Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ "РАДУГА"

Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания

«Центр социальной помощи семье и детям Нижнеилимского района»

_____________________________________________________________________________

Программа

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ДЕТЕЙ-инвалидов и детей С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«РАДУГА»

Составитель:

Долопчи Татьяна Владимировна,

педагог-психолог.

Введение

Дети-инвалиды часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании. Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения. Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» детям, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональнойтравматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Цель программы:

Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и

поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям

(законным представителям); осуществление коррекции недостатков в психическом развитии детей.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Задачи маршрута сопровождения:

развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)

осуществление полноценной адаптации в группе сверстников

проведение коррекционной психолого-педагогической работы с детьми

подготовка к школьному обучению

оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Методы и формы работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями

В настоящее время вниманию психолога-педагога представлено большое количество форм и методов работы с детьми с ОВЗ. дети

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей.

Игротерапия. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.

Песочная терапия – одна из разновидностейигротерапии. Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.).

Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный» и др.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, последствие депрессий и стрессовых состояний.

Аромотерапия– это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. 

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.

Направления работы и характеристика её содержания:

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи.

Направление

работы

Содержание

деятельности

Формы и методы

работы

Диагностическая

работа

беседа с родителями и получение их письменного согласия на психолого-педагогическое сопровождение

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, выявление их резервных возможностей.

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

изучение развития эмоционально-волевой, сферы и личностных особенностей

изучение социальной ситуации развития и условий семейноговоспитания

формирование заключения и составление рекомендаций для педагогов и родителей (поиск избирательныхспособностей, подбор оптимальных методов, формы обучения, стиля взаимодействия).

динамика развития ребёнка с ОВЗ

Изучение

документации

(карта развития

ребенка и т.д.)

Беседа

Наблюдение

Тестирование

Мониторинг

динамики развития

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Цель коррекционно-развивающих занятий– коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;

формирование положительной мотивации к обучению;

повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития;

коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы;

формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.

Коррекционно-развивающаяработавключает:

Направление

работы

Содержание

деятельности

Формы и методы

работы

Коррекционно-

развивающая

работа

Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями.

Определение программы индивидуальной траектории развития

Коррекция и развитие высших психических функций.

Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения.

Коррекция зрительного восприятия.

Организация и проведение индивидуальных и групповых КРЗ

Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Индивидуальныеконсультациии беседы

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

Консультативнаяработавключает:

Направление

работы

Содержание

деятельности

Формы и методы

работы

Консультативная

работа

Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

Консультирование педагогов по проблемамоказания помощи детям с ОВЗ

Консультативная помощь семье по вопросам воспитания, развития и социализации ребёнка.

Консультационная помощь в вопросе профессионального самоопределения.

Определение стратегии сопровождения.

Консилиум Консультации

специалистов

Беседы

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.

Направление

работы

Содержание

деятельности

Формы и методы

работы

Информационно-

просветительская работа

• Разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями детей с ОВЗ

• Использование различных форм просветительской деятельности.

• Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей.

Лекции

Беседы

Печатные

материалы

Информационные

стенды

Большое значение в структуре программы предается работе с родителями.

Применяется социальный паспорт, который, помогает специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.

“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на занятиях с логопедами.

Родительский клуб – способствует повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;

консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области