МБДОУ «Плешановский детский сад № 1» Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Плешановский детский сад № 1»
_________________Л.П.Буцина
Образовательная область «Речевое развитие»
Старшая группа №3
Выполнила : Дюсяева И.З
Валиахметова Ю.В
2018 – 2019 уч. год
Пояснительная записка
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки учебной деятельности».
Содержание психолого-педагогической работы
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Орска, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России и Оренбургской области). Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.). В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Месяц/неделя | Тема/литература | Задачи | Материал и оборудование | Примечание |
СЕНТЯБРЬ | ||||
Обследование. | ||||
1 - 2 неделя | Диагностические задания | Обследование речевого развития детей: 1.формирование словаря, связная речь, 2.грамматический строй речи 3.звуковая культура речи. | Предметные картинки лимон, яблоко, елка. Предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. | |
ПДД | ||||
3 неделя | 1.Развитие речи. «Правила поведения на дороге» 2.Художественная литература. Чтение рассказа И.Серякова «Улица где все спешат» | Развивать творческое воображение, продолжить учить составлять небольшие рассказы из личного опыта , учить употреблять в речи сложные предложения обогащать словарный запас детей; Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы | Картинки на Иллюстрации к произведению портрет автора | |
Откуда хлеб пришел? | ||||
4 неделя | 1.Развитие речи. Рассказывание на тему «Растения поля». Лободина Н.В., Стр.113 2.Художественная литература. Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка».ЛободинаН.В.,Стр.103 | упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнять в подборе слов-антонимов, развивать внимание, мышление, мелкую моторику, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме, упражнять в подборе определений к существительным. Учить внимательно слушать сказку Н. Телешовой «Крупеничка», отвечать на вопросы по содержанию сказки | картинки «Растения поля» иллюстрации к сказке | |
ОКТЯБРЬ | ||||
Ранняя осень | ||||
1 неделя | 1.Развитие речи. Рассматривание картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. В.В.Гербова Стр 38 2.Художественная литература. Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» (в сокращении) В.В.Гербова Стр37 | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. расширять лексический запас по теме. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И.Белоусова «Осень» | Картина «Осенний день» Иллюстрации к стихотворе нию, портрет автора | |
Фрукты, сад. | ||||
2 неделя | 1.Развитие речи. БеседаФрукты. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц Лободина Н.В., В.В.Гербова 2.Художественная литература. Чтениерассказа Л. Толстого«Косточка». Лободина Н.В., | Закрепить правильное произношение звуков С-Ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками С и Ц. закреплять названия фруктов, образование и употребление существительных в единственном и множественном числе. познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого; обогащать словарный запас детей. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы. | загадки; иллюстрации Иллюстрации к произведению, портрет автора | |
Овощи. Огород . | ||||
3 неделя | 1.Развитие речи. Беседа Овощи. Лободина Н.В., 2.Художественная литература. Любимыестихи, рассказыисказкипро осень. | закреплять название овощей учить подбирать слова – признаки; согласовывать существительные с прилагательным. учить отвечать на вопросы простым распространённым предложением; учить согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе и падеже. обогащать словарный запас детей; Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы | муляжи и иллюстративный материал овощей. Энциклопедия «овощей», цветные картинки и плакат с изображением | |
Лес, грибы, ягоды. | ||||
4 неделя | 1.Развитие речи. Беседа Грибы Лободина Н.В., Стр92 2.Художественная литература. Любимые стихи, рассказы и сказки про осень.На лесной поляне выросли грибы Лободина Н.В., Стр 49 | активизировать словарь: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения. обогащать словарный запас детей; Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы | муляжи и иллюстративный материал грибов. Энциклопедия «Грибы», цветные картинки и плакат с изображением съедобных и ядовитых грибов; | |
НОЯБРЬ | ||||
Перелётные птицы. | ||||
