Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Химический эксперимент

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 54.7642

Е.П. Янкова

Студент 4 курса направления «Биология» и «Химия» ЕГФ СГСПУ

г.Самара, РФ

Е-mail:yankova

Науч. рук., к. п. н, доц. Сафина Л.Г.

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКАХ ХИМИИ

Аннотация

В настоящее время наблюдается тенденция к повышению требований и качества школьного образования, происходит изменение содержания химического образования, но все же отношение к эксперименту – остается неизменным. Химия остается наукой экспериментальной, и овладеть ею нереально без выполнения определенных лабораторных работ.

Ключевые слова

Химический эксперимент, опыт, исследование, методика, лабораторная работа, практическая работа, познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения химии имеет огромное значение для учебного предмета. В изучении химии есть свои некоторые особенности, которые важно учитывать учителю. Прежде всего, это касается использования на уроках учебного химического эксперимента, который применяется широко в школе в различных его формах. Если преподаватель хорошо владеет химическим экспериментом и использует его для приобретения и закрепления учащимися умений и знаний, то ученики с интересом и удовольствием изучают предмет. При отсутствии химического эксперимента на уроках химии, уроки становятся посредственными, знания приобретают формальный оттенок, интерес к предмету снижается.

Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает снизить формализм в знаниях, развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; совершенствовать и формировать экспериментальные навыки и умения;

Основные виды учебного химического эксперимента:

Демонстрационный эксперимент.

Его целью является сформировать у учеников понятий науки химии и умений наблюдать.

Лабораторные опыты

Их целью является экспериментальное подтверждение и проверка теоретических положений.

Практические работы.

Их целью является совершенствование и закрепление теоретических знаний, формирование и совершенствование практических навыков и умений.

Экспериментальные задачи.

Их целью является развитие умения мыслить, творческого мышления; повышение осознанности знаний у учеников.

Домашний эксперимент.

Его целью является способствовать развитию интереса к предмету и более осознанному усвоению научных знаний.

Занимательные опыты.

Их целью является развитие и формирование интереса у учащихся к предмету.

Виртуальный эксперимент.

Его целью является показать на экране явления, которые в натуральном виде могут быть опасны или приносить вред, могут протекать длительно по времени, требуют особого оборудования и т.д

Основная цель демонстрационных опытов – это развитие наблюдательности, формирование понятий и новых знаний в химии. Главные достоинства демонстрационных опытов – их наглядность, возможность управлять вниманием учеников и своевременно направлять его на главное звено процесса, экономия реактивов и времени. Однако данный вид эксперимента не дает возможность формирования у учащихся специальных навыков.

Преимущество лабораторных опытов в том, что при включении их в объяснение нового материала, ученики подтверждают верность тех или иных высказываний преподавателя и приобретают навыки химического эксперимента, а также развивают наблюдательность. Выполняя лабораторные опыты, ученики самостоятельно исследуют химические закономерности и явления, на практике убеждаясь в их правдивости и достоверности. Основная цель лабораторных опытов – это обеспечение наглядности при изучении нового материала или закреплении пройденной темы.

Практические работы способствуют совершенствованию и формированию практических навыков и умений у учащихся. При проведении экспериментов ученики проявляют творческий подход, т.е. применяют свои знания в новых условиях. Главным достоинством данных видов учебного эксперимента является то, что учащиеся, в отличие от демонстрационных опытов, включают в процесс познания практически все органы чувств. Это способствует более прочному усвоению материала.

Домашний химический эксперимент способствует развитию интереса учащихся к предмету, расширению их кругозора, осознанному усвоению химических знаний. Занимательные опыты можно с достаточной редкостью проводить на уроках, но чаще использовать на внеклассных занятиях с целью развития и формирования интереса учащихся к химии. Однако нельзя ни в коем случае превращать химические опыты в развлечение для учеников.

Важнейшая особенность химического эксперимента как средства познания состоит в том, что в процессе наблюдения и при самостоятельном выполнении опытов учащиеся не только общаются с конкретными объектами химической науки, но могут видеть и осуществлять процессы качественного изменения веществ. Тем самым учащиеся изучают природу химических веществ, накапливают факты для обобщений, сравнения и выводов, убеждаются в возможности управления сложными химическими процессами.

Литература:

1. Злотников Э.Г. О содержании понятия «учебный химический эксперимент» в системе интенсивного обучения. В кн.: Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990.

2. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. Развивающий эксперимент. М.: Школа-Пресс, 1998.

3. Баженова О.Ю. Организация химического эксперимента на уроках химии.

4. Полосин В.С., Прокопенко В.Г. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.

5. Хомченко Г.П., Платонов Ф.П., Чертков И.Н. Демонстрационный эксперимент по химии – М.: Просвещение, 1978.

© Е.П. Янкова 2019

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области