Футбол - как средсво физического развития школьников.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


В настоящее время система школьного образования подвергается значительным изменениям. Это связано со стремлением привести учебную программу в соответствие с новыми государственными образовательными стандартами, обеспечив тем самым высокое качество обучения. Приобщение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом является сегодня одной из приоритетных задач. Правильный режим двигательной активности ребенка станет залогом здорового образа жизни взрослого индивида. Кроме того, занятия физической культурой оказывают существенное влияние на становление морально-волевых качеств формирующейся личности, прививая ей навыки трудолюбия, настойчивости, организованности и дисциплины. История развития школьного физкультурного образования позволяет судить о том, что программно-методическое обеспечение данной предметной дисциплины неоднократно изменялось и совершенствовалось. Но мониторинг показателей физического развития выпускников российских школ приводит к неутешительным выводам: по официальным данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2015 году среди лиц данной возрастной категории физически здоровых молодых людей насчитывалось только 29,1 %; у всех остальных были диагностированы хронические соматические заболевания различной этиологии. Причем показатели физического здоровья школьников с каждым годом продолжают снижаться. Если до внедрения государственных стандартов нового поколения школьная программа по физической культуре преимущественно была ориентирована на интенсивное развитие физических качеств учащихся, то сегодня главной целью становится формирование самостоятельности и активности детей в организации своего спортивного досуга и проведении регулярных занятий физической культурой. Однако воспитание физической культуры личности невозможно без поддержания интереса школьников к занятиям по данной дисциплине. Футбол – один из наиболее популярных среди детей и подростков видов спорта. Поэтому многие современные специалисты в области физической культуры рекомендуют ее использование в качестве средства физического развития школьников. Государственные образовательные стандарты по физической культуре содержат материалы по обучению популярным спортивным играм, в том числе футболу. Однако на практике педагоги часто сталкиваются с проблемами при реализации установленных рекомендаций. К примеру, тренеры отмечают недостаток времени на освоение техники и приемов футбола во время урочного обучения, поэтому в данной ситуации должна возрасти роль школьных спортивных секций по футболу.

Независимо от места, где происходит обучение футболу, игровая деятельность требует комплексного развития основных физических качеств юного футболиста и функционального совершенствования всех систем организма. Этого можно достичь только в процессе разносторонней физической подготовки, это значит, что вместе с развитием основных физических качеств необходимо развивать и специальные качества, необходимые футболисту с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Поэтому изучение потенциальных возможностей развития физических качеств школьников средствами футбола, а также разработка эффективных методик с учетом возрастных особенностей обучающихся сохраняют свою актуальность.

Психолого- педагогические особенности развития подростков

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Особенности психического развития подростков заключаются в том, что все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Подростковый возраст традиционно считается трудным в воспитательном отношении. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство неуклюжести, неловкости, тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Темпы созревания подростков неравномерны и строго индивидуальны, отсюда переживания от того, что подросток начинает отличаться от своих сверстников. Как следствие этого – снижение самооценки, нестабильность ощущения своего «я», личные проблемы. Одна из них – появление полового влечения, которое изменяет всю систему мотивов и переживаний. Наиболее доминирующие потребности этого возраста – потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении.

Стремление к взрослости проявляется, с одной стороны, через подражание (внешний облик, манера поведения), с другой стороны, формируется в сфере общения с взрослыми людьми через проникновение во внутренний мир взрослого. Ущемление самостоятельности порождает грубость, упрямство, замкнутость, негативизм.

Самосознание выражается в таких формах, как самонаблюдение, самооценка, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию в чувстве собственного достоинства. По отношению к взрослым подростки испытывают огромную потребность в общении на «равных». Идет развитие способности подростка к эмпатии (состраданию) по отношению к взрослым, стремления помочь взрослым, поддержать, разделить горе или радость. Для подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, причем, чаще всего отрицательные.

Особенностями физического развития подростков являются: половое созревание, быстрый рост мускулатуры. Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам), завершение роста скелета, различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть, мальчики отстают в развитии на 2 года. Девочки обычно выше мальчиков и менее активны, в этом возрасте переутомление опасно как для мальчиков, так и для девочек.

