Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Центр социальной помощи семье и детям Нижнеилимского района»
_____________________________________________________________________________
Программа
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ-инвалидов и детей С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«РАДУГА»
Составитель:
Долопчи Татьяна Владимировна,
педагог-психолог.
Введение
Дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании. Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками.
Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» детям, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.
Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала.
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональнойтравматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Цель программы:
Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и
поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям
(законным представителям); осуществление коррекции недостатков в психическом развитии детей.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Задачи маршрута сопровождения:
развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
проведение коррекционной психолого-педагогической работы с детьми
подготовка к школьному обучению
оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Методы и формы работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями
В настоящее время вниманию психолога-педагога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ОВЗ. дети
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей.
Игротерапия. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.
Песочная терапия – одна из разновидностейигротерапии. Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.).
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный» и др.
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, последствие депрессий и стрессовых состояний.
Аромотерапия– это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.
Направления работы и характеристика её содержания:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи.
Направление работы | Содержание деятельности | Формы и методы работы |
Диагностическая работа | беседа с родителями и получение их письменного согласия на психолого-педагогическое сопровождение определение уровня актуального и зоны ближайшего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, выявление их резервных возможностей. изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья изучение развития эмоционально-волевой, сферы и личностных особенностей изучение социальной ситуации развития и условий семейноговоспитания формирование заключения и составление рекомендаций для педагогов и родителей (поиск избирательныхспособностей, подбор оптимальных методов, формы обучения, стиля взаимодействия). динамика развития ребёнка с ОВЗ | Изучение документации (карта развития ребенка и т.д.) Беседа Наблюдение Тестирование Мониторинг динамики развития |
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Цель коррекционно-развивающих занятий– коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;
формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития;
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:
Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.
Коррекционно-развивающаяработавключает:
Направление работы | Содержание деятельности | Формы и методы работы |
Коррекционно- развивающая работа | Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями. | Определение программы индивидуальной траектории развития |
Коррекция и развитие высших психических функций. Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения. Коррекция зрительного восприятия. | Организация и проведение индивидуальных и групповых КРЗ | |
Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. | Индивидуальныеконсультациии беседы |
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.
Консультативнаяработавключает:
Направление работы | Содержание деятельности | Формы и методы работы |
Консультативная работа | Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Консультирование педагогов по проблемамоказания помощи детям с ОВЗ Консультативная помощь семье по вопросам воспитания, развития и социализации ребёнка. Консультационная помощь в вопросе профессионального самоопределения. | Определение стратегии сопровождения. Консилиум Консультации специалистов Беседы |
4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;
взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.
Направление работы | Содержание деятельности | Формы и методы работы |
Информационно- просветительская работа | • Разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями детей с ОВЗ • Использование различных форм просветительской деятельности. • Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей. | Лекции Беседы Печатные материалы Информационные стенды |
Большое значение в структуре программы предается работе с родителями.
Применяется социальный паспорт, который, помогает специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.
“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на занятиях с логопедами.
Родительский клуб – способствует повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.
Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации