Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду.

Цели: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном поселке; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю. Программное содержание: - Формировать у детей представление о России, как о родной стране; - Дать понятие «Малая Родина»; - Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям; - Развивать умение согласовывать движения со словами; - Обогащать словарь детей новыми словами: «Малая Родина», супермаркет. - Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину (гордиться достижениями и достопримечательностями родного города). Планируемые результаты: иметь представление о родном городе, знать понятие «символика», формулировать ответы на вопросы педагога.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас.

Георг Кристоф Лихтенберг

Из всех сфер нашей жизни образовательная среда наиболее чутко реагирует на актуальные общественные запросы, а также на ментальные, нравственные и, конечно же, технологические вызовы современного мира. И вновь, и вновь мы, педагоги, решаем сложные социально-педагогические уравнения в инновационном режиме, определяя направления, задачи и систему мероприятий в рамках многогранности всего образовательного процесса.

Выстраивая стратегию инновационного развития, мы с коллегами опирались на передовой федеральный опыт, а также научно и практически обоснованные исследования, направленные на совершенствование образовательных инструментов, доказавших свою эффективность при создании образовательного пространства, в котором каждый из участников смог бы реализовать свой потенциал.

В процессе работы, проектный совет детского сада, созданный на базе методического кабинета, осуществлял руководство экспериментальной деятельностью, направленной на построение новаторской модели педагогической деятельности по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей и создание мини-музея в детском саду». В ходе реализации данного проекта мы пласт за пластом поднимали важные педагогические задачи, касаемые социализации детей, преемственности дошкольного и начального образования, привития нравственных и патриотически формирующих условий в образовательном процессе. В приоритете наших проектных задач, также немалое внимание уделялось информационно-образовательной поддержке родителей воспитанников. Прикладной аспект педагогической деятельности был направлен на экскурсионно-этнографический туризм с детьми детского сада для повышения качества педагогических методик, используемых в рамках новаторского проекта.

Стоит отметить, что о важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Тема не нова в педагогике. А все потому, что обращение к отеческому наследию формирует уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, с акцентом на знание истории народа. В перспективе основы данного этически-морального каркаса станут ядром формирования толерантного отношения к культуре и традициям иных народностей, сглаживая столь актуальную на сей день остроту межнациональных конфликтов в обществе.

Как дорога длиною в жизнь начинается с маленького шага, так и опыт ребенка в чувствах привязанности берет свои истоки с безусловной и всеобъемлющей любви к самым близким людям. Воспитание эмоционально-положительных привязанностей к близким людям (родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам) формируют в детях с малых лет основы эмоциональной оседлости, приверженности нравственным и культурным корням этнического социума, той самой психологически-комфортной среды обитания в которой взрослый человек чувствует свою идентичность и самодостаточность. Любовь к родному языку, культурному наследию, к тем географическим локациям, где ребенок живет и растет, где формируются звенья генеалогической цепочки его семейной родословной - и есть Родина! Любовь к Ней - абсолютна и безусловна, как любовь ребенка к матери.

В своей практике первостепенно мы стараемся приобщить детей к пониманию того, что нужно говорить как на русском, так и на осетинском языках. Это билигвальное общение имеет для детей огромное значение. Также в своей работе, мы приучаем детей видеть и понимать красоту окружающего мира, развиваем желание узнавать о своем происхождении, традициях, культуре и истории осетинского народа. Наш педагогический инструментарий в данном вопросе не нов, но проверен поколениями - изучение художественной литературы, адаптированных основ национального прикладного искусства, а также всего арсенала народного творчества: песни, танцы, стихи и постановки сценок на осетинском языке - дают благодатные всходы в детских сердцах и умах.

Немаловажную роль в формировании патриотического каркаса подрастающего поколения играют и родители. Активно привлекая мам и пап к поставленным педагогическим задачам, мы просим проводить с детьми семейные беседы об этимологии имени ребенка, происхождении своей фамилии, а также родственных фамилий, призываем подключать бабушек и дедушек к рассказам о том селе и горном поселении, где формировалась родословная данной семьи. Стоит отметить энтузиазм родителей, с которым они подключаются к нашим образовательным проектам.

К примеру, бабушка Софьи Хугаевой, (еще в недавнем прошлом профессиональный повар, а сегодня достопочтенная пожилая женщина на своей улице (аефсин), с радость согласилась провести для детей средней группы увлекательный мастер-класс по приготовлению традиционной осетинской лепешки из кукурузной муки - каердзын. Вдохновленные процессом и результатом, эмоционально наполненные историями из детства глубокоуважаемой Зинаиды Ахсарбековны Черчесовой, наши дети еще долгое время вспоминали данный эпизод, и вновь, и вновь обращаясь к нам с просьбами пригласить «нана Софьи к нам в гости». Воистину гласит восточная пословица: «Мудрость старца в умении спуститься до незнания ребенка и совершить вместе с ним восхождение, увековечив себя в его сердце».

В своей педагогической деятельности с целью развития эмоционального и лингвистического интеллекта мы практикуем методики «активного говорения» на заданные темы. В зависимости от возраста и развития речи ребенка, мы с интересом выслушиваем рассказы детей из жизни их бабушек и дедушек, близких и далеких родственников. Совместно с родителями мы разработали мини-проект под рабочим названием «Генеалогическое древо». Дети с радостью приносят семейные альбомы, по фотографиям в которых прослеживают всю генеалогическую связь поколений, логически выстраивая древо своей семьи.