Особенностями поведения подростков являются: антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга, стремление к соревновательной деятельности, подчинение своих интересов мнению команды, мальчики склонны к групповому поведению, девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками, наблюдается беспокойство о своей внешности. Дети испытывают внутреннее беспокойство, мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых, дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета, сопротивление критике, появляется интерес к заработку, стремление к достижению независимости от своей семьи, поиск себя, происходит выбор будущей профессии, возникновение первой любви, проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!».

Цели и задачи организации и проведения

секционной работы по футболу

Футбол является одним из самых популярных у школьников видом спорта, поскольку обладает множеством специфических качеств, позволяющих практически каждому ребенку, порой даже с невысоким уровнем физической подготовленности и средним уровнем развития двигательных способностей, овладеть основами этой увлекательной и полезной для здоровья игры. В рамках школьных уроков физической культуры педагог не всегда может освоить программный материал по футболу и, как правило, ученики лишь поверхностно овладевают основами техники игры, при этом, желая более детально постичь ее за пределами школы.

Программа физического воспитания учащихся образовательной школы по футболу направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Развивать физические качества, необходимые для овладения игрой в футбол, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса. Данная программа направлена на привитие учащимися умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.

В наше время в жизни современного школьника существует проблема гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот почему наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время футбол занимает видное место. Развивает двигательную активность, улучшает сердечно-сосудистую и дыхательную систему, укрепление иммунной системы организма.

Каждое занятие должно иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. Обучение школьников игре в футбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.

Целью обучения игре в футбол является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника. Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением основных задач, направленных на:

1) закаливание детей;

2) содействие гармоничному развитию личности;

3) содействие воспитанию нравственных и волевых качеств у учащихся;

4) привитие навыков здорового образа жизни;

5) воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

6) обучение двигательным навыкам и умениям;

7) приобретение теоретических знаний в области физической культуры и спорта, в т.ч. футбола;

8) развитие двигательных умений и навыков;

9) умения выполнять технические приемы футбола

10) играть в футбол, применяя изученные тактические приемы.

Каждое занятие должно включать разминку с элементами, относящимися к основной его цели. Как правило, в нее включаются доступные по координационной сложности и физической нагрузке упражнения без мяча: ходьба, разновидности бега, прыжки, упражнения — как индивидуальные, так и в парах, тройках и т.д. Важно, чтобы все они обладали высоким эмоциональным фоном, который способствует проявлению должной двигательной активности занимающихся. Вторая часть тренировочного занятия должна быть посвящена формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков игры в футбол, а также игровой практике. После того как упражнение продемонстрировано, каждый ученик должен попробовать различные способы его выполнения, развивая творчество и инициативу, необходимые для ведения игры. Как только дети поймут суть двигательного действия и научатся сами его выполнять, можно начинать отрабатывать его в парах. Парные виды деятельности позволяют успешно решать проблему обучения школьников с различным уровнем подготовленности. В конце основной части занятия учебная игра должна использоваться для закрепления технических приемов. Желательно использовать игровое поле, поделив его на две или четыре части в зависимости от количества занимающихся. В игру можно ввести изменения, дополнения или ограничения с учетом технико-тактической подготовленности детей или предложить группе придумать собственную игру. В заключительной части занятия рекомендуется рассмотреть один-два наиболее важных фрагмента из прошедшей тренировки, обсудить успехи и неудачи отдельных игроков. Можно предложить детям выполнить дома общеразвивающие физические упражнения или изучить литературу, расширяющую представление о футболе, спортивной тренировке. В течение первых занятий следует уделить больше времени тренировочным упражнениям в технике с тем, чтобы затем успешно обучать тактике игры. К сожалению, занимающиеся с неохотой выполняют стандартные задания, хотят, как можно быстрее приступить к игре, считая себя вполне готовыми для этой деятельности. Для повышения интереса детей прибегают к использованию подвижных игр с элементами футбола. По мере обучения необходимо больше времени уделять игре в футбол и ее вариантам. Групповые виды деятельности должны включать в себя различные игры, а также игру в обычный и мини-футбол.

