Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Арт- терапия как средство адаптации ребёнка к школе

Всё чаще в современном образовании звучат слова «инклюзия», «инклюзивное образование» - слова новые для многих учителей. Но на самом деле с «инклюзивными» детьми мы – учителя сельских школ, работаем каждый день. Это особенные дети- дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата. Нет у нас на селе коррекционных и специализированных школ, вот и приходится родителям приводить своих «любимых детишек» в одну общеобразовательную школу. Адаптация таких детей проходит гораздо сложнее и дольше, чем у остальных обучающихся. Поэтому учитель должен быть особенно внимателен к таким «инклюзивным» детям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Арт- терапия как средство адаптации ребёнка к школе

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай потрогать, и я научусь»

В наши дни в Российской системе образования наблюдаются перемены, которые представляют собой очередной этап становления новой школы. Именно поэтому происходят изменения в подходе к теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Всё чаще в современном образовании звучат слова «инклюзия», «инклюзивное образование» - слова новые для многих учителей. Но на самом деле с «инклюзивными» детьми мы – учителя сельских школ, работаем каждый день. Это особенные дети- дети с проблемами слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушениями поведения, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата. Нет у нас на селе коррекционных и специализированных школ, вот и приходится родителям приводить своих «любимых детишек» в одну общеобразовательную школу.

Адаптация таких детей проходит гораздо сложнее и дольше, чем у остальных обучающихся. Поэтому учитель должен быть особенно внимателен к таким «инклюзивным» детям.

Наша школа на протяжении многих лет сотрудничает с Центром дополнительного образования детей Гусь-Хрустального района. В 2010 году в школе разработаны и успешно внедряются развивающие программы, основанные на использовании системы упражнений изобразительного характера- это программа дополнительного образования «Умелые руки» и программа внеурочной деятельности «Музейный дом».Данные программы основаны на применении передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу государственной традиционной системе образования. Одной из таких технологий является «арт- терапия», а именно одна из её форм- изотерапия.

Основоположником российской школы арт-терапии, по праву, можно считать Александра Ивановича Копытина - кандидата медицинских наук, президента Арт-терапевтической ассоциации, его фундаментальные работы известны и в России, и за рубежом. В его разработках целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся и их адаптация к условиям образовательного учреждения.

Сам же термин «арт-терапия» - означает исцеление посредством творчества с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.

В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт-терапию можно рассматривать как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства. Формы арт- терапии, которые наиболее часто мы используем на занятиях –это изо-терапия, музыко-терапия, сказко-терапия.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет кругозор ребёнка, реализует познавательные интересы , позволяет ощутить мир во всём его богатстве, поэтому изо-терапия и встала во главу программ, по которым мы работаем.

Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, личностную функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается так же в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и позволяет вступить на путь новых отношений с окружающим миром.

Начиная работу с детьми с прохождения «рисуночного теста Сильвер», который служит для определения и развития познавательных и творческих способностей детей и подростков с нарушениями в развитии, в частности, учащихся с речевыми нарушениями, а также детей и подростков с задержкой психического развития, обнаружила, что многие такие дети и подростки обладают значительными познавательными и творческими способностями. Представление о том, что познавательные способности у детей и подростков, в особенности тех из них, у кого имеются нарушения речи, могут в значительной степени быть связанными с образным мышлением, побудили меня к разработке и внедрению развивающих программ, основанных на использовании системы упражнений изобразительного характера.

Программы «Умелые руки» и «Музейный дом» разработаны для обучающихся младшей и средней школы, рассчитаны на четыре года обучения, два-четыре часа в неделю.

В основе программ лежит деятельностно- ориентированный метод обучения, который позволяет детям комфортно чувствовать себя на занятиях объединения и внеурочной деятельности.

Деятельность обучающихся на четыре года

Год обучения

Тема года

1 год

«Необычное рисование»

Пальчиковое рисование;

Рисование ладошкой;

Рисование на наждачной бумаге;

Монотипия;

Раскраска мандалы;

Аэрография.

Раскраски-антистресс

2 год

Знакомство с различными видами росписи:

Городецкая роспись;

Хохломская роспись;

Гжель;

Жостовская роспись;

Тумановская роспись;

Раскраски-антистресс

3 год

Знакомство с техникой росписи по ткани-«батик»:

Роспись по сырому;

Роспись по сухому;

Узелковая роспись;

Раскраски-антистресс

4 год

Взаимодействие с социальными партнёрами- стекольным заводом и фирмой «Эвис»:

Роспись по стеклу на плоских изделиях;

Роспись по стеклу на объёмных предметах;

Раскраски-антистресс

Восприятие детей с отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.

Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Итак, исследования в области применений технологии арт-терапии показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-терапия позволяет проблемным детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством реализации социально-педагогических технологий.

Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

Хочется отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе с детьми и подростками, так и при работе со взрослыми. Эта методика позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Итогом работы с детьми являются школьные, районные и областные выставки детского творчества, на которых работам детей ежегодно даётся достаточно высокая оценка жюри.

Я считаю, что данная технология благотворно влияет на развитие обучающихся как младшей, так и средней школы, её приёмы позволяют активизировать познавательный интерес детей, развивать их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

Список используемой литературы:

Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.

Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003

Выготский Л.С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986

Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

Демченко О.А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха. Автореферат на соискание К.П.Н., МГУКИ, 2007 г.

Заморев С.И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2002

Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»//Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3

Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000.

Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

.Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

.Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

.Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2001

.Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия.СПб, Речь, 2002

Сазонова Т.В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО, сб. 2006

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области