Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 56813 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Примерный годовой план работы по формированию предпосылок правового сознания у детей раннего и младшего возраста и правовому образованию их родителей

Цель: создать условия для планомерной работы по правовому воспитанию детей от 1 г. 6 мес. до 4 лет и повышению педагогической и правовой грамотности их родителей. Задачи: 1. Способствовать выполнению прав детей с самого раннего возраста. 2. Обеспечить выполнение требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям воспитания и развития детей: растить детей в атмосфере уважения к их человеческому достоинству, любви и заботы, постепенно формировать у них понимание своих прав и обязанностей. 3. Формировать у родителей гуманное отношение к детям через повышение педагогической и правовой грамотности. 4. Организовать профилактическую работу нарушений прав детей.Ы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №43

Примерный годовой план работы

по формированию предпосылок правового сознания

у детей раннего и младшего возраста

и правовому образованию их родителей

Подготовила:

воспитатель Перелыгина О.В

2019г.

Аннотация

Целью данной работы является создание условий для планомерного правового воспитания детей от 1г.6мес. до 4 лет, а также для повышения педагогической и правовой грамотности их родителей.

Представлены годовые планы для первой и второй групп раннего возраста, и для второй младшей группы.

В планах предусмотрено создание условий для обеспечения прав ребёнка при взаимодействии с педагогами во время занятий и вне их, предложены методические приёмы. Взаимодействие с родителями предполагается проводить в четырёх направлениях: формирование гуманного отношения к детям, формирование правовой культуры родителей, самообразование родителей, профилактика правонарушений.

Содержание

Ι. Ранний возраст (1г.6мес. – 2 г.) ……………………………………………………………………………… 3

ΙΙ. Ранний возраст (2-3 г.) ………………………………………………………………………………………..12

ΙΙΙ. Младший возраст (3-4 г.) …………………………………………………………………………………… .20

Список литературы ………………………………………………………………………………………………28

Ι. Ранний возраст (1г.6мес. – 2г.)

Краткая характеристика возрастных социально-коммуникативных особенностей детей: очень быстрый и неравномерный темп развития в раннем возрасте делает ребёнка особенно чувствительным ко всем воздействиям социальной среды; в этот период ребёнок особенно уязвим, обладает повышенной восприимчивостью, эмоциональной возбудимостью, не имеет механизмов психологической защиты, не только не может сам удовлетворять свои нужды, но даже понять их. Ведущий вид деятельности – предметная деятельность, главное условие нормального развития ребёнка - общение со взрослым.

Именно в раннем возрасте закладывается доверие к окружающему миру, чувство безопасности, чувство собственного достоинства.

Нарушение прав ребёнка жить и воспитываться в семье (СК, ст.54), на общение с родителями и другими родственниками (СК, ст.55), на заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном его развитии (СК, ст.63) или неграмотное исполнение этих прав приводит к нарушениям психологического и физического здоровья, в тяжёлых случаях – необратимым.

Итак, главная цель этого периода – обеспечить выполнение выше названных прав ребёнка как в семье, так и в ДОУ.

Период

Задачи

Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями

НОД

Вне занятий

Методичес-кие приёмы; создание условий.

Формирование гуманного отно-шения к ребёнку

Формирование правовой культуры

Самообразова-ние родителей

Профилак-тика право-нарушений

До

поступ-ления

в ДОУ

- Профилактика нарушений прав ребёнка ст. 54, 55, 63 СК.

- Облегчение периода адаптации ребёнка к ДОУ.

- Выявление семей, требующих особого внимания, в связи с возможными нарушениями прав ребёнка.

___

Первое, ненавязчивое знакомство с ребёнком, лучше – во время прогулки.

Желательно, чтобы встречи повторились

2-3 раза.

Общение на уровне глаз ребёнка, приготовить небольшой приятный сюрприз Заранее до-говориться с мамой о времени по-сещения,

узнать об особенностях ребёнка, его пред-почтениях

Наблюдение за взаимоотноше-ниями матери и ребёнка.

Желательно найти повод похвалить ребёнка и маму.

Знакомство с «Семейным кодексом»: ст.54, 55, 63

(встреча за круглым столом)

[2]

Общее собрание с родителями будущих воспи-танников, экскурсия по группам с целью – показать, какие условия созданы в ДОУ для выполнения прав детей.

1.Знакомство с Уставом ДОУ;

2. Знакомство с правилами посе-щения группы (памятка);

3. Рекомендации «Как подготовить ребёнка к ДОУ» (буклет).

Заполнение анкеты «Сведения о ребёнке и его родителях»;

Составление социального паспорта семьи и его анализ;

Выполнение теста «Я и мой ребёнок»

(выборочный)

[ 5], с.71

Период

Задачи

НОД

Вне занятий

Методические приёмы.

Создание условий

Формирование гуманного отношения к ребёнку

Формирование правовой культуры

Самообразование

родителей

Профилакти-ка право-нарушений

Адаптация

- Помочь ребёнку обрести доверие к взрослым в ДОУ, как источникам помощи, защиты и заботы.

- Начать формировать чувство собственного достоинства.

