Мастер – класс «Улыбнись-сказка рядом….»
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с методом сказкотерапии (основные понятия, этапы и формы)
Задачи: 1. Познакомить педагогов с одной из форм работы со сказкой (это разыгрывание и показ сказки);
2. Познакомить педагогов со схемой составления сказки;
3. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс «Улыбнись-сказка рядом….»
Как говорил Джордж Мартини «Сказка - как старые друзья, их надо навещать время от времени».
Сказка входит в жизнь человека почти с самого его рождения.
Показывая, рассказывая и проигрывая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.Сказка позволяет речь сделать эмоциональной, образной, красивой.
Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это – групповое разыгрывание сказки .
Для проведения мастер-класса, мне нужно 5 человек.
1 этап «Знакомство».
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Психологический настрой: Золотая рыбка
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.
Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
Психолог. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех.
2 Этап «Ритуал вхождения в сказку
1. Герои нашей сказки - Цветочек Кандык, Бабочка Чачак, Койон (заяц), Девочка Карагыс, Бору (волк).
А теперь нам необходимо перевоплотиться в роли наших героев, закройте глаза (надеть участникам головные уборы).
Дайте соседу подробную характеристику его героя, не называя имени. Начинает автор (Цветочек Кандык – тихий, спокойный, боязливый, нерешительный, но очень красивый; бабочка «Чачак» – красивая, с большими крыльями, легкая, позитивная, улыбчивая; Заяц (Койон) – маленький, трусливый, глаза раскосые; Девочка Карагыс– веселая, уверенная в себе, любит природу; Бору (волк) – глупый, всегда голодный, страшный).
Вокруг себя ты повернись в героя сказки превратись.
3 Этап. «Рассказывание сказки».
Сказка начинается.
В лесу на зеленой красивой полянке рос очаровательный ароматный цветочек Кандык. Он посылал всем воздушные поцелуи и размышлял вслух…..
Пока цветочек размышлял, на полянку залетела очень красивая бабочка Чачак.
Она села возле цветочка и нежно прижалась к нему своими крылышками, а цветочек весело засмеялся и спрашивает у бабочки …..
Затем он пригласил бабочку на зажигательный танец .
И вдруг их увидел пробегающий мимо пушистый койон .
Койон был немного раскосый, и поэтому его заносило то в правую, то в левую сторону, а еще у него болела правая лапка и он прыгал на левой. Цветочек, увидев это, весело засмеялся и говорит….
А бабочка подлетела к койону и стала дуть на его больную лапку. Лапка у зайчика быстро зажила, и он от радости запел…...
И вдруг в это время на полянке появился жутко голодный бору.
Он скрежетал зубами, и заговорил человеческим голосом…..
Заяц от испуга стал прятаться за крылышки бабочки, его глаза стали еще более раскосыми. Бабочка тоже вся затрепыхалась, а цветочек Кандык совсем обмяк, поник от страха. Но в это время на их счастье вдруг на поляне появилась Карагыс, она шла веселым бодрым шагом и напевала веселую песенку …...
Бору, увидев Кандык, облизнулся и затаился в ожидании, а про себя думает….
Карагыс увидела Кандык, наклонилась к нему, понюхала и поцеловала. Затем она погладила крылышки бабочки, расправила поникшие уши Зайца, и только потом увидела волка. И не свойственным себе голосом закричала…., а волк тем временем, приближался к девочке и уже был готов проглотить ее.
4 Этап «Сказочная задача»
Теперь вы должны найти выход из сложившейся ситуации.
Если отриц. Ответ, то. А как можно было бы, выйти из ситуации другим способом. Давайте выберем из сложившихся ситуаций, какой был бы лучше.
Если полож ответ, то
Злым быть невыгодно и неинтересно, от зла нет никакой пользы. Добро же всесильно, делая добро человек, помогает себе и другим людям.
5 Этап «Обобщение приобретенного опыта
Вот и сказке конец, а кто участвовал молодец. Прошу всех актеров выйти и поклониться.
Ну как, вам понравилась сказка? Мне очень уж понравилось.
6 Этап «Ритуал выхода из сказки
А нам пора покидать сказку. (участницы закрывают глаза, автор снимает с них головные уборы).
Вокруг себя ты повернись в себя опять ты превратись.
7 Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)
-Какие чувства вы испытывали в роли своего сказочного героя?
- Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?
А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы выбрали сказку, которая вам нравится больше всего, а я вам скажу ваш тип жизненного сценария.
1.Русалочка (Г. Андерсен)
2.Золотая антилопа (индийская народная сказка)
3.Золотой ключик (А. Толстой)
4.Дикие лебеди (Г. Андерсен)
5. Маугли (Д.Р.Киплинг)
6.Три толстяка (Ю.Олеша)
7.Гуси – лебеди (русская народная сказка)
8.Снежная королева (Г. Андерсен)
9.По щучьему велению (русская народная сказка)
10.Царевна – лягушка (русская народная сказка)
11.Конёк – горбунок (Ершов)
12.Сказка о царе Салтане (А.С.Пушкин)
13.Спящая красавица (братья Гримм)
14.Золушка (Ш. Перро)
Комментарий психолога.
Если вы выбрали сказки:
•Русалочка (Г. Андерсен)
•Дикие лебеди (Г. Андерсен)
•Снежная королева (Г. Андерсен)
•Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Ваш тип:
В Вашей жизни присутствует элемент жертвенности. Вы не ожидаете помощи со стороны (чудес), так как привыкли самостоятельно добиваться своих целей. Нередко Вы осознанно идёте на какие – то лишения ради близких Вам людей.
Если вы выбрали сказки:
•Золотая антилопа
•Золотой ключик
•По щучьему велению
•Конёк – горбунок
Ваш тип:
Вы принадлежите к людям, которые в глубине души мечтают выиграть ДЖЕКПОТ. Жизнь этих людей проходит в ожидании небывалого везения, либо какого – то невероятного события. Такие люди верят в исключительность своей судьбы.
Если вы выбрали сказки:
•Золушка
•Царевна – лягушка
•Сказка о царе Салтане
•Спящая красавица
Ваш тип:
Вы постоянно испытываете такое чувство, что Вас недооценили. Вы считаете, что с Вами постоянно поступают несправедливо. И все Ваши поступки направлены на то, чтобы доказать, кому – то (или всему миру), что Вы достойны лучшего.
Если вы выбрали сказки:
•Маугли
•Три толстяка
•Гуси – лебеди
Ваш тип:
Вы относитесь к таким людям, которые борются за справедливость. Нередко Вы отстаиваете интересы других людей, но можете постоять и за себя. В этой борьбе Вы готовы выяснять истину и добиваться справедливости.
Я думаю, каждый прочитал свой тип жизненного сценария. И в завершении мастер-класса хочу сказать
В этом мире так трудно поверить
В то, что есть еще чудеса
Если в сказку приоткроешь ты двери,
То увидишь в ней свет волшебства
Удачи на сказочном пути!