КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЗИМЫ»
ЦЕЛЬ: Продолжить расширять знания детей о природных явлениях зимы.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
-закрепить с детьми явления природы зимой, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом;
-закреплять знания о зимних месяцах;
-продолжить знакомство со свойствами снега и его строением.
Развивающие задачи:
-развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.
-продолжить формировать элементарные навыки экспериментирования.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, ноутбук, разрезные картинки с изображением природных явлений зимы, стаканы по 2 на ребенка, , воронки по количеству детей, ватные диски по количеству детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Доброе утро, ребята!
-Дорогие ребята, я рада вас видеть сегодня.
- Какое у вас настроение?
Давайте поделимся настроением со всеми.
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день.
Воспитатель: Ребята, посмотрите пожалуйста на наш календарь. Какое сейчас время года? (осень)
-Назовите и покажите пожалуйста осенние месяцы.
-Кто мне скажет какой сегодня день?
- Ребята, заканчивается осень. Приближается самое величественное время года- зима.(слайд 2 зима)
Я расскажу вам, чем же прекрасно это время года
Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль.
(слайд 3)Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года.
(слайд 3)Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы.
(слайд 3) Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным.
Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части.
Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцахи наши ребята сейчас их раскажут:
Декабрь Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.Декабрь год кончает, зиму начинает.Студен месяц, на всю зиму студит землю..Январь Январь-новому году начало, зиме – середка..Январь – к весне поворот.Январь трещит – лед на реке впросинь красит.Февраль Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.В январе морозы, в феврале метели.Вьюги да метели под февраль полетели.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко! Как вы думаете, какая за окошком сегодня погода? ...(ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зиме и ее явлениях.
-Как вы думаете что является одним из первых признаков зимы?
-Правильно снег.(слайд 4 снег)
-Давайте посмотрим на снег под микроскопом (слайд 5 снег под микроскопом)
- Посмотрите, снег состоит из маленьких кристалликов – снежинок. Нет ни одной одинаковой снежинки. Каждая снежинка уникальна. Скажите, а из чего снег состоит?
- Ответы детей.
Физминутка «Снегопад, метель, поземка». Снегопад – кружатся и приседают; метель – быстро бегут, взявшись за руки; поземка – кружатся в приседе.
Воспитатель: что вы можете сказать о продолжительности дня и ночи в зимние время года.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята! Зимой день становится короче, а ночь длиннее. А теперь, давайте, вспомним какие зимние явления в природе есть и как они называю
1.Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»
Воспитатель читает стихотворение:
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)
Воспитатель:
-ребята, посмотрите пожалуйста на экран
Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?
Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.(слайд 6)
Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайд 7).
На крышах и деревьях появляются сосульки (слайды 8).
Такое состояние погоды называется « Оттепель» (Слайд 9).
- Мелкий дождик называется изморозь.(слайд 10)
Воспитатель: Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней. (Слайд 11).
(По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.)
Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: снег - это замерзшая вода. И сейчас с вами мы проведем опыты со снегом. Посмотрите, в ванночках находится снег. Что произойдет со снегом, если мы его оставим в комнате.
Ответы детей.
Воспитатель: правильно он растает. Ребята, подскажите, а можно есть снег?
Ответы детей.
Воспитатель: вы все верно говорите, снег есть нельзя, он грязный. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Для этого нам с вами понадобится талая вода, которая образовалась от растаявшего снега, ватный диск и прозрачный стакан. В воронку мы положим ватный диск. И нальём воды. Смотрите, что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: вода стекает вниз в стакан, а все что было в воде остаётся на диске. Давайте, посмотрим, что осталось на ватном диске?
Дети внимательно рассматривают и комментируют свои наблюдения.
Воспитатель: скажите, а что произойдет с водой, если ее снова вынести на улицу.
Ответы детей.
Воспитатель: правильно она замёрзнет и превратиться в лед
Дидактическая игра «Собери картинку».(дети делятся на команды собирают и называют картинку с зимним явлением природы.
Какие вы молодцы! Сегодня с вами мы вспомнили и узнали какие природные явления бывают зимой.
А теперь назовите, явление природы зимой (дети становятся в круг, воспитатель кидает мяч, ребята называют явления природы)