп чтения (побуквеннное или слоговое чтение).

В изучении математики: проблемы пространственной ориентировки; неумение пользоваться математической терминологией; проблемы в понимании математических отношений; трудности при решении математических задач;

плохое знание таблицы сложения (умножения); неумение принимать алгоритм выполнения арифметического действия.

В изучении окружающего мира: низкий уровень представлений об окружающем мире; низкий уровень словарного запаса; трудности, связанные с недостаточно развитыми мотивами учения; боязнь устных ответов.

В изучении литературного чтения: слабое развитие функции самоконтроля;

недостаточное развитие концентрации внимания; непонимание смысла прочитанного.

Возможные психологические причины данных трудностей:

1. Пропуски букв в письменных работах. Это явление имеет несколько причин - слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.

2. Невнимательность и рассеянность. Низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

3. Трудности при решении математических задач. Слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.

4. Неусидчивость. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.

5. Затруднения при пересказе текста. Несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.

6. Неаккуратность в тетрадях. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.

7. Многократное повторение учителем инструкции к заданию. Причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.

8. Затруднения в запоминании таблицы сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.

9. Затруднения в выполнении заданий для самостоятельной работы. Причины - несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

10. Плохое ориентирование в тетради. Причины - низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

11. Большое количество орфографических ошибок. Низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.

Учитывая причины неуспеваемости детей, их индивидуальные особенности, я планирую так работу на уроке, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. Здесь никак нельзя обойтись без помощи. Помощь детям оказывается дозировано по мере необходимости.

Приемы и методы коррекционной работы:

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запоминать. Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются. Прочное усвоение написания таких слов достигается путем их частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока. Опыт показывает, что основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность задании и упражнении, многократное (5-8 раз), обращение к изученным словарным словам на ежедневной орфографической пятиминутке.

При изучении словарных слов я использую следующие приемы и методы:

1)приемы зрительного запоминания :

-зрительный диктант

-списывание с различными заданиями

-проверка слов по словарю

-использование таблиц, карточек, перфокарт

-выделение орфограмм цветным мелом на доске, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание

-записывание не слов, а только орфограмм

-повторное написание слов

-работа по плану

Например,

1.Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется

2.Обозначь ударение, подчеркни гласную

3.Запиши два однокоренных слова.

Образец: ореˈх, ореˈх, ореˈх, ореˈховая, ореˈшник

2)метод сопоставления групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь , собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы)

3)метод противопоставлений: ученик- учитель; и т .д.

4)метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания

5)составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д.

6)составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы

7)занимательные формы работы: включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, юморесок, загадок, проведение конкурсов, викторин .

Например, карточки:

1.Тр…мвай, г…рох, в…рона, д…журный, лес…ница, р…бота, з…вод, л…донь, ябл…ко.

Вставь в предложения подходящие слова:

Я еду на_____________ на р..боту. Чтобы сорвать ____________, надо встать на ________________. Иван В…ронин- _____________ по з…воду. У дев…чки в л…дошке _____________.

2.Впиши словарные слова:

Кислый фрукт.- _____________

Подземный транспорт.-______________

Столица России.- ___________________

Лесная ягода.- _________________

Ей копают.- ______________

В нем делают покупки- _____________

Из неё едят.- _____________

3.Обведи нужную букву:

Ст а о лица, р а о стение, т а о варищ, ур а о жай, т а о пор,

к а о пуста, кр а о вать, в а о робей, д е и журный, б е и реза,

с а о лома, л а о донь, учит е и ль, с а о рока, уч е и ник,

уч е и ница.

4.Заполни кроссворды подходящими словами:

а

а

а

а

а

о

о

о

о

о

М…сква, м…роз, р…бота, …дежда, в…р…бей, …лф …вит, п…льто, …гурец, л…донь, к…р…ндаш.

