Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №43
Примерный годовой план работы
по формированию предпосылок правового сознания
у детей раннего и младшего возраста
и правовому образованию их родителей
Подготовила:
воспитатель Перелыгина О.В
2019г.
Аннотация
Целью данной работы является создание условий для планомерного правового воспитания детей от 1г.6мес. до 4 лет, а также для повышения педагогической и правовой грамотности их родителей.
Представлены годовые планы для первой и второй групп раннего возраста, и для второй младшей группы.
В планах предусмотрено создание условий для обеспечения прав ребёнка при взаимодействии с педагогами во время занятий и вне их, предложены методические приёмы. Взаимодействие с родителями предполагается проводить в четырёх направлениях: формирование гуманного отношения к детям, формирование правовой культуры родителей, самообразование родителей, профилактика правонарушений.
Содержание
Ι. Ранний возраст (1г.6мес. – 2 г.) ……………………………………………………………………………… 3
ΙΙ. Ранний возраст (2-3 г.) ………………………………………………………………………………………..12
ΙΙΙ. Младший возраст (3-4 г.) …………………………………………………………………………………… .20
Список литературы ………………………………………………………………………………………………28
Ι. Ранний возраст (1г.6мес. – 2г.)
Краткая характеристика возрастных социально-коммуникативных особенностей детей: очень быстрый и неравномерный темп развития в раннем возрасте делает ребёнка особенно чувствительным ко всем воздействиям социальной среды; в этот период ребёнок особенно уязвим, обладает повышенной восприимчивостью, эмоциональной возбудимостью, не имеет механизмов психологической защиты, не только не может сам удовлетворять свои нужды, но даже понять их. Ведущий вид деятельности – предметная деятельность, главное условие нормального развития ребёнка - общение со взрослым.
Именно в раннем возрасте закладывается доверие к окружающему миру, чувство безопасности, чувство собственного достоинства.
Нарушение прав ребёнка жить и воспитываться в семье (СК, ст.54), на общение с родителями и другими родственниками (СК, ст.55), на заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном его развитии (СК, ст.63) или неграмотное исполнение этих прав приводит к нарушениям психологического и физического здоровья, в тяжёлых случаях – необратимым.
Итак, главная цель этого периода – обеспечить выполнение выше названных прав ребёнка как в семье, так и в ДОУ.
Период | Задачи | Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями | ||||||
НОД | Вне занятий | Методичес-кие приёмы; создание условий. | Формирование гуманного отно-шения к ребёнку | Формирование правовой культуры | Самообразова-ние родителей | Профилак-тика право-нарушений | ||
До поступ-ления в ДОУ | - Профилактика нарушений прав ребёнка ст. 54, 55, 63 СК. - Облегчение периода адаптации ребёнка к ДОУ. - Выявление семей, требующих особого внимания, в связи с возможными нарушениями прав ребёнка. | ___ | Первое, ненавязчивое знакомство с ребёнком, лучше – во время прогулки. Желательно, чтобы встречи повторились 2-3 раза. | Общение на уровне глаз ребёнка, приготовить небольшой приятный сюрприз Заранее до-говориться с мамой о времени по-сещения, узнать об особенностях ребёнка, его пред-почтениях | Наблюдение за взаимоотноше-ниями матери и ребёнка. Желательно найти повод похвалить ребёнка и маму. | Знакомство с «Семейным кодексом»: ст.54, 55, 63 (встреча за круглым столом) [2] Общее собрание с родителями будущих воспи-танников, экскурсия по группам с целью – показать, какие условия созданы в ДОУ для выполнения прав детей. | 1.Знакомство с Уставом ДОУ; 2. Знакомство с правилами посе-щения группы (памятка); 3. Рекомендации «Как подготовить ребёнка к ДОУ» (буклет). | Заполнение анкеты «Сведения о ребёнке и его родителях»; Составление социального паспорта семьи и его анализ; Выполнение теста «Я и мой ребёнок» (выборочный) [ 5], с.71 |
Период | Задачи | НОД | Вне занятий | Методические приёмы. Создание условий | Формирование гуманного отношения к ребёнку | Формирование правовой культуры | Самообразование родителей | Профилакти-ка право-нарушений |
Адаптация | - Помочь ребёнку обрести доверие к взрослым в ДОУ, как источникам помощи, защиты и заботы. - Начать формировать чувство собственного достоинства. (ФЗ-273, гл.5,ст.48 п.п.3,5) | Занятия в игровой форме с детско-родитель-скими парами (1 раз в неделю) [ 18]; Адаптацион-ные игры для снятия эмоционального напря-жения [ 2 ] | Пальчиковые игры; Игры с водой; Игры с песком и сыпучими материалами [ 6 ]; Подвижные игры с разными игрушками. | - Обеспечить отношение к ребёнку на основе уважения его достоинства - Изучать инд. особенности детей Называть ребёнка при-вычным для него именем, разрешить приносить любимую игрушку, мамин оберег; создать в группе спокойную, дружелюбную атмосферу. Организовать «Уголок уединения». | «Варианты материнского по-ведения; успехи и просчёты в воспитании» (Встречи за круглым столом) [ 3 ], с.78-79 [ 2 ], с.7 | Консультация: «Индивидуализа-ция воспитания и образования – требования современного законодатель-ства» (Конвенция, ст.8) (ФЗ-273, гл.4, ст.34,п.п.2,3); ФГОС ДО: гл.I, ст. 1.3,п1). Консультация «Понимаем ли мы своих детей?» | .Знакомство с возрастными особенностями развития детей 1,6-2лет: наглядный материал в «Информацион-ном уголке для родителей» и на сайте группы. | Анкетирова-ние: «Ваши эмоциональ-ные отношения с ребёнком» [18], с.6; |
