МДОУ «Детский сад №47»
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы
на тему «Доброта всем нужна»
(пересказ рассказа В. Осеевой «Плохо»)
Учитель-логопед: Носкова Е.Е.
Первая квалификационная категория
Ярославль 2018г.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы
на тему «Доброта всем нужна»
(пересказ рассказа В. Осеевой «Плохо»)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: пересказ рассказа В. Осеевой по цепочке.
Задачи:
Образовательные.
Развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, рассуждать и находить выход из проблемной ситуации.
Формировать умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.
Расширять словарный запас детей.
Развивать умение слушать товарища, высказывать свои мысли.
Коррекционные.
Создавать условия для развития связной речи детей.
Формировать умение пересказывать текст по цепочке.
Формировать умение выстраивать в логической последовательности серию схематичных картинок к рассказу;
Учить детей употреблять в речи синонимы, антонимы.
Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Воспитательные.
Воспитывать навыки социально-нравственного поведения детей.
Воспитывать отзывчивость и доброе отношение к окружающим.
Формировать навыки вежливости, учтивости, речевого этикета.
Материал и оборудование:
Иллюстрация к рассказу В. Осеевой «Плохо», карточки – схемы для составления пересказа, мольберт.
Предварительная работа:
Чтение рассказов В. Осеевой, беседы на нравственные темы, обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций, игры на сплочение, коммуникативные игры.
Программное содержание:
Педагог: Доброе утро, дети. Подходите ко мне, пожалуйста. Я сегодня услышала вот такие слова «Доброта всем нужна». А что же такое доброта?
Дети: Доброта – это забота, вежливые слова, хорошие поступки,помощь кому-то.
Педагог: Все правильно вы сказали, значит добрый человек – это еще и отзывчивый человек.
Мы с вами уже много раз говорили о доброте и отзывчивости. Сегодня я для вас приготовила картину. Посмотрите пожалуйста, как вы считаете, есть ли на этой картине кто-то добрый, отзывчивый?
Дети рассматривают иллюстрацию к рассказу В. Осеевой «Плохо».
Педагог: Как вы думаете, что здесь произошло?
Дети: Собака хочет напасть на котенка.
Педагог: А, вы хотите узнать, что было на самом деле?
Дети: Хотим.
Педагог: Садитесь на стульчики, слушайте внимательно.
Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».
Педагог: Скажите пожалуйста, что случилось с котенком?
Дети: На него собака лаяла.
Педагог: Собака яростно лаяла – это как?
Дети: Зло, сердито, оскалив зубы.
Педагог: Значит собака была какая?
Дети: Злая, агрессивная, опасная, страшная, большая, недружелюбная, враждебная.
Педагог: Котенок был взъерошенный – это значит какой?
Дети: У него шерстка была дыбом, торчала во все стороны. Он был испуганный, беззащитный, маленький, несчастный. Педагог: Кто спас котенка?
Дети: Женщина.
Педагог: Как женщина спасла котенка?
Дети: Она выбежала на крыльцо и отогнала собаку.
Педагог: Почему она рассердилась на мальчиков?
Дети: Они просто стояли и смотрели, не помогли, не заступились за котенка.
Педагог: Мальчики были какие?
Дети: Злые, глупые, плохие, безучастные, жестокие, равнодушные.
Педагог: Что им сказала женщина?
Дети: Как вам не стыдно, плохо.
Педагог: Кого из героев рассказа можно назвать положительным, а кого отрицательным? Почему?
Дети: Женщина была положительным героем. Она котенка спасла. Котенок тоже положительный герой. Он никому не сделал ничего плохого. А Собака – это отрицательный герой. Она могла причинить вред котенку. Мальчики тоже поступили плохо, они остались равнодушными.
Педагог: Как вы считаете, почему В. Осеева назвала этот рассказ плохо?
Дети: Потому, что мальчики были равнодушными, это плохо.
Педагог: Я с вами согласна, плохо – это не только когда делаешь что-то неправильно, а еще когда остаешься равнодушным к чужой беде. Так почему же мальчики были равнодушными?
Дети: В них не было доброты.
Педагог: Все правильно, автор осуждает мальчиков за их бездействие.
Ну что ж, мы с вами познакомились с рассказом В. Осеевой «Плохо», а теперь пора и отдохнуть.
Физкультминутка.
Будут добрые дела,
Значит будет доброта.
Справа друг и слева друг –
Это доброта вокруг.
Утром маме помогали
Доброта, доброта,
После с братом поиграли
Доброта, доброта,
Покормили птиц зимой
Доброта, доброта,
Стали мы добрее вдвое
Красота, красота!
Педагог: Вот мы и отдохнули, давайте вернемся на свои места.
(Дети садятся на стульчики.)
Педагог: Сейчас я прочитаю рассказ В. Осеевой «Плохо» еще раз, после чего мы будем составлять пересказ.
Чтение рассказа.
Педагог: Ребята, сегодня нашими помощниками для пересказа будут вот эти карточки. Давайте их рассмотрим и расставим по порядку.
(Дети расставляют карточки в нужной последовательности.)
Педагог: Теперь мы можем приступать к пересказу. Каждый будет рассказывать свой кусочек рассказа, опираясь на карточку – подсказку. Итак, начинаем.
Пересказ рассказа детьми по цепочке.
Педагог: Молодцы, ребята! Скажите, а хотели бы вы стать героями рассказа В. Осеевой?
Дети: Да.
Педагог: Если бы вы были на месте мальчиков, как бы вы поступили?
Дети: Защитили котенка, прогнали собаку, позвали на помощь взрослых.
Педагог: Молодцы, это был бы хороший поступок. Теперь я точно знаю, что каждый из вас будет отзывчивым и всегда придет на помощь тому, кто в ней нуждается.
Приложение