5.Порядок работы над группой словарных слов:

1 этап. Подготовительная работа учителя. Я группирую слова из словаря в блоки по шесть слов в каждом ( Приложение 1). Такой подход к формированию блоков позволяет решить развивающую задачу, т.е. создается возможность учитывать индивидуальные особенности, интересы и темп продвижения каждого ученик. Подбираю дидактический материал: загадки, скороговорки, исторические справки, фразеологизмы, стихи, пословицы поговорки, тексты диктантов с изучаемыми словами, задания; Готовлю демонстрационный и раздаточный материал.

2 этап. Самостоятельная работа детей. Ученик: оформляет творческий словарь: записывает группу слов ,обозначает орфограмму, рисует рядом с каждым словом картинку- аналогию, позволяющую точно запомнить слово.

3этап. Запоминание группы слов. Вот некоторые приемы, которые использую при повторении :письмо слов на кальке, по трафарету, самостоятельно или с комментированием; прочитать слова с таблицы орфографически, деля на слоги; устный картинный диктант: назови слово как пишем, поднимая карточку с гласной буквой; зрительный диктант: дети читают слово хором, затем оно убирается, остается картинка, записывают самостоятельно или с комментированием. Любят ученики, когда слова с непроверяемой гласной приносит их любимый сказочный герой или игрушка. Слова на карточках написаны с пропущенной буквой. Любят дети и такую игру: Незнайка допустил ошибки в словах. Сколько их? Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто назвал правильное количество ошибок, получает похвалу. Затем коллективно исправляют ошибки.

Словарные слова повторяются в течении всей недели каждый день, потом повторяются после первого изучения - через 2 недели; еще через месяц - 2 раза, затем через 2 месяца - с целью контроля. Хорошо использовать мини-диктанты в начале урока, карточки в устных диктантах, хоровое произношение. Очень интересно проходят мини-диктанты, загадывая загадки. Загадки собираются по классам в конвертах и используются на уроках, работая со словарными словами.

Карточки-помощницы

(Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону)

В.П.Канакина «Русский язык» 3 класс, упражнение 195

Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов – это однокоренные слова.

С…лить, с…леный; к…рмить, к…рмушка; б…льной, заб…леть; д…пекий, д…леко, м…лчать, м…лчун, в…рить, в…ренье, ск…зать, переск…зать, с…сновый, с…сна.

Подберите для каждого однокоренного слова проверочное.

Запишите однокоренные слова так, сначала проверочное, потом проверяемые

слова. Выделите в них корень.

Сначала задание выполняется всем классом, потом самостоятельно. Те ребята, которые затрудняются в выполнении задания используют карточку-помощницу.

Способы проверки безударных гласных в корне слова:

1)Изменяю слово:

-Один-много

Волнаˈ-воˈлны

-Много-один

Паруса'- паˈрус

-По вопросу

Где? Моряˈ- в моˈре

Что делал? Что делает?

Писаˈл- пиˈшет

2)Подбираю однокоренное слово:

-Большой-маленький

Ковеˈр-коˈврик

-Маленький-большой

Площаˈдка-плоˈщадь

-Назови ласково

Зимаˈ-зиˈмушка

-Какой?-Что?

Зелеˈный- зеˈлень

-Что делал?-Что?

Плясаˈл-пляˈска

Работа с бегунком

При отработке навыка написания безударных гласных в корне можно использовать бегунок. Это карточка, на которой записаны гласные буквы, чтобы показать букву, надо передвинуть окошко-бегунок (рис.1). Я называю слова с безударной гласной, по команде дети передвигают бегунок и показывают выбранную букву. По следующей команде учителя дети называют проверочное слово или хором, или по одному. Работа с бегунками проводится на каждом уроке. Аналогичные бегунки используются при закреплении парных согласных и непроизносимых согласных (рис.2)

а

о

и

е

я

Рис.1

б

в

г

д

ж

з

п

ф

к

т

ш

с

Рис.2

Игра «Маячок»

На лугу пестреют яркие цветы. На краю далеком неба зорька заалела.