Право на имя (Конвенция ООН, п.1 ст.7; ГК РФ – ст.19 п.1; СК – ст.47,48) - помочь запомнить своё имя, учить откликаться на него, пытаться произносить; - учить узнавать себя на фотографии, в зеркале и называть по имени. | ___ | Необходимо ежедневно находить время для индивидуаль-ного общения с каждым ребёнком, называя его по имени. Ситуация об-щения должна быть непосред-ственной, вы-зывающей у ребёнка положитель-ные эмоции. | - Постоянно обращаться к ребёнку по имени, использовать ласковые формы имени; - Включать имя ребёнка в потешки, песенки, колыбельные; - показывая фото, спрашивать: «Кто это? Где Ваня?» | «Защитить ребёнка от насмешек над его именем»: Презентация 1-ой страницы портфолио ребёнка. | Консультация «Право ребёнка на имя и проблемы его реализации»* ___________ *См. в Приложении | Начать составление портфолио ребёнка: стр.1 – «Это я. Меня зовут…» | - Сверить точ-ность имени и фамилии ре-бёнка по «Свидетель-ству о рож-дении». - Наблюдать, как обращаются к малышу его родные, провести при необходимос-ти разъяснитель-ную работу. |
Право знать своих родителей и право на их заботу и любовь (Конвенция ООН ст.7, СК- ст.47,48) Доп. задача: формировать чувство при-вязанности и любви к родным. | Развитие речи: по картинке «Мама купает ребёнка Цель:упраж-нять в употреблении слов купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать. | Рассматрива-ние аналогичных иллюстраций Рассматрива-ние фото близких род-ственников. При встрече спрашивать: «Кто за тобой пришёл?» Комменти-ровать: «Бабушка хо-рошая, поло-жила тебе платочек» и т.п. | Вопросы, напоминание, эмоциональ-но- положи-тельное комментиро-вание. Приём «Живая кар-тинка». Набор сюжетных картинок «Семья» для раннего возраста, фотоальбо-мы семей воспитанни-ков. | Семинар «Как мы заботимся о своём маленьком ребёнке» (цель: предупредить не-правильные под-ходы к воспитанию ребёнка 1,5-2 лет в семье [ 15 ], с.105 | Консультация «Семейный Кодекс РФ: Права несовершеннолетних детей» (Гл.IV, ст.58,59; раздел IV, гл.11, ст.54,55,56). | Начать формирование домашней правовой библиотечки: предложить распечатку или заказ Семейного Кодекса для домашнего пользования. | Поместить материалы семинара на сайт группы и в «Уголок для родителей»; Создать один из видов обратной связи, например, почтовый ящик «Вопросы о правах ребёнка». |
Право жить и воспиты-ваться в семье (Конвенция ООН ст.7,8; СК РФ – разд.ΙV, гл.12, ст.67). Доп. задача – воспитывать любовь к родным, показать, что в семье все помогают друг другу. | По сказке «Репка» [18] с.34 Цель: развитие эмоц. сферы, активизация внимания, преодоление страхов. | Во время встреч с родными заострять внимание ребёнка на том, как его все любят, заботятся о нём. Просить ребёнка показать, как он любит своих близких, старается им помочь («У бабушки ручки болят», «Сестрёнка торопится, ей в школу пора») | Названное занятие -игровое, с детско-родительски-ми парами (желательно с дедушками и бабушками, братьями, сёстрами). В группе желательно иметь фотографии близких ребёнку людей, поделки, сделанные их руками. | Беседа за круглым столом «На что и клад, коли в семье лад». Цель: показать влияние атмосферы в семье на развитие и воспитание ребёнка, помочь осознать последствия непра-вильного поведения родных по отношению к ребёнку. | Консультация «Семейный кодекс»: право на общение с ребёнком дедушек, бабушек, братьев, сестёр» (разд. ΙV, гл.12, ст.67). Консультация «В семье появился второй ребёнок» (о детской ревности). | Предложить бабушкам, дедушкам, братьям, сёстрам проанализиро-вать своё поведение по отношению к ребёнку: заполнить Анкету [Конспект род.клуба] Оформление 2-ой странички портфолио ребёнка «Мои родные» | Поместить на стенд «О правах детей» названную статью СК РФ. Наблюдение за общением старшего по-коления, братьев и сестёр с ребёнком и его родителями, индивидуальные беседы в случае необходимости. |
