Конспект занятия с использованием ИКТ в средней группе
«Здравствуй, ёжик!»
Пояснительная записка:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности.
Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познавательных процессов.
Живя в городе, наши дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании животного мира. В процессе наблюдений за детьми заметила устойчивый интерес к животным – дети с увлечением рассказывали о своих домашних питомцах, делились впечатлениями от увиденных познавательных передач, обращали внимание на иллюстрации из книг, пытались рисовать животных. В результате данного наблюдения я выяснила, что дети имеют большее представление о жизни домашних животных, нежели о жизни диких животных в естественных условиях.
Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животном мире в природе.
Цель:
Дать детям представления о еже: его внешний вид, движения, питание, повадки; расширить и углубить уже имеющие знания.
Задачи:
Образовательные:
Формировать целостную картину мира через знакомство с ежом: его внешним видом, движением, питанием, повадками, с его потомством, расширять кругозор детей.
Закрепить названия детенышей животных.
Продолжать формировать связную речь, умение отвечать на вопросы, активизировать словарь детей (зверь, детеныш, ежонок, ежата, формировать словарь детей (еж, ежонок, ежата).
Развивающие:
Продолжать развивать навыки познавательно – исследовательской деятельности.
Развивать память, мышление, логику (умение делать выводы и умозаключения, внимание (умение видеть главное, двигательную активность, тактильные ощущения, мелкую моторику рук, творческие умения и способности.
Продолжать развивать у детей интерес к лепке из соленого теста.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к жизни животных, умение сопереживать, желание помочь…
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Воспитывать умение слушать друг друга.
Воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, Показ презентации: «Фото ежей.
Рассказ об их образе жизни, внешнем виде, питании, повадках».
Игрушки: кошка, птица, белка, ёжик;
Раздаточный материал: заготовки из соленого теста, для «иголок» макароны (спагетти) (в тарелочках, горошины черного перца для глаз и носа, макет полянки для ежиков, доска для лепки, влажные салфетки.
Музыкальное сопровождение:
Музыкальный центр.
Диск (мелодия «Звуки природы», «Голоса природы. Ежик»).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением ежа.
Чтение стихотворений С. Маршака «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке».
Отгадывание загадок о лесных животных.
Используемые источники информации:
Н. В. Коломина. Занятия по экологии в детском саду.
Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов. Познавательная исследовательская деятельность дошкольников.
Л. Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей с окружающим миром.
Т. И. Гризик. Познаю мир.
И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Ход занятия.
1. Мотивационный этап (3 минуты)
Цель этапа: активизировать внимание детей, вызвать у них интерес и настроить на дальнейшую деятельность.
Начало занятия в групповой комнате.
Воспитатель: Давайте поздороваемся.
Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.
Солнцу красному. Привет!
Небу ясному. Привет!
Люди взрослые и малыши.
Вам привет от всей души! (вместе)
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, слышите, стучат. Давайте посмотрим, кто к нам пришел.
Открывают дверь. Дети видят, что там никого нет, только следы чьих – то ножек.
Воспитатель: Ребята, чьи это следы?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Интересно! Пойдемте по его следу и узнаем кто и зачем постучал в дверь и убежал.
Дети соглашаются. Следы приводят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда следы нас привели?
Здесь дома, деревья, цветы…
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами находимся на улице, около леса. Посмотрите, как светит ярко солнышко, слышите, поют птички, ветер колышет деревья…
(Звучит мелодия «Звуки природы» и вдруг раздается чей – то плач).
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто – то плачет?
Дети смотрят по сторонам и видят в траве лежит кто – то маленький, розовый.
2. Основной этап.
(15 минут)
Цель этапа: Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Да, наверное, это чей – то детеныш?
Давайте, спросим у него кто он такой?
Воспитатель: Ребята, малыш сказал, что не знает кто он такой и просит помочь найти его маму. Поможем?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, наш малыш опять загрустил.
Как вы думаете почему?
Предположительные ответы детей
Воспитатель: Правильно, он проголодался.
Ребята, малыш сказал, что он любит молоко, яйца и мышей.
А какое животное все это любит кушать?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Да, конечно, кошка.
Смотрите, около дома гуляет кошка, может это ее детеныш?
Давайте посмотрим, похож наш малыш на котенка?
Что у них общего?
В чем отличие?
Дети сравнивают кошку и малыша по внешним признаками, делают вывод, что это не детеныш кошки, т. е. не котенок.
