Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Казаяк»
муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»
Уровень образования - начальное общее образование
для 4 класса
Составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы»
(УМК «Школа России)
Составитель: учитель начальных классов Горбатовская Галина Сергеевна
2018 г.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс (2ч в неделю) 70 ч
№ | Тема урока | Дата план | Дата факт | Кол-во часов | Приме чание | Примечания для детей с ОВЗ |
Глава 1. Вводный урок по курсу литературного чтения – 1 ч. Вступительная статья | ||||||
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению, с названием разделов. | 04.09 | 1 | |||
Глава 2. Летописи. Былины. Жития – 4 ч. Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; иметь собственные читательские приоритеты, уважит относиться к предпочтению других. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Метапредметные: Р:находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах, информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Сравнивать текст летописи с художественным текстом, поэтический и прозаический текст былины, былины и волшебные сказки. П: пересказывать былину от лица ее героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. К: находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников, летопись современных важных событий (с помощью учителя). Предметные: описывать скульптурный памятник известному человеку, характер человека; высказывать свое отношение. Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно, оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. | ||||||
2. | События летописи – основные события Древней Руси.Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего». | 06.09 | 1 | |||
3 | Былина «Ильины три поездочки».Герой былины – защитник государства Российского. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Картина В. Васнецова «Богатыри». | 11.09 | 1 | |||
4 | Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. | 13.09 | 1 | |||
5 | Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания». Оценка достижений. | 18.09 | 1 | |||
Глава 3. Чудесный мир классики – 10 ч. Личностные: Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи. Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. П: Наблюдать за развитием событий в сказке, за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объему произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. К: Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров, произведения словесного и изобразительного искусства, начало и конец сказки. Предметные: Наблюдать за развитием событий в сказке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||||||
6 | Знакомство с названием раздела и прогнозирование содержания. П.П. Ершов «Конек-горбунок». События литературной сказки. | 20.09 | 1 | |||
7 | П.П. Ершов «Конек-горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства. Характеристика героя. | 25.09 | 1 | |||
8 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование…». | 27.09. | 1 | |||
9 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Мотивы народной сказки и литературной. | 02.10 | 1 | |||
10 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…». Деление сказки на части. Составление плана. | 04.10 | 1 | |||
11 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | 09.10 | 1 | |||
12 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | 10.10 | 1 | |||
13 | Л.Н. Толстой «Детство». Басня «Как мужик камень убрал». | 16.10 | 1 | |||
14 | А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | 18.10 | 1 | |||
15 | Обобщение раздела. Оценка достижений. | 23.10 | 1 | |||
Глава 4. Поэтическая тетрадь – 5 ч. Личностные: Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. Обеспечить целостное восприятие поэтического текста. Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение. Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. П: Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. К: Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Предметные: Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты. Обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление | ||||||
16 | Знакомство с названием раздела и прогнозирование содержания. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…».«Как неожиданно и ярко…». | 25.10 | 1 | |||
17 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Е.А. Баратынский «Весна, весна!» | 06.11 | 1 | |||
18 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 08.11 | 1 | |||
19 | Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…». И.А. Бунин «Листопад». | 13.11 | 1 | |||
20 | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | 15.11 | 1 | |||
Глава 5. Литературные сказки – 9 ч. Личностные: Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план текста. Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. П: Определять виды текстов, главную мысль произведения и смысл заглавия. Знать отличительные особенности литературной сказки. К: Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Предметные: Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
21 | Знакомство с названием раздела и прогнозирование содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Главные герои литературной сказки. | 20.11 | 1 | |||
22 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. | 22.11 | 1 | |||
23 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. | 27.11 | 1 | |||
24 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | 29.11 | 1 | |||
25 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Герои художественного произведения. | 04.12 | 1 | |||
26 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Составление плана сказки. | 06.12 | 1 | |||
27 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. | 11.12 | 1 | |||
28 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. Выборочный пересказ | 13.12 | 1 | |||
29 | Оценка достижений. Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». | 18.12 | 1 | |||
Глава 6 . Делу время - потехе час – 5 ч. Личностные: Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Р: Определять нравственный смысл произведения, жанр произведение, прямое и переносное значение слов. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. К: Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Предметные: Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе. | ||||||
