Перспективный план по ранней профориентации дошкольников.
Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи по формированию элементарных представлений у детей дошкольного возраста о профессиях взрослых:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Месяц, тема | Мероприятие | Задачи |
Сентябрь В рамках темы: «Обеспечение информационными технологиями». | Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира на тему: «История развития телеканала» Экскурсия на радио. | - Познакомить детей с зарождением телеканала, историей возникновения, радио. - Уточнить и расширить представление о разнообразных профессиональных навыках. - Воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии. - Приобщать детей к посещению интересных мест с целью ознакомления профессий нашего города. |
Поисково - исследовательская деятельность: «Телевидение и радио вчера и сегодня»; Дидактическая игра «Что нужно для работы радио-ди-джею и диктору». | - Продолжать ознакомление с историей возникновения телевидения и радио. - Формировать у детей представления о труде взрослых - Развивать логическое мышление, память, воображение. | |
Свободное общение на тему профессий: сочинение стихов, загадок, пословиц, чтение энциклопедий; Дидактическая игра «Какую профессию изобразил художник?» | - Расширять представления детей о профессиональной деятельности взрослых. - Упражнять в отгадывании по силуэтным изображениям названий профессий (продавец, радио диджей, актёр, повар, художник и т. д.). - Развивать зрительное восприятие, мышление, память, воображение. - Развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности. | |
Театрализованное представление «Мы - юные ди-джеи» | - Формировать у детей элементарные представления об особенностях работы. - Воспитывать желание быть дикторами и ди-джеями. - Обогащать и расширять представления об окружающем мире. - Развивать сплочённость группы. | |
Сотворчество: «Радио ди-джей» | - Расширять кругозор детей, знаниями о профессиях работников радио и телевидения. - Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать атмосферу работы на радио и телевидении. | |
Октябрь В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Аэропорт». | Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира на тему: «Профессии аэропорта». | - Закреплять представления о профессиональной деятельности лётчиков. - Воспитывать стремление самостоятельно классифицировать, сравнивать, анализировать. |
Интегрированная деятельность по теме: «Аэропорт» | - Познакомить детей с историей основания аэропорта. - Познакомить детей с некоторыми профессиями аэропорта, с профессиональными, действиями, с инструментами – помощниками лётчика, стюардессы, штурмана; | |
Познавательное чтение энциклопедий и развивающей литературы «Самолёты», «Какие бывают самолёты», «Самолёты разных стран», «Самолёты-победители». Подбор стихов о самолётах, лётчиках, пилотах. | - Пропагандировать любознательность детей через ознакомление с художественной литературой. - Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух. | |
Интеллектуально – развивающие игры: головоломки, кроссворды, ребусы по теме: «Самолёты и пилоты». | - Уточнить представление о пользе самолётов. - Закрепить понятие «аэропорт». - Развивать творческие способности. | |
Театральная игра «Необычное путешествие». | - Продолжать знакомить с профессиями смелых людей. - Помочь понять, что безопасность зависит от многих факторов. - Воспитывать интерес к истории самолётов, авиации и аэропортов. | |
Рисование «Самолёты и лётные атрибуты» (с использованием трафаретов). | - Закрепить и активизировать в речи названия лётных атрибутов, их принадлежности к тем или иным видам профессий. - Воспитывать интерес к авиации. | |
Ноябрь. В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Ипподром». | Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира на тему: «Путешествие на ипподром». | - Познакомить детей с ипподромом; - Пробудить интерес и вызвать желание заниматься конным спортом. - Формировать познавательный интерес к родному городу. - Формировать у детей элементарные представления об особенностях работы ипподрома. |
Интерактивная экскурсия на ипподром. Экскурсия в Кузнецкий Алатау. | - Расширять общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей; -Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий. - Развивать сплочённость группы. | |
Вечер любимых подвижных игр «Собирайся, детвора, начинается игра». | - Познакомить детей с народными играми. - Пробудить интерес к народным играм. - Воспитывать патриотические чувства к родному краю. - Двигательное и эмоциональное раскрепощение детей. | |
Сюжетно – ролевая игра «Мы на ипподроме». | - Развивать у детей устойчивый интерес к конному спорту, воспитывать желание помогать взрослым. - Активизировать в речи названия атрибутов конного спорта. - Развивать трудовые навыки детей в ходе игровой деятельности. | |
Выставка детско – родительских творческих работ «Ипподром». | - Расширять представление детей о профессиях ипподрома. - Воспитывать интерес и внимание детей к важному событию в жизни нашего города, положительных эмоций. - Продолжать реализацию творческих способностей, детей и родителей. | |
Конструктивная деятельность «Ипподром». | - Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. - Развивать умение творчески решать конструктивные задачи, самостоятельно выбирать оригинальные решения в оформлении ипподрома. | |
Создание тематического альбома «Всё об ипподроме» (загадки, пословицы, стихи, рисунки об ипподроме, лошадях, конном спорте). | - Воспитывать интерес к ипподрому. - Побуждать к созданию оригинальных листов, к выражению своих чувств. - Расширить представления об ипподромах других городов и стран. | |
