ЛУЧШАЯ КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ
В. СВИНЦОВА «КЛЫЧ-КЛУ-У»
(Урок 2)
Руденко Светлана Сергеевна
МБОУ «Боровлянская СОШ»
Цель урока: формирование устойчивого интереса к художественной литературе, развитие навыков постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.
Задачи:
- показать особенности изображения человека и природы в рассказе,
- дать начальное представление о пейзаже в литературном произведении,
-формировать навык краткого ответа на вопрос о собственных впечатлениях от прочитанного произведения,
- формировать навык выявления способов выражения авторской позиции в произведении.
Основные виды деятельности:
Чтение и анализ фрагментов рассказа, выделение этапов развития сюжета, пересказ ключевых моментов, устный ответ на вопрос, различение образов рассказчика и автора-повествователя.
Теория. Идейное содержание, пейзаж, рассказ, повествователь, авторская позиция.
Ход урока
(Примечание. На первом уроке учащиеся знакомились с жизнью и творчеством детского писателя В. Свинцова и его произведениями «Мой друг Сенька» и др.)
Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве нашего земляка – писателе – Владимире Свинцове.
Что вам запомнилось, показалось необычным в биографии Свинцова?
- Какие произведения автора вы прочитали?
- Какие вас заинтересовали? Почему?
- Вернёмся к заслугам писателя. В 2004 году за книгу «Клуч-клу-у» он был награждён дипломом за втрое место во Всероссийском конкурсе «Лучшая книга для детей о животных». Сегодня мы работаем с рассказом «Клыч-клу-у».
На уроке предлагаю рассмотреть особенности изображения человека в рассказе, определить роль пейзажа в литературном произведении, постичь идейное содержание произведения, заложенного в нём нравственного урока.
Проверка домашнего задания
- Что такое сюжет? (Последовательность событий в произведении)
- Предлагаю вам цитатный план рассказа. Но он с секретом – в нём нарушена последовательность событий. Попробуйте исправить план, расположив цитаты в том порядке, в каком находятся события (эпизоды) рассказа. Для этого вспомните, какой эпизод скрывается за каждой из цитат. ( Дети работают в паре)
«словно два облачка с неба спустились»
«знойное засушливое лето»
«матёрая попалась лиса - справилась»
«лебедята появились на свет»
«опрокинул их на землю проливным дождём»
«ведёт лебёдушка лебедят на мелководье»
«он не опасен, он- друг»
«уронила лебёдушка гордую голову»
«не услышите вы больше: «Клыч-клу-у»
(Сравнивают свою работу с правильным ответом на экране. Оценивают свой результат).
Работа с текстом. Идейное содержание произведения, заложенный в нём нравственный урок.
Чему учит рассказ В.В. Свинцова?
Это не первое произведение, которое мы прочитали.
- Что общего, и чем отличается этот рассказ от других произведений Свинцова?
- Какова в них роль человека? (Это рассказ о животных. Человек выступал в рассказах в качестве друга, а здесь он - враг).
- Сколько неприятностей пришлось пережить лебедям? (Знойное лето, лиса, коршун).
- И вот, казалось бы, последняя надежда – человек, и он оказывается врагом.
- Ребята, обратите внимание, писатель не говорит о том, что это был охотник или браконьер. Это – «человек». Найдите в толковом словаре значение слова «человек» (Работа со словарём, зачитывают).
Человек – личность, как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.
- Таков ли человек в рассказе? (Иногда человек из-за своих прихотей превращается в зверя, забывая о своих моральных и интеллектуальных качествах).
- Как изображает человека детский писатель Владимир Свинцов в своих рассказах?
- Почему?
- На кого бы вы хотели походить? (В одних он – друг, в других – враг. Люди бывают разные).
- Что поучительного для себя вы взяли из этого рассказа? (Ответы детей)
4. Выявление авторской позиции в рассказе.
Перед нами рассказ. Вспомните жанровые признаки рассказа (малая форма, 1-2 эпизода, присутствие писателя, автора, рассказчика).
Писатель – Свинцов В.Б.
- Рассказчика вы видите в этом произведении? (нет)
- Кто же тогда рассказывает эту историю? (Повествование ведётся от лица автора).
- На чьей стороне автор? Какова авторская позиция в рассказе? (Дети, работая с текстом, приводят примеры как автор обращается к лебедям, говорит с ними: «лебёдушка», «милый дружок», «два облачка», «два пароходика»).
5. Определение роли пейзажа в произведении.
- Какую роль в рассказе играет пейзаж?
В тетрадях записывается определение понятия: «Пейзаж – изображение картин природы, а в более широком смысле – окружающей обстановки, в которой разворачивается действие» (Транслируются на экране разные виды пейзажей).
- Давайте посмотрим, какую роль в нашем рассказе играет пейзаж?
1) Пейзаж – это изображение места действия ( Дети находят в тексте и зачитывают описание озера весной)
- Всегда ли картина озера одинакова? (Находят и зачитывают описание озера во время засухи)
2) Пейзаж – как способ передачи чувств, состояния героя, раскрытие происходящих с ним событий ( Дети находят и зачитывают описание озера во время трагедии, засухи, после проливного дождя).
- Какие бы вы применили краски, если пришлось сейчас рисовать?
Художники для того, чтобы предать красоту пейзажа используют краски и кисти. А художники слова для создания пейзажа – изобразительно выразительные средства.
Работа с изобразительно-выразительными средствами.
Задание. Найти и выписать в предложенную таблицу примеры олицетворения, эпитетов, сравнения. (Зачитывают примеры, оценивают свою работу).
Учащиеся подводятся к выводу о роли пейзажа в художественном произведении (Изображение места действия, передача чувств, состояния героя, раскрытие происходящих с ним событий.)
6. Рефлексия.
- Чему учит рассказ. Б. Свинцова?
- Какую роль играет природа в жизни человека и общества?
- В чём причина грубого вмешательства человека в жизнь природы?
- каковы возможные последствия этого вмешательства?
Урок я хочу закончить стихотворением нашего земляка Р. Рождественского «Просьба»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!