(ФЗ-273, гл.5,ст.48 п.п.3,5)

Занятия в игровой форме с детско-родитель-скими парами

(1 раз в неделю)

[ 18];

Адаптацион-ные игры для снятия эмоционального напря-жения [ 2 ]

Пальчиковые игры;

Игры с водой;

Игры с песком и сыпучими материалами

[ 6 ];

Подвижные игры с разными игрушками.

- Обеспечить отношение к ребёнку на основе уважения его достоинства

- Изучать инд.

особенности детей

Называть ребёнка при-вычным для него именем, разрешить приносить любимую игрушку, мамин оберег;

создать в группе спокойную, дружелюбную атмосферу.

Организовать «Уголок уединения».

«Варианты материнского по-ведения; успехи и просчёты в воспитании» (Встречи за круглым столом)

[ 3 ], с.78-79

[ 2 ], с.7

Консультация:

«Индивидуализа-ция воспитания и образования – требования современного законодатель-ства»

(Конвенция, ст.8)

(ФЗ-273, гл.4, ст.34,п.п.2,3);

ФГОС ДО: гл.I, ст. 1.3,п1).

Консультация «Понимаем ли мы своих детей?»

.Знакомство с возрастными особенностями развития детей 1,6-2лет:

наглядный материал в «Информацион-ном уголке для родителей» и на сайте группы.

Анкетирова-ние:

«Ваши эмоциональ-ные отношения с ребёнком»

[18], с.6;

Право на имя

(Конвенция ООН, п.1 ст.7; ГК РФ – ст.19 п.1; СК – ст.47,48)

- помочь запомнить своё имя, учить откликаться на него, пытаться произносить;

- учить узнавать себя на фотографии, в зеркале и называть по имени.

___

Необходимо ежедневно находить время для индивидуаль-ного общения с каждым ребёнком, называя его по имени.

Ситуация об-щения должна быть непосред-ственной, вы-зывающей у ребёнка положитель-ные эмоции.

- Постоянно обращаться к ребёнку по имени, использовать ласковые формы имени;

- Включать имя ребёнка в потешки, песенки, колыбельные;

- показывая фото, спрашивать: «Кто это? Где Ваня?»

«Защитить ребёнка от насмешек над его именем»: Презентация 1-ой страницы портфолио ребёнка.

Консультация «Право ребёнка на имя и проблемы его реализации»*

___________

*См. в Приложении

Начать составление портфолио ребёнка: стр.1 – «Это я. Меня зовут…»

- Сверить точ-ность имени и фамилии ре-бёнка по «Свидетель-ству о рож-дении».

- Наблюдать, как обращаются к малышу его родные, провести при необходимос-ти разъяснитель-ную работу.

Право знать своих родителей и право на их заботу и любовь

(Конвенция ООН ст.7, СК- ст.47,48)

Доп. задача:

формировать чувство при-вязанности и любви к родным.

Развитие речи:

по картинке «Мама купает ребёнка

Цель:упраж-нять в употреблении слов купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать.

Рассматрива-ние аналогичных

иллюстраций

Рассматрива-ние фото близких род-ственников.

При встрече спрашивать:

«Кто за тобой пришёл?»

Комменти-ровать: «Бабушка хо-рошая, поло-жила тебе платочек» и т.п.

Вопросы, напоминание, эмоциональ-но- положи-тельное комментиро-вание.

Приём «Живая кар-тинка».

Набор сюжетных картинок «Семья» для раннего возраста,

фотоальбо-мы семей

воспитанни-ков.

Семинар «Как мы заботимся о своём маленьком ребёнке» (цель: предупредить не-правильные под-ходы к воспитанию ребёнка 1,5-2 лет в семье

[ 15 ], с.105

Консультация

«Семейный Кодекс РФ:

Права несовершеннолетних детей» (Гл.IV, ст.58,59; раздел IV, гл.11, ст.54,55,56).

Начать формирование домашней правовой библиотечки:

предложить распечатку или заказ Семейного Кодекса для домашнего пользования.

Поместить материалы семинара на сайт группы и в «Уголок для родителей»;

Создать один из видов обратной связи, например, почтовый ящик «Вопросы о правах ребёнка».

Право жить и воспиты-ваться в семье

(Конвенция ООН

ст.7,8;

СК РФ – разд.ΙV, гл.12, ст.67).

Доп. задача – воспитывать любовь к родным, показать, что в семье все помогают друг другу.

По сказке «Репка» [18]

с.34

Цель: развитие эмоц. сферы, активизация внимания, преодоление страхов.

Во время встреч с родными заострять внимание ребёнка на том, как его все любят, заботятся о нём.

Просить ребёнка показать, как он любит своих близких, старается им помочь («У бабушки ручки болят», «Сестрёнка торопится, ей в школу пора»)

Названное занятие -игровое, с детско-родительски-ми парами (желательно с дедушками и бабушками, братьями, сёстрами).

В группе желательно иметь фотографии близких ребёнку людей, поделки, сделанные их руками.

Беседа за круглым столом «На что и клад, коли в семье лад».

Цель: показать влияние атмосферы в семье на развитие и воспитание ребёнка, помочь осознать последствия непра-вильного поведения родных по отношению к ребёнку.

Консультация

«Семейный кодекс»: право на общение с ребёнком дедушек, бабушек, братьев, сестёр» (разд. ΙV, гл.12, ст.67).