-Прочитай предложение 2 раза: сначала орфографически, затем орфоэпически.

Выставляется под буквой знак (в виде: огонька, костра, маячка, красной точки и т.д.).

К словам с «маячками» подобрать проверочные слова, используя разные способы проверки.

« Поиск орфограмм в «чистом» тексте»

Например,

1) Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить. На дом можно дать детям задание самим найти загадки со словами с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Шёл я утром по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Ковёр цветастый на лугу –

Налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный … (Тюльпан)

2) Выпиши слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подбери и напиши проверочное слово. Подсказка – должно быть 12 слов.

Совенок

В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели. Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Различные виды диктантов

1) Диктант “ Проверяю себя”

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

2) Диктант с обоснованием.

Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемые ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.

3) Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

4) Диктант «Найди слова».

Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемыми безударными гласными и с непроизносимыми согласными.

Какографические упражнения

Упражнения в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствуют развитию самоконтроля. Младшие школьники очень охотно выполняют задания на исправление «чужих» ошибок.

Приём аналогии

Известный методист прошлого В.П. Вахтеров советовал: «Чтобы заинтересовать детей такими абстракциями (как языковое понятие), чтобы сделать их более простыми, понятными и наглядными, мы горячо рекомендуем аналогии между изучаемым и какими-нибудь обыденными, хорошо известными ученику предметами и явлениями» Термином «аналогия» называется логическая операция – «рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве в других признаках»

Соотнесение обычно начинается с предъявления (актуализации в памяти) какого-либо явления, объекта вне языковой действительности или хорошо усвоенного языкового понятия и исследования его признаков, сходных с признаками изучаемого понятия.

Пример 1. Видели ли вы, как строят дома, как растут дома? Подобно тому, как растут дома, слова тоже могут расти; из одного слова может вырасти другое. Как это происходит? (При введении понятий «приставка», «суффикс». – 3 класс Русский язык «Школа России»)

Пример 2. Кто любит играть в прятки? Что это за игра? Как в неё играют? (При изучении темы «Непроизносимые согласные»)

Пример 3. Тебе знакомо научное название, которое начинается словом сложные? Какое? Объясни, что им называют. (При введении понятия «сложное предложение», «сложные слова»)

Пример 4. Чем слова похожи на ящерицу? (Читается рассказ В. Бианки «Первая охота». Устанавливается, что у ящерицы есть хвостик, который меняется.) Эти хвостики – окончания – изменяются, чтобы связывать слова. Итак, при проведении аналогии учащиеся приобретают знания о существенных признаках языкового понятия не простым наблюдением, а опосредованно – путём логического переноса этих признаков с хорошо знакомого объекта на незнакомый, изучаемый; с объекта реального, легко «наблюдаемого» – на абстракцию.

Пример 5. Прочитайте название раздела. («Связь слов в предложе нии».) Как наши друзья его понимают? (Рассматривается иллюстрация: дети взялись за руки, они дружат. И слова в предложении «дружат»)

Самая главная дисциплина на уроке -дисциплина труда. Помогает педагогу активизировать внимание и включить каждого ученика в работу прием комментированное управление. Деятельностью класса руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца, и ведет за собой остальных. Комментированное управление вводится с первых дней нахождения детей в школе- это написание элементов букв под счет, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач.

Урок русского языка.

Корова дает молоко.(запись предложения на доске)

Учитель: Веди , Настя!

Настя комментирует-руководит:

- Первое слово в предложении пишу с заглавной буквы: Пишу Ко , гласную –о, пишу ро, гласную –о, пишу ва, гласную- а. Слова в предложении пишутся отдельно. Пишу да- гласную а, пишу ет-замочек т. Все слова в предложении пишутся отдельно. Пишу мо-гласную о, пишу ло- гласную о, пишу ко-гласную о.В конце предложения ставлю точку. Проверяю( ученица еще раз читает по слогам предложение, ведет пальцем по тетради).