1 неделя | 1.Развитие речи. БеседаКуда улетают птицы? Лободина Н.В., Стр129 2.Художественная литература. Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка»(Обр. К. Шавровой). Лободина Н.В., Стр165 | активизировать словарь (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение);упражнять в употреблении приставочных глаголов. формировать у детей нравственные понятия, закрепить представление о сказке как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки; | иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с обобщёнными признаками птиц; Иллюстрации к произведению | |
Дикие животные их детеныши. | ||||
2неделя | 1.Развитие речи. Пересказ : В.Бианки «Купание медвежат » 2.Художественная литература. Чтение русской народной сказки «лисичка сестричка и серый волк» | Обогатить представление детей о повадках медведей, отвечать на вопросы по содержанию рассказа, обогащать и активизировать словарь по теме. обогащать лексический словарь по теме; упражнять в употреблении существительных в винительном падеже Помочь детям вспомнить какие сказки им читали ранее , и запомнить содержание новой сказки совершенствовать навыки драматизации , интонационную выразительность речи. | Иллюстрации к произведению | |
Домашние животные. | ||||
3 неделя | 1.Развитие речи. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» В.В.Гербова Стр92 2.Художественная литература. Чтение рассказа К. Паустовского «Котворюга» В.В.Гербова Стр104 | Научить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием - узнавать и называть домашних животных и части их тела. - обогащать и активизировать словарь по теме. обогащать лексический словарь по теме; упражнять в употреблении существительных в винительном падеже. Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Котворюга». | картинки Иллюстрации к произведению портрет автора | |
Предзимье(обобщение по теме «Осень») | ||||
4 неделя | 1.Развитие речи. «Все готово к зиме » 2.Художественная литература. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало » | Развитие монологической речи, расширять представление о приметах осени, уточнить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень». Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями. Учить слушать стихотворение, отвечать на вопросы по его содержанию | Картинки Иллюстрации к произведению | |
ДЕКАБРЬ | ||||
Транспорт | ||||
1 неделя | 1.Развитие речи. Виды транспорта: наземный, воздушный, водный. Лободина Н.В., Стр125 2.Художественная литература. Чтение глав из повести А. П. Гайдара«Чук иГек» | развивать устную речь; обогащать словарь упражнять в согласовании прилагательных с существительными учить подбирать антонимы к словам. Вызывать положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения А. Гайдара; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, | Иллюстрации,картинки Иллюстрации к произведению портрет автора | |
Зима. Зимующие птицы | ||||
2 неделя | 1.Развитие речи. «В гостях у зимующих птиц » 2.Художественная литература. Чтение Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | Расширять словарь детей за счет существительных (снегирь ,воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова, имен прилагательных: Зимующие, птичий; развивать в речи связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Вызывать положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения | Картинки Иллюстрации к произведению портрет автора | |
Зимние забавы. | ||||
3 неделя | 1.Развитие речи. Рассказывание на тему«Игры зимой». 2.Художественная литература. Чтение стихотворения Ю.Владимирова«Чудаки» В.В.Гербова Стр 86 | развивать устную речь; учить самостоятельно рассказывать, воспитывать активность. - расширять и активизировать глагольный словарь по теме. расширять и активизировать словарь по теме. Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. | Картинки Иллюстрации к произведению портрет автора. | |
Встречаем Новый год. | ||||
4 неделя | 1.Развитие речи. Заучивание стихотворения С. Маршака«Тает месяц молодой» В.В.Гербова Стр66 2.Художественная литература.Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». расширять и активизировать словарь по теме. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания | Иллюстрации к произведению портрет автора Иллюстрации к произведению портрет автора | |
Моя семья. | ||||
2 неделя | 1.Развитие речи. Рассказывание на тему «Семья».Лободина Н.В., Стр88. 2.Художественная литература. Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня». ЛободинаН.В.,Стр 237. | учить детей рассказыванию, активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье. расширять и активизировать глагольную лексику по теме Учить слушать стихотворение, отвечать на вопросы по его содержанию | семейные фотографии. Иллюстрации к стихотворению, портрет автора | |
Посуда | ||||