Консультация «В семье появился второй ребёнок» (о детской ревности).

Предложить бабушкам, дедушкам, братьям, сёстрам проанализиро-вать своё поведение по отношению к ребёнку: заполнить Анкету [Конспект род.клуба]

Оформление 2-ой странички портфолио ребёнка «Мои родные»

Поместить на стенд «О правах детей» названную статью СК РФ.

Наблюдение за общением старшего по-коления, братьев и сестёр с ребёнком и его родителями, индивидуальные беседы в случае необходимости.

Право на здоровое развитие

(Конвенция ООН

Ст.6, 24;

ФЗ РФ №273, гл.4, ст.41;

СК РФ, ст.63п.1)

-показать детям, что все они могут (имеют право) выполнять гигиенические процедуры (мыть руки, ходить в туалет как только захотят);

- показать, что если что-то случится, им всегда помогут.

Занятие-инсценировка по потешкам про умывание, еду[Карт. потешек]*.

Цель: формирование гигиенических навыков.

Занятия по развитию движений

Цель: формирование привычки к двигательной активности.

Регулярное выполнение КГН, повторение потешек;

Отражение гигиенических и простых лечебных процедур в предметно-отобразитель-ных играх.

Ежедневное проведение подвижных игр

Приучение детей к облегчённой одежде

Показ, повторение, напоминание, поощрение, использование игровых мо-ментов.

Личный пример.

Приятная, спокойная обстановка; использование привлекательных для малышей гигиенических принадлежнос-тей, посуды.

Предметные и сюжетные картинки, игрушки и их заместители.

Работа по проекту

«Здоровый малыш»

Консультация

«Законодатель-ство о сохранении

и укреплении

здоровья детей».

(См. указанные документы)

Создание условий для здорового образа жизни ребёнка дома.

Отслеживание заболеваемости детей, выяснение причин частой заболеваемости (совместно с мед.работниками и родителями), устранение, по возможности, этих причин.

Пропаганда ЗОЖ и ОБЖ

Право на игру

(Декларация прав ребёнка, принцип 7;

Конвенция ООН, ст.31)

-помочь понять, что в детском саду можно играть в разные игры;

- развивать желание играть со взрослым и сверстником.

Занятие-экскурсия по группе «Как много у нас игрушек!»

Цель: показать детям, что они всегда могут играть с имеющимися игрушками;

учить беречь игрушки,спо-

собствовать формированию

совместной игры; формировать привычку уби-рать игрушки на место после игры.

Способствовать развитию предметных действий, сюжетно- ото-бразительной игры: играть с детьми во все виды игр соответственно их возрасту.

Показ, вовлечение в совместную игру;

игровые приёмы, напоминание.

Вначале – кинестезический метод, позже - создание проблемных ситуаций в игре.

Создание разви-вающей среды по возрасту, соответственно требованиям ФГОС ДО;

выделение достаточного времени на игру;

организация досуговых и праздничных мероприятий.

Презентация «Игры и игрушки для детей 1,5-2 лет»[ 6 ], с.78-82

Консультация

«Право детей на игру» по указанным статьям законодатель-ства.

Проанализи-ровать содержание детского

игрового уголка дома, привести его в соответствие с полученными знаниями;

проанализи-ровать уровень развития игры

ребёнка, доста-точно ли по времени он играет.

Помощь при анализе игровой деятельности ребёнка (предложить опросник и памятку);

индивидуальная помощь роди-телям по орга-низации игры и досуговой

деятельности ребёнка.

Право на защиту от жестокого обращения

(Конвенция ООН

Ст.9,19, 34,37;

СК РФ,ст.56, п.2,3; ст.148,п.1; ст.149,п.1;

Уголовный кодекс РФ ст.117(1,2г), 132 (1-3), 133-135, 156.

- формировать чувство защищённости;

- воспитывать доброе отношение к сверстникам.

Занятие-инсценировка «Хочу и Надо»

Цель: формировать умение сдерживать свои желания, способность попросить, подождать; приучать к некоторым обязанностям.

Игры в парах, хороводные игры с целью формировать интерес к сверстнику, желание и умение играть вместе.[ 17]

Развивать умение сопереживать, пожалеть другого ребёнка или живое существо.

Игровые приёмы, напоминание, подсказка, пример, поощрение.

Личностно-ориентированный подход.

Создать атмосферу добро-желательности;

иметь в группе по нескольку штук игрушек наиболее привлекательных для детей.

Беседа за круглым столом «Поощрение и наказание: восемь правил для взрослых»

Консультация по указанным документам

«Жестокость исключить!»

Ознакомление

с буклетом «Береги ребёнка!»

(профилактика сексуального насилия)

Диагностика нарушений прав ребёнка в семье[ [ 10 ], с.96

[ 12 ], с.59-61

Право на всесторон-нее развитие

(Декларация, принцип 2;

Конвенция ООН, ст.27,29:

СК РФ ст.54,п.2;

ФЗ «Об образовании» №273, гл.5 ст.48,п.4).

- Дать понимание, что занимаются обязательно с каждым ребёнком

НОД в соответствии с основной образовательной программой

Цель: развивать познавательную и двигательную активность, инициатив-ность, самостоятель-ность.

