Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно-творческий.
По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, культурные ценности,культура и традиции народов родного края.
По характеру координации: открытый.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
воспитанники подготовительной к школе группы,
воспитатели,
родители.
По продолжительности: долгосрочный (ноябрь-май)
Аннотация:
Данный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы.
Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края.
Помогает воспитывать любовь к Родине, интерес к общественным событиям родного края, города и нашей страны, уважение к труду.
Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни Татарстана.
Актуальность:
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.
Наша задача, помочь растущему человеку – углубить его знания о Родине, о том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Проблемные вопросы:
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре
трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также
творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю,
но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Каким образом у ребенка формируется представления о родном крае?
В чем проявляется патриотические чувства у детей дошкольного возраста?
Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?
Как дошкольник может эти чувства выразить?
Какие преимущество имеет детский сад в воспитании у дошкольников любви к Малой Родине?
Гипотеза:
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель:
Воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем. Воспитывать патриотические чувства, гордость за место, где они живут - за «малу Родину».
Задачи проекта:
Формировать знания и представления детей о культуре народа;
Познакомить детей с социальным, культурным и природным
разнообразием родного края;
Формировать представление о родословной, родственных отношениях,
расширять представление о семье;
Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству,
подвижным играм;
Показать детям красоту языка через устное народное творчество,
выраженные в песнях, припевках, колядках, обрядах;
Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь,
т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал татарского
народа;
Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и
преображение богатого опыта традиций; уважение к членам своей
семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном
процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно –
развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках,
играх;
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у
детей
Дидактические задачи:
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, району.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
Развивать интерес к татарским традициям и промыслам.
Расширить представления о родном районе и его особенностях.
Познакомить детей с достопримечательностями родного края.
Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.
Развивать эмоционально – целостное отношение к родному краю.
Методические задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу.
Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.
Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей.
Организовать выставки рисунков и фотовыставки.
Интеграция образовательных областей
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре татарского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к
историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание
альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные
игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники);
Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование
сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые
прогулки, наблюдения);
Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание
иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи,
открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники,
разучивание хороводов и музыкальных игр);
Физическое развитие (подвижные игры, соревнования)
Ожидаемые результаты:
Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Основная часть
Этапы и сроки проведения:
Организационно-подготовительный (ноябрь)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
Аналитический (декабрь)
Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
Практический (январь-апрель)
Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков.
Заключительный (май)
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Тематическое планирование:
Раздел | Задачи |
Путешествие в историю | Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление о том, как начиналось создание района. |
«Вижу чудное раздолье…» | Дать представление о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края. |
Быт и традиции | Знакомить с жилищем татарского народа: с избой из бревен, печью. Дать представление о продуктах питания. Вызвать интерес к традициям татарского народа, гостеприимству, почитанию старших и родителей. Дать представление о народных праздниках ( каз өмесе, карга туе, сабантуй, навруз). |
«Этих дней не смолкнет слава» | Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством. |
«Как чуден наш родной язык» | Знакомство с видами устного народного творчества. Дать представление о писателях, поэтах – земляках. |
Перспективный план
Форма | Задачи |
Январь 1. Экскурсия в краеведческий музей. 2. Беседа «Улицы нашего района». | 1. Познакомить с районом , в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями. 2. Познакомить с историей возникновения района, в котором мы живем. |
Февраль «Наш район на карте Татарстана». 2.Занятие – «День защитники Отечества» 3. Праздник: «Защитники Отечества». 4. Беседа о традиции «Служу России!». 5. Выставка рисунков “Мин булачак солдат” | 1. Закрепить представления детей об особенностях расположения района. 2. Познакомить с историческими названиями района 3. Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну. |
Март 1. Целевая прогулка Экскурсия к памятнику “Аллея героев” 2. Занятие «Народные традиции». 3. Занятие «Знакомство с памятниками района». 4. Праздник - «8 марта». | 1 . Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш район. 2. Познакомить с памятными местами . |
Апрель 1.Рассматривание фотографий родного края и беседа о том, что на них изображено. 2.Рассказ о местной промышленности. 3. Занятие «Без труда не вынешь рыбку из пруда». | 1. Дать знания о том, чем славится родной край. 2. Рассказать о местной промышленности. 3. Познакомить с народными праздниками и традициями. |
Форма | Задачи |
Май 1. Беседа на тему «День Победы в моей семье». 2. Конкурс рисунков «День Победы» . 3. Итоговое занятие «Наш район». 4. Оформление фотовыставки– «Родной мой край, навек любимый!». | 1. Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны родного края. 2. Прививать интерес к творчеству. 3. Расширять знания о родном Черемшане. 4. Вызвать яркий эмоциональный отклик на заданную тему. |
Работа с родителями:
День открытых дверей (посещение занятий родителями).
Организация конкурсов и выставок рисунков. (Конкурс «Осеняя фантазия», выставка рисунков «Наш район»
Консультации, информационный стенд.
Дискуссия «Воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников в семье».
Проведение совместных мероприятий, праздников и экскурсий с родителями и детьми. ( «Уңыш бәйрәме”, ”Сабантуй”, “Нәүрүз”).
Заключение
Выводы
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт татарского народного характера, ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной район, республику, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в детские годы. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся. Поэтому важно знать как можно больше о месте, в котором ты живёшь.
«Мы любим край, где родились и выросли, край, где живем и трудимся. Давайте же эту любовь мы донесем до сердец наших детей, мы с ранних лет научим любить край и восхищаться нашими необъятными полями, быстрыми реками, морями, многообразием растительности, животной среды».
Использованная литература:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс,1996. 2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам Русской народной культуры: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 1998. 3. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса управления школой. – М., 1997. 4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996. 5. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. 6. Программа “От роңдения до школы” Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
7.Селиверстов В.И., Денисова О.А., Кобрина Л.М. Специальная семейная педагогика. – М.: Владос, 2009. 8. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Пед. соч.: в 6 т. – Т. 2. – М., 1988.
9. Д.И. Латышина По берегам Идели Татарский народ.-Москва, Центр гуманитарного образования, 1995.