Декоративно- прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников.
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид художественной творческой деятельности позволяет одновременно с формированием эстетического вкуса, развивать и патриотические чувства детей дошкольного возраста, творческие способности. Также позволяет познакомиться с историей своего народа, их обычаями, традициями через занятия рисованием, лепкой, аппликацией, занятиями по познавательному и речевому развитию, совместным участием взрослых и детей в тематических вечерах, творческих проектах.
Меня заинтересовал вопрос развития творческих способностей детей по средствам занятия декоративно- прикладным творчеством. Анализируя заинтересованность родителей и коллег по данному вопросу, я сделала вывод о том, что только грамотно выстроенный педагогический процесс развития и воспитания дошкольников взрослыми, совместное творчество родителей, педагогов и детей, создание необходимых условий для всестороннего развития дошкольников помогут сформировать не только представление об окружающем мире в целом, но и позволят познакомиться с историей своего народа, их жизнью, а также народными промыслами.
Работая над вопросом знакомства, а в дальнейшем освоения приемов выполнения творческих заданий, связанных с народными промыслами русского народа, я постаралась выстроить систему, помогающую мне достичь поставленных целей. Первым этапов в работе, конечно, было знакомство с историей своих предков, своей страны, их быта, традиций и обычаев. На этом этапе в рамках занятий, я проводила беседы с детьми старшего дошкольного возраста, демонстрировала наглядные материалы, побуждала детей к рассказам об их семье, традициях и обычаях, которые известны им. Также с детьми были организованы виртуальные экскурсии в музеи своего города, музеи народных костюмов. Вторым этапом на занятиях по художественно-эстетическому было предложено детям попробовать выполнить различного рода поделки, аппликации, роспись и рисунки в различных техниках. Чтобы детям было проще и доступнее освоить техники выполнения, например, росписи была организована выставка деревянной посуды, показан пошаговый мастер- класс по Хохломской росписи. Многие творческие работы на занятиях помогали дошкольникам не только развивать творческие способности, развивать мелкую моторику руки, воспитывать любознательность и усидчивость при работе, а также создавали благоприятную обстановку и теплую атмосферу в группе. Третьим этапом работы явилось совместное творчество с родителями воспитанников, в рамках которого прошел организованный мною мастер- класс по выполнению кукол- оберегов из ткани, просмотр фильма о русских рукодельницах. Создавая кукол, на мероприятии царила атмосфера спокойствия, умиротворения, желания вновь вспомнить свои корни, освоить новые техники рукоделия и создания новых неповторимых вещей. Конечно все это способствует и налаживанию контакта между поколениями, позволяет расширить кругозор взрослых и детей, воспитывает чувства патриотизма и уважения к истории своего народа. Итогом работы данного этапа явилась организованная выставка в группе: «Ярмарка народных промыслов». В ней приняли не только участие педагоги группы, но и семьи воспитанников, сами дошкольники. Были представлены работы в различных техниках, каждая из которых передавала свое настроение, теплоту рук и души людей. Все участники были отмечены грамотами и благодарственными письмами.
Большая работа была проведена мною по оформлению патриотического уголка группы, в которой активное участие принимали и дети, и их семьи. Все содержимое этого уголка находится в доступном виде для детей, постоянно пополняется и безусловно помогает воспитывать в дошкольниках патриотические чувства и уважение в своей стране, семье, истории совей Родины.
Таким образом, занимаясь всесторонним развитием дошкольников, созданием необходимых условий для развития творческих способностей детей, формированием умений и навыков в выполнении творческих проектов, можно сделать вывод, что научить ребенка видеть вокруг прекрасное, ценить созданное веками богатство окружающего мира может только человек творческий, любознательный, открытый миру. Поэтому в своей работе я буду продолжать искать новые пути своего развития, знакомиться с новыми открытиями и беречь тот опыт, который позволяет мне научить детей чему-то новому, помогает развивать в них таланты, способности, умение верить в себя и самовыражаться.