Право на здоровое развитие (Конвенция ООН Ст.6, 24; ФЗ РФ №273, гл.4, ст.41; СК РФ, ст.63п.1) -показать детям, что все они могут (имеют право) выполнять гигиенические процедуры (мыть руки, ходить в туалет как только захотят); - показать, что если что-то случится, им всегда помогут. | Занятие-инсценировка по потешкам про умывание, еду[Карт. потешек]*. Цель: формирование гигиенических навыков. Занятия по развитию движений Цель: формирование привычки к двигательной активности. | Регулярное выполнение КГН, повторение потешек; Отражение гигиенических и простых лечебных процедур в предметно-отобразитель-ных играх. Ежедневное проведение подвижных игр Приучение детей к облегчённой одежде | Показ, повторение, напоминание, поощрение, использование игровых мо-ментов. Личный пример. Приятная, спокойная обстановка; использование привлекательных для малышей гигиенических принадлежнос-тей, посуды. Предметные и сюжетные картинки, игрушки и их заместители. | Работа по проекту «Здоровый малыш» | Консультация «Законодатель-ство о сохранении и укреплении здоровья детей». (См. указанные документы) | Создание условий для здорового образа жизни ребёнка дома. | Отслеживание заболеваемости детей, выяснение причин частой заболеваемости (совместно с мед.работниками и родителями), устранение, по возможности, этих причин. Пропаганда ЗОЖ и ОБЖ |
Право на игру (Декларация прав ребёнка, принцип 7; Конвенция ООН, ст.31) -помочь понять, что в детском саду можно играть в разные игры; - развивать желание играть со взрослым и сверстником. | Занятие-экскурсия по группе «Как много у нас игрушек!» Цель: показать детям, что они всегда могут играть с имеющимися игрушками; учить беречь игрушки,спо- собствовать формированию совместной игры; формировать привычку уби-рать игрушки на место после игры. | Способствовать развитию предметных действий, сюжетно- ото-бразительной игры: играть с детьми во все виды игр соответственно их возрасту. | Показ, вовлечение в совместную игру; игровые приёмы, напоминание. Вначале – кинестезический метод, позже - создание проблемных ситуаций в игре. Создание разви-вающей среды по возрасту, соответственно требованиям ФГОС ДО; выделение достаточного времени на игру; организация досуговых и праздничных мероприятий. | Презентация «Игры и игрушки для детей 1,5-2 лет»[ 6 ], с.78-82 | Консультация «Право детей на игру» по указанным статьям законодатель-ства. | Проанализи-ровать содержание детского игрового уголка дома, привести его в соответствие с полученными знаниями; проанализи-ровать уровень развития игры ребёнка, доста-точно ли по времени он играет. | Помощь при анализе игровой деятельности ребёнка (предложить опросник и памятку); индивидуальная помощь роди-телям по орга-низации игры и досуговой деятельности ребёнка. |
Право на защиту от жестокого обращения (Конвенция ООН Ст.9,19, 34,37; СК РФ,ст.56, п.2,3; ст.148,п.1; ст.149,п.1; Уголовный кодекс РФ ст.117(1,2г), 132 (1-3), 133-135, 156. - формировать чувство защищённости; - воспитывать доброе отношение к сверстникам. | Занятие-инсценировка «Хочу и Надо» Цель: формировать умение сдерживать свои желания, способность попросить, подождать; приучать к некоторым обязанностям. | Игры в парах, хороводные игры с целью формировать интерес к сверстнику, желание и умение играть вместе.[ 17] Развивать умение сопереживать, пожалеть другого ребёнка или живое существо. | Игровые приёмы, напоминание, подсказка, пример, поощрение. Личностно-ориентированный подход. Создать атмосферу добро-желательности; иметь в группе по нескольку штук игрушек наиболее привлекательных для детей. | Беседа за круглым столом «Поощрение и наказание: восемь правил для взрослых» | Консультация по указанным документам «Жестокость исключить!» | Ознакомление с буклетом «Береги ребёнка!» (профилактика сексуального насилия) | Диагностика нарушений прав ребёнка в семье[ [ 10 ], с.96 [ 12 ], с.59-61 |
Право на всесторон-нее развитие (Декларация, принцип 2; Конвенция ООН, ст.27,29: СК РФ ст.54,п.2; ФЗ «Об образовании» №273, гл.5 ст.48,п.4). - Дать понимание, что занимаются обязательно с каждым ребёнком | НОД в соответствии с основной образовательной программой Цель: развивать познавательную и двигательную активность, инициатив-ность, самостоятель-ность. | Развивающие игры; развивающее общение. | Показ, сопровождаемый словом, кинестетический метод. Предварительный показ пособия, предназначенного для занятия, т.к. детей сильно отвлекает новизна, яркость, привлекательность предмета. Приём внезапного появления и ис-чезновения пред-мета, динамичность. Повторы для развития умений – не менее 3-4 в неделю. Обязателен деятельностный подход, яркое эмоциональное общение. | Познакомить родителей с ориентирово-ными показателями нервно-психического развития детей от 1г.6мес. до 4 лет.[ 15], с.56-59; Консультация «Стратегия воспитания и развития ребёнка ранне-го возраста в семье» [ 6 ], с.75-77 | Консультация «Право ребёнка на всестороннее развитие» - указанные статьи законодатель-ства. | Памятка «Какие игрушки и книжки нужны моему ребёнку?» Провести дома ревизию развивающих игр, игрушек, мультфильмов. | Педагогическая диагностика, составление маршрутных листов развития; Индивидуальное собеседование с родителями в случае необхо-димости (воз-можно, с привлечением психолога). |
ΙΙ. Ранний возраст (2-3 года)
Краткая характеристика возрастных социально-коммуникативных особенностей детей: для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заряжаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с именем и полом.
