Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация духовно-нравственного воспитания детей в МБУ ДО «Заиграевский центр детского и юношеского творчества»

Цель: содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального творческого развития и духовно-нравственного формирования личности обучающихся. Задачи: обеспечение комплексной воспитательной работы; сохранение и приумножение историко-культурных традиций; освоение, приобщение и сохранение народных традиций; изучение интересов и творческих способностей обучающихся; воспитание высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения; формирование патриотического сознания и активной гражданской позиции; повышение культурного уровня обучающихся: культуры поведения, речи и общения;

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Заиграевский центр детского и юношеского творчества» 671310,Республика Бурятия, Заиграевский район, пос. Заиграево, ул. Ленина, дом 24, тел: (8 30136) 4-18-61; e-mail: pwl.nl24@mail.r

Организация духовно-нравственного воспитания детей в МБУ ДО «Заиграевский центр детского и юношеского творчества»

Автор – составитель: Зайкова Т.В.

П. Заиграево, 2018

Организация духовно-нравственного воспитания детей в МБУ ДО «Заиграевский центр детского и юношеского творчества»

Краткая аннотация работы:В работе «Организация духовно-нравственного воспитания в МБУ ДО

«Заиграевский центр детского и юношеского творчества» обозначены цели, задачи и основные направления воспитательной работы учреждения. Воспитательная работа в центре построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, искусство, природа, человечество, и направлена на формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

В работе показаны пути реализации направлений духовно-нравственного воспитания на практике. 

Введение:

В настоящее время особенно важной становится роль учреждений дополнительного образования, как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важных задач нашего общества. Ведь каким будет завтрашний день, завтрашнее общество, какие в нем будут преобладать нравственные ценности зависит в определенной мере от нас взрослых: родителей, педагогов. В вышедших в последние годы нормативно-правовых и научно-методических документах отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных учреждений. С принятием в России Закона «Об образовании» в его новой редакции начался новый этап государственной образовательной политики. Одним из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся.

Воспитание – для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта   от поколения к поколению. Это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самоактуальности.

В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями, проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Духовность можно рассматривать как идеальную потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего бытия и строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества.

Основы духовно-нравственного воспитания закладывались в семье с рождения и строились по Заповедям: «…быть милосердным, сострадательным, прощать обиды, быть терпеливым, избегать дурного общества…»

Существенные преобразования, происходящие в подростковой среде с учетом специфики региональных, национальных, культурно-этнографичексих особенностей требуют адекватного научного поиска и обоснования теории и методики становления личности ребенка в изменившихся социальных условиях.

Взаимодействие социальных институтов воспитания неразрывно связаны с процессами самореализации личности и по своему содержанию совпадает с ним, предполагая с одной стороны, усвоение детьми социального опыта, материальной и духовной культуры, с другой - включение подрастающего поколения в общественно-значимую деятельность.

В наше время нарушены естественные связи людей с корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми и подростками в этом направлении имеет огромное значение. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социально-культурного творчества. Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни.

На сегодняшний день учреждения дополнительного образования детей и духовно-нравственное воспитание неразрывно связаны в образовательном пространстве и являются составной частью единой системы образования и предназначены для интеллектуального, духовного развития детей, подростков, удовлетворения их разнообразных образовательных и социально-культурных потребностей. С помощью организационного воспитательного процесса подростки овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогами, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают самостоятельность, уверенность, осваивают различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности. Это приводит к более эффективной самореализации подростка и его индивидуальности. Поэтому в учреждениях дополнительного образования, возможно возвращение к истокам русской национальной культуры, через вовлечение детей и подростков в подготовку и проведение мероприятий духовно-нравственной направленности.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитанияЦель: содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального творческого развития и духовно-нравственного формирования личности обучающихся.Задачи: обеспечение комплексной воспитательной работы;сохранение и приумножение историко-культурных традиций;

освоение, приобщение и сохранение народных традиций;изучение интересов и творческих способностей обучающихся;воспитание высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения;формирование патриотического сознания и активной гражданской позиции;повышение культурного уровня обучающихся: культуры поведения, речи и общения;

Заиграевский Центр детского и юношеского творчества использует несколько направлений в своей работе – это духовно-нравственное, спортивно-патриотическое, художествено-эстетическое, туристско-экологическое. По каждому направлению разрабатывается отдельная подпрограмма и включается в программу «Досуг-ребятам друг», в которую входит четыре подпрограммы:

«Здоровье»

«Золотой ключик»

«Умелец»

«Истоки»

В них описывается цель, основные задачи, основные направления работы. Составляется отдельный план мероприятий по каждой подпрограмме. Каждое досуговое мероприятие несет себе познавательное, воспитательное, творческое начало, проводится по отдельно разработанным планам и сценариям и играет особую роль в процессе обучения и воспитания детей.