Викторина «Мы это знаем». | - Формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах. - Развивать внимание, память, любознательность. Расширять кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда. | |
Декабрь В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Локомотивное депо». | Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира с использованием фотоколлекции на тему: «Локомотивное депо». Экскурсия в локомотивное депо. | - Уточнить представления детей о том, где работают люди локомотивного депо, как называется их рабочее место. - Расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди данной профессии. - Расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии. |
Беседы с детьми: «Представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «Инструменты труда» (чем работает человек?), «Трудовые действия» (что делает человек?), «Результат труда» (что получилось?), «Общественная польза труда» (кому это нужно?). | - Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти; - Развитие коммуникативной функции речи; - Упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека. - Упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека. | |
Просмотр познавательных видеофильмов о тепловозах с последующим обсуждением «Поезда и люди». | - Упражнять детей в назывании слов относящихся к данной профессии. - Упражнять детей в употреблении дательного падежа существительных. - Развивать внимание, память, логическое мышление. - Развивать коммуникативные способности. | |
Работа с картой Кемеровской области «Путешествие на тепловозе». | - Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; - Расширение представлений о мире профессий и их особенностях; - Выявление профессиональных интересов и склонностей воспитанников; - Уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям; - развитие групповой сплочённости. | |
Дидактические игры: «Как работает депо», «Что перепутал художник» | - Уточнить знания детей о работниках депо и инвентаре для различного вида работ. - Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память. | |
Конструктивная деятельность «Локомотивное депо» | - Развивать творческие способности детей при конструировании локомотивного депо. - Закрепить умения творчески отражать свои впечатления в продуктах детской деятельности. - Воспитывать устойчивый интерес к работе в локомотивном депо. | |
Выставка детского творчества «Какие разные вагоны». | - Воспитывать устойчивый интерес к работе в локомотивном депо. - Вызвать интерес к творчеству других ребят. | |
Январь В рамках темы: «Обеспечение товарами первой необходимости». Подтема: «Ферма - Большой двор». | Непосредственно образовательная деятельность в виде игры - путешествия по формированию целостной картины мира на тему: «Путешествие на ферму». | - Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; - Расширение представлений о мире профессий и их особенностях; - Выявление профессиональных интересов и склонностей воспитанников; - уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям; - Развитие групповой сплочённости. |
Беседа: «Знакомство с профессией фермера». | - Формировать представления о сельскохозяйственных профессиях. - Познакомить с профессией фермера; - Систематизировать представления детей о домашних животных; - Расширять словарный запас детей, познакомить с отраслями животноводства. | |
Познавательная семейная викторина «Знатоки профессий». | - Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. - Закрепить представления о труде людей на ферме и значимости их труда. - Активно использовать словарь по теме. - Формировать коммуникативные навыки. | |
Устный журнал «В мире сельских профессий». | - Дать представление о профессиях села и деревни, познакомить с понятиями «фермер, доярка, ветврач». - Формировать уважительное отношение к людям сельских профессий. | |
Сюжетно - ролевые игры: «На молочной ферме», «Птицеферма». | - Уточнить и закрепить представления детей о домашних животных. - Активизировать словарь детей по теме. - Воспитывать дружеские чувства и чувство сопричастности группе в совместной игровой деятельности. - Развивать воображение в ролевых играх. | |
Февраль В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Военные профессии». | Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Военные профессии». | - Закрепить представления детей о разнообразии профессий военного. - Воспитывать любовь к Родине, уважение к людям военных специальностей. - Сформировать понимание того, что работа на военного нужна и ответственна. - Активизировать словарь по теме «Военные профессии». |
Спортивный праздник «Мы - смелые. Мы - сильные». | - Воспитание у детей чувства сопричастности к большому спорту, уважения и гордости за российских военных. - Пропагандировать здоровый образ жизни. - Воспитывать чувство сопричастности группе в совместной двигательной деятельности. - Вызвать желание заниматься физическими упражнениями и спортом для того чтобы быть не только сильными, но и смелыми. | |
Мультимедийная презентация «Курсант – это звучит гордо». | - Уточнить представления о военном ВУЗЕ, где проходит подготовка военных. - Познакомить с новыми военными профессиями, на которые учат в нашем военном институте. | |
Сюжетно-ролевые игры: «Мы юные пограничники», «Танкисты», «Моряки- защитники». | - Уточнить и закрепить представления детей о военных профессиях. - Активизировать словарь детей по теме. - Воспитывать дружеские чувства и чувство сопричастности группе в совместной игровой деятельности. - Развивать воображение в ролевых играх. | |