Развивающие игры;

развивающее общение.

Показ, сопровождаемый словом, кинестетический метод.

Предварительный показ пособия, предназначенного для занятия, т.к. детей сильно отвлекает новизна, яркость, привлекательность предмета.

Приём внезапного появления и ис-чезновения пред-мета, динамичность.

Повторы для развития умений – не менее 3-4 в неделю.

Обязателен деятельностный подход, яркое эмоциональное общение.

Познакомить родителей с ориентирово-ными

показателями нервно-психического развития детей от 1г.6мес. до 4 лет.[ 15], с.56-59;

Консультация «Стратегия воспитания и развития ребёнка ранне-го возраста в семье»

[ 6 ], с.75-77

Консультация «Право ребёнка на всестороннее развитие» - указанные статьи законодатель-ства.

Памятка «Какие игрушки и книжки нужны моему ребёнку?»

Провести дома ревизию развивающих игр, игрушек, мультфильмов.

Педагогическая диагностика, составление маршрутных листов развития;

Индивидуальное собеседование с родителями в случае необхо-димости (воз-можно, с привлечением психолога).

ΙΙ. Ранний возраст (2-3 года)

Краткая характеристика возрастных социально-коммуникативных особенностей детей: для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заряжаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с именем и полом.

Дети начинают проявлять интерес к сверстнику, нуждаться в общении с ним. В своих оценках дети ориентируются на мнение воспитателя. Речь и социально-коммуникативные навыки формируются в разнообразных видах деятельности.

Цель этого периода – формировать у детей предпосылки для осознания права на имя и фамилию, права на заботу и любовь близких людей, права собственности, права на защиту от жестокого и грубого обращения. Продолжать формировать правовое сознание родителей, обеспечивать выполнение ими прав защиты ребёнка.

Период

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Задачи

НОД

Вне занятий

Методические приёмы.

Создание условий

Формирование гуманного отношения к ребёнку

Формирование правовой культуры

Самообразование родителей

Профилактика правонарушений

Право на имя

(Конвенция ООН

Ст.7, п.1; ГК РФ – ст.19, п.1;.

СК РФ ст.47,58; Декларация, принцип 3).

- закреплять знание своего имени и фамилии и учить отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?»

- помочь запомнить имена других детей группы, воспитателей, младшего воспитателя.

Занятие по развитию речи «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

[ 7], с.24

Цель: помочь запомнить имена сверстников

Игры «Ласковая цепочка», «Выбери меня»[20],

с.18;

Д/и «Кто позвал?»

[ 7] ,с.65

Игра-ситуация «Знакомство с куклами»

[ 9 ], с.10

Ввести традицию отмечать дни рождения детей

Повторение, упражнение через потешки, стишки,

постоянные обращения к ребёнку в разном контексте;

приём «Напомни мне»;

Консультация «Как организовать День рождения ребёнка дома»

Консультация «Изменение имени и фамилии ребёнка» (СК РФ ст.59)

Буклет «Как помочь ребёнку запомнить имена родных и близких людей?»

Следить, чтобы не искажались имя и фамилия ребёнка.

Право жить в семье

(Конвенция ООН

ст.7,8)

СК РФ – разд. ΙV гл.11, ст.54, гл.12, ст.67

Право на общение с родителя-ми и дру- гими род-ственни-ками

(СК РФ- гл.11ст.55; Конвенция ООН ст.29 в). )

- Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям, чувство привязанности к своей семье; спо-

собствовать преодолению детского

эгоцентризма.

Занятие по развитию речи

Игра-инсценировка

«Добрый вечер, мамочка!»[ 7 ], с.50;

Игра «Кто поможет маме?» [ 14 ] ,с.44

Тематическое занятие «Мы – помощники для мамы» [ 18 ], с.31

Беседы о папе, маме, дедушке, бабушке, братьях, сёстрах [ 19 ]. с.209-215;

Изготовление подарков для родных;

Д/и «Мой день» [ 19 ].,

с.193

Беседы; проигрывание ситуаций, когда нужно позаботиться о родных;

показ примера, поощрение; создание проблемных ситуаций;

чтение художествен-ной литературы;

фотовыставка «Из жизни моей семьи».

Организация Центра ролевой игры «Семья»;

наборы сюжетных картинок о взаимопомо-щи в семье;

настольный театр «Репка».

Беседа за круглым столом «Должны ли быть у детей раннего

возраста обязанности?»

Консультация

«Раздельное проживание родителей: место проживания детей, право на общение» (СК РФ ст.65, п.3 ст.66, 67).

Проанализиро-вать поведение ребёнка по отношению к членам семьи

(Ответить на вопросы Анкеты)

Изучение семей группы риска (возможно создание экспертной группы:

психолог, воспитатели, администра-ция), разработка программы работы с такими семьями («До-рожная карта»)

Право на заботу и любовь близких

(Конвенция ООН

Ст.7;

СК РФ ст.47,48)

- помочь детям почувствовать, как их любят, как о них заботятся;

- формировать чувства безопасности и доверия к окружающему миру;

Тематическое занятие

«Мама дорогая очень любит нас» [ 1 ], с.53

Обращать внимание детей на то, как их любят родные:

чтение – Е.Трутнева «Наша бабушка»[ 19 ],

с.211

Беседа «Папа меня любит?» (цель – объяс-нять, в чём и как выражается па-пина любовь и забота).