Дети начинают проявлять интерес к сверстнику, нуждаться в общении с ним. В своих оценках дети ориентируются на мнение воспитателя. Речь и социально-коммуникативные навыки формируются в разнообразных видах деятельности.
Цель этого периода – формировать у детей предпосылки для осознания права на имя и фамилию, права на заботу и любовь близких людей, права собственности, права на защиту от жестокого и грубого обращения. Продолжать формировать правовое сознание родителей, обеспечивать выполнение ими прав защиты ребёнка.
Период | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | ||||||
Задачи | НОД | Вне занятий | Методические приёмы. Создание условий | Формирование гуманного отношения к ребёнку | Формирование правовой культуры | Самообразование родителей | Профилактика правонарушений | |
Право на имя (Конвенция ООН Ст.7, п.1; ГК РФ – ст.19, п.1;. СК РФ ст.47,58; Декларация, принцип 3). - закреплять знание своего имени и фамилии и учить отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?» - помочь запомнить имена других детей группы, воспитателей, младшего воспитателя. | Занятие по развитию речи «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» [ 7], с.24 Цель: помочь запомнить имена сверстников | Игры «Ласковая цепочка», «Выбери меня»[20], с.18; Д/и «Кто позвал?» [ 7] ,с.65 Игра-ситуация «Знакомство с куклами» [ 9 ], с.10 Ввести традицию отмечать дни рождения детей | Повторение, упражнение через потешки, стишки, постоянные обращения к ребёнку в разном контексте; приём «Напомни мне»; | Консультация «Как организовать День рождения ребёнка дома» | Консультация «Изменение имени и фамилии ребёнка» (СК РФ ст.59) | Буклет «Как помочь ребёнку запомнить имена родных и близких людей?» | Следить, чтобы не искажались имя и фамилия ребёнка. |
Право жить в семье (Конвенция ООН ст.7,8) СК РФ – разд. ΙV гл.11, ст.54, гл.12, ст.67 Право на общение с родителя-ми и дру- гими род-ственни-ками (СК РФ- гл.11ст.55; Конвенция ООН ст.29 в). ) - Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям, чувство привязанности к своей семье; спо- собствовать преодолению детского эгоцентризма. | Занятие по развитию речи Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка!»[ 7 ], с.50; Игра «Кто поможет маме?» [ 14 ] ,с.44 Тематическое занятие «Мы – помощники для мамы» [ 18 ], с.31 | Беседы о папе, маме, дедушке, бабушке, братьях, сёстрах [ 19 ]. с.209-215; Изготовление подарков для родных; Д/и «Мой день» [ 19 ]., с.193 | Беседы; проигрывание ситуаций, когда нужно позаботиться о родных; показ примера, поощрение; создание проблемных ситуаций; чтение художествен-ной литературы; фотовыставка «Из жизни моей семьи». Организация Центра ролевой игры «Семья»; наборы сюжетных картинок о взаимопомо-щи в семье; настольный театр «Репка». | Беседа за круглым столом «Должны ли быть у детей раннего возраста обязанности?» | Консультация «Раздельное проживание родителей: место проживания детей, право на общение» (СК РФ ст.65, п.3 ст.66, 67). | Проанализиро-вать поведение ребёнка по отношению к членам семьи (Ответить на вопросы Анкеты) | Изучение семей группы риска (возможно создание экспертной группы: психолог, воспитатели, администра-ция), разработка программы работы с такими семьями («До-рожная карта») |
Право на заботу и любовь близких (Конвенция ООН Ст.7; СК РФ ст.47,48) - помочь детям почувствовать, как их любят, как о них заботятся; - формировать чувства безопасности и доверия к окружающему миру; | Тематическое занятие «Мама дорогая очень любит нас» [ 1 ], с.53 | Обращать внимание детей на то, как их любят родные: чтение – Е.Трутнева «Наша бабушка»[ 19 ], с.211 Беседа «Папа меня любит?» (цель – объяс-нять, в чём и как выражается па-пина любовь и забота). | Беседы; чтение художественной литературы; игровые мероприятия с участием членов семьи: «Поиграй со мною, папа (мама, дедушка, бабушка)! «А мой папа для меня сделал славного коня!» (изготовление игрушек для детей) Наполнение группы поделками, игрушками, сделанными руками родителей; изготовление оберегов для детей руками мамы или бабушки. | «Как мы любим своих детей?» (о последствиях неразумной любви и заботы) | Консультация «Закон обязывает заботиться о детях и любить их» (Декларация, принцип 6; Конвенция ООН ст. 7; СК – ст.47,48) | «Десять заповедей родителей» [ 10 ], с.198 | Наблюдение за детьми: - опрятность -аккуратность - тревожность - настроение. Наблюдение за родителями: - проявления любви к ребёнку; - интересуется ли, как прошёл день: как кушал, спал, во что играл, как себя вёл; - насколько охотно откликается на просьбы и рекомендации воспитателя. В случае необходимости – коррекционная работа. |
