Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОЕКТ НА ТЕМУ "СКАЗКИ"

Кукарцев Вячеслав Руководитель: учитель начальных классов Александрова Елена Владимировна Макаракский 2017 Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! А.С.Пушкин Вспомним свою книжную полку. Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам, по картинкам и всем желающим и нежелающим рассказывали: ─Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба… Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. «Скоро сказка сказывается…»─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. Главная мысль сказки ─ победа добра над злом. Положительные герои сказки всегда побеждают, отрицательные ─ наказываются. В стародавние времена сказку называли «басень». От глагола «баять» ─ говорить. Сказочников называли «бахари», иногда «баутчики», «баяны». Сохранилось также словцо «баюн». Ходили по Руси бахари, ходили скоморохи, носили по земле сказки. «Ай потешить вас сказычкой? А сказычка чудесная: есть в ней дивы дивные, чуды чудные…» Люди теснятся вокруг бахаря, слушают жадно, ─ каждому охота узнать про дивы дивные. А он стрельнёт горячим, хитрым глазом в толпу и не спеша заводит: ─ В некотором царстве, в некотором государстве… Били бахарей царские стражники; государь Алексей Михайлович запрещал православному люду «баять басни бесовские». Сам же держал при дворе сказочников, награждал сукном на кафтаны и сапогами. Да что «тишайший» Алексей Михайлович! Иван Грозный и тот не обходился без сказки: три слепых старика бахаря неотлучно были у царской постели. Не всякая сказка для белокаменных палат. Были и такие, что прятались в убогой хижине при коптящей лучине, скрывались в шумной толпе на торговой площади. Били бахарей, гнали и притесняли сказку, но не бывало такого, чтобы могли без неё обойтись. В богатых хоромах, в заросшей мохом, покосившейся избе─ всюду сказка была и любимой утехой, и помощником. За лесами, за горами, в студёных северных землях, в краю рыбаков и лесорубов, артельный староста спрашивает по деревням ─ ищет сказочника. Сказочнику ─ лишний пай, от тяжёлой работы свобода; лишь бы говорил занятно да красиво: с хорошей сказкой дело легче спорится. Позднее бродячие бахари да скоморохи почти исчезли. В городском доме помнила сказку нянька, взятая из деревни, помнили кухарка, кормилица. Но главными и самыми искусными сказочниками остались крестьяне. Древняя сказка жила в крестьянской избе; отец дарил её сыну, бабушка─ внучке. Шагали по дорогам солдаты, на резвых тройках мчались по трактам ямщики, вдоль речных берегов бурлаки тянули бечеву, из села в село переходили бродячие торговцы. С ними вместе по стране двигалась сказка. Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям. И в настоящее время фольклористы во многих станах мира собирают и записывают современное устное народное творчество. В результате собраны, изданы и переведены на многие языки мира сборники русских, английских, немецких, французских, итальянских, американских и других сказок народов земного шара. Сказки бывают литературные (авторские) и народные. В народной сказке выражены мечты народа о будущем, его веру в победу добра. Сказки имеют самобытный национальный характер: в русской сказке мы найдём скоморохов, песенников, остроумно и едко посмеивающихся над царями и боярами скандинавская сказка сурова французская сказка изящна и иронична в английских сказках проявляются черты рыцарского романа, повторяются сюжеты, связанные с морскими путешествиями, много смешных небылиц об эксцентричных героях, которые во что бы то ни стало хотят всё сделать «навыворот». Эти особенности английских сказок мы не встретим ни в немецких, ни в русских, ни в итальянских сказках. В литературной сказке есть фантазия, чудеса, всякого рода загадочные превращения и реальные события. Так у К.Паустовского события сказки «Теплый хлеб» происходят в совершенно реальных условиях зимней заснеженной деревеньки, в которой живёт мальчик «Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Здесь, читая описание теплой зимы, охватывает нас предчувствие волшебных превращений. Самые известные русские литературные сказки ─ «Сказка про Бову-королевича» и «Сказка о Еруслане Лазаревиче». По своему характеру и видам сказки тоже отличаются. Известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп в основу классификации положил сюжет и разделил сказки на: • волшебные, • авантюрные, • бытовые, • сказки о животных, • кумулятивные Все они объединены общим признаком ─ в них всегда есть вымысел. Этот самый существенный признак народной сказки, её душу прекрасно выразил А.С.