Физическая подготовка футболистов

Игровая деятельность футболистов состоит не только из прыжков, бега и ходьбы. В условиях жесткого единоборства, действуя на предельной скорости и продолжительное время, футболист должен в самых невероятных исходных позах (подкат, прыжок, одноопорное состояние) эффективно владеть мячом, одновременно решая сложные тактические задачи.

С помощью специальных упражнений, преимущественно направленных на развитие определенных физических качеств, можно параллельно совершенствовать выполнение отдельных технических приемов. Для этого обычно применяют специальные упражнения, сходные по характеру выполнения и структуре с тем или иным техническим приемом, или его отдельными элементами.

Развитие физических качеств школьников, занимающихся футболом, осуществляется с помощью самых разнообразных методов: повторного, переменного, интервального, равномерного, темпового, контрольного, «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, а также игрового и соревновательного.

В годичном тренировочном цикле рекомендуется вначале осуществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе проводить специальную физическую подготовку. В процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства.

Основную роль в общей и специальной физической подготовленности футболиста играют сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Именно эти физические качества отражают уровень двигательных возможностей футболиста и его физическое состояние.

При выборе тренировочных нагрузок тренеры ориентируются на определенные критерии, которые должны отражать соревновательный уровень.

Методика развития физических качеств, объем и интенсивность средств на первых этапах многолетнего пути не являются главным условием достижений. Прирост показателей нагрузки становится ведущим на этапах спортивного совершенствования, когда происходит постепенный умеренный прирост всех беговых средств и интенсивности. Значимость всех его компонентов столь велика, что стоит пренебречь чем-то, как качество подготовки будет постепенно снижаться.

Но вначале кратко рассмотрим задачи физической подготовки на всех этапах и определим ее место в организации учебного процесса. Физическая нагрузка, как правило, измеряется двумя показателями: объемом и интенсивностью. Работа над техникой должна идти параллельно с ростом физических качеств, чтобы привести ее в соответствие с силой, скоростью, ловкостью, которыми футболист в данный период обладает. Очень важно дать не просто физическое воздействие, а наполнить его объективным смыслом для последующего игрового совершенствования.

Физические качества в 13 - 14 лет - акцент развития скоростно-силовых качеств, использование на данном этапе упражнений взрывного характера. На данном этапе это прыжковые упражнения - прыжки, подскоки, выпрыгивания. Учитывая особенности этапа подготовки - решение задач по технике плюс игровая подготовка, необходимо направленно решать задачи развития взрывной силы, поскольку упражнения с умеренной скоростью приводят, как правило, к снижению показателей взрывной силы.

Если рассматривать количественные показатели физической подготовки, то отметим, что уровень развития детей разный, поэтому не может быть рекомендаций, одинаковых для всех. Уровень нагрузки осуществляется по принципу «не навреди» - только этим условием должен руководствоваться тренер в начальных учебных группах.

Чтобы осознать всю сложность взаимосвязи составных частей физических периодов, нам необходимо рассмотреть отдельно все компоненты, которые достаточно хорошо изучены. В то же время не хотелось бы давать конкретных советов по отдельным физическим качествам. Они полностью адекватны и находятся в прямой зависимости от соревновательных игр. Понятно, что без применения больших тренировочных нагрузок высоких спортивных результатов достичь невозможно. Нагрузка футболистов в игре - это та основа, по которой определяется объем работы на тренировках с учетом периодов подготовки. А деление физической подготовки на общую и специальную помогает правильно спланировать тренировочную стратегию.

Целенаправленное совершенствование построено с учетом особенностей возрастного развития футболистов и может служить основой тренировочного процесса без травм и хорошего уровня мастерства в дальнейшем. Характерной особенностью динамики нагрузок является неравномерность распределения объемов тренировочных средств по этапам. В каждом конкретном случае величина нагрузки определяется индивидуально, учитывая объем других средств и контингент занимающихся. Есть общепризнанные рекомендации, которые не подлежат сомнению. К примеру, развитие диаметрально противоположных по своей характеристике качеств, скорости и выносливости, которые трудно сочетаются одно с другим.