Утренняя гимнастика в игровой форме. Физкультурные занятия в игровой форме соответственно основной программе. Игровое занятие «Расскажем новой куколке, что можно делать в садике» Цель: рассказать детям о режимных моментах, показать их привлекательность для ребёнка. | Вырабатывать привычку к организованной двигательной активности, выполнению режимных моментов. Приучать к воздушному закаливанию. Д/и «Где же наши ручки?», «Что увидели глазки?» и т.п. Тематическое занятие «Про болейку и неболейку» (развлечение) | Выполнение режимных моментов, питьевого режима – использование потешек, стишков, игровых приёмов, показ со словес-ным сопровож-дением, напоминания, поощрения Достаточное количество привлекательных игрушек для подвижных игр, обеспечить их сменяемость. Достаточное место и время для двигатель-ной активности. Набор для сюжетно-отобразительной игры «Лечим куклу». | Родительский клуб «Что нужно делать, чтобы ребёнок меньше болел?» Консультация «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью» | Консультация: «Право детей на медицинскую и социальную помощь, на полноценное питание и чистую воду». (Декларация, п.4; Конвенция, ст.24 п.1,2д) | Буклет «ЗОЖ ребёнка раннего возраста» | Выявление часто болеющих детей, выяснение причины забо-леваемости (вместе с мед.работником), составление про-граммы укреп-ления здоровья. | ||
Занятия по всем областям образования соответственно основной программе. Развивающие игры. Игровые занятия по эксперименти-рованию Упражнения- игры по развитию диалоговой речи (на умение задавать вопросы) | Постоянное общение с ребёнком, направленное на развитие разносторонних интересов; Наблюдения; Эксперименти-рование; | Использование сюрпризных моментов, проблемных ситуаций; Деятельностный подход; Личный пример познавательной активности; Поощрение. Создание предметно-пространствен-ной развивающей среды соответ-ственно ФГОС ДО | Консультация «Не потушите искорку интереса!» | Консультация по указанным статьям. | Буклет «Целевые ориентиры образования в раннем возрасте» | Педагогическая диагностика, наблюдение нервно-психического развития (составление карт НПР); В случае задержки развития на 2 эпикризных срока – консультация методиста, психолога, мед.работника, разработка индивидуаль-ного плана развития. |
Право на игру, развлече-ния и отдых (Декларация п.7; Конвенция ООН ст.31) - Создать условия для развития игровой деятельности, формировать игровые умения; -Формировать умения общаться в игре: от игры рядом к игре вместе. - Дать понять, что всем детям без исключения можно играть, принимать участие в раз-влечениях и праздниках. | Занятия по развитию речи: Рассматривание сюжетных картин «В песочнице»[ 7], с.45, «Делаем машину» -с.53; Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Был у Пети и Миши конь» -с.42. | Регулярное проведение всех видов игр, соответственно возрасту. Проведение досугов, праздников, развлечений. Смена видов деятельности с учётом индивидуальных особенностей детей. Игры, направленные на сближение детей друг с другом [ 1], [ 17 ] Создание условий для различных игр (по ФГОС ДО); Создание проблемных ситуаций. | Приёмы: втягивание в игру, подключение к игре, обучение взаимодей-ствию в играх [ 9 ],с.5, обучение позитивным способам раз-решения конфликтов. Игры в парах; Хороводные игры; Совместные игры. Поддержка детской инициативы. | Консультация «Учим детей играть вместе» | Консультация «Что нужно знать родителям о детском отдыхе» (Указанные документы, Устав ДОУ, Закон об образовании) | Памятка «Выходной день ребёнка» | Наблюдение за развитием игровой деятельности ребёнка; за формировани-ем общения со сверстниками в игре. Своевремен-ное выяснение причин отклонений и их коррекция. |
Право на защиту от жестокого обраще-ния Конвенция ООН ст.9,19,34,37; СК РФ ст.56,п.2,3; ст.148, п.1; УК РФ ст.117 п.1,2г, 132 п.1-3, 133-135, 156. - Учить детей избегать опасных ситуаций; - приучать сообщать о случаях грубого или жестокого обращения с ними. | Занятия-инсценировки: цикл из 4-5 занятий «Про тигрёнка Мяу» (о неправильном поведении со сверстниками) | Чтение художественной литературы: р.н.с. «Козлятки и волк», «Теремок», «Колобок», С.Маршак«Сказка о глупом мышонке». Рассказы воспитателя из жизни «других» детей; | Косвенное напоминание; Помощь в положительном разрешении конфликтов: -отвлечь внимание; - предложить такую же игрушку; - организовать совместную игру с этой игрушкой; - установить очерёдность. Соблюдение правил личностно-ориентированного взаимодействия при разрешении детских конфликтов[ 17 ], с.8 | Беседа за круглым столом «О грубости» | Консультация по указанным статьям | Памятка «Администра-тивная и уголовная ответственность за жестокое и грубое обращение с детьми» | Наблюдение за поведением родителей, родственников и детей, их речью. Пресечение грубого обращения с детьми. |