Совместный просмотр военных парадов по телевидению. | - Активизировать внимание к важному событию в жизни нашей страны. - Воспитывать у детей интерес и уважение к людям военных профессий. - Развивать познавательные процессы. | |
Выставки – конкурсы: плакатов социальной рекламы «Наши будущие защитники», конкурса кроссвордов «Профессии смелых» и лабиринтов «Кто есть кто». | -Формировать активную жизненную позицию. - Пропаганда военных профессий, престиж человека смелого и сильного телом и духом. - Развитие творческого потенциала детей. | |
Музыкально - дидактическая игра «Угадай мелодию» (гимн России, военные песни, военные марши). | - Познакомить с музыкальными произведениями на военную тематику. - Расширить представления детей о значении военных и смелых людей в жизни. - Развивать музыкальный слух и память. | |
Март В рамках темы: «Обеспечение физического и психоэмоционального здоровья населения». Подтема: «Фитнес-центр». | Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре с элементами лечебной физкультуры на тему: «Будем красивыми» Экскурсия в фитнес-центр. | - Закрепить представление о значении правильной осанки для здоровья. - Продолжать обучение детей упражнениям на формирование правильной осанки. - Воспитывать желание быть здоровыми и красивыми, следить за своей осанкой. |
Беседа на тему: «Что такое фитнес-центр» (с использованием мультимедиа). | - Конкретизировать знания детей по профессиям инструктора по фитнесу и аэробики. - Воспитание у детей целостного отношения к здоровью. - Популяризация видов аэробики и фитнеса. | |
Спортивный досуг «Детский фитнес» | - Развивать физические качестве (быстрота, ловкость, сила). - Воспитывать морально - нравственные качества (честность, справедливость, чувство товарищества, смелость, решительность, организованность). - Развивать умение преодолевать отрицательные эмоции, поддерживать бодрое, жизнерадостное настроение. | |
Творческая игра «Мы - инструкторы по фитнесу». | - Пропаганда здорового образа жизни; - Развитие творческих способностей детей. - Создать специальные условия для овладения двигательными умениями и навыками, развития двигательных способностей детей. | |
Решение проблемных ситуаций: «Что было бы если….» «А если случится….» | - Развивать воображение, логическое мышление. - Воспитывать у детей морально - волевые качества: честность, справедливость, смелость, решительность, организованность. | |
Апрель В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Пожарная часть». | Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира на тему: «Знакомство с профессией пожарного и необходимых ему предметов». | - Сформировать представление о том, что необходимо крепкое здоровье, наличие определённых физических качеств и умений для того, чтобы стать пожарным. - Воспитывать нравственные и морально - волевые качества, умение преодолевать отрицательные эмоции, трудности. |
Фотовыставки на группах «Профессии смелых» Экскурсия в пожарную часть. | - Формировать положительный настрой к профессии пожарного. - Распространить семейный опыт по профессии пожарного в детском саду. - Приобщать детей к экскурсиям интересных мест с целью ознакомления профессий нашего города. | |
Выставка детских рисунков «Пожарники тушат пожар». | - Развивать творческие способности детей, умение выразить свои мысли в рисунках. - Расширить и закрепить знания о работе пожарного. | |
Развлечение «Мы - пожарные». | - Развивать и укреплять здоровье детей, используя разнообразные методы и приемы. - Развивать коммуникативные умения. - Формировать устойчивый интерес к занятиям спортом. | |
Конкурс чтецов (стихи на тематику профессий смелых). | - Привлечь детей к проявлению инициативы, интереса к художественному слову. | |
Вечер интеллектуально – развивающих игр: головоломки, лабиринты, ребусы на тему смелых профессий с взаимопосещением групп. | - Расширять кругозор детей. - Активизировать психические процессы: память, внимание, мышление. - Приучать выполнять роль ведущего. - Вызвать интерес к детям других групп. | |
Май В рамках темы: «Обеспечение безопасности». Подтема: «Спасательная станция». | Беседа «Кто такие спасатели». | - Формировать интерес к профессии спасатель. - Развивать познавательные способности, умение анализировать ситуации, предполагать действия, аргументировать свой выбор. - Воспитывать чувства сострадания, взаимопомощи. |
Рисование на асфальте «Спасатели идут на помощь». | - Развивать умение рисовать фигуру человека в движении. - Формировать представления о предметах, которыми пользоваться категорически запрещено: спички, газовые плиты, печи, электроприборы. | |
Сюжетно-ролевая игра «МЧС» | - Познакомить с профессией спасателей, трудностями их работы. Учить видеть в профессии спасателей мужество и героические поступки. - Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. - Продолжать учить правильному поведению детей в экстремальных ситуациях; уметь пользоваться телефоном; привлечь внимание взрослых. | |
Презентация на тему «Спасатели» | - Воспитывать уважение и гордость за профессию спасателей. - Ознакомление с профессиями нашего города. | |
Итоговое мероприятие: музыкально – спортивный праздник «Все профессии нам по плечу». | - Расширять социальные контакты детей и родителей. - Формировать положительный настрой на занятия физкультурой и спортом, развитием мелкой моторики, занятиями математикой и развитием речи для выбора будущей профессии. - Развивать физические и умственные качества. - Воспитывать потребности в двигательной и музыкальной деятельности для всестороннего развития. |