Семейный клуб "Приобщение детей к истокам русской народной культуре через устное народное творчество"

Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, различными видами потешного фолклора. Задачи: Образовательные: -Учить понимать смысловые оттенки речи. - Закрепить знания детей русских народных пословиц и поговорок. - Знания детей о потешном народном творчестве: дразнилках, небылицах, скороговорках. - Обогащать словарный запас: небывальщина, народное потешное творчество. - Продолжать знакомить с гончарным искусством. Развивающие: - Развивать эмоциональную отзывчивость. - Образное мышление детей, воображение. - Мелкую моторику рук. Воспитательные: - Воспитывать интерес к фолклору, к русскому искусству, доброму народному юмору.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 73».

Семейный клуб

«Приобщение детей

к истокам русской народной культуры

через устное народное творчество».

Подготовили и провели: Шатова Елена Степановна,

Калачан Лилия Михайловна.

Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, различными видами потешного фолклора.

Задачи:

Образовательные:

-Учить понимать смысловые оттенки речи.

- Закрепить знания детей русских народных пословиц и поговорок.

- Знания детей о потешном народном творчестве: дразнилках, небылицах, скороговорках.

- Обогащать словарный запас: небывальщина, народное потешное творчество.

- Продолжать знакомить с гончарным искусством.

Развивающие:

- Развивать эмоциональную отзывчивость.

- Образное мышление детей, воображение.

- Мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к фолклору, к русскому искусству, доброму народному юмору.

Материалы и оборудование:

Интерьер русской избы, сундук, сарафаны, душегрейка,

кокошники, атласные ленты, рубаха –косоворотка, кушак, гончарный круг, глина, дощечки, влажные тряпочки, стеки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

- Заходите гости дорогие, милости просим!

- Заходите к нам на наши посиделки, рассаживайтесь!

- Слушайте, смотрите, ничего не пропустите!

- Милости просим гости дорогие! Так в старину встречали гостей. И мы вас сегодня пригласили побеседовать, поиграть да позабавиться.

- Сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие, да только не в будущее, а в прошлое…

По щучьему велению, да по нашему прошению…

А ну ка ЩУКА время нам останови

Да в прошлое нас перенеси… (звуки волшебства и русская мелодия).

Воспитатели подходят к избе.

- Ребята, а как называется этот дом? Ответы детей.

Правильно это русская народная изба, бревенчатая, потому, что наши далёкие предки рубили лес и из брёвен собирали избу. Дома украшали коньком и ставенками.

- Ставенки резные, окна расписные.

- Чистые окошки, а в окошке кошка! Мяу…

Самая красивая комната в избе называлась горницей.

В ней всегда было чисто и светло. Здесь принимали гостей.

- В горнице моей светло, это от ночной звезды.

- Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды…

Звучит фрагмент песни.

Сундучок, сундучок,

Позолоченный бочёк.

Расписная крышка,

Медная задвижка…

- Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же там храниться?

В сундуках хранились праздничные наряды. Долгими зимними вечерами девушки, женщины шили сарафаны.

Вышивали узоры на льняных рубахах, рушниках, фартуках. Когда было холодно, девицы одевали душегреечку, а на ножки красные сапожки. Слово красный обозначал – красивый. Красна девица, красно солнышко.

Чем рукодельней была девица, тем богаче был её сундук с добром.

А это женский головной убор – кокошник. Женщинам на Руси запрещалось ходить с не покрытой головой, только юные девицы красавицы могли заплести в косу ленту.

О том, как жил русский народ в те стародавние времена, о чём грустил, чему радовался мы можем узнать из пословиц и поговорок, потешек, дразнилок, скороговорок, небылиц и сказок.

Ведь всё это - устное народное творчество.

Устное, потому что пословицы, поговорки, дразнилки…

Их никто не записывал, а передавали из уст в уста.

А народное творчество, потому что нет у них одного автора, например Иванов или Петров. Высказывание изменяли и придумывали, пока не сочиняли мудрые, поучительные высказывания. Посудите сами, каким мудрым был русский народ и как он любил свою Родину!

Родители читают пословицы о Родине и Родной земле.

1.Жить – Родине служить!

2.Где смелость – там и победа!

3.Один за всех, все за одного.

4.Сам погибай, а товарища выручай.

5.Без хозяина земля – круглая сирота.

6.Сам погибай, а Родину защищай!

7.Один в поле не воин.

Русский народ любит трудиться. В пословицах и поговорках высмеивались ленивые и беззаботные люди, а добрыми и трудолюбивыми всегда восхищались.

1.Землю красит солнце, а человека труд.

2. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

3.Славен человек не словами, а своими делами.

4.Какие труды, такие и плоды.

5.Дело мастера боится.

6. Терпенье и труд всё перетрут.

7.Труд человека кормит, а лень портит.

8.Маленькое дело лучше большого безделья.

Важным качеством русского народа является умение дружить, не бросать в беде, приходить на помощь.

1.Дерево держится корнями, а человек друзьями.

2.Дружба и братство – дорогие богатства.

3.Друг научит, а недруг проучит.

4.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5.Друг спорит, а недруг поддакивает.

6.На вкус и цвет товарища нет.

Ребята, а какая пословица спряталась на этом рисунке?

«Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил!»

А когда так говорят?

«Семеро одного не ждут».

Когда используют эту пословицу?

«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

Дети и взрослые делятся на две группы. Каждая группа получает пословицу, её нужно постараться изобразить, а другая команда постарается её отгадать.

1.Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2.Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

1.Семь раз отмерь, а один отрежь.

2.Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

И ещё одна игра «Топ – топ, хлоп – хлоп, щёлк – щёлк».

Если мы говорим дразнилку – то вы хлопаете.

Если мы говорим небылицу – то вы топаете.

Если мы читаем считалочку – то вы щёлкаете.

- Андрей – ротозей, не гоняй голубей!

- Голуби боятся, на крышу садятся!

- Крыша ломается, хозяин ругается! Дразнилка.

Рёва – корова, дай молока!

Сколько стоит?

Два пятака. Дразнилка.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точёная, позолоченная.

Труба ладная, песня складная. Небылица.

Серёжа оглянулся, пузыриком надулся.

А пузырик во лесок, скачет, скачет по грибок. Дразнилка.

Дарики, дарики злые комарики.

Вились, кружились, да в ушко вцепились.

1,2, 3, 4, 5 я иду тебя искать. Считалочка.

На болоте стоит пень.

Шевелится ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется. Небылица.

Ваня, Ваня простота!

Купил лошадь без хвоста!

Сел задом на перёд

И поехал в огород. Дразнилка.

Пчёлы гудят, в поле летят.

С поля идут, медок несут.

Один, два, три – нас найди.

Дуня - пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

Добрый русский народный юмор можно услышать ещё в одном виде фолклора это частушки.

Дети исполняют грибные частушки.

А сейчас, ребята, нас ждут. Гончарного ремесла мастер, мама Давида покажет нам мастер – класс по производству кукольной посуды.

Наши далёкие предки очень любили глину для производства посуды, игрушек и другой утвари.

Изготовление кукольной посуды.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Совместное чаепитие родителей, детей и воспитателей.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.09.2020