Скоростно-силовая. В физической подготовке футболистов преимущество определяется уровнем скоростно-силовой подготовки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование. В приведенной таблице по скоростно-силовой работе показано количество скоростного объема по годам и на разных периодах подготовки. Конечно, можно планировать работу от необходимого метража скоростной работы, но что толку. Планируемая нагрузка должна быть адекватна состоянию футболиста, он должен и способен эту нагрузку «переварить» и «усвоить». Необходимо помнить, что объемы нагрузок сами по себе никогда не должны быть целью, это лишь способ повышения эффективности футбольной тренировки. А прирост спортивных достижений должен происходить за счет главного лимитирующего звена - скорости футбола. Тренер, планируя на следующий год улучшение спортивных результатов, должен поднять все нижеуказанные составляющие на более высокий уровень. В специальной литературе подробно рассмотрена методика воспитания всех физических качеств, которые необходимы футболисту. Здесь хотелось бы остановиться не на конкретных числовых показателях, а на их значимости и очередности в недельном цикле и пути совершенствования в планируемом периоде.

Скорость. Вся подготовительная тренировочная программа строится на основе нескольких факторов где, несомненно, главным и основным является скорость. Беговые упражнения на максимальной скорости используются на всех этапах годичного цикла. Здесь уже можно напомнить о скорости гладкого бега и доступной скорости выполнения приема. И очевидно, что оба показателя важны, и над обоими необходимо работать. На втором месте из основных компонентов физической готовности является силовая подготовка, которая состоит из специальных прыжковых упражнений и силовых упражнений со штангой. Напомним, что для повышения скоростных возможностей необходимо заложить соответствующую функциональную базу. Прирост силовых качеств, полученных в результате занятий силовыми упражнениями, не приводит к ожидаемому увеличению скорости, но это обеспечивает предпосылки и не создает препятствий для эффективной специальной работы. Ни в коем случае увеличение скорости нельзя связывать с возрастанием объема тренировочной работы. Это, во-первых, неверное понимание специфики работы над скоростью, и успех процесса зависит от рационального сочетания скоростных нагрузок.

Во-вторых, чрезмерное развитие силы или выносливости только препятствует раскрытию скоростных способностей. Если рассматривать недельный цикл, то работа над скоростью проходит в дни, когда организм футболиста находится в состоянии восстановления. Интенсивность упражнений при развитии скоростных способностей максимальная. Здесь необходимо обеспечить полную мобилизацию и концентрацию волевых усилий. Все эти моменты нужно учитывать при скоростной подготовке. Работа над скоростью ведется на всех этапах подготовки, однако на подготовительном периоде, когда выполняется значительная силовая работа, бег с максимальной скоростью используется в небольшом объеме.

Силовая подготовка является основным компонентом физической подготовки. Средствами тактической и технической подготовки ее не решить. Она в значительной степени определяет качество быстроты и выносливости. Поэтому в подготовительном периоде развитию специальных качеств должна предшествовать силовая подготовка.

В свою очередь до начала специальной силовой подготовки необходимо уделять внимание аэробным возможностям организма. Это ускорит приспособление организма к физическим нагрузкам. В дальнейшем элементы силовой подготовки должны присутствовать на протяжении всего года, и 1 - 2 занятия в неделю обеспечат необходимый уровень силовых показателей.

Специальная физическая подготовка футболистов

Все тренировки по развитию специальной физической подготовке строятся с учетом особенности игры футболистов и развивают в первую очередь необходимые для этого вида спорта специальные качества.

В зависимости от уровня подготовки юного спортсмена, его возраста и индивидуальных особенностей тренер распределяет продолжительность и интенсивность упражнений, а также устанавливает соотношение проведения тренировок по общей и специальной подготовке юного футболиста. Упражнения по специальной физической подготовке делятся на две группы.

Первая группа - это специальные упражнения, в которые входят игровые, футбольные упражнения. Они разделяются на групповые, индивидуальные и командные упражнения. Вторая группа - это упражнения, направленные на развитие физических качеств футболиста. Есть упражнения смешанные, где тренируются разные физические качества футболиста и есть избирательные упражнения, которые направленные на развитие только одного физического качества футболиста.

