Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок внеклассного чтения "Лучшая книга о животных. Рассказ В. Свинцова "Клыч-клу-у"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ЛУЧШАЯ КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ

В. СВИНЦОВА «КЛЫЧ-КЛУ-У»

(Урок 2)

Руденко Светлана Сергеевна

МБОУ «Боровлянская СОШ»

Цель урока: формирование устойчивого интереса к художественной литературе, развитие навыков постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.

Задачи:

- показать особенности изображения человека и природы в рассказе,

- дать начальное представление о пейзаже в литературном произведении,

-формировать навык краткого ответа на вопрос о собственных впечатлениях от прочитанного произведения,

- формировать навык выявления способов выражения авторской позиции в произведении.

Основные виды деятельности:

Чтение и анализ фрагментов рассказа, выделение этапов развития сюжета, пересказ ключевых моментов, устный ответ на вопрос, различение образов рассказчика и автора-повествователя.

Теория. Идейное содержание, пейзаж, рассказ, повествователь, авторская позиция.

Ход урока

(Примечание. На первом уроке учащиеся знакомились с жизнью и творчеством детского писателя В. Свинцова и его произведениями «Мой друг Сенька» и др.)

Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве нашего земляка – писателе – Владимире Свинцове.

Что вам запомнилось, показалось необычным в биографии Свинцова?

- Какие произведения автора вы прочитали?

- Какие вас заинтересовали? Почему?

- Вернёмся к заслугам писателя. В 2004 году за книгу «Клуч-клу-у» он был награждён дипломом за втрое место во Всероссийском конкурсе «Лучшая книга для детей о животных». Сегодня мы работаем с рассказом «Клыч-клу-у».

На уроке предлагаю рассмотреть особенности изображения человека в рассказе, определить роль пейзажа в литературном произведении, постичь идейное содержание произведения, заложенного в нём нравственного урока.

Проверка домашнего задания

- Что такое сюжет? (Последовательность событий в произведении)

- Предлагаю вам цитатный план рассказа. Но он с секретом – в нём нарушена последовательность событий. Попробуйте исправить план, расположив цитаты в том порядке, в каком находятся события (эпизоды) рассказа. Для этого вспомните, какой эпизод скрывается за каждой из цитат. ( Дети работают в паре)

«словно два облачка с неба спустились»

«знойное засушливое лето»

«матёрая попалась лиса - справилась»

«лебедята появились на свет»

«опрокинул их на землю проливным дождём»

«ведёт лебёдушка лебедят на мелководье»

«он не опасен, он- друг»

«уронила лебёдушка гордую голову»

«не услышите вы больше: «Клыч-клу-у»

(Сравнивают свою работу с правильным ответом на экране. Оценивают свой результат).

Работа с текстом. Идейное содержание произведения, заложенный в нём нравственный урок.

Чему учит рассказ В.В. Свинцова?

Это не первое произведение, которое мы прочитали.

- Что общего, и чем отличается этот рассказ от других произведений Свинцова?

- Какова в них роль человека? (Это рассказ о животных. Человек выступал в рассказах в качестве друга, а здесь он - враг).

- Сколько неприятностей пришлось пережить лебедям? (Знойное лето, лиса, коршун).

- И вот, казалось бы, последняя надежда – человек, и он оказывается врагом.

- Ребята, обратите внимание, писатель не говорит о том, что это был охотник или браконьер. Это – «человек». Найдите в толковом словаре значение слова «человек» (Работа со словарём, зачитывают).

Человек – личность, как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.

- Таков ли человек в рассказе? (Иногда человек из-за своих прихотей превращается в зверя, забывая о своих моральных и интеллектуальных качествах).

- Как изображает человека детский писатель Владимир Свинцов в своих рассказах?

- Почему?

- На кого бы вы хотели походить? (В одних он – друг, в других – враг. Люди бывают разные).

- Что поучительного для себя вы взяли из этого рассказа? (Ответы детей)

4. Выявление авторской позиции в рассказе.

Перед нами рассказ. Вспомните жанровые признаки рассказа (малая форма, 1-2 эпизода, присутствие писателя, автора, рассказчика).

Писатель – Свинцов В.Б.

- Рассказчика вы видите в этом произведении? (нет)

- Кто же тогда рассказывает эту историю? (Повествование ведётся от лица автора).

- На чьей стороне автор? Какова авторская позиция в рассказе? (Дети, работая с текстом, приводят примеры как автор обращается к лебедям, говорит с ними: «лебёдушка», «милый дружок», «два облачка», «два пароходика»).

5. Определение роли пейзажа в произведении.

- Какую роль в рассказе играет пейзаж?

В тетрадях записывается определение понятия: «Пейзаж – изображение картин природы, а в более широком смысле – окружающей обстановки, в которой разворачивается действие» (Транслируются на экране разные виды пейзажей).

- Давайте посмотрим, какую роль в нашем рассказе играет пейзаж?

1) Пейзаж – это изображение места действия ( Дети находят в тексте и зачитывают описание озера весной)

- Всегда ли картина озера одинакова? (Находят и зачитывают описание озера во время засухи)

2) Пейзаж – как способ передачи чувств, состояния героя, раскрытие происходящих с ним событий ( Дети находят и зачитывают описание озера во время трагедии, засухи, после проливного дождя).

- Какие бы вы применили краски, если пришлось сейчас рисовать?

Художники для того, чтобы предать красоту пейзажа используют краски и кисти. А художники слова для создания пейзажа – изобразительно выразительные средства.

Работа с изобразительно-выразительными средствами.

Задание. Найти и выписать в предложенную таблицу примеры олицетворения, эпитетов, сравнения. (Зачитывают примеры, оценивают свою работу).

Учащиеся подводятся к выводу о роли пейзажа в художественном произведении (Изображение места действия, передача чувств, состояния героя, раскрытие происходящих с ним событий.)

6. Рефлексия.

- Чему учит рассказ. Б. Свинцова?

- Какую роль играет природа в жизни человека и общества?

- В чём причина грубого вмешательства человека в жизнь природы?

- каковы возможные последствия этого вмешательства?

Урок я хочу закончить стихотворением нашего земляка Р. Рождественского «Просьба»

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря;

Ведь небо без птиц — не небо,

А море без рыб — не море!

И земля без зверей — не земля,

Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце — сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области