Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Понятие изобразительной деятельности в психолого-педагогической и методической литературе.

Раскрыть понятие изобразительной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Понятие изобразительной деятельности в психолого-педагогической и методической литературе.

Модернизация образования России проходит в условиях радикальных социально-экономических изменений в обществе вследствие смены социальных, морально-нравственных и образовательных ориентиров. Социальный заказ общества ориентирует российский образовательный процесс на развитие творческой личности, владеющей не только глубокими и прочными знаниями, но и способной решать задачи нового века на высоком уровне.

В детстве происходит процесс формирования творчески активной личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, выступает в качестве условия дальнейшего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Одно из направлений психического развития ребенка в дошкольном возрасте - это развитие креативности, творческих способностей. Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Изучением творческих способностей детей дошкольного возраста занимались Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Б.М. Теплов и многие другие. По мнению Н.А. Ветлугиной, Б.М. Неменского, Е.А. Флериной, творческие способности детей наиболее ярко проявляются в процессе изобразительной деятельности, так как знакомство с данной деятельностью начинается уже с дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность является одним из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала. Вызвать интерес к окружающему миру, осознать себя в нём, отразить личное впечатление о чём-либо, развить воображение и фантазию, воспитать эмоциональную отзывчивость, вызвать стремление детей видеть в окружающем мире прекрасное, формировать эстетическое отношение к миру и многое другое поможет ребёнку, как нам кажется, именно художественное творчество, развитие которого, поэтому, должно начинаться как можно раньше.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил сделать вывод о том, что Т.С. Комарова в своих работах исследует и определяет основные этапы изобразительной деятельности дошкольников: «на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. В рамках второго этапа осуществляется «вынашивание» и «реализация» замысла. Ребенок по замыслу создает что-то новое, используя различные выразительные средства (художественный образ, цвет колорит, композицию); а также разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами). Третий этап - получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.), продукта деятельности, в который ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт».

«Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста в рамках современных дошкольных образовательных учреждений направлена на развитие умения определять цель, планировать пути и способы ее реализации: замысливать, воплощать задуманное, использовать различные инструменты (ножницы, кисть, карандаш) и получать задуманный результат».

В рамках работы с дошкольниками изобразительная деятельность подразумевает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Совместно-индивидуальная форма деятельности характеризуется тем, что участники деятельности работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. В рамках такой формы организации деятельности ребенок, выполняя свою часть работы, осознает: чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. К достоинствам данной формы организации деятельности относится то, что она позволяет мобилизовать усилия ребенка, а также вовлечь его в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно-взаимодействующая форма подразумевает, что работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Как отмечают ряд исследователей (Н.А. Аникина, Е.А. Мезенцева, А.А. Федченко), «изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания, позволяя детям выразить свое отношение к окружающему миру, она развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о форме и цвете».

В процессе рисования формируется и совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное. В рамках занятий по изобразительной деятельности деть осваивают и осмысливают произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение в рисунках может создаваться при помощи разнообразных материалов, что позволяет освоить оригинальные техники изображения и ощутить незабываемые положительные эмоции. Как указывают авторы, именно нетрадиционные способы рисования способны доставить детям множество положительных эмоций, раскрыть возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, вносить элемент новизны.

А.П. Слинькова отмечает, «нетрадиционные техники рисования так вдохновляют детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков и экспонатов».

Анализируя вышесказанное, можем сделать вывод о том, что изобразительная деятельность позволяет детям самим выбирать материалы и способы воплощения задуманного и делать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольника, развивает познавательную и творческую активность дошкольников.