3 неделя . | 1.Развитие речи. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с В.В.Гербова Стр34 2.Художественная литература. Рассказывание русской народной сказки«У страха глаза велики». Лободина Н.В., Стр295 | Упражнять детей в отчётливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. вспомнить известные русские народные сказки; выяснить, есть ли у детей любимые народные сказки и какие именно; познакомить с одной из присказок; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики» и положительно оценить ее; проанализировать языковые богатства сказки, обратить внимание детей на необычность ее названия (это поговорка), на образные сравнения («ведра с огурчик» и «ведра с наперсток» и т. п.); отработать интонационную выразительность речи (чтение концовки сказки в лицах); | Картинки Иллюстрации к произведению | |
Профессии. | ||||
4 неделя | 1.Развитие речи. В гостях у парикмахера. Лободина Н.В., Стр371 2.Художественная литература. Отгадывание загадок о профессиях. Лободина Н.В., Стр133 | развивать устную речь; воспитывать трудолюбие обогащать лексический запас детей по теме. употреблять в речи существительные дательного падежа. упражнять детей в употреблении предложного падежа существительных в речи. закрепить знания детей о профессиях; расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям; формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость этих профессий; учить детей составлять описательные рассказы с опорой на предметные картинки; поощрять попытки рассказывать как можно подробнее и интереснее. | Картинки картинки | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
Дом Мебель. | ||||
1 неделя | 1.Развитие речи. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ. В.В.Гербова Стр 83 2.Художественная литература. В гостях у бабушки Федоры. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Лободина Н.В., Стр116 | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. узнавать и называть предметы мебели, детали ее составляющие. обогащать и активизировать словарь по теме. закрепить знания о мебели; учить фантазировать, придумывать новые качества для мебели. | Картинки Иллюстрации к произведению портрет автора | |
Сезонная одежда, обувь. | ||||
2 неделя | 1.Развитие речи. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш В.В.Гербова Стр64 2.Художественная литература. Чтение расказа Н. Н. Носова«Живая шляпа». В.В.Гербова Стр40 | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш , на определение позиции звука в слове. : учить понимать значение притяжательных местоимений. : упражнять в образовании относительных прилагательных. Сапоги из резины – резиновые сапоги. Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … Познакомить детей с новым весёлым произведением Н.Носова, учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. | Картинки Иллюстрации к произведению портрет автора | |
День Защитника Отечества. | ||||
3 неделя | 1.Развитие речи. Составление рассказа на тему«Защитники отечества». Лободина Н.В., Стр244 2.Художественная литература. Беседа по вопросам Лободина Н.В., Стр238 | Учить самостоятельно придумать небольшой рассказ на заданную тему; развивать умение разгадывать загадки активизировать словарь по теме. упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа родительного падежа. расширять знания детей о Российской Армии; уточнить представления детей о родах войск; развивать навыки контекстной речи; учить детей навыкам словообразования; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук; воспитывать уважение к людям военных специальностей. | Картинки Иллюстрации,картинки | |
Обобщение по теме «Зима» | ||||
4 неделя | 1.Развитие речи. «Зима белоснежная » 2.Художественная литература. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Декабрь Январь Февраль» | Развивать монологическую и диалогическую форму речи, интерес к рассказыванию. Умение отвечать полными связными предложениями, расширять словарный запас, повторить пройденную тему. Обогащение впечатление детей о сезонных изменениях в природе по средствам художественного произведения . | Иллюстрации к произведению портрет автора Иллюстрации к произведению портрет автора | |
МАРТ | ||||
8 марта | ||||
1 неделя . | 1.Развитие речи. Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» В.В.Гербова Стр 81-82 2.Художественная литератур. Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворения Е.Благининой«Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном» В.В.Гербова Стр 91 | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи внимание. упражнять в употреблении глаголов единственного числа настоящего времени. активизировать словарь по теме; упражнять в употреблении глаголов и простых предлогов в речи упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательным значением» - учит подбирать слова-определения к существительным; развивать связную речь. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; вызвать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Картина Иллюстрации к произведению портрет автора | |
