Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Барановский детский сад «Солнышко» Змеиногорского района Алтайского края
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Весна идет!»
Разработчик: Бахолдина Наталья Николаевна,
музыкальный руководитель
Барановка, 2019г
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Тема занятия: «Весна идет!»
Цель: Способствовать приобщению детей к миру искусства через музыку, поэзию, живопись.
Задачи.
Образовательные:
-продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями, в которых отображаются признаки наступления весны;
-побуждать к выразительному исполнению песен, соблюдая четкую правильную дикцию и слаженность пения;
Развивающие:
-развивать координацию движений, чувство ритма, музыкальный слух, умение ориентироваться в пространстве;
-развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, творческое воображение
Воспитательные:
-воспитывать чувство любви и бережное отношение к окружающей природе;
-воспитывать экологическую культуру дошкольников;
-воспитывать культуру слушания музыки;
-воспитывать в детях чувство прекрасного.
Предварительная работа:
-разучивание песен, танцев;
-чтение и разучивание стихов на весеннюю тематику;
-наблюдение за весенними изменениями в природе;
-рассматривание картин русских художников.
Оборудование: мультимедиа.
Музыкальный материал: «Марш» Ломовой; «Апрель» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского; песня «Весенняя песенка» С.Полонского; игра «Буги-вуги»; инструментальная музыка «Весенняя капель»
Раздаточный материал: бумажная капелька, ватман с изображением весеннего пейзажа, заготовки элементов для весеннего пейзажа.
Ход НОД
I.Вводная часть
Дети входят в зал.
Муз.рук. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: «Добрый день»!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Я здороваюсь везде - дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Мне здороваться не лень!
-Дети, отгадайте загадку:
Снег и лед на солнце тают, с юга птицы прилетают, и медведю не до сна. Значит, к нам пришла…(весна)
-Правильно, сегодня мы отправимся на прогулку в весенний лес. Пойдем по тропинке и посмотрим вокруг, полюбуемся красотой.
Музыкально-ритмические движение «Марш» Т.Ломовой
Дети идут по кругу, маршируют (на экране изображение весеннего леса)
-Посмотрите, мы попали в сказочный весенний лес. Как здесь красиво! А что вы видите вокруг?
(снег, проталины, ручьи, деревья)
-А как вы думаете, кто здесь живет?
(птицы, животные – медведи, зайцы, лисы и т.д.)
-Давайте пропоем «Ау!», но спеть должны не просто так, а протяжно, напевно. Может, кто и откликнется в лесу.
Упражнение «Ау!» - основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая интонация с резким переходом из одного регистра в другой. Основная цель этого упражнения – активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
-Посмотрите, кто появился в лесу? (белка). – Попробуем еще раз спеть(волк). –Давайте еще раз попробуем спеть(лисица)
-А сейчас я предлагаю присесть кружком на ковре. Мы послушаем музыку, которая мне очень нравится. Хотите послушать?
Слушание «Апрель» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»
(на экране портрет композитора)
-Мы с вами прослушали музыкальное произведение П.И.Чайковского «Апрель». Композитор каждому месяцу года посвятил музыкальное произведение. Апрель – это второй месяц весны.
-Вот капелька, мы будем брать ее в руки и постараемся выразить характер и настроение музыки словами. Если вам будет трудно, я помогу. Какая это музыка? (нежная, взволнованная, немножко грустная, беспокойная, ласковая). О чем она вам рассказала? (о весне, об апрельском нежном подснежнике).
-Молодцы! Ну, что, продолжим наше путешествие? Предлагаю всем сесть на стулья.
-Многие композиторы, поэты, живописцы любили это время года за его волщебную красоту, чистые, яркие краски (обращаю внимание на слайд)
-Послушайте, как описывает весеннюю красоту поэт Алексей Толстой.
Вот уж снег последний в поле тает, теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает, и зовут друг друга журавли.
Юный лес в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето, все кругом и любит, и поет.
-Ребята, а вы знаете песни о весне? Я предлагаю вам исполнить «Весеннюю песню».
Дети исполняют «Весеннюю песню»
-Весной все оживает, движется. А давайте и мы с вами немного подвигаемся и поднимем себе настроение.
Игра «Буги-вуги»
-Ой, молодцы! Весело играли! (дети садятся на стулья)
На мольберте- ватман – белый лист зимы
Был у зимы огромный лист – необычайно бел и чист!
Он был по-своему хорош: ни одного пятна!
И вот его закрасить сплошь надумала весна.
Уже зеленый виден цвет, лиловый, желтый, синий…
Каких оттенков только нет, узоров, пятен, линий!
Что получилось? Не секрет: самой весны автопортрет!
-Ребята, я предлагаю вам на время стать художниками. У меня есть незаконченная картина, которую нужно дополнить элементами весны. Согласны? А вдохновением для нас станет музыка.
Звучит инструментальная музыка «Весенняя капель»
-Подходите ко мне и приступим к работе (работа с картиной)
-Какая красота получилась! Вы почувствовали себя настоящими художниками, создавая эту картину? (да). – Молодцы! Это было нелегко, но мы с вами хорошо постарались. Пусть эта картина напоминает вам о нашей сегодняшней прогулке. Вам понравилось путешествовать по весеннему лесу? Что больше всего вам понравилось в лесу? Ребята, мне с вами тоже было очень интересно и легко. Вы были активными, внимательными на занятии. Молодцы!
Литература:
1.Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. Москва: ТЦ Сфера, 2014. 128стр.
2. Картушина М.Ю. Весенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением /Сост. О.А.Орлова. Москва; ТЦ Сфера, 2014. 160стр.
3.Интернет – ресурс
4.Т.И.Кандала, О.А.Семкова, О.В.Уварова. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями. Волгоград: Учитель, 2015. 143стр.
5. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия/сост. Н.Г. Барсукова [и др.]. Изд.2-е. Волгоград: Учитель, 2015. 191стр.