Анализ показал, что М.В. Водинская, М.С. Шапиро указывают на «эффективность использования на занятиях с дошкольниками по изобразительному искусству бумаги разных форматов, картона, различных фактур, цветов, газет». Также авторы указывают, что «для организации полноценного развития личности ребенка на занятиях по изобразительному искусству целесообразно использовать разнообразные средства для художественной деятельности: кисти, мелки, пастель, цветные карандаши, акварель и гуашь, пластилин, глину, тесто, крупы, пуговицы, бисер, природные материалы (шишки, желуди, листья, веточки). Лучше всего детям предлагать широкий выбор кистей различной конфигурации (плоские, круглые, тонки, толстые), из разного материала (щетина, синтетика). Авторы указывают, что использование разных материалов и техник всегда должно соотноситься с особенностями ребенка, отвечать его возможностям и соответствовать характеру изображаемого образа».

В рамках организации изобразительной деятельности необходимо также учитывать предпочтения ребенка в отношении разных видов творческой деятельности: брезгливый ребенок не сможет получать удовольствие от лепки, особенно из мокрой глины и теста, рисовать руками. Не всегда ребенок может рисовать красками (отсутствует необходимая координация движений), правильно и разумно использовать предлагаемые материалы (например, гуашь, которую они целиком могут использовать за один раз, при этом, не создав никакой картины). Таким детям целесообразно будет предложить работать с мелками или сухой акварелью. Таким образом, при организации изобразительной деятельности детей очень важно придерживаться индивидуального подхода в работе.

М.В. Водинская и М.С. Шапиро указывают, что «в рамках организации изобразительной деятельности целесообразно чередовать виды занятий: лепка, рисование красками, рисование брызгалкой на стене, рисование мелками и пр. Также авторы подчеркивают полезность сочетания таких занятий с сюжетной игрой, с физическими упражнениями в игровой форме или в виде зарядки» .

Н.В. Покровская в своем опыте отмечает, что «именно в момент освоения новых возможностей изобразительной деятельности происходит развитие творческих способностей ребенка. Так, обучая ребенка новым техникам рисования, демонстрируя способы изображения различных предметов и явлений, ребенок пропускает новый опыт через призму своего понимания, своих способностей и возможностей, и тем самым, создает нечто уникальное и новое – свое художественное произведение» .

Е. Максимова отмечает «важную роль использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности». Особое внимание автор уделяет технике ассамблеяжа (в переводе с французского – «соединение»), в процессе которой используется широкий ассортимент объемных деталей и отдельных предметов, которые могут явиться основным материалом для оформления рисунка с целью создания общей композиции. Нередко в такой нетрадиционной технике рисования используются мелкие детали из металла, дерева, ткани и другие структуры.

При реализации такой нетрадиционной техники рисования фантазия детей не ограничивается, что способствует развитию творческой позиции и уникального самовыражения ребенка через создаваемую композицию. Для дополнения основного рисунка используются различные материалы, как природные, так и искусственные. Е. Максимова отмечает, что н»а занятиях в ходе развития творческих способностей детей с использованием данной техники детям целесообразно предоставить информацию о понятии ритм в художественном творчестве. Ритм представляет собой чередование каких-либо элементов в определённой последовательности, что задает определенный узор, динамичность, отображает движение в изобразительной деятельности. Ритм может задаваться линиями, пятнами света и тени, цветом».

М.В. Водинская и М.С. Шапиро в своей практике организации занятий по изобразительной деятельности с дошкольниками рекомендуют использовать «рисование архетипических образов. К архетипическим относятся образы реальности, которые наиболее глубоко переживались людьми на протяжении тысячелетий: солнца, неба, звезд, земли, воды, огня, деревьев. Информация, связанная с данными образами, содержится в бессознательном человека. Предлагая ребенку такие темы для его изобразительной деятельности, мы обращаемся к глубинному опыту, который является общим для всех людей, а также представляет собой основу для индивидуального творческого опыта. Изобразительная деятельность с архетипическими образами не оставляет равнодушным ни одного ребенка, затрагивая наиболее глубокие стороны его души».