Беседы;

чтение художественной литературы;

игровые мероприятия с участием членов семьи: «Поиграй со мною, папа (мама, дедушка, бабушка)!

«А мой папа для меня сделал славного коня!» (изготовление игрушек для детей)

Наполнение группы поделками, игрушками, сделанными руками родителей;

изготовление оберегов для детей руками мамы или бабушки.

«Как мы любим своих детей?» (о последствиях неразумной любви и заботы)

Консультация «Закон обязывает заботиться о детях и любить их»

(Декларация, принцип 6;

Конвенция ООН ст. 7;

СК – ст.47,48)

«Десять заповедей родителей»

[ 10 ], с.198

Наблюдение за детьми:

- опрятность

-аккуратность

- тревожность

- настроение.

Наблюдение за родителями:

- проявления любви к ребёнку;

- интересуется ли, как прошёл день: как кушал, спал, во что играл, как себя вёл;

- насколько охотно откликается на просьбы и рекомендации воспитателя.

В случае необходимости – коррекционная работа.

Утренняя гимнастика в игровой форме.

Физкультурные занятия в игровой форме соответственно основной программе.

Игровое занятие «Расскажем новой куколке, что можно делать в садике»

Цель: рассказать детям о режимных моментах, показать их привлекательность для ребёнка.

Вырабатывать привычку к организованной двигательной активности, выполнению режимных моментов.

Приучать к воздушному закаливанию.

Д/и «Где же наши ручки?»,

«Что увидели глазки?» и т.п.

Тематическое занятие «Про болейку и неболейку» (развлечение)

Выполнение режимных моментов, питьевого режима – использование потешек, стишков, игровых приёмов,

показ со словес-ным сопровож-дением, напоминания, поощрения

Достаточное количество привлекательных игрушек для подвижных игр, обеспечить их сменяемость.

Достаточное место и время для двигатель-ной активности.

Набор для сюжетно-отобразительной игры «Лечим куклу».

Родительский клуб «Что нужно делать, чтобы ребёнок меньше болел?»

Консультация «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью»

Консультация:

«Право детей на медицинскую и социальную помощь, на полноценное питание и чистую воду».

(Декларация, п.4; Конвенция, ст.24 п.1,2д)

Буклет «ЗОЖ ребёнка раннего возраста»

Выявление часто болеющих детей, выяснение причины забо-леваемости (вместе с мед.работником), составление про-граммы укреп-ления здоровья.

Занятия по всем областям образования соответственно основной программе.

Развивающие игры.

Игровые занятия по эксперименти-рованию

Упражнения- игры по развитию диалоговой речи (на умение задавать вопросы)

Постоянное общение с ребёнком, направленное

на развитие разносторонних интересов;

Наблюдения;

Эксперименти-рование;

Использование сюрпризных моментов, проблемных ситуаций;

Деятельностный подход;

Личный пример познавательной активности;

Поощрение.

Создание предметно-пространствен-ной развивающей среды соответ-ственно ФГОС ДО

Консультация

«Не потушите искорку интереса!»

Консультация по указанным статьям.

Буклет

«Целевые ориентиры образования в раннем возрасте»

Педагогическая диагностика, наблюдение нервно-психического развития (составление карт НПР);

В случае задержки развития на 2 эпикризных срока – консультация методиста, психолога, мед.работника, разработка индивидуаль-ного плана развития.

Право на игру, развлече-ния и отдых

(Декларация п.7; Конвенция ООН ст.31)

- Создать условия для развития игровой деятельности, формировать игровые умения;

-Формировать умения общаться в игре: от игры рядом к игре вместе.

- Дать понять, что всем детям без исключения можно играть, принимать участие в раз-влечениях и праздниках.

Занятия по развитию речи:

Рассматривание сюжетных картин «В песочнице»[ 7], с.45, «Делаем машину» -с.53;

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Был у Пети и Миши конь» -с.42.

Регулярное проведение всех видов игр, соответственно возрасту.

Проведение досугов, праздников, развлечений.

Смена видов деятельности с учётом индивидуальных особенностей детей.

Игры, направленные на сближение детей друг с другом [ 1],

[ 17 ]

Создание условий для различных игр (по ФГОС ДО);

Создание проблемных ситуаций.

Приёмы:

втягивание в игру, подключение к игре,

обучение взаимодей-ствию в играх

[ 9 ],с.5,

обучение позитивным способам раз-решения конфликтов.

Игры в парах;

Хороводные игры;

Совместные игры.

Поддержка детской инициативы.

Консультация

«Учим детей играть вместе»

Консультация «Что нужно знать родителям о детском отдыхе»

(Указанные документы, Устав ДОУ, Закон об образовании)

Памятка «Выходной день ребёнка»

Наблюдение за развитием игровой деятельности ребёнка; за

формировани-ем общения со сверстниками в игре.

Своевремен-ное выяснение причин отклонений и их коррекция.

Право на защиту от жестокого обраще-ния

Конвенция ООН ст.9,19,34,37;

СК РФ ст.56,п.2,3; ст.148, п.1;

УК РФ ст.117 п.1,2г, 132 п.1-3, 133-135, 156.