III. Младший возраст (3-4 года)
Краткая характеристика социально-коммуникативного развития: ребёнок начинает выделять себя из окружения; это период становления собственного «Я», время рождения личности. Ребёнок осознаёт себя индивидуальностью, стремится к самостоятельности. У него возникает потребность быть независимым и свободным, как другие люди. Однако, у него «не получается» - сам ещё не может или взрослые мешают. Возникают реакции, характерные для кризиса трёх лет: негативизм, непослушание, требовательность и т.д. На данном этапе совершенно необходимо предоставить ребёнку как можно больше самостоятельности, право выбора, проявлять подчёркнутое уважение к его желаниям, мнениям. Период благоприятен для формирования чувства собственного достоинства.
«На данном этапе нельзя препятствовать реализации прав ребёнка, иначе вырастет тот, кто будет подчиняться всегда и во всём, или станет хитрым, лживым, асоциальным человеком» [ 19 ], с.39.
У ребёнка возрастает интерес к сверстнику, потребность в общении с ним. Сталкиваясь с аналогичными возрастными проблемами других детей, ребёнок начинает осознавать ограничения своих прав, начинает оценивать себя. В это время необходимо, чтобы ребёнок познакомился не только со своими правами, но и обязанностями.
Право на имя, фамилию Конвенция ООН ст.7п.1; ГК РФ – ст.19, п.1; СК РФ ст.47,48; Декларация п.3). - Хорошо знать свои имя и фамилию, узнавать и называть их в любых обстоятельствах; - Помочь запомнить имена близких родственников. - Хорошо запомнить имена сверстников, воспитателей, муз.руководителя, физо.руководителя - помочь детям понять, что все имеют право на имя. | Занятие-инсценировка «Зачем им имя?» (по мультфильмам «Лунтик», «Чебурашка», «Котёнок по имени Гав») | Вместе с детьми придумать имена всем куклам. Проигрывание ситуаций: «забыли как зовут», «одинаковые имена», «меня теперь зовут по другому». Обсуждение правила «Как можно позна- комиться?» Д/и «Вспомни как звали», «Кто позвал?» «Назови ласково» | Беседы; создание проблемных ситуаций; чтение художествен-ных произве-дений с вклю-чением имени ребёнка; | Консультация «Правила этикета – проявление уважения» (о правилах знакомства, правилах обращения друг к другу взрослых и детей) | Консультация юриста (возможно, родителя) «К чему приводит ошибка в имени или фамилии» | Дополнение на первую страницу детского портфолио – «Почему меня так назвали?» | Следить, чтобы все дети и взрослые называли ребёнка пра-вильным именем |
Право жить и воспиты-ваться в семье (Конвенция ООН ст.7,8; СК РФ – разд.ΙV, гл.12, ст.67 - уточнять представление о членах семьи - как зовут, чем занимаются, как играют с ребёнком; - учить замечать как родные заботятся о ребёнке, самому проявлять эмоциональную отзывчивость. Доп.задача – показать, что каждый ребёнок может (имеет право) жить в семье. | Занятие по ФЦКМ «Папа, мама, я – семья»[ 11 ], с. 21, «Вот так мама, золотая прямо!» [ 11], с.39. | Беседы с детьми о их родных, их семье. Рассматривание семейных фотоальбомов. Выставка поделок для ребёнка, фото «Обо мне заботятся в семье» Стенгазета- рассказ о проявлениях заботы детей о родных «Маленький, да удаленький!» | Проигрывание ситуаций, когда дети (не из нашей группы) поступают хорошо или плохо по отношению к родным. Чтение художественной литературы. Обсуждение проблемных ситуаций. Сюжетно-отобразитель-ные игры. Наборы сюжетных картинок о взаимопомощи в семье; Иллюстрации к художественным произведениям. Семейные фотоальбомы. | Беседа за круглым столом «Как мы воспитываем эгоистов»[Подбор-ка материалов, с.8]* | «Закон обязывает воспитывать уважение к родным» (Конвенция ст.29; Декларация, п.10) | Буклет «Кризис трёх лет» | Беседы с родителями, дедушками, бабушками, другими родственниками, с самим ребёнком о том, где и с кем он чаще всего живёт и общается. В случае необходимости вести разъяснительную работу, принимать другие меры в интересах ребёнка. |