Плавно переходя от частных, единичных примеров к общим выводам, путем индуктивных методик, в рамках заданного образовательного спектра, мы движемся в направлении формирования толерантного отношения к этно-культурой среде не только в географической локации нашего многонационального региона, но и в рамках всего Южного Федерального Округа, пестрящего этнической самобытностью с древнейшей историей, уходящей в вековую глубь. Глубокое уважение и взаимопомощь представителей различных этносов, населявших Северный Кавказ из поколений в поколение были залогом мирного и добрососедского сосуществования. Знакомя детей с элементами культуры, значением национальной символики и бытовых традиций родного края и близлежащих республик, мы прививаем детям азы толерантности и прокладываем невидимые глазу мосты дружбы в умах и сердцах подрастающего поколения.

Социально-культурная жизнь Северной Осетии всегда была интересна и многогранна. Мы стараемся воочию знакомить детей с объектами культурно-образовательного назначения. Наши краеведческие экскурсии пролегают через национальные музеи, арт-галереи, театры, библиотеки, мастерские народно-прикладного искусства, мемориальные комплексы и парки отдыха города Владикавказа.

К примеру, в Мемориальном доме-музее К. Л. Хетагурова, светила осетинской литературы, дети узнали и иные грани таланта поэта. Иконописец, художник, общественный деятель и публицист, выдающийся представитель осетинского народа увековечил свое имя в мировой литературе, как феномен планетарного масштаба.

Атмосфера, царящая в Национальном музее РСО-Алания, позволила нам в полной мере окунуться в мир древности, показать детям экспонаты культурно-бытового наследия наших предков. На примере, воссозданного антуража горского дома – сакли, дети смогли представить уклад жизни горцев начала прошлого столетия. Рассказ о символическом значении традиционного трехногого круглого стола (фынга) и стульев, надочажной цепи, ритуальной пивной чаши и трех пирогов воссоздал сюжеты из традиционно-бытовой обрядности осетин и национальных сакральных обрядов.

Неподдельный интерес детей всегда вызывает устное народное творчество и народные сказания, отражающие национальный дух этноса. Особо увлекателен мир Нартского Эпоса, величайшего, в масштабах мировой литературы, этнического наследия осетин.Нартский эпос - является творчеством осетинского народа, а нарсткие сказания берут свое начало от алан. В своей практике мы знакомим детей с героями Нарсткого эпоса. Мифические персонажи становятся положительным примером подражания для подрастающего поколения. Это смелость и ловкость, отвага и честь, правдивость и уважение к женщине, благородство и почитание старшего поколения.

Детям во все времена было интересно общаться со взрослыми. Особенно с интересными, культурными, интеллектуальными и много знающими людьми. А для этого необходима преемственность поколений, Дети знают, что все взрослые когда-то были детьми, такими же как и они сами. Сегодня они стали учеными, артистами, писателями, композиторами и т.д., им интересно общаться с людьми, от которых узнаешь много интересного о прошлом и настоящем, дети задают им порой смешные, но волнующие их вопросы. И для того, чтобы удовлетворить пытливый ум ребенка, нужно не только читать сказки, стихи, пословицы и загадки, но активно водить детей на экскурсии, выставки, праздники, развлечения, так как увиденное и услышанное от авторитетных личностей: актеров, спортсменов, краеведов, учителей и просто хороших людей – запоминается лучше и надолго.

В своей работе в детском саду совместно с родителями мы организуем круглый стол с чаепитием, где решаются небольшие, но важные задачи. Например: как родители формируют знания детей о семье, ее родословной, т. е. кем приходиться дедушка папе ребенка, рассказать о том, что и фамилия ребенка такая же потому, что она переходит от деда к отцу, от отца к ребенку и т.д. Приглашали в группу дедушку ребенка, который рассказал детям случай из своей далекой жизни, когда он был в таком же возрасте, как и они сегодня. Дети задавали по-детски интересные вопросы, на которые дедушка с удовольствием отвечал, а дети читали стихи, рассказывали сказки и пели песни на осетинском языке, что было необычно важно и ценно.

Также со старшими товарищами, выпускниками детского сада, ныне школьниками МБОУ СОШ №40, мы организовывали мастер-класс по изготовлению подделок из бумаги и природного материала для воспитанников детского сада. Таким образом, мы расширяем преемственность школы и детского сада совместно с родителями, сближая общие интересы: школа-детский сад-родители. Эта наша инновационная деятельность, которая сблизит интересы детского сада, школы и семьи. Мне кажется взаимодействие будет успешным, полезным и полноценным, т.к. у нас общие цели и задачи – вырастить здоровое поколение в нравственно-патриотическом духе, знающее ценность и важность того наследия, которое осталось нам от предков, и необходимо не только сохранять, но и приумножать его, а также передать последующему поколению. Это культурное наследие, язык, традиции, обычаи, сохранить природу и животный мир в первозданном виде. Ведь наша задача, задача взрослых, родителей, воспитателей, школьных учителей заключается в том, чтобы воспитать в нашем сложном, многополярном мире нравственно-патриотическое поколение.

Автор

Хетагурова Анета Касполатовна

Воспитатель МБДОУ №96, РСО-Алания, г. Владикавказ

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области