Пушкин : «Сказка ─ ложь, да в ней намёк…» Вот этот-то «намёк» и есть правда сказки, ─ правда мыслей и чувств человека. Порою этот «намёк», это скрытое содержание сказки не сразу осознаётся. Но постепенно всё становится ясным. Сказки о животных, самые древние по происхождению. Зародились они у народов, которые жили охотой. Первоначально это были фантастические рассказы о животных, обладающих якобы магическими свойствами. Животные делились на покровителей рода и его врагов. Это давало повод рассказчикам приписывать животным особый умысел в их поведении и наделять их человеческими качествами: добротой или коварством, глупостью или хитростью. Хитрость и глупость, воплощённые в образах лисы и волка высмеивают свойства характера отдельных людей. Волшебные сказки столь же древнего происхождения, что и сказки о животных. В них сохранились представления древних о мире, о силах природы, которые виделись им добрыми и злыми духами, о человеке и его месте во Вселенной. Именно для волшебной сказки характерен герой, ищущий правду, справедливость, способный полюбить безобразную лягушку или чудовище за красоту душевную, за доброту. Причём добро должно быть бескорыстным. Как часто злой человек, видя, что добрый поступок приносит удачу его противнику, повторяет его действия в корыстных целях, но результат чаще всего получается обратный: злой человек терпит неудачу. Только в волшебных сказках Баба-Яга говорит: «Фу-фу, русским духом пахнет!» А так-то в общем Руси, России, русской земли нет. Употребляются какие-то условные страны: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Но все-таки возникает ощущение, что народ в сказке один, язык один. Есть в волшебных сказках и нерусские государства. Они всегда находятся за морем и называются заморскими. «Заморское» в сказке─ синоним иностранного: заморская царевна, заморские вина. В сказках этого типа нет представления о родине, о России, нет чувства родины. Нет по одной простой причине: сказка возникла так давно, что ещё и государства-то не было! Авантюрные сказки близки по характеру волшебным сказкам. Здесь тоже происходят невероятные приключения героев, рассказывается о чудесных путешествиях, ставятся перед героем трудные задачи, которые решаются уже не с помощью волшебных сил, а благодаря его уму и находчивости В бытовых сказках больше, чем в каких-либо других, отражена современная сказочнику эпоха. Высмеиваются глупость, лень, жадность. Эти сказки более кратки однолинейным сюжетом, несложными переживаниями героя. Здесь нет описания путешествий или приключений; действие происходит обычно в одной деревне или в одном городе, герои ─ обычные жители этого города или деревни. Кумулятивная сказка. Особенность сюжета в том, что герои появляются постепенно. Это сказки такие, как «Теремок», «Звери в яме», «Зимовье зверей». Есть ещё и докучные сказки. Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Что в них такого привлекательного? Игра. Игра звуками, игра смыслом, полезная забава. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? Разве «докучная сказка» означает «скучать»? Нет ─ бесконечная! Потому что нет сказке конца. И «докучать» ─ значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже несётся со всех сторон: «Ещё, ещё!...» Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой. Исследователь русской сказки В.Я. Пропп разработал схему построения сюжета: зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…» существование запрета, нарушение запрета, наказание, отправление в путь (испытания героя), чудесные помощники, достижение цели (битва, схватка), погоня (использование чудесных элементов), приезд домой ( предательство, неузнавание), признание героя, концовка Присказка ─ это шутливое вступление или концовка сказки. Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». «Это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба» «На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево ─ золотые маковки. По этому по дереву ходит кот-баюн: вверх идёт песню заводит, вниз идёт сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди» Признаки сказки: ❧ троичность действия, ❧ повторы заклинаний, вопросов, ❧ постоянные эпитеты, ❧ сам строй речи, которая приобретает разговорную интонацию, отступая от привычных грамматических оборотов, особенно в начале сказки, ❧ упоминание о числе три (трёхголовый змей, три сестры, более позднее упоминание чисел семь, двенадцать, ❧ запрет и нарушение запрета, ❧ сказочные клеше:жили-были; долго ли, коротко ли; низко ли, высоко ли; в тридевятом царстве, тридесятом государстве, ❧ в сказке есть реальные и нереальные события, ❧ сказки читаются плавно, напевно. Образцы концовки: «…Стали они жить –поживать, добра наживать да медок попивать» «…И я там был, мёд-пиво пил: мёд, говорят был горек, а пиво мутно. Отчего бы такая притча?» «…Стал он с царевною жить да поживать, и теперь живут─ хлеб жуют»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Паспорт проекта «Животные Мира»

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: октябрь - май

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области: Познавательное развитие, художественное- эстетическое развитие, речевое развитие.

Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Актуальность:

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах животных ; Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.

Задачи проекта:

1) Дать представления животных и как они обитают

2) Обогатить словарь за счет имен существительных (песок, жара, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)

3) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

4) Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Основные направления реализации проекта:

1) Познание: «Животные »;

2) Драматизация сказки «Айболит» с музыкальным руководителем;

3) Вечер досуга «Выше всех -жираф»;

Предварительная работа:

1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек животных, материалов для игр.

2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей

Участие родителей в проекте:

1) Разучивание стихотворений с детьми, участвующими в выступлении на музыкальном досуге.

2) Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми животные в нетрадиционной технике).

Продукты проектной деятельности:

1) Книжка "Малышка"

Промежуточный результат: выставка "Зоопарк"

Этапы работы над проектом:

Этап «октябрь»

1) Познание «Животные"

2) Пальчиковая игра « запас»

3) Физкультминутка «Звериная зарядка»

4) Игры «Кто где?», «Кто спрятался?»

Вечером:

1) Игра «Кто что ест?»

2) Подвижная игра «Тарантул»

Этап «ноябрь»

1) Познание «Айболит» (пересказ сказки) – упражнять детей в умении драматизировать сказку, пересказывать близко к тексту.

2) Конструирование «Дом для слона»

Вечером:

1) Лепка: «Жираф»

2) Словесная игра «Один - много»

3) Пальчиковая игра «Сидит жираф на тележке…»

Вечером:

1) Чтение рассказа «Краденое солнце» К.И.Чуковского (беседа по содержанию)

2) Игровая ситуация «Слоненок потерялся»

Этап «декабрь»

1) Рисование «Носорог»

2) Гость группы страус

3) Физкультминутка «Змейки»

Дидактическая игра «Кто кем был?» с мячом

Вечером:

1) Пальчиковая игра «Подарок для заиньки»

2) Настольно – печатная игра «Чей детеныш?»

3) Подвижная игра «Бездомная мартышка»

1) Аппликация «Страус»

2) Дидактическая игра «Кто где?»

Вечером:

Сюжетно – ролевая игра «Стройка» - дома для животных

1) Познание «Составление описательных рассказов об игрушках» (животные мира)

2) Выставка «Зоопарк»

Вечером:

1) Экспериментирование «Тонет – не тонет» (желуди, шишки)

2) Игры с водой «Поймай Зебру»

Этап "Январь":

1. Рассказ – беседа «Животные мира»

2. Пальчиковая гимнастика животные»

3. НОД «Морковка для зайчика

Вечером:

1. Чтение русской народной сказки «Колобок»

2. Ситуация общения: «Кому волк подарок подарил"

3. Предложить детям раскраски по теме.

Этап "Февраль":

1. Беседа «Жили - были … »

2. Мир музыки: МДИ «Лисичка и зайчики»

3. НОД «Не ходи, козочка, в лес»

Вечером:

1. Дидактические игры «Найди маму»

2. Составление рассказа о волке, медведе

3. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Этап "Март"

1. Д/и ««Собери картинку»: "Кто где живет"

2. Рисование красками"Лиса"

3 Апликация"Медведь"

Вечером:

1. Чтение и заучивание стихов о животных

2. Дидактическая игра «Собери картинку по частям»

Работа с родителями:

Оригами "Цыпленок"

Этап" Апрель":

1. Ситуация общения «У кого домик лучше»

2. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка

3 Лепка : "Обезьянка"

Вечером:

1. Словесно - дидактическая игра «Какая лиса»: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу

2. Предложить детям раскраски по теме

Работа с родителями: предложить родителям книги для чтения дома по теме

Этап "Май"

1. Образовательная ситуация «Как звери хвостами хвастались»

2. Д\И «Дикие и домашние животные»

Вечером

1. Беседа «Что мы узнали о животных»:

2. Пальчиковый театр «Колобок»

Результат проекта: В ходе в реализации проекта были созданы условия, развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта »Животные мира», были углублены знания детей о жизни животных , их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда в ходе наблюдений.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области