Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Доклад "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования Республики Мордовия

ГБУ ДПО «Мордовский Республиканский институт образования

Доклад на тему:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Карпунькина Ю.Н.,

воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребёнка-детский сад №17»

Саранск 2017г

Экологическое воспитание представляет собой важный элемент современного образовательного процесса. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области "Познавательное развитие" и предусматривает решение таких задач как:

-формирование первичных представлений о живой и неживой природе

-воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Немаловажную роль играют функции экологического воспитания детей. Функции экологического воспитания заложены в современных образовательных стандартах РФ. К ним относится следующее:

1 Развитие кругозора у детей;

2Формирования экологического сознания;

3 Стимулирование развития интуиции и наблюдательности;

4 Развитие навыков общения.

Экологическое воспитание, включающее в себя формирование экологического сознания и поведения, необходимо начинать с дошкольного возраста.

Цели и задачи экологического воспитания

Экологическое воспитания, будучи полноценным элементом образовательного процесса, наделено определенными целями и задачами. В качестве целей экологического образования современные педагоги чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

К задачам экологического воспитания относят:

1 формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

2 развитие познавательного интереса к миру природы;

3формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

3 воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

4развитие чувства эмпатии к объектам природы;

5 формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; 6формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;

7 освоение элементарных норм поведения по отношению к природе,

8формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; 9формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности;

10 формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде

Итак, проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Работа по экологическому воспитанию детей в условиях ДОУ

Период дошкольного детства крайне важен для развития ребенка. Именно в этот период у детей начинает развиваться чувство прекрасного и появляется собственное мнение на многое из того, что его окружает. Исходя из этого, работа по экологическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного заведения приобретает особую ценность.

В современных дошкольных учреждениях работа по экологическому воспитанию осуществляется по следующим направлениям:

1работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;

2 работа с педагогами;

3работа с родителями:

*Анкетирование, проведение опросов.

*Совместные досуги, КВНы, викторины.

*Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах конкурсах.

*Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации.

*Ширмы, экологические стенды.

*Дискуссии, семинары-практикумы, обмен опытом между родителями.

*Информационные проспекты для родителей.

*Организация дней открытых дверей.

*Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок-передвижек.

3 работа в социуме;

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:

- экологические занятия;

- экологические экскурсии;

- уроки доброты;

- уроки мышления;

- экологические кружки;

- экологические конкурсы;

- КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"

- экологические акции;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- трудовой десант;

- зеленый патруль;

- лаборатория юного эколога;

- составление экологических карт;

- ведение «Панорамы добрых дел»;

- ведение фенологических календарей природы;

- экологические выставки и экспозиции;

- экологические музеи;

- день (неделя) экологического творчества;

- экологические праздники и фестивали;

- экологические игры (дидактические, имитационные; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

- экологические сказки;

- экологические тренинги; и т.д.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней, зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей.

правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, ценностного отношения ко всему живому.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. И обязательно при общении воспитатель должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенка, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать  доброе от злого,  учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Воспитатель знакомит детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывает игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используют следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используют разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу  личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 - 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

В своей работе с детьми воспитатель придаёт большое значение игровым технологиям.  Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра  - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности).Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 10.12.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области