Конспект непрерывной образовательной деятельности
образовательного компонента «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы
Тема: «Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней»
Воспитатель МАДОУ «Малыш»,
г.Ноябрьск, ЯНАО
Зыкова Лариса Анатольевна
Цель: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.
Задачи:
1. Упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины.
2. Учить составлять подробные и интересные рассказы-описания по картине, побуждая детей к речевым высказываниям, к ответам –доказательствам при решении речевой логической задачи.
3. Учить связывать между собой предложения, подводя к составлению короткого рассказа.
3. Воспитывать у детей эстетические чувства.
Материал: картина «Осенний день», звездочки для поощрения, натуральные листья различных пород деревьев.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организую детей на занятие, попрошу их подойти к окошку и из окна понаблюдаем с детьми за погодой на улице.
Загадка об осени:
Пришла без красок И без кисти И перекрасила все листья.
Задаю детям вопросы о состоянии погоды, предлагаю им вспомнить стихотворения об осени. Затем сообщаю, что будет очень интересное занятие, сегодня я вам покажу картину (ставлю картину на мольберт)
-Как бы вы назвали эту картину?
- Какое время года изобразил художник? как об этом сказать одним предложением?
- Верно, художник изобразил осенний день и точно также назвал свою картину- «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день?
- На улице светло. Дети возвращаются из школы. Гуляет бабушка с внуком.
- А почему вы решили, что день осенний?
- Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети начали учиться. На прилавках овощной палатки дары осени.
- Какой осенний день на этой картине?
- Теплый, солнечный.
-В теплый, солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине?
- Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.
Даю детям речевой образец рассказа по картине:
- На дворе теплый осенний день. Синее небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз, манят на улицу.
Не спеша, возвращаются из школы дети. Одного из мальчиков встретила мама. У нее на поводке собачка. На собаку загляделся мальчик. Он стоит около прилавка с овощами и ждет бабушку. Бабушка покупает овощи и разговаривает с продавцом. Обе женщины улыбаются, радуясь погожему дню.
В погожий осенний день трудно усидеть дома - тянет на улицу! Не спеша идут школьники. Первоклассника встретила мама. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик – дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
- Вам понравился мой рассказ?
-Чем он вам понравился?
-Что особенно понравилось в моем рассказе?
Физкультминутка
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Теперь будем учиться составлять рассказы по картинке.
Слушаем рассказы по картине 2-3 детей; в случае затруднения предлагаю детям помочь рассказчику, подсказываю детям слова и фразы, для выразительного описания.
Каждый рассказ анализируем с участием всех детей группы, поощряю детей.
Затем предлагаю детям придумать свое название картины, поощряю за творчество и сообразительность.
В конце занятия провожу с детьми дидактическую игру «Угадай, с какой ветки эти детки?» (дети рассматривают листья с деревьев и называют это дерево). Определяем победителей в игре, награждаем.
Подвожу итог НОД, поощряю детей, стимулирую звездочками.