Также авторы указывают на эффективность использования техники рисования на больших листах бумаги широкой кистью или руками. Такая работа, независимо от сюжета, с использованием густой краски достаточно увлекает дошкольников, и открывает широкие возможности для процесса творчества и сотворчества (с педагогом, другими детьми).

Важным аспектом в организации изобразительной деятельности дошкольников является самостоятельная работа ребенка. Самостоятельность изобразительной деятельности выражается, прежде всего, в способности ребенка осуществлять выбор темы и техники рисования. Это становится возможным, когда он уже владеет определенным набором изобразительных навыков и имеет опыт выражения себя посредством изобразительной деятельности. Особое внимание при организации деятельности в таком ключе следует уделять позиции педагога, которая должна заключаться во внимательном отношении к проявлению инициативы ребенка, ведь именно с этого и начинается его самостоятельная изобразительная деятельность. Педагог должен вовремя включиться в работу и оказать необходимую помощь, если она требуется ребенку: задать контекст, помочь в оформлении изображения в законченный зрительный образ.

Анализ показал, что В.Н. Шипкова также указывает на «возможность использования различных нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности дошкольников с целью развития воображения и творческого мышления дошкольников. Она раскрывает сущность проведения техники кляксографии для дошкольника, которая приобретает все большую актуальность в развитии творческого потенциала ребенка по мере того, как он становится старше». Клясография представляет собой технику рисования посредством клякс, которые создаются при помощи капельного метода, метода растекания краски по листу и пр. Так, уже в 5 лет ребенок проявляет особый интерес к создаваемому образу, и может распознать в результатах своей деятельности различных насекомых, растения, объекты предметного и животного мира. При использовании техники «отпечаток» дети применяют различные объекты предметного мира для отпечатывания на бумаге и дальнейшего создания рисунка. Так, дети могут нанести краску на объект, отпечаток которого хотят получить (лист дерева, смятая бумага, заготовленные фигурки, трафареты и т.п.) затем прислонить непосредственно к листу бумаги или ватмана, и с получившимся отпечатком продолжать работу дальше – дорисовывать, дополнять, оформлять, придумывать дополнительные образы.

Н.О. Тарасенко, Т.Н. Доронова, Н.С. Соловьева рассматривают в своем опыте работы с дошкольниками на занятиях по изобразительному искусству «потенциал использования творческих мастерских». Как указывает Н.С. Соловьева, «творческая мастерская выступает основой творческого развития личности, позволяя ребенку отказаться от «интеллектуальной послушности», чтобы исследовать мир» .

В процессе работы, организованной в рамках творческих мастерских, дети используют различные средства выразительности, как знакомые им ранее, так и недавно освоенные. В процессе организации такой формы работы могут быть использованы различные материалы и техническое обеспечение. Так, для свободы творческого самовыражения дошкольникам предлагается широкий выбор использования различных материалов: кисти разных размеров, краски, гуашь, мелки, карандаши и т.п. Кроме этого, широко используется музыкальное сопровождение, показ презентаций и видеоматериалов с записью сказок или мультфильмов. Такие средства организации деятельности позволяют активизировать творческое воображение и способствовать развитию творческого потенциала ребенка.

Таким образом, изобразительная деятельность предоставляет ребенку уникальные возможности для развития творческих способностей, его эмоциональной, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы. Изобразительная деятельность в возрасте 6-7 лет всецело способствует развитию у ребенка творческого мышления, воображения, и соответственно, творческих способностей. Использование на занятиях с детьми широкого спектра изобразительных средств, различных материалов, приемов работы для творческого самовыражения ребенка способствуют раскрытию его творческого потенциала, проявляющегося в его творческих способностях. Именно такие возможности заключает в себе организация занятий по изобразительному искусству с дошкольниками в группе кратковременного пребывания на базе школы, которые также позволяют обеспечить все условия для самовыражения ребенка в процессе разного рода изобразительной деятельности, доступными ему способами, что и определяет, главным образом, развитие его творческих способностей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области