Тут же вопрос: Кто успел вместе с Настей?

Термин «веди» вошел в наши уроки вместо традиционного и так пугающего «отвечай».

По мере продвижения от 1класса к 4классу комментированное управление переходит в доказательное комментирование-рассуждение при решении задач, уравнений, при выполнении разных видов разбора на уроке русского языка.

В результате такой организации труда в классе создается единый темп учебной работы. На уроке все дети работают, ученики становятся организаторами труда товарищей, то есть учатся и управлять, и руководить, и подчиняться.

Доступная домашняя работа

Домашняя работа-это особый вид самостоятельной работы. Он происходит без непосредственного руководства учителя., поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Одно из главных условий -доступность домашней работы.

Карточки с дифференцированными заданиями выдаются детям в следующих случаях:

1)При прохождении темы, когда встречаются сложные понятия;

2)При обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам;

3)При работе над ошибками в контрольных работах.

Предлагая дифференцированные домашние задания, учитель учитывает:

1)способность ребенка к учебной деятельности;

2) умеет ли выразить свою мысль;

3)познавательную активность;

4)организованность в работе( умеет ли доводить начатое дело до конца);

5)отношение родителей к учебе ученика.

Учитель одновременно может дать домашнее задание трех уровней:

Первый уровень — обязательный минимум, который должен быть понятен и по силам любому ученику.

Второй уровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые без особой трудности осваивают программу и хорошо знают предмет.

Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока и уровня подготовленности учеников. Чаще всего, это творческое задание, которое стимулируется высокой оценкой.

Например, М.И.Моро «Математика» 3 класс, стр.24-25

Тема: «Порядок действий»

1уровень

1.Вычисли, записывая решение столбиком

75-49 64+28 93-57 56+16

2.С одной грядки собрали 20кг картофеля, а с другой на 5 кг больше. Сколько килограммов собрали с двух грядок?

Выполни действия, ответив на вопросы:

1)Сколько кг картофеля собрали со 2 грядки?

□□ +□=□□_____________________________________

2) Сколько кг картофеля собрали с двух грядок?

□□=□□_______________________________________

2уровень

1.Установи порядок, выполни вычисления.

32 + 9 ∙ (19-16) =

27: 3 ∙ 4 =

3∙ 9 – 18 : 3 =

2.Реши задачу:

С одной грядки собрали 20кг картофеля, а с другой на 5 кг больше. Сколько килограммов собрали с двух грядок?

3уровень

1.Установи порядок, выполни вычисления.

32 + 9 ∙ (19-16) =

27: 3 ∙ 4 =

3∙ 9 – 18 : 3 =

2.Дополни условие и реши задачу:

В хозяйстве 8 комбайнов. 12 тракторов, а грузовиков на 5 больше, чем тракторов и комбайнов вместе. Сколько…?

Задача учителя активно наблюдать за обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять тот вариант домашних заданий, которые не требуют интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать их мотивацию на успех, преодоление трудностей.

Таким образом, используя на уроках самые разнообразные приемы и методы коррекционной работы учитель дает возможность каждому ребенку, в том числе и ребенку с ОВЗ, развиваться в своем собственном режиме и получать доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.

Приложение 1

3 класс

столица

Москва

Родина

Россия

народ

Кремль

город

улица

завод

магазин

работа

машина

огород

овощи

картофель

капуста

морковь

горох

ягоды

земляника

малина

смородина

крыжовник

орех

север

запад

восток

заря

горизонт

восход

комната

кровать

диван

картина

мебель

компьютер

завтрак

обед

ужин

посуда

тарелка

стакан

шёл

чёрный

жёлтый

тяжёлый

пчёлы

ещё

яблоня

сирень

береза

рябина

тополь

орешник

Новый год

С Новым годом!

С Днем рождения!

День знаний

День 8 Марта

День победы

мороз

ворона

воробей

сорока

корова

горох

медведь

заяц

животное

собака

лягушка

обезьяна

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области