Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «К нам весна шагает»
Цель: Учить устанавливать связь между изменением в неживой природе и изменениями в жизни растений, животных и птиц, делать правильные умозаключения.
*Уточнить знания детей о последовательности изменений в природе.
*Развивать умения детей рассказывать по наблюдениям, умело пользоваться художественным словом (стихи, загадки, пословицы, поговорки, строки из песен…)
*Активировать и обогащать словарь .
*Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа : первоцветы. «бугры» вестники, линька, «куколки »
Оборудование: картинки о весне, картинки первоцветов: пролески, мать-и-мачеха, медуницы, хохлатка, гусиного лука, тюльпана, нарцисса, мака, изображения грача, кроссворд. Назови перелетных птиц.
Предварительная работа . Беседы о весне, рассматривание и чтение книг, иллюстраций о весне, заучивание стихов о весне, о насекомых, птицах, разгадывание загадок о насекомых, рассматривание муравейников.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель:
1. Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет!
-Ребята, о каком времени года говориться в этом стихотворение?
(Весне)
-Вы любите это время года?
(Ответы детей)
Воспитатель: наверное нет такого человека, который не любил бы природу,а это время года особенно. Ведь весной чуть ли не каждый день можно увидеть что-то новое. Весну в народе еще называют «утро года» потому что весной все просыпается, как после долгого сна: теплое солнце растопило снег, веселые ручейки унесли снежную воду в реки и озера. Все в природе оживает.
-Ребята, а какие изменения в природе заметили вы?
(ответы детей)(солнце с каждым днем становиться ярче и дольше, прогревает землю, набухают почки на деревьях, зацветает ива, верба, оживают насекомые, возвращаются птицы, появились первоцветы: пролески, ветриница, медуница, хохлатка, гусиный лук… просыпаются животные после зимней спячки )
-Расскажите где раньше всего появляется зеленая травка, цветы и почему?
Ответы детей: (не везде, а только в хорошо прогретых солнцем местах – буграх.)
Игра: «выбери картинки первоцветов»
-А сейчас ребята, послушайте стихотворение которое я вам прочту, написала его девочка Марина Юдзевич:
-Вот букет, он брошен вместе с сором
Умирают, сжавшись лепестки
Это мы срываем без разбора
Нежные, тугие стебельки.
Зачем мы рвали их- не знаю,
Быстро вянет первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне
Вестников весны там больше нет.
Очень просто погубить живое,
Ведь не могут же подснежники сказать:
«наслаждайтесь нашей красотою
Только очень просим-нас не рвать!»
-Воспитатель: многие первоцветы занесены в красную книгу и рвать охапками их нельзя.
-Как нужно относиться к ним?
(любоваться и оберегать)_
Физкультминутка: «Солнышко, солнышко погуляй у речки!»
2.Воспитатель: Скажите дети, а что делают сейчас животные, спавшие всю зиму- медведь, ёж, барсук, сурок?
-Дети: (набираются сил, худые и слабые греются на солнце, что бы откормиться после зимней спячки. Животные меняют свои теплые шубы на более легкие, происходит линька. У медведицы родились медвежата, а у лисицы и зайчихи- скоро они появятся )
3.Воспитатель: А теперь ребята поговорим о птицах.
(Вывешивается изображение грача)
Воспитатель: В народе говорят: «Увидел грача- весну встречай»
Воспитатель: Ребята, а какие поговорки о грачах вы знаете?
Дети : «Грач на горе- весна на дворе»
«Тает снег, течет ручей, на ветвях полно грачей»
«Грач весну начинает, а ласточка заканчивает»
Воспитатель: Ребята, почему грачи прилетают первыми, а ласточки последними?
Дети: Грачи питаются тем, что находят на оттаянных полянках: червяками, куколками, насекомыми.
Воспитатель: А ласточки чем питаются?
Дети: мухами и комарами.
Воспитатель: Вот почему ласточки и прилетают попозже- когда появляется пища для них.
Воспитатель: А сейчас мы ребята разгадаем кроссворд: «Назови перелетных птиц»
Физкультминутка: Мишка вышел из берлоги, потянулся на пороге!
Воспитатель: Чем заняты птицы весной?
Дети: Вьют гнезда, ремонтируют старые, Будут откладывать яички и выводить птенцов.
Воспитатель: Я ребята, хочу вам напомнить, если вы будете в лесу, ведите себя спокойно, не шумите, что бы не пугать птиц, ведь их гнезда могут быть не только на деревьях но и в траве, под кустами.
Воспитатель: ребята, а вы знаете почему насекомые появляются только тогда когда расцветают цветы?
Дети: они питаются нектаром, и соком цветов.
Воспитатель: А каких насекомых вы уже встречали? (бабочки, пчела, оса, божья коровка, муха, муравьи…)
Воспитатель: Ребята, а вот сейчас я предлагаю вам вот такую ситуацию, что вы скажите:
-«Гуляя в лесу дети Аня и Олег, увидели большой муравейник.
-Давай посмотрим что там внутри –сказал Олег.
-Давай- сказала Аня.
Дети взяли большую палку и начали воротить муравейник.
Увидев, чем заняты дети, мама, подбежала к ним и сказала:
-«Если бы муравьи могли говорить, они бы вам что….
-ответы детей: (сильные должен помогать слабому, а не разрушать. Тогда они тебе скажут «спасибо» и ты на самом деле будешь сильным. )
Воспитатель: Муравьи приносят большую пользу, они лечат деревья и птиц.
На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов. Муравьи быстро вычесывают все, что скопилось под крыльями птиц, опрыскивают тело птицы пахнущей кислотой . так птицы принимают муравьиные ванны.
Не забывайте о главном- не причинять вреда даже маленькой букашке.
В природе нет ни чего лишнего. Любите природу, наслаждайтесь ее красотой, оберегайте.
Бывая в лесу помните правила поведения:
1.Не рвите первоцветы.
2.Не разоряйте гнезда птиц, муравейники.
3.Не шумите.
4.Не разжигайте костры.
Воспитатель: А теперь в конце нашей деятельности Алена М. прочитает нам стихотворение
«Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна.
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла весна!»
Вы сегодня, ребята были молодцы, правильно отвечали на вопросы, отгадывали кроссворд, рассказывали поговорки, читали стихи.
89%