Возможности и проблемы в работе с электронным журналом
Гончарова Нина Николаевна, заместитель директора по УВР, ответственный за ведение ЭЖ МНБОУ “Лицей №76”
Зиновьева Татьяна Александровна, учитель информатики, администратор ЭЖ МНБОУ “Лицей №76”
Решение о ведении журналов успеваемости и дневников учащихся в электронном виде и отказе от классных журналов на бумажном носителе стало обязательным в лицее с 1 сентября 2017 года (Приказ от 01.09.2017г. №262). Эксперимент по введению электронных журналов/дневников был начат намного раньше, с 01.09.2013г. в соответствии с п.3 статьи 28 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях относятся к компетенции образовательной организации; письмом Минобрнауки России от 12 сентября 2012 г. № ДЛ-150/08 "О сокращении объёмов и видов отчётности, представляемой общеобразовательными учреждениями" рекомендовано осуществить переход общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде; методическими рекомендациями по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде" разработана Министерством образования и науки РФ (письмо от 15 февраля 2012 г. № АП-147/07); постановлением № 108 от 02.07.2013 Администрации города Новокузнецка «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальными образовательными учреждениями услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости».
Цель электронного журнала - способствовать своевременному выявлению проблем у учащихся, связанных с учебной деятельностью; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.
Задачами электронного журнала являются:
Хранение в электронном виде данных об успеваемости и посещаемости учащихся школы.
Создание единой базы календарно-тематического планирования по всем учебным предметам и параллелям классов.
Создание электронных портфолио учащихся.
Оперативный доступ к отметкам за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время всем участникам образовательного процесса – родителям, ученикам, учителям и администрации.
Прогнозирование успеваемости отдельных учеников и класса в целом.
Своевременное информирование родителей через ЭЖ об успеваемости, посещаемости детей, их домашних заданиях и прохождении программ по различным предметам.
Автоматизация создания промежуточных и итоговых отчетов учителей-предметников, классных руководителей и администрации – ведение электронной отчетности.
Создание условий для дистанционного консультирования заболевших детей.
Повышение объективности выставления промежуточных и итоговых отметок.
Обеспечение возможности прямого общения между учителями, администрацией, родителями и учащимися вне зависимости от их местонахождения через разделы «Новости», «Почта», «Заметки для родителей по каждому учащемуся».
Контроль выполнения общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом на текущий учебный год.
Вывод информации, хранящейся в базе данных, на бумажный носитель для оформления в виде документа в соответствии с требованиями Российского законодательства.
С введением в Лицее только электронного журнала/электронного дневника учащиеся и их родители (законные представители) получают доступ к актуальной и достоверной информации:
сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащегося;
сведения о результатах промежуточной аттестации учащегося;
сведения о результатах итоговой аттестации учащегося;
сведения о посещаемости уроков (занятий);
сведения о расписании уроков (занятий);
сведения об изменениях, вносимых в расписание уроков (занятий);
сведения о заменах уроков в случае отсутствия основного педагога;
содержание образовательного процесса с описанием тем уроков (занятий), материала, изученного на уроке (занятии), общего и индивидуального домашнего задания.
С помощью системы электронного дневника родители ежедневно, практически, в режиме реального времени узнают об успеваемости и поведении своих детей в школе, и своевременно могут принимать соответствующие меры. Для этого не нужно отпрашиваться с работы, устраивать не очень приятную, временами, процедуру проверки дневника. Практически у каждого родителя есть доступ к сети Интернет. Достаточно несколько минут в течение дня для того, чтобы посмотреть, как дела у ребенка в школе. К тому же часть родителей лицеистов установили мобильное приложение для входа в ЭЖ, что способствует быстрому получению информации об изменении в электронном дневнике ребенка. Кроме того, родители узнают оценки ребенка еще до того как он вернется из школы и для детей нет смысла прятать дневник или обманывать, в случае неудачи на уроке. Да и у родителей будет время взвесить ситуацию, и спокойно поговорить с ребенком, найти способ помочь ему исправить сложившуюся ситуацию.
Обсуждение определенных вопросов касающихся учебной деятельности между родителями и работниками лицея осуществляется через раздел «Форум» в ЭЖ, где родители могут получить ответы на возникшие вопросы. А через раздел «Новости» получить информацию о событиях школы как внутри класса, так и общего характера.