Задача этого этапа подготовки - отработка прочных навыков и умений всего многообразия техники футбола, а также начало спортивной специализации. Необходимо подготовить хороший фундамент технического мастерства и самое главное - формировать самостоятельное и активное обучение.

Известно, что фактор спортивной одаренности проявляется лишь при использовании рациональной и последовательной методики подготовки. Если рассматривать методическую сторону этапа, то она заключается в последовательности занятий, необходимом обеспечении связи предшествующего занятия с последующим. Очень важно все наработанное подчинить основной цели. Для ученика важно осознанное исполнение и понимание цели, то есть научиться анализировать упражнение и понимать его сущность. В этом возрасте хорошо совершенствуется нервно-мышечная координация движений, а многократное повторение дает целенаправленное организованное восприятие движения. При этом необходимо сосредотачивать внимание на точном исполнении упражнения.

Если в этом возрасте не отработать точность движений, то в будущем могут закрепиться неправильные навыки. Привычка точно выполнять каждый элемент в любых условиях должна прививаться футболисту с детского возраста. Да, упражнения однообразны и порой скучны, но необходимость такого повторения закладывает «школу». Правильная организация работы, при которой обеспечивается многократное повторение приема, непрерывность процесса обучения, когда игрок должен постоянно учить себя и в то же время открывать себя самого, все это и есть фундамент футбольной подготовки. Для тренера очень важно организовать на тренировке групповую поточную работу, чтобы наработать большое количество повторений элемента или приема, потому что только повторяемость определяет успех в обучении на этом этапе.В методическом плане тренеру необходимо акцентировать внимание детей на быстром выполнении двигательных действий или элементов. А для себя отметим, что не технический уровень игроков является основой игры, техника - не самоцель, техника одно из средств достижения цели наряду с другими средствами.

В физическом плане в 13 - 14 лет рекомендуется эффективно развивать скоростно-силовые качества и быстроту, а также общий уровень функциональных возможностей. Поэтому на этом этапе многолетней подготовки происходит постепенный умеренный прирост всех объемов беговых средств тренировки.В процессе функциональной подготовки на данном этапе развития выносливость не является основной задачей, и общефизическая подготовка обеспечивается за счет самой игры в футбол, других спортивных игр, а также игровых упражнений со скоростной направленностью. Наше нынешнее отставание в физической подготовке имеет место, видимо, потому, что футбольный тренер не до конца понимает значимость самой подготовки, где и как правильно расставить акценты при подготовке 12 - 14-летних футболистов. Этот возраст характеризуется неравномерностью физической подготовленности, и задача этого этапа - создание предпосылок для будущего совершенствования всех качеств, определяющих результат.

Победы взрослых во многом предопределяются ходом подготовки юных футболистов, а ошибки подготовки в юности не дают возможности раскрыть потенциальные возможности в будущем. Каковы же конкретные пути управления тренировочным процессом? Футболист должен привыкнуть к определенному ритму работы, поскольку только длительными тренировками можно выработать устойчивые навыки. И сразу заметим, что прямой связи между интенсивной работой и хорошим выполнением нет. По этому поводу напомним поговорку: «Работайте умнее, а не напряжённее».

Построение одного занятия в тренировке технического обучения мы рассматриваем в другом разделе, но, чтобы увидеть всю динамику тренировочного процесса, получить более полное представление о последовательности занятий, о влиянии нагрузок, нам необходимо разобраться в построении недельного цикла занятий и, в первую очередь, популярно объяснить воспитанникам принципы построения занятий, последовательность, круг технических задач, чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса.Речь идет о двух параллельных процессах - педагогическом и спортивном. Сила ведущих тренеров в том, что они могут переключиться с роли наставника на роль соучастника в решении общей задачи.