- Учить детей избегать опасных ситуаций;

- приучать сообщать о случаях грубого или жестокого обращения с ними.

Занятия-инсценировки: цикл из 4-5 занятий

«Про тигрёнка Мяу» (о неправильном поведении со сверстниками)

Чтение художественной литературы: р.н.с. «Козлятки и волк», «Теремок», «Колобок», С.Маршак«Сказка о глупом мышонке».

Рассказы воспитателя из жизни «других» детей;

Косвенное напоминание;

Помощь в положительном разрешении конфликтов: -отвлечь внимание;

- предложить такую же игрушку;

- организовать совместную игру с этой игрушкой;

- установить очерёдность.

Соблюдение правил личностно-ориентированного взаимодействия при разрешении детских конфликтов[ 17 ], с.8

Беседа за круглым столом «О грубости»

Консультация по указанным статьям

Памятка «Администра-тивная

и уголовная ответственность за жестокое и грубое обращение с детьми»

Наблюдение за поведением родителей, родственников и детей, их речью.

Пресечение грубого обращения с детьми.

III. Младший возраст (3-4 года)

Краткая характеристика социально-коммуникативного развития: ребёнок начинает выделять себя из окружения; это период становления собственного «Я», время рождения личности. Ребёнок осознаёт себя индивидуальностью, стремится к самостоятельности. У него возникает потребность быть независимым и свободным, как другие люди. Однако, у него «не получается» - сам ещё не может или взрослые мешают. Возникают реакции, характерные для кризиса трёх лет: негативизм, непослушание, требовательность и т.д. На данном этапе совершенно необходимо предоставить ребёнку как можно больше самостоятельности, право выбора, проявлять подчёркнутое уважение к его желаниям, мнениям. Период благоприятен для формирования чувства собственного достоинства.

«На данном этапе нельзя препятствовать реализации прав ребёнка, иначе вырастет тот, кто будет подчиняться всегда и во всём, или станет хитрым, лживым, асоциальным человеком» [ 19 ], с.39.

У ребёнка возрастает интерес к сверстнику, потребность в общении с ним. Сталкиваясь с аналогичными возрастными проблемами других детей, ребёнок начинает осознавать ограничения своих прав, начинает оценивать себя. В это время необходимо, чтобы ребёнок познакомился не только со своими правами, но и обязанностями.

Право на имя, фамилию

Конвенция ООН

ст.7п.1; ГК РФ – ст.19, п.1;

СК РФ ст.47,48;

Декларация п.3).

- Хорошо знать свои имя и фамилию, узнавать и называть их в любых обстоятельствах;

- Помочь запомнить имена близких родственников.

- Хорошо запомнить имена сверстников, воспитателей, муз.руководителя,

физо.руководителя

- помочь детям понять, что все имеют право на имя.

Занятие-инсценировка

«Зачем им имя?» (по мультфильмам «Лунтик», «Чебурашка», «Котёнок по имени Гав»)

Вместе с детьми

придумать имена всем куклам.

Проигрывание ситуаций: «забыли как зовут», «одинаковые имена», «меня теперь зовут по другому».

Обсуждение правила «Как можно позна- комиться?»

Д/и «Вспомни как звали»,

«Кто позвал?»

«Назови ласково»

Беседы; создание проблемных ситуаций;

чтение художествен-ных произве-дений с вклю-чением имени ребёнка;

Консультация

«Правила этикета – проявление уважения»

(о правилах знакомства, правилах обращения друг к другу взрослых и детей)

Консультация юриста (возможно, родителя)

«К чему приводит ошибка в имени или фамилии»

Дополнение на первую страницу детского портфолио – «Почему меня так назвали?»

Следить, чтобы все дети и взрослые называли ребёнка пра-вильным именем

Право жить и воспиты-ваться в семье

(Конвенция ООН ст.7,8;

СК РФ – разд.ΙV, гл.12, ст.67

- уточнять представление о членах семьи - как зовут, чем занимаются, как играют с ребёнком;

- учить замечать как родные заботятся о ребёнке, самому проявлять эмоциональную отзывчивость.

Доп.задача – показать, что каждый ребёнок может (имеет право) жить в семье.

Занятие по ФЦКМ «Папа, мама, я – семья»[ 11 ], с. 21, «Вот так мама, золотая прямо!» [ 11], с.39.

Беседы с детьми о их родных, их семье.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Выставка поделок для ребёнка, фото «Обо мне заботятся в семье»

Стенгазета- рассказ о проявлениях заботы детей о родных «Маленький, да удаленький!»

Проигрывание ситуаций, когда дети (не из нашей группы) поступают хорошо или плохо по отношению к родным.

Чтение художественной литературы.

Обсуждение проблемных ситуаций.

Сюжетно-отобразитель-ные игры.

Наборы сюжетных картинок о взаимопомощи в семье;

Иллюстрации к художественным произведениям.

Семейные фотоальбомы.

Беседа за круглым столом «Как мы воспитываем эгоистов»[Подбор-ка материалов, с.8]*

«Закон обязывает воспитывать уважение к родным»

(Конвенция

ст.29;

Декларация, п.10)

Буклет «Кризис трёх лет»

Беседы с родителями, дедушками, бабушками, другими родственниками, с самим ребёнком о том, где и с кем он чаще всего живёт и общается.