Для родителей (законных представителей), не имеющих доступа к средствам вычислительной техники и Интернету, либо отказавшимся от получения информации в электронной форме производится формирование выписок отчетности об уровне освоения учащимися основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в бумажной форме из «Электронного журнала/дневника»
Открытость и своевременность получения информации родителями об успеваемости и посещаемости учащихся помогает решить множество психологических проблем и благотворно сказывается на успеваемости учеников.
Для учащихся электронный дневник позволяет не только быть честными и открытыми с родителями, но и дает оперативный доступ к массе полезной и необходимой информации: домашнее задание, расписание занятий, регулярные напоминания о накопившихся «долгах», рекомендуемая литература, тренировочные тесты, презентации уроков, хранилище информации (оно может быть организовано в виде библиотеки, которая будет содержать необходимые для учебы материалы, учебники, книги и т.д.), общение с учителями и администрацией школы, а также, через «Ленту одноклассников» можно создавать записи, добавлять изображения, ссылки, прикреплять видео, например, с youtube., общаться с одноклассниками.
С помощью ЭЖ учащиеся ведут учет «Портфолио» - школьных и внешкольных достижений. Имеют возможность размещения проектов, в которых принимали участие, грамот, дипломов с описанием и сканированным изображением и многое другое.
В разделе «Моя учёба» содержится статистическая информация по среднему баллу и графики успеваемости по учебным предметам, что предоставляет ученику вести мониторинг успеваемости.
«Электронный дневник» является не только средством контроля, но и способом формирования позитивной мотивации у школьников, решения межличностных и психологических проблем.
Из опыта работы с электронным журналом можно отметить следующие возможности, которые получают учителя – предметники:
доступность входа в ЭЖ в любое удобное для учителя время;
заполнение электронного журнала как во время урока, так и в нерабочее время;
учет проведенных уроков, дат уроков, темы уроков, домашних заданий, как для всего класса, так и для отдельных учащихся;
учет посещаемости учащимися школьных занятий;
ввод неформализованных комментариев в отношении учебной деятельности учащихся, рекомендаций к выполнению домашних заданий;
общение с родителями и учащимися;
выставление итоговых отметок по среднему баллу;
отражение информации о выполнении учебной программы;
анализ автоматически сформированных аналитических отчетов по успеваемости и посещаемости учащихся;
внесение исправлений в данные учета (темы уроков, оценки, домашние задания и т.п.) и осуществление контроля за исправлениями в соответствии с действующим Положением по ведению ЭЖ в лицее;
освобождение от подготовки отчетов по окончанию учебного периода;
повышение ИКТ-компетентности;
консультирование заболевших учащихся;
прозрачность" перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогической деятельности;
объективность выставления промежуточных и итоговых отметок;
возможность прогнозирования успеваемости отдельных учеников и класса в целом.
Преимущества в использовании электронного журнала классными руководителями в сравнении с бумажным журналом заключаются в редактировании списков класса и учебных групп, данных учащихся класса, анализе предварительной успеваемости и посещаемости учащихся, подготовке итогового отчета по классу за учебный период.
Широкие возможности в управлении и организации образовательной деятельности предоставляет электронный журнал для администрации школы:
просмотр и редактирование всей информации ЭЖ в соответствии с функциональными обязанностями и уровнем доступа;
распечатка информации из ЭЖ в соответствии с административными регламентами;
формирование сводной ведомости итоговых отметок на бумажном носителе;
оперативный анализ текущих и итоговых результатов учебной деятельности учащихся;
облегченность контроля за посещением учениками учебных занятий, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;
высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности.
Все эти возможности позволяют уменьшить затраты времени учителя, классного руководителя, администрации школы по выполнению функциональных обязанностей, уменьшить трудозатраты и снизить их эмоциональную нагрузку.
В тоже время существуют ряд проблем в работе с ЭЖ учителей – предметников, классных руководителей:
не полностью решена проблема выхода в Интернет на рабочем месте в режиме реального времени;
пропадают некоторые данные, внесенные в ЭЖ;
бывают случаи «зависание» программы ЭЖ при заполнении электронных страниц журнала.
Но, несмотря на существующие проблемы, можно сказать о том, что электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебной деятельностью учащихся, учителей, администрации школы.
В итоге, хочется выразить благодарность разработчикам ЭЖ за создание электронного продукта и технической поддержке в функционировании ЭЖ в школе, что облегчает учебную деятельность в лицее.