Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для родителей "Готовимся к детскому саду всей семьей"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОТОВИМСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Задумываться о том, как адаптировать ребенка к детскому саду, нужно едва ли не с пеленок. «Домашний» ребёнок привыкает к определённому режиму дня, к способу кормления, укладывания, у него сформированы отношения с родителями, он эмоционально привязан к ним.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новым условиям, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье. Этот этап в жизни ребенка не всегда проходит безболезненно. Для того, чтобы адаптация прошла легче, очень важно заранее (месяца за 3-4) заняться самостоятельной подготовкой к детскому саду.

Детский сад — это не только свободное время для родителей, но и дополнительные занятия, социализация ребенка, развитие коммуникативных навыков.

Тест, который поможет определить, готов ли малыш к поступлению в детский сад.

1. Умеет ли ребенок засыпать без укачиваний, бутылочки/соски?

2. Умеет ли малыш есть и пить самостоятельно?

3. Просится ли на горшок?

4. Проявляет интерес к новым предметам в незнакомой обстановке?

5. Проявляет активность, интерес при обучении?

6. Инициативен ли в игре?

7. Инициативен в отношениях со взрослыми?

8. Инициативен в отношениях с детьми?

9. Спокойно ли ребенок остается с малознакомыми людьми?

10. Предпочитает играть со сверстниками, а не с игрушкой?

11. Проявляет эмоциональную реакцию при взаимодействии со сверстником (смех, радость, плач, гнев)?

12. Проявляет ли инициативу, чтобы привлечь внимание сверстника?

13. Есть ли у ребенка потребность во взаимодействии с детьми?

14. Предпринимает ли попытки сам одеваться и раздеваться?

15. Есть ли вредные привычки (сосет палец, обкусывает ногти)?

16. Бывает, что ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям (дергает, щиплет, бьет)?

Положительные ответы на вопросы 1-14 и отрицательные на 15-16 говорят о том, что малыш к поступлению в детский сад готов на все 100%. Но не стоит отчаиваться, если ваши ответы не совпали с предложенным образцом. В этом случае вам необходимо внимательно проанализировать свои ответы и составить программу развития ребенка на ближайшее время, определив, что необходимо подкорректировать в его поведении.

Поступление ребенка в детский сад вызывает серьезную тревогу у взрослых. Но только родители со своей стороны могут сделать все возможное, чтобы начало нового этапа в жизни малыша прошло более благополучно. Психологическая подготовка к детскому саду не помешает даже самому общительному ребенку, т. к. активный малыш может замкнуться в непривычной обстановке.

Вы, наверняка, обращали внимание на то, что когда вы едете с ребенком на отдых или к бабушке, то поначалу он ведет себя несколько необычно, он зажат или, наоборот, гиперактивен. Это связано с тем, что малыш осваивается, адаптируется к новому окружению. Даже в такой безобидной ситуации на адаптацию уходит 2-3 дня. Что же говорить о поступлении в детский сад, где его ждут кардинальные перемены?

Адаптация может сопровождаться бурными эмоциональными переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье. По мнению педиатров, начинать ходить в детский сад с точки зрения здоровья лучше поздней весной или летом, в это время дети меньше болеют. Самый опасный период — поздняя осень, зима и ранняя весна. Не лишним будет пропить курс витаминов.

Специалисты утверждают, что частые болезни малышей наблюдаются вовсе не из-за того, что в детском саду много микробов. Так организм ребенка реагирует на смену окружающей обстановки. Главная проблема адаптации состоит в том, что в саду нет близких. И в 2-3 летнем возрасте это совсем не просто, тем более, что ребенок находился с мамой почти 24 часа в сутки. Для малыша, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, незнакомые взрослые, большое количество детей, новый распорядок дня.

Поступление в детский сад — это важный этап адаптации ребенка и родителей к новым социальным условиям. Происходит серьезная перестройка отношений ребенка с близкими, ломка привычного образа жизни. Чтобы ребенок мог безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, следует подготовить малыша заранее. Главное — самим родителям необходимо подготовиться к этому важному событию.

