Создание условий для развития значимых личностных характеристик,
самооценки и уровня притязаний юных спортсменов
Тараканова Е.В., г. Новый Уренгой
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа «Юность»,
педагог-организатор, к.п.н.
Тренер должен осуществлять систему мер, направленных на развитие таких значимых личностных характеристик, как уверенность в себе, самостоятельность, самоконтроль, ответственность, а также умение сотрудничать и эффективно взаимодействовать с другими членами спортивной группы. Для этого ему необходимо знать закономерности развития данных качеств, факторы, которые способны повлиять на их повышение.
Так уверенность в себе повышается на основании спортивных достижений; уверенных действий; физической подготовки. Факторами, которые способны повлиять на уверенность юного спортсмена могут быть: отношение тренера и родителей к результату и деятельности спортсмена, умение тренера ставить перед спортсменами адекватные цели и строить эффективную программу, преимущественная ориентация на задачу, а не на победу [3, 54].
На основании исследовательской и практической деятельности психологи спорта выделяют несколько основных принципов определения целей:
- ставить конкретные цели.
- трудные, но реальные цели.
- долгосрочные и краткосрочные цели.
- цели, направленные на повышение уровня физической подготовки.
- записывать (регистрировать) эти цели.
- разрабатывать стратегии их достижения.
- учитывать личностные особенности занимающихся.
- обеспечивать поддержку в определении цели.
- обеспечивать оценку целей.
Рассмотрим такой вопрос, как постановка долгосрочных и краткосрочных целей.
Тренер должен понимать, что основные изменения поведения или действий не происходят сразу же. Поэтому приходится ставить как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Этот принцип можно представить в виде лестницы, вершина которой соответствует долгосрочной цели (мечте), нижняя ступенька – данному уровню возможностей, а остальные ступеньки от нижней к верхней – связанные между собой краткосрочными целями.
Подобный «лестничный» принцип определения долгосрочных и краткосрочных целей с успехом применяли многие ведущие спортсмены, включая чемпионов мира и Олимпийских игр [1, 79].
Для успешного развития личностных характеристик юных спортсменов необходимо использовать приемы, направленные на развитие самовоспитания юных спортсменов. К сожалению, авторитарные методы работы тренеров не предусматривают обычно именно эту составляющую психологической подготовки, что в дальнейшем приводит к тому, что даже спортсмены высшей лиги неспособны быть инициативными, самостоятельно ставить цели, осуществлять самоконтроль и быть ответственными за свой режим, свою физическую и техническую подготовку.
Тренер должен включать юного спортсмена в анализ психического и физического состояния его организма во время спортивных тренировок, соревнований, отдыха и восстановления. К наиболее приемлемым методам самонаблюдения можно отнести: определение самочувствия по пульсу, ритмам дыхания, электрокожным реакциям; контроль за весом, настроением; самооценка желания тренироваться и участвовать в соревнованиях [2, 135].
В работе с юными спортсменами целесообразно обучать их методам и приемам эмоциональной и волевой подготовки. Это самоприказ – четкая команда самому себе, которая является стимулом для выполнения какого-либо действия или проявления волевого усилия. Самовнушение – метод, основанный на воздействии словом, самопроговаривании целевой установки, преодолении робости, недомоганий. Самопринуждение – метод, когда выполняется действие, так сказать, «через не хочу». Это особенно важно в работе с юными спортсменами. Самоодобрение как метод самовоспитания юных спортсменов просто необходим. Он позволяет осмыслить проделанное, похвалить, поощрить себя, хотя этого никто и не слышит.
Самоуспокоение – метод, основанный на анализе своих ошибок и неудач, что неизбежно в спорте. Это приучает к объективности, учит умению настроиться на дальнейшую работу над собой, избежать отрицательного влияния эмоций досады, обиды, зависти и злости.
Важнейшим компонентом структуры личности юного спортсмена выступает способность к самоуправлению. Этот компонент относится к самосознанию личности и осуществляет саморегуляцию и самоконтроль поведения и деятельности. При этом, если «Я-концепция» – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, то в понятии самооценки, как видно из названия, на первый план выходит именно оценочный компонент.
Самооценка – оценка личностью себя в целом (общая самооценка) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми (частные или парциальные самооценки).
Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, в нашем случае адаптацию к спортивной деятельности, и является регулятором поведения и деятельности спортсмена. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности (в том числе спортивной) и межличностного взаимодействия. Самооценка может быть устойчивой, т. е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой [5, 107].
Для развития личности юного спортсмена очень важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях препятствует и нормальному осуществлению деятельности, и самореализации в ней.
Значительная неустойчивость самооценки, порождает колебания, своеобразные «качели» – от очень высокого до очень низкого представления о себе. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний.
Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который человек (спортсмен) ставит перед собой, зная уровень своего предыдущего выполнения. От уровня притязаний зависит, какие достижения человек (спортсмен) будет воспринимать как неудачу, а какие – как успех.
На уровень притязания оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной спортивной деятельности. Уровень притязания может быть адекватным (человек выбирает цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, или заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Уровень самооценки влияет на уровень притязаний личности (спортсмена), на определяемые им жизненные и спортивные цели, обусловливает тенденции развития личности и ее спортивной карьеры.
Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой является для человека личностной потребностью. Важно, чтобы уровень притязаний спортсмена несколько опережал ее, мотивируя его на достижение более высокого спортивного результата, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, для личностного развития и спортивных достижений будет неблагоприятен.
Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в спортивной деятельности. Применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровнях самооценки и притязаний: высоком, среднем и низком. Одновременно можно говорить и об адекватности самооценки. Самооценка является адекватной, если она соответствует возможностям и результатам спортсмена. Неадекватная самооценка может быть завышенной (спортсмен существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И та и другая самооценка не способствует личностному развитию спортсмена и затрудняет достижение спортивного результата.
Если спортсмен имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом. В результате возникают негативные эмоции и, чтобы снизить их воздействие, спортсмен должен либо снизить самооценку и свои притязания, либо объяснить происходящее какими-либо внешними факторами (не повезло или виноват тренер, плохо подготовивший его). Часто это происходит неосознанно для самого спортсмена, в нем проявляется действие защитных психологических механизмов. При заниженной самооценке спортсмен ставит перед собой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному спортивному развитию [6, 83].
Список использованных источников
Деркач А. А. Психологическое мастерство тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев. М., 2016. – 174 с.
Иванов А. А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой /А. А. Иванов. М., 2012. – 235 с.
Малкин В. Р. Психологическая работа в детско-юношеской спортивной школе : [учеб. пособие] / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева; [науч. ред. В. Н. Люберцев]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 102 с.
Мартенс Р. Успешный тренер / Р. Мартенс. М., 2014. – 185 с.
Попов А. Л. Спортивная психология : учеб. пособие / А. Л. Попов. М., 2013. – 283 с.
Ципурский И. Л. Тренер, которому нет равных / И. Л. Ципурский. М., 2015. – 148 с.