Воспитатель: Да, вы правы это не котенок, но любит кушать молоко, яйца и мышей.
Ребята, малыш говорит, что еще он любит кушать червяков, жуков и гусениц.
Как вы думаете, кто ест такую пищу?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Смотрите, на дереве сидит птица.
Возможно, он птенец?
Давайте внимательно ее рассмотрим и сравним с нашим малышом.
Чем они отличаются?
А есть, что - нибудь общее?
Дети сравнивают птицу и детеныша по внешним признакам, делают вывод, что это не птенец.
Воспитатель: Да, правда, это не птенец, но он тоже, как птица, кушает червяков, жуков и гусениц.
Ребята, малыш сказал, что он очень любит кушать яблоки и грибы.
Какой зверек тоже любит это кушать?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Ребята, на елке белки, да не одна, а целых две.
Подойдем поближе и посмотрим на их.
Сравним, может быть,
наш малыш –белка?
Посмотрим, что у них общего?
Чем они отличаются?
Может это их детеныш?
Дети рассматривают белок и сравнивают их с малышом по внешним признакам, делают вывод, что это не бельчонок.
Воспитатель:
Да, ребята, это не котенок, но любит молоко, яйца и мышей; это не птенец, но любит червяков, жуков и гусениц; это не бельчонок, но любит яблоки и грибы.
Чей же это детеныш?
Воспитатель: Ребята, слушайте загадку:
Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит,
Весь в иголках не возьмешь,
Кто же это дети?
Дети: Еж.
Звучит мелодия «Голоса природы. Ежик»
Дети находят возле елок ежа.
Воспитатель: Как вы думаете, может наш малыш
быть ежонком?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это маленький ежонок.
Посмотрите, ребята, в гнезде еще такие же розовые малыши, голые, без иголок и слепые. Дети рассматривают новорожденных ежат в гнезде.
Воспитатель показывает маленьких ежат.
(заготовки из соленого теста)
Воспитатель: Мама ежиха хочет нам рассказать и показать, как живут ежи в природе.
Хотите посмотреть?
Дети: Да!
Показ презентации: «Фото ежей.
Рассказ об их образе жизни, внешнем виде, питании, повадках».
Воспитатель: Вот сколько нового и интересного мы узнали о жизни ежей.
Ребята, вспомните, какие рождаются маленькие ежата?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Ребята, смотрите, наши ежата немного подросли, и у них должны открыться глазки, и появится иголки.
А мы им в этом поможем. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Перед началом работы проводит пальчиковую гимнастику «Два ежа».
Шли по лесу два ежа,
Шли спокойно не спеша.
На спине иголки
Длинные и колкие.
Чуть шуршали листьями
И травкой зубки чистили.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию ежа, внимательно рассматриваем форму туловища, головы, наличие носа, глаз, ушей, лап и иголок, какой формы, где расположены.
При помощи черного перца горошком, оформляем ежу мордочку – прикрепляем носик и два глаза.
Затем, из макарон спагетти, делаем колючую шубку ёжику.
Самостоятельная деятельность детей.
Выполненную работу (ёжика) ставим на макет полянки.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!
Какие симпатичные получились ежата!
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть.
Представьте себе, как будто, я – мама ежиха, а вы маленькие ежата. Будьте внимательные, от меня не отставать и все движенья выполнять.
Дети: Да!
Физкультминутка «Еж с ежатами».
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Еж с ежатами бежит.
(Дети ежата бегут за воспитателем-ежом)
Мы вокруг все оглядим,
На пенёчках посидим.
А потом все дружно спляшем,
Вот так ручками помашем.
Помахали, покружились
И домой заторопились.
(Делают повороты головой в стороны, приседают. Дети кружатся и машут руками. Убегают)
3. Итоговый этап.
(2 минуты)
Цель:
Организовать рефлексию и обратную связь с детьми; подвести итоги занятия.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу.
Рефлексия: - Чем вам понравилось?
- Что было самым интересным?
Ответы детей
Воспитатель: С кем мы сегодня познакомились?
Какими рождаются маленькие ежата?
Когда у них появляются иголки?
Для чего ежу иголки?
Где они живут?
Чем питаются?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мама – ежиха благодарит за помощь и в подарок вам оставляет корзину с угощением!
Попрощаемся с семьей ежей и пойдемте в группу, кушать вкусные яблоки.
До свидания!