Наличие у ребенка навыков самообслуживания может сильно облегчить ситуацию. Если ваш малыш может самостоятельно есть, ходить в туалет, разговаривать, это будет удобно не столько воспитателям, сколько ему самому. Учите его самостоятельно одеваться: различать стороны одежды (перед и зад, изнанку и лицо), расстегивать и застегивать замки, пуговицы и липучки. Когда вы объясняете ребенку, как правильно одеваться, всегда вставайте за ним, берите его руки в свои, показывайте и комментируйте свои действия. Он должен видеть процесс со своей стороны.

Вам нужно перестать предугадывать желания ребенка по его мимике, жестам и дать ему возможность высказывать их самостоятельно. Необходимо активно развивать речевые навыки.

Проще пройдет адаптационный период, если у ребенка уже есть регулярный опыт взаимодействия со сверстниками в детском клубе или в группах временного пребывания. Гуляя на детской площадке, не вмешивайтесь сразу в конфликты ребенка со сверстниками, он должен учиться разрешать их сам. Перед садиком нужно «нарабатывать» подобный опыт взаимодействия в коллективе без мамы. Оставляйте ребенка со своими родственниками, знакомыми, причем лучше это делать не у себя дома. Время расставания нужно постепенно увеличивать, доводя с двух-трех часов до семи-восьми. Но не забывайте предупреждать малыша о том, когда вы придете и приходите именно тогда, когда обещали. В памяти ребенка этот момент должен закрепиться, тогда он будет меньше бояться в детском саду, что вы не придете за ним.

Выберите ритуал прощания еще до поступления в детский сад и пользуйтесь им, когда оставляете малыша с близкими взрослыми. Вместе с ребенком придумайте последовательность действий, прощальных знаков внимания. Например, поцеловать ребенка в щечку, малыш целует маму, потереться носиками, помахать ручкой.

Как постепенно приучить ребенка к режиму дня в детском саду? Режим дня, предложенный ниже, во многом перекликается с установленным в детских садах:

9.00 — подъем; 9.30 — завтрак; 10.30-12.00 — прогулка; 12.30 — обед; 13.00-16.00 — сон; 16.30 — полдник; 17.30-18.30 — прогулка; 19.00 — ужин; 21.00 (21.30) — ночной сон; ночное кормление по требованию (дети до полутора лет)

Если ваш малыш просыпается в 8 или 10 утра, не заставляйте его вставать именно в 9. Также не нужно держать ребенка в постели все 3 часа дневного сна, если он проснулся раньше. Цель режима в том, чтобы приучить его к очередности событий: завтрак, прогулка, обед, сон.

Подстраивая режим дня под привычки своего ребенка, постарайтесь придерживаться нескольких правил:

1. Кормите ребенка завтраком не раньше 9 утра, даже если он просыпается в 7 часов. А если малыш встает позже, выдерживайте получасовой интервал перед завтраком.

2. Кормите ребенка не чаще, чем раз в 3 часа, и не реже, чем раз в 4 часа. Если он проголодался, а время приема пищи еще не пришло, можно предложить ему перекусить фруктами. Не ограничивайте потребность ребенка в жидкости. Давайте ему пить столько, сколько он хочет.

3. Каждый прием пищи должен длиться не более получаса, даже если за это время ребенок не успел съесть всё, что было предложено. Такой подход дисциплинирует малыша и даёт ему понять, что приём пищи — это не игра. Вот увидите, очень скоро ребенок будет с легкостью укладываться в отведенное время.

Если вы решили следовать расписанию, будьте пунктуальны и не делайте исключений из правил (единственное исключение — болезнь малыша). Через некоторое время вы заметите, что его стало проще накормить и легче уложить спать. Кроме того, соблюдать режим полезно и для самого ребенка. Если после обеда ваш ребенок не спит, все равно устраивайте дома подобие тихого часа, когда нужно спокойно полежать.

Вредные привычки малыша.

Все дети, конечно, рождаются без дурных привычек и наклонностей. Их появление следует отнести к упущению воспитательных моментов или сложным отношениям в семье. Это сигнал, что неконструктивные отношения в супружеской паре приводят к такого рода трудностям. От вредных привычек следует отучать как можно раньше и не затягивать с решением семейных проблем. Прочно закрепленные рефлексы в дальнейшем трудно, а иногда и просто невозможно преодолеть. Устранять их надо систематически, проявляя терпение.