При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность воспитанников (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

Для современных детей и подростков характерно активное стремление к признанию их роли в обществе и к самостоятельному поиску путей самоутверждения в социальной действительности. Данные стремления успешно реализуются в центре вовлекая детей в досуговые мероприятия по подпрограмме «Истоки». (План мероприятий прилагается в Приложении №1).

На подпрограмме «Истоки» я бы хотела остановиться. Придерживаясь духовно-нравственного направления, мы планируем различные формы досуга, но в последнее время пришли к выводу, что обновление духовной жизни общества побудило интерес детей к былым обрядам и праздникам, которые были основаны на духовной потребности людей, на осознании их слитности с природой, на естественном стремлении жить в ладу с ее законами. Народные праздники являются яркой, устойчивой формой приобщения детей к народным традициям, их содержательный материал обогащает ребенка наследием русской культуры, помогает проявить свои творческие задатки в области прикладного и художественного творчества, устного, музыкального и игрового фольклора. Дети практически не знают традиционные народные праздники, где есть и песня и игра, обряд и пляска, народная драма и прикладное искусство. Ведь народный праздник сочетает в себе и музыку и действие и текст. В народном празднике есть свои особые ритмы: энергичные (пляски, частушки) и спокойные (хороводы) есть и своя громкость, которая полностью зависит от исполнителей, а главное – возможность для каждого включиться в действие. Народные праздники требуют тщательной подготовки. Во-первых, материал должен нести определенную познавательную информацию о празднике в целом и об отдельных обрядах в частности. Во-вторых, действие должно быть ярким, красочным. Для этого необходимо наличие народных костюмов, атрибутов декораций. В-третьих, мы пришли к выводу, что элементы праздника не должны разграничиваться, а плавно переходить из одного действия в другое, чтобы ребенок мог видя непринужденную обстановку, раскрепоститься и проявить свои способности. В них не должно быть зрителей и исполнителей, вернее в любой момент зритель может стать исполнителем и наоборот. Ведь истинное переживание праздника происходит только в процессе действенного участия в нем. Нужно увлечь детей яркостью образов, шумом игры, акцентируя внимание на доступных современному восприятию сторонах народного праздника. Скучно «пронаблюдав» праздник ребенок усвоит ряд фактов, но вряд ли ощутит праздник как особое явление.

Массовые мероприятия, проводимые с целью сохранения народных традиций, учат воспитанников ориентироваться в традициях народной культуры, знать семейные обряды, обычаи, народный календарь. Впоследствии дети используют полученные знания по народному творчеству при изготовлении работ на занятиях декоративно-прикладного творчества.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Очень важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Совместное участие детей и родителей в мероприятиях помогает сформировать сплоченный коллектив, повышает духовно-нравственное воспитание и культуру досуга. При проведении праздника ко дню Матери приглашаем на праздник мам стараемся формировать у детей такие качества как доброта, забота, любовь к ближнему, создаем теплый нравственный климат между родителями и детьми. Дети готовят родителям концертную программу, оформляют выставку, участвуют совместно с мамами в конкурсной программе, дарят подарки сделанные своими руками.

Сетевое взаимодействие нашего Центра основано на кооперации не только с образовательными учреждениями, но и районным домом культуры, районной поселенческой библиотекой. Мы прекрасно понимаем, что без участия этих социокультурных учреждений духовно-нравственное воспитание детей и подросткам не может быть осуществлена в полной мере.

При правильной организации сетевого взаимодействия, круг взаимодействия увеличивается, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. На протяжении трех лет воспитанники нашего Центра участвуют в районной «Покровской ярмарке», которую организует районный дом культуры. Наши воспитанники и педагоги в народных костюмах проводят мастер-классы по изготовлению оберегов, пошиву кукол, вышиванию, изготавливают домашнюю утварь из бересты. Такое мероприятие способствует эмоциональному раскрепощению и разностороннему развитию личности, обогащает духовно-нравственный мир воспитанника. Происходит популяризация русских обрядовых традиций, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие творческой активности обучающихся. По окончанию ярмарки, воспитанников принимают в «подмастерья». Так же активную позицию наш центр занимает при проведении «Пасхального благовеста» Этот праздник организуется совместно с Святоблаговещенским храмом п. Заиграево. При проведении этого праздника мы ставим перед собой следующие Цели и задачи: -знакомить детей с событиями православной жизни: православным праздником Пасха, продолжать расширять представление детей о православных праздниках;

- способствовать формированию осознанного чувства нравственности и духовности через ознакомление с христианскими заповедям;

–воспитывать подрастающее поколение в духе уважения исконно русских духовных ценностей, основанных на православной культуре.