Право на жильё (Декларация п.4; Конвенция ООН ст.27,п.3) - помочь детям понять, для чего людям нужен дом; - обратить внимание детей, что дома бывают разные; узнавать свой дом на картинке. Доп.задача: -показать детям, что у всех есть своё жильё; что дом защищает нас от непогоды и от плохих людей. | Занятие по ФКЦМ «Дом, в котором я живу» Занятия по ОБЖ [ 16 ], с.153-165 | Чтение р.н.с. «Теремок»; Рассказывание сказки С.Маршака «Три поросёнка». Конструиро- вание «Домик» Рассматривание фотографии своего дома. Сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая игра «Дом». Театрализованная деятельность: «Заюшкина избушка». | Объяснение, показ. Создание проблемных ситуаций в игре, в конструирова-нии. Эксперименти-рование: «Что нам стоит дом построить» (испытание разных материалов). | Консультация для родителей «Дом безопасный для ребёнка» | Консультация «Жилищные права несовершен-нолетних» (Жилищный кодекс РФ, Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1; Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ). Желательно пригласить юриста. | Проверить свой дом на безопасность для ребёнка, срочно устра-нить всё, что может угрожать жизни и здоровью ребёнка. Оформить страничку портфолио «Я здесь живу» с указанием адреса. | Выяснить жилищные условия жизни ребёнка. При нарушении прав ребёнка на жильё срочно поставить в известность администрацию ДОУ для принятия дальнейших мер. |
Право на здоровое развитие (Конвенция ООН ст.6 п.2; ст.24 п.1, п.2; Закон об образовании №273-ФЗ, гл.4 ст.41; Декларация п.4). - Дать представление о ценности здоровья; - Формировать желание вести здоровый образ жизни. - Доп.задача: учить детей пользоваться правами на здоровый образ жизни; донести до детей, что в случае необхо-димости им будет оказана медицинская помощь. | Занятие по ФЦКМ «Наш зайчонок заболел» [ 11 ] с.32 Занятия и развлечения по физической культуре по основной программе. Экскурсия в мед.кабинет | Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» [ 16 ], с.206 Игра-беседа «Как лечили жирафика»[Там же, с.208]. Развлечение «В гостях у Айболита»[Там же, с. 209] Формирование КГН соответственно основной программе. Подвижные игры Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь». Д/и «Съедобное- несъедобное», «Что лишнее?» «Кому что нужно?» и др. | Игровые Деятельностный подход Проблемные ситуации – бытовые и игровые Напоминание Поощрение Личный пример Уголок спортивных игр Оборудование для закаливания Плакаты по безопасности и по здоровому образу жизни Достаточное место и время для двигательной активности детей Наборы для сюжетно-ролевых игр «Больница» | Консультация «Что такое пассивное курение, чем оно опасно для ребёнка» Консультация «Физкультурные умения детей во второй младшей группе» | Консультация «Закон о здоровом развитии детей» (по указанным статьям) | Буклет «Профилактика простудных заболеваний» | Отслеживание заболеваемости детей, выяснение вместе с мед.работниками и родителями причин заболеваемости, по-возможности, их устранение. Проведение всех профилактических мероприятий, предусмотренных Уставом ДОУ. Пропаганда ЗОЖ и ОБЖ. |
Право на всесторон-нее развитие и образование (Конвенция ООН ст.28,29; Закон об образовании №273-ФЗ, гл.1, ст.5; СК РФ гл.11, ст.54 п.2, ст.63; Декларация, п.7; ФГОС ДО п.2.6) - Обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по всем образовательным направлениям. Доп. задача: - донести до детей, что все они имеют право развиваться и учиться. | Все развивающие занятия по осовной программе. Праздник знаний | Все мероприятия развивающей направленности с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей. Сюжетно-ролевые игры: «Занятия в детском саду», «Почитаем книжку». Проблемные ситуации: «Почему Чебурашка не встретил Гену?» «Чей рисунок?» и др. Наблюдения, эксперименти-рование. | Создание мотивации (по возрасту) Личный пример: демонстрировать собственный познавательный интерес и воз-можности полу-чения знаний. Постоянно напоминать, что дети тоже могут получать знания (имеют право): спрашивать, играть в развивающие игры, смотреть книги, использовать электронные носители. | Консультация «Развитие познавательного интереса у детей 3-4 лет» Презентация «Занятия и развивающие игры в детском саду» | Презентация: «Закон об образовании №273-РФ» | Памятка «Развивающие игры для детей 3-4 лет» | Анкета «Условия для всестороннего развития ребёнка дома» Индивидуальные и групповые консультации по результатам мониторинга развития детей. |