Если у малыша есть определенные привычки (привязанность к игрушке, подушке или одеялу, бутылочке или соске), то в зависимости от их совместимости с детским садом, с ними нужно либо расстаться (для этого лучше поменять обстановку, так отвыкание проходит проще), либо использовать как стабилизирующий фактор, способный успокоить ребенка в саду.

В целях профилактики проблем в поведении ребенка, стоит регулярно получать консультации от специалистов: читать материалы и смотреть видео, знакомиться с детской, возрастной и семейной психологией.

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду включает формирование у малыша положительного эмоционального настроя. Для этого нужно развернуть обширную PR-кампанию по продвижению этого события.

Расскажите ребенку, что такое детский сад. Например: «Детский сад — это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе: кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая будет заботиться о тебе, как и о других малышах». Сообщите, как весело и здорово будет играть с ребятами в новые игры. Такой разговор поможет сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду, осознанное представление о переменах в его жизни.

Посетите детский сад с ребенком заранее, чтобы он мог познакомиться с игровой площадкой, воспитателями, помещениями. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, что немногих детей берут в детский садик, как ему повезло — скоро он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад.

Сообщите ему, что взрослые тети, с которыми он там встретится, будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки, рассказывать сказки и всегда во всем помогут. Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа — в свой офис, мама — в свой, старший брат или сестра — в школу, а он — в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.

Подробно расскажите ребенку о режиме дня: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», он чувствует себя увереннее.

Честно поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю».

Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».

В первые дни в детском саду научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать игрушки другим детям. Когда ваш малыш впервые отправится в сад, не забудьте дать ему с собой свою игрушку. Привычная вещь будет действовать на малыша успокаивающе, это для него частичка дома, частичка безопасности.

Вводить ребенка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни малыша кормить завтраком лучше дома, так как в садике, он, скорее всего, откажется от еды и останется голодным (некоторые даже не садятся за стол с незнакомыми детьми). Надо быть к этому готовым. Завтрак, обед и дневной сон должны проходить дома. Со временем ребенок будет и обедать, и завтракать в детском саду, а к окончанию адаптации и спать со сверстниками. Если вы заметили, что у ребенка ухудшился аппетит, сон, настроение, то рекомендуется оставить малыша на 2-3 дня дома, а затем вновь привести его в сад, но ненадолго.

Расставаясь, обязательно скажите, что вернетесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям. Распланируйте свое время так, чтобы помочь ребенку плавно пройти адаптацию в садике.

Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет ребенку.

Сами приготовьтесь к тому, что нужно будет расставаться с малышом. На первых порах постарайтесь уделять ему тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное — не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда он уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.

Будьте твердыми в собственных убеждениях о положительной функции сада. Ребенок отлично чувствует настроение родителей. Любые ваши колебания малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес сада и его сотрудников. Внимание: никогда не пугайте ребенка детским садом! Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме через специалистов и администрацию.

Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к саду, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ним, поощряйте посещение детского сада. Помните, что сад — это первый шаг к социализации, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

Становление личности и адаптация в социуме — процесс сложный и непрекращающийся. Не ждите от ребенка мгновенного перехода на новую ступень, ему понадобится время, чтобы привыкнуть. Постарайтесь не обременять ребенка в это время дополнительными нагрузками, переездами, сильными впечатлениями, и ваш первый социальный опыт обязательно будет полезным.

Создайте дома спокойную остановку, больше гуляйте, пораньше укладывайте ребенка спать на ночной сон, окружите его любовью! Если есть возможность, не спешите выходить на работу.

Помните, что начало посещения детского сада - это новая жизнь и новые дела, новые отношения. Это очень напряженный период в жизни малыша. Главное — действовать постепенно и последовательно, внимательно прислушиваться к реакциям ребенка и вместе с ним искать плюсы в предстоящих изменениях в его образе жизни. Только при выполнении этих условий родители смогут увидеть улыбку малыша в период адаптации!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области