В случае необходимости вести разъяснительную работу, принимать другие меры в интересах ребёнка.

Право на жильё

(Декларация п.4;

Конвенция ООН ст.27,п.3)

- помочь детям понять, для чего людям нужен дом;

- обратить внимание детей, что дома бывают разные; узнавать свой дом на картинке.

Доп.задача:

-показать детям, что у всех есть своё жильё; что дом защищает нас от непогоды и от плохих людей.

Занятие по ФКЦМ

«Дом, в котором я живу»

Занятия по ОБЖ

[ 16 ], с.153-165

Чтение р.н.с. «Теремок»;

Рассказывание сказки С.Маршака «Три поросёнка».

Конструиро- вание

«Домик»

Рассматривание фотографии своего дома.

Сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая игра «Дом».

Театрализованная деятельность: «Заюшкина избушка».

Объяснение, показ.

Создание проблемных ситуаций в игре, в конструирова-нии.

Эксперименти-рование: «Что нам стоит дом построить» (испытание разных материалов).

Консультация для родителей «Дом безопасный для ребёнка»

Консультация «Жилищные права несовершен-нолетних»

(Жилищный кодекс РФ, Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1;

Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ).

Желательно пригласить юриста.

Проверить свой дом на безопасность для ребёнка, срочно устра-нить всё, что может угрожать жизни и здоровью ребёнка.

Оформить страничку портфолио «Я здесь живу» с указанием адреса.

Выяснить жилищные условия жизни ребёнка. При нарушении прав ребёнка на жильё срочно поставить в известность администрацию ДОУ для принятия дальнейших мер.

Право на здоровое развитие

(Конвенция ООН ст.6 п.2; ст.24 п.1, п.2;

Закон об образовании №273-ФЗ, гл.4 ст.41;

Декларация п.4).

- Дать представление о ценности здоровья;

- Формировать желание вести здоровый образ жизни.

- Доп.задача:

учить детей пользоваться правами на здоровый образ жизни; донести до детей, что в случае необхо-димости им будет оказана медицинская помощь.

Занятие по ФЦКМ «Наш зайчонок заболел»

[ 11 ] с.32

Занятия и развлечения по физической культуре по основной программе.

Экскурсия в мед.кабинет

Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

[ 16 ], с.206

Игра-беседа «Как лечили жирафика»[Там же, с.208].

Развлечение «В гостях у Айболита»[Там же, с. 209]

Формирование КГН соответственно основной программе.

Подвижные игры

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь».

Д/и «Съедобное- несъедобное», «Что лишнее?» «Кому что

нужно?» и др.

Игровые

Деятельностный подход

Проблемные ситуации – бытовые и игровые

Напоминание

Поощрение

Личный пример

Уголок спортивных игр

Оборудование для закаливания

Плакаты по безопасности и по здоровому образу жизни

Достаточное место и время для двигательной активности детей

Наборы для сюжетно-ролевых игр «Больница»

Консультация «Что такое пассивное курение, чем оно опасно для ребёнка»

Консультация «Физкультурные умения детей во второй младшей группе»

Консультация

«Закон о здоровом развитии

детей» (по указанным статьям)

Буклет «Профилактика простудных заболеваний»

Отслеживание заболеваемости детей, выяснение вместе с мед.работниками и родителями причин заболеваемости, по-возможности, их устранение.

Проведение всех профилактических мероприятий, предусмотренных Уставом ДОУ.

Пропаганда ЗОЖ и ОБЖ.

Право на всесторон-нее

развитие и образование

(Конвенция ООН ст.28,29;

Закон об образовании №273-ФЗ, гл.1, ст.5;

СК РФ гл.11, ст.54 п.2, ст.63;

Декларация, п.7;

ФГОС ДО п.2.6)

- Обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по всем образовательным направлениям.

Доп. задача:

- донести до детей, что все они имеют право развиваться и учиться.

Все развивающие занятия по осовной программе.

Праздник знаний

Все мероприятия развивающей направленности с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Сюжетно-ролевые игры:

«Занятия в детском саду», «Почитаем книжку».

Проблемные ситуации: «Почему Чебурашка не встретил Гену?»

«Чей рисунок?» и др.

Наблюдения, эксперименти-рование.

Создание мотивации (по возрасту)

Личный пример:

демонстрировать

собственный познавательный интерес и воз-можности полу-чения знаний.

Постоянно напоминать, что дети тоже могут получать знания

(имеют право): спрашивать, играть в развивающие игры, смотреть книги, использовать электронные носители.

Консультация

«Развитие познавательного интереса у детей 3-4 лет»

Презентация «Занятия и развивающие игры в детском саду»

Презентация:

«Закон об образовании №273-РФ»

Памятка «Развивающие игры для детей 3-4 лет»

Анкета

«Условия для всестороннего развития ребёнка дома»

Индивидуальные и групповые консультации по результатам мониторинга развития детей.

Право на игру,

отдых, развлечения

(Декларация, п.7;

Конвенция ООН ст.31;

Закон об образовании №273-РФ гл.4, ст.34 п.11)

-Развивать культурно-досуговую деятельность по интересам.