В плане физической подготовки на этом этапе при рациональной организации тренировок происходит постепенное и планомерное повышение специальных физических качеств. Наличие на данном этапе тренировочных упражнений взрывного характера, которые характеризуются разносторонней прыжковой работой, дает возможность тренеру управлять физическим состоянием футболиста. Целью начала силовой подготовки является создание хорошей базы физической подготовленности, а также соответствующего уровня базы общей и специальной силы. Прыжковые упражнения необходимы для поддержания силовой работы, а для развития фундамента скоростно-силовых качеств применяются прыжки с продвижением вперед, многоскоки, прыжки с возвышений и т.д. Взрывная сила игрока - это способность очень быстро развить максимально большую скорость. Чем моложе и физически слабее футболист, тем больше времени он должен посвятить развитию общей и специальной силы.Характер и количество физической подготовки мы рассмотрим отдельно в последующих статьях, но в тренировке юных футболистов необходим хотя бы самый элементарный контроль за уровнем физической подготовленности. Молодые футболисты должны знать результаты своих технических, беговых и прыжковых тестов.

Значение развития скоростно-силовых качеств

и ловкости у подростков

В процессе физического воспитания происходит не только приобретение двигательных умений и навыков и связанных с ними двигательного опыта, но и развитие физических (двигательных) способностей (возможностей) занимающихся.

Воспитание физических качеств - необходимое условие полноценного физического развития школьников. Чтобы координированно ходить, бегать, прыгать, метать, плавать, - нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые необходимо развивать. Изучением того, что представляют собой двигательные качества – занимались такие исследователи как Е.Н.Вавилова, Н.А.Ноткина, Л.В.Волков, В.М.Зациорский, Э.С.Вильчковский, М.Ю.Кистяковская и другие.

Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детей среднего школьного возраста дается, в «Примерной программе по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Изучение структуры двигательных качеств показало, что в школьном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции – быстрота, при беге на длинную дистанцию – выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега – сила в сочетании с быстротой. С развитием быстроты, ловкости, силы увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания.

Вместе с тем, каждое из двигательных качеств в значительной мере обусловлено генетическими задатками. Развитие двигательных функций и качеств, а также возможностей каждого индивидуума в целом осуществляется в соответствии с генетической программой.

Таким образом, уровень развития всех двигательных качеств обусловлен средовыми факторами (тренировка) и генетическими (наследственными).

Установлено, что в возрасте от 7 до 10 лет наиболее успешно развиваются быстрота, координация движений, ловкость, гибкость;

в 10-14 лет — скоростно-силовые качества; от 15 до 17 лет — сила, выносливость, скоростная выносливость. Поэтому в среднем школьном возрасте физическая подготовка детей должна быть направлена главным образом на развитие координационных способностей, быстроты движений и укрепление основных мышечных групп в сочетании с развитием гибкости.

В среднем школьном возрасте основные задачи физической подготовки те же что и в начальном. Однако методика и средства развития двигательных качеств, школьников изменяются. Увеличивается объем педагогических воздействий, повышается интенсивность выполнения упражнений.

В школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но подростковый возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно силу, а не другие физические качества? Приоритет остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально компенсируют «двигательный голод», снимают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммунитет. Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе − это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метаболизма. Все органы начинают работать лучше. Правильно организованные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма. С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. 

Понятие «ловкий» в своем «толковом словаре» С.И. Ожегов объясняет как – обладающий физической сноровкой, находящий выход из любого положения, искусный, хорошо и быстро делающий что то, способный, складный в движениях. Именно «складность» движений определяет ловкого человека, прыгуна, бегуна, наездника. Умение управлять своим телом и есть ловкость. Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает ее и во множестве других. Поэтому для воспитания ловкости очень важно и полезно упражнять глазомер, тренировать в себе мышечно-суставную оценку размеров и расстояний. Эти качества растекаются потом по всем многообразным навыкам.

Эффект тренировки двигательных качеств подростков зависит от условий, в которых проходит тренировка, грамотного подбора тех или иных физических упражнений, рационального распределения нагрузки и отдыха, индивидуальной реакции занимающихся на предлагаемые нагрузки.

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если подросток делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому есть возможность повторять упражнение максимальное количество раз, более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также более успешно развивать двигательные качества.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 14 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в жизни, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в повседневной жизни и спорте. Следовательно, правильно организованное педагогическое воздействие по целенаправленному формированию и совершенствованию физических качеств оказывает положительное влияние на здоровье подростка, на работоспособность всего организма, умственное развитие.





Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.12.2019