Право на игру, отдых, развлечения (Декларация, п.7; Конвенция ООН ст.31; Закон об образовании №273-РФ гл.4, ст.34 п.11) -Развивать культурно-досуговую деятельность по интересам. - Обеспечивать каждому ребёнку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие. Доп. задача: - донести до каждого ребёнка, что он имеет право отдыхать, играть и развлекаться. Право на защиту от жестокого, грубого и небрежного отношения (Конвенция ООН ст.9, 19, 34, 37; СК РФ ст.56 п.2,3; ст.148 п.1, ст.149 п.1; УК РФ ст.117(1,2г). 132 (1-3), 133-135, 156. - формировать доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; Доп. задача: -продолжать воспитывать чувство собственного достоинства, самостоятельность; - дать детям понять, что никто не имеет права их обижать, делать им больно, забывать о них; - донести до детей, что запрещено проявлять грубость, жестокость по отношению к сверстникам, взрослым, к природе. - научить, как нужно поступать в конфликт-ных и опасных ситуациях. | Занятие по социально-коммуникативному развитию «Право играть» Экскурсия по группе «Наши игры и игрушки» Занятие по ФЦКМ «Мама спит, она устала…» Занятие по ознакомлению с худож. литературой «Так делать нельзя!» (по страницам сказок «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заюшкина избушка»). Рассказывание по сюжетным картинкам «Не поделили» и т.п. «Зайку бросила хозяйка» | Беседы с детьми «Зачем нам спать?» «Как мы отдыхаем?» Сюжетно-ролевые игры «Отдыхаем на пляже», «Путешествие на автобусе», «Праздник в детском саду». Рассматривание сюжетных картинок. Физкульт-минутки, динамический час. Минутки покоя (релаксация) Беседы: «Если тебя обижают»; «Я хочу твою игрушку»; «Я должен спросить у мамы». Обсуждение проблемных ситуаций из жизни детей. | Косвенное и прямое напоминание Объяснение, показ Привлечение детей к подготовке досуга Индивидуальные коврики Уголок уединения Музыка для релаксации Наборы для переливания воды, пересыпания песка, сортировки небольших предметов; Оборудование и материалы для свободной изодеятельности. Личный пример уважительного, внимательного отношения к детям и взрослым; эмоциональное выражение огорчения по поводу проявления детской грубости или равнодушия; Проблемные вопросы к детям: «Как ты думаешь, почему Маша обиделась?», «Как можно было сказать по другому?», «Как успокоить новенького маль-чика?» и т.д. Разыгрывание сценок-ситуаций конфликтов с помощью кукол с правильным их разрешением с помощью детей. Создание спокой-ной, доброжелательной атмосферы в группе, упражнения на релаксацию, арттерапия. | Консультация «Каким должен быть полноценный отдых детей?» Предложить родителям для обсуждения тему: «Мои детские обиды». Научить родителей видеть логичные последствия их слов и поступков, учитывая инди-видуальные осо-бенности их ребёнка. Провести тренинг «Посмотри на ситуацию глаза-ми ребёнка». | «Право на отдых и игру» в законодательстве о правах ребёнка – семинар Познакомить со статьями Уголовного кодекса РФ (указаны в первой графе), а также со статьями Конвенции ООН и Семейного кодекса РФ (см. там же). | Проверить, правильно ли организован сон ребёнка. Памятка «Чтобы сон пошёл на пользу» Ознакомиться с консультацией: «Научите ребёнка говорить «Нет!» (о фор-мировании самостоятель-ности); Познакомиться с буклетом «Защитим детей от жестокости». | Следить, чтобы дети приходили из дома отдохнув-шими; если наблюдается обратное, выяснять причину и способствовать её устранению. Беседовать с детьми о том, как и с кем они проводят выходной день. Постоянное наблюдение за взаимоот-ношениями родителей и детей, наблюдение за физическим и психическим состоянием ребёнка, приватные беседы с ребёнком. В случае подозрения на жестокое обращение с ребёнком – немедленно сообщить за-ведующей ДОУ, либо в отдел дошкольно-го образования,отдел по правам ребёнка при администра-ции, в правоохранительные органы. |
Список использованной литературы
Документы:
Декларация прав ребёнка ООН от 20.11.1959г.
Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989г.
Закон об образовании №273-РФ от 29.12.2012г.
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 2-3 лет. ТЦ «Сфера»,М.2013.
Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2011.
Бодалев А.А. (под ред.) Популярная психология для родителей. Изд-во «Педагогика», М., 1989.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.
Ветохина А.Я. и др. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2014.
Галой Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2015.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М,2016.
Голицина Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. ООО «Издательство «Скрипторий» 2003, М., 2009.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2016.
Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Изд-во «ЛИНКА-ПРЕСС», М., 2001.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2016.
Козлова С.А. Мы имеем право! Изд-во «Обруч», М., 2010.
Никифорова Г.С. Психология здоровья дошкольника. Изд-во «Речь», Санкт-Петербург, 2010.
Николаев Н. Развивающие игры для детей 2-4 лет. Изд-во «Феникс, 2016.
Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. ТЦ «Сфера», М., 2012.
Полынова В.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2009.