Участвуя в таком празднике задействованы все студии и объединения Заиграевского центра детского и юношеского творчества. Воспитанники центра включаются в разнообразную деятельность, оформляют выставку пасхальных яиц, педагоги центра дают мастер-класс по росписи яиц, проводится игровая программа с крашеными яйцами: катание с лотка, битье, прятание и угадывание яиц. Это игры уникальные, подлинно развивающие, занимательные, тренирующие смекалку, сенсомоторную координацию, ориентацию в пространстве и многие другие жизненно важные качества и умения, проходит шествия вокруг храма, воспитанники имеют возможность побывать на колокольне, студии эстетического направления участвуют в праздничном концерте. (Фотографии прилагаются. Приложение № 2.)

При проведении праздника «Масленица-пышка на улицу вышла» ежегодно меняется форма праздника, его ведущие, фольклорные и танцевальные коллективы, но неизменным остается обряд проводов зимы и встречи весны, изготовление и поедание блинов – как символа солнца.

На празднике «Рождественские посиделки» для оформления праздника использовались элементы утвари местного населения, за основы праздника был взят фольклор Сибири и Забайкалья по зимним святкам, обряды колядования, гадание.

Праздники требуют тщательной подготовки, материал должен нести определенную информацию о празднике в целом и об отдельных обрядах в частности. Например: Праздник «Кузьма и Демьян» По окончании воспитанник должен усвоить почему 1 ноября по старому стилю носило такое необычное название и зачем обряды этого дня связаны с кашей и курицей.

Анализируя проведенные праздники за 2 года мы пришли к выводу, что обращение к народному действу-это не только действенная форма досуга, это изучение художественной культуры, метод духовно-нравственного воспитания. Участвуя в народных праздниках, наши воспитанники становятся более раскрепощенными, у них исчезают комплексы, появляется желание творить, создавать свой мир основанный на ценностях народной культуры.

Заключение

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания, по нашему мнению, очевидна, ведь именно от воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования зависит уровень развития личности, становление её духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

Приложение № 1План мероприятий по подпрограмме «Истоки»

Название мероприятия

Цель

Форма проведения

Класс

Сроки проведения

Ответственный

1

«Мы дарим вам тепло свое.» День пожилого человека

Воспитание уважения к старшему поколению, вручение подарков пожилым людям.

тематичес

кий концерт – поздравле

ние

4-9

октябрь

Манекина Л.А.

Красикова Н.В.

Савченко Т.Е.

2

«Покровская ярмарка»

Сохранение преемственности, развитие и популяризация традиционных народных художественных ремесел и промыслов

организация выставки. проведение мастер-классов

5-11

октябрь

Заиграева Е.Г.

Зайкова Т.В.

Тимофеева Р.Л.

3

Кузьма и Демьян

Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

Воспитать бережное отношение к сохранению традиций и обычаев

праздник

2-11

ноябрь

4

«Нет лучше дружка, чем родная матушка»

Воспитание уважения и любви к родителям.

праздник

концерт-поздравле-

ние

1-4,

5-8

ноябрь

Зайкова Т.В.

Тимошевская И.Н.

5

День конституции

Формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания

информационно-познавательная викторина

5-6

декабрь

Демидова М.Г.

6

«Рождественские посиделки»

Знакомство детей с обычаями и традициями праздника, расширение кругозора

праздник

2-11

январь

Зайкова Т.В.

Санташева О.П.

7

«День защитника Отчества»

Воспитание патриотизма у подростков. Активизация творческих способностей детей.

конкурсная программа

5-8

февраль

Зайкова Т.В.

8

«Масленица пышка на улицу вышла»

Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.

дать представление о празднике «Масленица»;

познакомить детей с родными жанрами фольклора

народное гуляние

1-11

март

Зайкова Т.В.

9

«Всероссийская неделя добра»

Воспитание нравственных качеств, взаимоу

важения.

тематичес-

кий концерт

1-11

Апрель

Савченко Т.Е.

10

«Первый полет в космос»

Расширение кругозора, активизация познавательной деятельности.

тематическая беседа

1-4

апрель

Демидова М.Г.

11

Пасхальный благовест

Знакомство детей с обычаями и традициями праздника.

праздник конкурсная программа

выставка ДПИ

2-6

апрель

Санташева О.П.

Зайкова Т.В.

12

Светлая Пасха

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей через изучение истории, традиций и культуры России, возрождение интереса к традициям Православия;

конкурс рисунков

2-8

апрель

Заиграева Е.Г.

13

«Три богатыря»

Формирование патриотического сознания. Чествование ветеранов.

игровая, концертная программа.

1-11

май

Зайкова Т.В.

Савченко Т.Е.

Демидова М.Г.

Приложение 2

«Пасхальный благовест»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области