30 | Знакомство с названием раздела и прогнозирование содержания. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 20.12 | 1 | |||
31 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения. | 25.12 | 1 | |||
32 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. «Что любит Мишка». | 27.12. | 1 | |||
33 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. | 15.01. | 1 | |||
34 | Оценка достижений. Обобщающий урок по разделу. | 17.01 | 1 | |||
Глава 8. Страна детства – 5 ч. Личностные: Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. П: Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). К: Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Предметные: Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
35 | Знакомство с названием раздела и прогнозирование содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. | 22.01 | 1 | |||
36 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. | 24.01 | 1 | |||
37 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. | 29.01 | 1 | |||
38 | М.М. Зощенко «Ёлка». Подробный пересказ | 31.01 | 1 | |||
39 | Обобщение по разделу. Оценка достижений | 05.02 | 1 | |||
Глава 9 . Поэтическая тетрадь – 3ч. Личностные: Умение воспринимать красоту природы. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Потребность в чтении Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. П: Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. К: Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества, особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать свое отношение. Предметные: Рассказывать об эпизодах из своего детства. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. | ||||||
40 | Знакомство с названием раздела и прогнозирование содержания. В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». | 07.02 | 1 | |||
41 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». | 12.02 | 1 | |||
42 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь». | 14.02 | 1 | |||
Глава 10. Природа и мы - 7 ч. Личностные: Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. П: Определить отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. К: Объяснять нравственный смысл рассказа. Предметные: Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. | ||||||
43 | Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». | 19.02 | 1 | |||
44 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | 21.02 | 1 | |||
45 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | 26.02 | 1 | |||
46 | Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе их поступков. | 28.02 | 1 | |||
47 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. | 05.03 | 1 | |||
48 | Проект «Природа и мы». | 07.03 | 1 | |||
49 | Оценка достижений. Конкурс знатоков. | 12.03 | 1 | |||
Глава 11. Поэтическая тетрадь – 5 ч. Личностные: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы. Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. П: Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. К: Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Предметные: Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | ||||||
50 | Знакомство с названием раздела и прогнозирование содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | 14.03 | 1 | |||
51 | С.А. Клычков «Весна в лесу». | 19.03 | 1 | |||
52 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». | 21.03 | 1 | |||
53 | С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. | 02.03 | 1 | |||
54 | Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…» Обобщение по разделу. Оценка достижений. | 04.04 | 1 | |||
Глава 12. Родина – 5 ч. Личностные: Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. П: Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. К: Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Предметные: Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять ее в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
55 | Знакомство с названием раздела и прогнозирование содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | 09.04 | 1 | |||
56 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | 11.04 | 1 | |||
57 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» | 13.04 | 1 | |||
58 | Проект: «Они защищали Родину». | 16.04 | 1 | |||
59 | Оценка достижений. Обобщающий урок. | 18.04 | 1 | |||
Глава 12. Страна Фантазия – 4 ч. Личностные: Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; видеть языковые средства, использованные автором. Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. П: Определять особенности фантастического жанра. К: Сравнивать и характеризовать героев произведения. Предметные: Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
60 | Знакомство с названием раздела и прогнозирование содержания. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». | 23.04 | 1 | |||
61 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. | 25.04 | 1 | |||
62 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. | 26.04 | 1 | |||
63 | Оценка достижений. Путешествие по стране «Фантазия». | 30.04 | 1 | |||
Глава 13. Зарубежная литература – 7 ч. Личностные: Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Любовь и уважение к Родине, его языку, культуре, истории Метапредметные: Р: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. П: Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. К: Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении. Предметные: Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
64 | Знакомство с названием раздела и прогнозирование содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | 07.05 | 1 | |||
65 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | 14.05 | 1 | |||
66 | Г.-Х. Андерсон «Русалочка». Характеристика героев. Рассказ о Русалочке | 16.05 | 1 | |||
67 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | 21.05 | 1 | |||
68 | С. Лагерлеф «Святая ночь». | 23.05 | 1 | |||
69 | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. Иисус и Иуда. | 28.05 | 1 | |||
70 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» Оценка достижений. | 30.05 | 1 |