- Обеспечивать каждому ребёнку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие.

Доп. задача:

- донести до каждого ребёнка, что он имеет право отдыхать, играть и развлекаться.

Право на защиту от жестокого, грубого и небрежного отношения

(Конвенция ООН

ст.9, 19, 34, 37;

СК РФ ст.56 п.2,3; ст.148 п.1, ст.149 п.1;

УК РФ ст.117(1,2г). 132 (1-3), 133-135, 156.

- формировать доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

Доп. задача:

-продолжать воспитывать чувство собственного достоинства, самостоятельность;

- дать детям понять, что никто не имеет права их обижать, делать им больно, забывать о них;

- донести до детей, что запрещено проявлять грубость, жестокость по отношению к сверстникам, взрослым, к природе.

- научить, как нужно поступать в конфликт-ных и опасных ситуациях.

Занятие по социально-коммуникативному развитию

«Право играть»

Экскурсия по группе

«Наши игры и игрушки»

Занятие по ФЦКМ

«Мама спит, она устала…»

Занятие по ознакомлению

с худож. литературой «Так делать нельзя!»

(по страницам сказок «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заюшкина избушка»).

Рассказывание по сюжетным картинкам «Не поделили» и т.п.

«Зайку бросила хозяйка»

Беседы с детьми

«Зачем нам спать?»

«Как мы отдыхаем?»

Сюжетно-ролевые игры «Отдыхаем на пляже», «Путешествие на автобусе», «Праздник в детском саду».

Рассматривание сюжетных картинок.

Физкульт-минутки, динамический час.

Минутки покоя (релаксация)

Беседы:

«Если тебя обижают»;

«Я хочу твою игрушку»;

«Я должен спросить у мамы».

Обсуждение проблемных ситуаций из жизни детей.

Косвенное и прямое напоминание

Объяснение, показ

Привлечение детей к подготовке досуга

Индивидуальные коврики

Уголок уединения

Музыка для релаксации

Наборы для переливания воды, пересыпания песка,

сортировки небольших предметов;

Оборудование и материалы для свободной изодеятельности.

Личный пример уважительного, внимательного отношения к детям и взрослым;

эмоциональное выражение огорчения по поводу проявления детской грубости или равнодушия;

Проблемные вопросы к детям:

«Как ты думаешь, почему Маша обиделась?», «Как можно было сказать по другому?», «Как успокоить новенького маль-чика?» и т.д.

Разыгрывание сценок-ситуаций конфликтов с помощью кукол с правильным их разрешением с помощью детей.

Создание спокой-ной, доброжелательной

атмосферы в группе, упражнения на релаксацию, арттерапия.

Консультация

«Каким должен быть полноценный отдых детей?»

Предложить родителям для обсуждения тему: «Мои детские обиды».

Научить родителей видеть логичные последствия их слов и поступков, учитывая инди-видуальные осо-бенности их ребёнка.

Провести тренинг «Посмотри на ситуацию глаза-ми ребёнка».

«Право на отдых и игру» в законодательстве о правах ребёнка – семинар

Познакомить со статьями Уголовного кодекса РФ (указаны в первой графе), а также со статьями Конвенции ООН и Семейного кодекса РФ (см. там же).

Проверить, правильно ли организован сон ребёнка.

Памятка

«Чтобы сон пошёл на пользу»

Ознакомиться с консультацией:

«Научите ребёнка говорить «Нет!» (о фор-мировании самостоятель-ности);

Познакомиться с буклетом «Защитим детей от жестокости».

Следить, чтобы дети приходили из дома отдохнув-шими; если наблюдается обратное, выяснять причину и способствовать её устранению.

Беседовать с детьми о том, как и с кем они проводят выходной день.

Постоянное

наблюдение за взаимоот-ношениями родителей и детей, наблюдение за физическим и психическим состоянием ребёнка, приватные беседы с ребёнком.

В случае подозрения на жестокое обращение с ребёнком – немедленно сообщить за-ведующей ДОУ, либо в отдел дошкольно-го образования,отдел по правам ребёнка при администра-ции, в правоохранительные органы.

Список использованной литературы

Документы:

Декларация прав ребёнка ООН от 20.11.1959г.

Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989г.

Закон об образовании №273-РФ от 29.12.2012г.

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ.

Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».

Арушанова А.Г. и др. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 2-3 лет. ТЦ «Сфера»,М.2013.

Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2011.

Бодалев А.А. (под ред.) Популярная психология для родителей. Изд-во «Педагогика», М., 1989.

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014.

Ветохина А.Я. и др. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2014.

Галой Н.Ю. Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2015.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М,2016.

Голицина Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка. ООО «Издательство «Скрипторий» 2003, М., 2009.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2016.

Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. Изд-во «ЛИНКА-ПРЕСС», М., 2001.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», М., 2016.

Козлова С.А. Мы имеем право! Изд-во «Обруч», М., 2010.

Никифорова Г.С. Психология здоровья дошкольника. Изд-во «Речь», Санкт-Петербург, 2010.

Николаев Н. Развивающие игры для детей 2-4 лет. Изд-во «Феникс, 2016.

Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. ТЦ «Сфера», М., 2012.

Полынова В.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2009.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области