Ранняя весна. | ||||
2 неделя | 1.Развитие речи. Беседа - Признаки весны. Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р. Лободина Н.В., Стр258 В.В.Гербова Стр.96 2.Художественная литература. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова«Весна».Заучивание стихотворения И. Белоусова«Весенняя гостья». | уточнить признаки весны; Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. обогащать и активизировать словарь по теме, развивать внимание, память, связную речь упражнять подбирать определения к словам, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. учить слушать стихи, определять, о каком времени года в них говорится; | Иллюстрации Иллюстрации к произведению портрет автора | - |
Природа весной. | ||||
3 неделя | 1.Развитие речи. «Весна красна» 2.Художественная литература Чтения произведение В.Бианки «Синичкин календарь. Март. Апрель Май» | Активизировать активный и пассивный словарь по теме весна. Упражнять в подборе существительных и прилагательных, в употреблении антонимов .Продолжить учить детей пересказывать рассказ близко к тексту. Развивать связную речь, диалогическую ,монологическую. выражает положительные эмоции (интерес, восхищение) при прочтении литературного произведения. | картинка по теме природа весной. | |
Человек. | ||||
4 неделя | 1.Развитие речи. «Человек и части его тела» 2.Художественная литература. Чтение стихотворения А.Барто «Вовка добрая душа» | Учить составлять предложения на наглядном материале, работать над обогащением фразовой речи, за счет ведения в нее глаголов , активизировать словарь детей. Учить слушать стихотворение, отвечать на вопросы по его содержанию | Картинки с изображением тела человека . картинки | |
АПРЕЛЬ Насекомые. | ||||
2 неделя | 1.Развитие речи. Эти удивительные насекомые. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж Лободина Н.В., Стр303 В.В.Гербова Стр.75 2.Художественная литература. Литературный калейдоскоп В.В.Гербова Стр106 | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж упражнять в употреблении в речи существительных творительного падежа. Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | ||
Космос | ||||
2 неделя . | 1.Развитие речи. БеседаПокорение космоса. Лободина Н.В., Стр317 2.Художественная литература. Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства» В.В.Гербова Стр 88 | закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов: расширять словарь детей за счет слов – признаков. Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Друг детства». | Иллюстрации Иллюстрации к произведению портрет автора | |
Наше село. | ||||
3 неделя | 1.Развитие речи. Моё село – моя малая родина. Лободина Н.В., Стр206 2.Художественная литература. Чтение сказки Р. Киплинга «Слонёнок». Лободина Н.В., Стр378 | развивать речь, обучая составлению рассказов: упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц. выражает положительные эмоции (интерес, восхищение) при прочтении литературного произведения Р. Киплинга «Слоненок»; | Иллюстрации Иллюстрации к произведению портрет автора | |
Моя Россия! | ||||
4 неделя | 1.Развитие речи. «Моя Родина - Россия» 2.Художественная литература. Чтение детям В.Лебедев – Кумач. «Песня о Родине»(в сокращении) | Развитие связной речи ( обогащение знаний новыми словами - герб, гимн, кокошник, символ)Отгадывание загадок, рассказывание с опорой на наглядный материал , рассказывание стихотворений и пословиц о Родине. Познакомить детей с новым стихотворением о Родине уточнив имеющиеся у них представления. | Иллюстрации Иллюстрации к произведению портрет автора | |
МАЙ День Победы | ||||
1 неделя . | 1.Развитие речи. Этот день победы. Лободина Н.В., Стр346 2.Художественная литература. Рассказывание русской народной сказки«Никита Кожемяка». Лободина Н.В., Стр202 | ; развивать речь и обогащать словарный запас детей; осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прослушанного произведения. вызвать положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении сказки «Никита Кожемяка» учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; | Иллюстрации картинки | |
Цветы. | ||||
2 неделя | 1.Развитие речи. Цветущая весна. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Лободина Н.В., Стр253,263 В.В.Гербова Стр.94 2.Художественная литература. Чтение сказки В. Катаева «Цветиксемицветик» В.В.Гербова | Учить детей дифференцировать звуки ц-ч ; Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветиксемицветик». | Картинки Иллюстрации к произведению портрет автора | |
Обследование. | ||||
3 – 4 неделя | Диагностические задания. | Обследование речевого развития детей: 1.формирование словаря, связная речь, 2.грамматический строй речи 3.звуковая культура речи. | картинки |