УДК 54.7642
Е.П. Янкова
Студент 4 курса направления «Биология» и «Химия» ЕГФ СГСПУ
г.Самара, РФ
Е-mail:yankova
Науч. рук., к. п. н, доц. Сафина Л.Г.
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКАХ ХИМИИ
Аннотация
В настоящее время наблюдается тенденция к повышению требований и качества школьного образования, происходит изменение содержания химического образования, но все же отношение к эксперименту – остается неизменным. Химия остается наукой экспериментальной, и овладеть ею нереально без выполнения определенных лабораторных работ.
Ключевые слова
Химический эксперимент, опыт, исследование, методика, лабораторная работа, практическая работа, познавательный интерес.
Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения химии имеет огромное значение для учебного предмета. В изучении химии есть свои некоторые особенности, которые важно учитывать учителю. Прежде всего, это касается использования на уроках учебного химического эксперимента, который применяется широко в школе в различных его формах. Если преподаватель хорошо владеет химическим экспериментом и использует его для приобретения и закрепления учащимися умений и знаний, то ученики с интересом и удовольствием изучают предмет. При отсутствии химического эксперимента на уроках химии, уроки становятся посредственными, знания приобретают формальный оттенок, интерес к предмету снижается.
Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает снизить формализм в знаниях, развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; совершенствовать и формировать экспериментальные навыки и умения;
Основные виды учебного химического эксперимента:
Демонстрационный эксперимент.
Его целью является сформировать у учеников понятий науки химии и умений наблюдать.
Лабораторные опыты
Их целью является экспериментальное подтверждение и проверка теоретических положений.
Практические работы.
Их целью является совершенствование и закрепление теоретических знаний, формирование и совершенствование практических навыков и умений.
Экспериментальные задачи.
Их целью является развитие умения мыслить, творческого мышления; повышение осознанности знаний у учеников.
Домашний эксперимент.
Его целью является способствовать развитию интереса к предмету и более осознанному усвоению научных знаний.
Занимательные опыты.
Их целью является развитие и формирование интереса у учащихся к предмету.
Виртуальный эксперимент.
Его целью является показать на экране явления, которые в натуральном виде могут быть опасны или приносить вред, могут протекать длительно по времени, требуют особого оборудования и т.д
Основная цель демонстрационных опытов – это развитие наблюдательности, формирование понятий и новых знаний в химии. Главные достоинства демонстрационных опытов – их наглядность, возможность управлять вниманием учеников и своевременно направлять его на главное звено процесса, экономия реактивов и времени. Однако данный вид эксперимента не дает возможность формирования у учащихся специальных навыков.
Преимущество лабораторных опытов в том, что при включении их в объяснение нового материала, ученики подтверждают верность тех или иных высказываний преподавателя и приобретают навыки химического эксперимента, а также развивают наблюдательность. Выполняя лабораторные опыты, ученики самостоятельно исследуют химические закономерности и явления, на практике убеждаясь в их правдивости и достоверности. Основная цель лабораторных опытов – это обеспечение наглядности при изучении нового материала или закреплении пройденной темы.
Практические работы способствуют совершенствованию и формированию практических навыков и умений у учащихся. При проведении экспериментов ученики проявляют творческий подход, т.е. применяют свои знания в новых условиях. Главным достоинством данных видов учебного эксперимента является то, что учащиеся, в отличие от демонстрационных опытов, включают в процесс познания практически все органы чувств. Это способствует более прочному усвоению материала.
Домашний химический эксперимент способствует развитию интереса учащихся к предмету, расширению их кругозора, осознанному усвоению химических знаний. Занимательные опыты можно с достаточной редкостью проводить на уроках, но чаще использовать на внеклассных занятиях с целью развития и формирования интереса учащихся к химии. Однако нельзя ни в коем случае превращать химические опыты в развлечение для учеников.
Важнейшая особенность химического эксперимента как средства познания состоит в том, что в процессе наблюдения и при самостоятельном выполнении опытов учащиеся не только общаются с конкретными объектами химической науки, но могут видеть и осуществлять процессы качественного изменения веществ. Тем самым учащиеся изучают природу химических веществ, накапливают факты для обобщений, сравнения и выводов, убеждаются в возможности управления сложными химическими процессами.
Литература:
1. Злотников Э.Г. О содержании понятия «учебный химический эксперимент» в системе интенсивного обучения. В кн.: Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990.
2. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. М.: Школа-Пресс, 1998.
3. Баженова О.Ю. Организация химического эксперимента на уроках химии.
4. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.
5. Хомченко Г.П., Платонов Ф.П., Чертков И.Н. Демонстрационный эксперимент по химии – М.: Просвещение, 1978.
© Е.П. Янкова 2019