Андреева Ирина Ахтарьяновна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математический лицей № 93» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, структурное подразделение детский сад, воспитатель, «Развитие элементарных математических представлений дошкольников с нарушениями слуха посредством дидактических игр» 2019 год.Дидактические игры- это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Как известно, дети быстрее усваивают то, что вызывает у них интерес, а для детей самой естественной и эффективной формой обучения является игра.Дидактическая игра с ее обучающей задачей привлекала педагогов многих стран. Они смотрели на игру не как на развлечение и забаву, а видел в ней труд, который требует от ребенка определенных усилий. Почти все дидактические игры направлены на развитие мышления, воображения, слуха, памяти и речи.Дидактические игры способствуют более эффективному формированию элементарных математических представлений у детей с нарушениями слуха.Обучение детей элементарным математическим представлениям один из важных разделов в общей системе образования. Эта работа проводится на протяжении всего дошкольного периода во взаимодействии со всеми образовательным областями. Дидактическая игра дает возможность реализовать различные педагогические задачи в форме наиболее доступной для данной категории детей. Ценность дидактических игр заключается в том, что они служат обучению, воспитанию и развитию детей. В игре дети изучают цвета, выполняют большое число элементарных математических действий, упражнений , тренируются в счете, сравнивают множества и числа. Их внимание приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем они преодолевают трудности математического характера, переносят знания в новую для них обстановку. Положительные эмоции, возникающие во время игры активизируют умственную и физическую деятельность детей, формируют способность сравнивать, делать выводы и обобщать.При подборе дидактических игр для детей с нарушениями слуха необходимо учитывать интерес детей, возможность участия в игре, яркость и разнообразие. Детям с нарушениям слуха трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, поэтому необходимо использовать различные варианты игр. Изменение правил, некоторые усложнения позволяют ярче раскрыть игровой замысел, задерживать внимание на игре. Это дает возможность закрепить знания, выработать навыки в счете. Игры не только обучают, но и еще воспитывают выдержку, терпение, самодисциплину.Для развития у детей умений различать геометрические фигуры, находить фигуры определенного цвета, размера, классифицировать фигуры по одному, двум , трем признакам изготовлена дидактическая игра «Математическая гусеница.Дидактическая задача: 1.Учить группировать геометрические фигуры по образцу и по словесной инструкции. Закреплять прямой и обратный счет в пределах 5.2.Учить детей порядковому счету в пределах 5, отвечать на вопросы: «Какой по счету?», «Сколько?», «На каком по счету месте?»3.Продолжать закреплять у детей умение сравнивать и воспринимать плоскостные геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.Оборудование: «Математическая гусеница» из 6 кругов, плоскостные геометрические фигуры разные по цвету, таблички.Речевой материал: будем играть, это гусеница, круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, назови, сосчитай, сколько, какого цвета фигуры, положи в круг фигуры красного цвета, положи в круг треугольники.Игровое действие: дети находят геометрические фигуры по цвету, форме, по счету.Ход игры:Вариант 1. В игре могут принимать участие от 1 до 5 детей. Дети сидят на стульях полукругом. Перед ними на столе лежит «математическая гусеница» и геометрические фигуры. Педагог спрашивает: «Кто это? Дети отвечают: «Гусеница» .При затруднении зачитывают табличку.Гусеница хочет с вами поиграть. Она принесла геометрические фигуры.Затем воспитатель просит детей разложить геометрические фигуры в кругу и назвать фигуры. Потом уточняет сколько фигур: «Сосчитай».Вариант 2. Задание дается в письменной форме (таблички). Детям предлагается классифицировать фигуры по цвету: «Положи в первый (второй, третий, четвертый, пятый) круг фигуры красного( синего, желтого, зеленого) цвета. Далее воспитатель задает уточняющие вопросы: «Какого цвета фигуры во втором круге?», «Сосчитай сколько фигур?».Вариант 3. Задание дается в письменной форме. Детям предлагается классифицировать фигуры по форме, положи в первый (второй, третий) круг треугольники (квадраты, прямоугольники). Далее воспитатель задает уточняющие вопросы: «Что ты положил?», «Посчитай сколько?»Чтобы дети учились соотносить количество предметов с цифрой изготовлена дидактическая игра «Мои первые цифры»Дидактические задачи: 1) Соотносить количество объектов с цифрой.2) Закреплять счет в пределах десяти.3) Учить считать в пределах двадцати.Речевой материал : назови цифру, найди столько же, сосчитай, правильно, неправильно, больше, меньше.Оборудование: картинки с изображением цифр от одного до двадцати, другая половина карточек соответствует количеству животных, птиц.Ход игры:Вариант1. У детей карточки с цифрами, а на столе изображения животных. Воспитатель предлагает подобрать соответствующие цифры к карточкам с изображениями животных.Вариант 2. Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки с изображениями животных. Предлагает определить сколько животных изображено, где большее количество, где меньше и определить разницу в количестве изображений.Для того, чтоб дети закрепляли названия геометрических фигур изготовлена дидактическая игра: «Нарядим ёлку».
Дидактические задачи:1) Учить детей называть геометрические фигуры.2) Закреплять цвета.3) Закреплять мелкую моторику пальцев рук и умение доводить начатое дело до конца.Оборудование: ёлка, геометрические фигуры, шнуровки разных цветов.Речевой материал: ёлка, будем украшать, что это, круг, квадрат, овал, треугольник.Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает ёлку и ёлочные украшения (геометрические фигуры). Дети называют геометрические фигуры. Затем воспитатель предлагает детям нарядить ёлку фигурами с помощью шнуровки.