Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Пернатые друзья"

Формирование у детей 2-3 лет знаний о птицах ближайшего окружения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРОЕКТ «Пернатые друзья».Формирование у детей 2-3 лет знаний о птицах ближайшего окружения.

Разработала воспитатель МБДОУ «Детский сад № 128» г. Чебоксары Когырева В.Ф.

Введение

Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети знакомятся с все новыми и новыми предметами, объектами природы, явлениями, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Актуальность

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Дети группы «Хевел» наблюдают за птицами, слушают потешки о зимующих птицах, но самостоятельно не могут проявить заботу о них. Дети не понимают, что птицам трудно добывать корм, их надо подкармливать.

Проект ориентирован на решение проблемы:

недостаточный объем знаний детей о птицах ближайшего окружения, отсутствие у детей навыков заботы о пернатых.

Цель проекта:

Формирование знаний детей о птицах ближайшего окружения, формирование навыков заботы о них.

Задачи проекта:

Для детей

Для родителей

Для педагогов

- Учить узнавать птиц в натуре, на картинках, в игрушках и называть их.- Обогатить словарный запас детей по данной теме. - Приучать с помощью взрослого кормить птиц, воспитывать бережное отношение к ним. - Формировать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых образов.

Привлечь родителей к оказанию помощи в реализации проекта, формировать у них потребность в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.

- Изучить методическую базу по теме.- Создать условия для формирования у детей знаний о птицах ближайшего окружения.

Гипотеза: организация планомерной работы по поисково-познавательной и творческой деятельности формирует у детей раннего возраста знания о птицах ближайшего окружения и навыки заботы о них.

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: 14.01 – 25.01.2019 г.

Ожидаемые результаты:

Для детей

Для родителей

Для педагогов

- Дети узнают и называют некоторых птиц из ближайшего окружения. - Пополнится словарный запас детей, как активный, так и пассивный словарь.

- Участвуют в кормлении птиц с помощью взрослого, проявляют бережное отношение к ним.

- Способны к выразительной и эмоциональной передаче игровых образов.

- Родители участвуют в реализации проекта, заинтересованы в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.

- Оформлена выставка совместных детско-родительских работ «Птички-невелички».

- Изучена методическая база по теме.- Созданы условия для формирования у детей знаний о птицах ближайшего окружения.

Информационные ресурсы: методическая и художественная литература, информационные стенды.

Материально-технические ресурсы: ноутбук, музыкальное оборудование.

Этапы реализации проекта

Этапы

С детьми

С родителями

С педагогами

Подготовительный

Беседа «Какие птицы мы знаем?», направленная на выявление знаний детей по теме проекта.

Познакомить родителей с понятием «проект», целью, задачами, этапами и содержанием работы по проекту «Пернатые друзья».

- Выбор темы проекта. - Подбор методической литературы по теме. - Подбор художественной литературы по теме. - Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры), музыкального репертуара. - Составление плана-схемы проекта.

Практический

– НОД;

- наблюдения;

- подвижные и дидактическое игры;

-образные упражнения;

-рассматривание картин, иллюстраций, игрушек;

- трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-чтение потешек, художественных произведений;

- слушание звуков птиц в аудиозаписи;

-утренняя гимнастика.

Информирование родителей о совместной деятельности педагога с детьми, рекомендации родителям по деятельности с детьми в рамках проекта дома.

Реализация педагогами запланированных мероприятий с детьми.

Заключительный

Фотовыставка наблюдений за птицами на прогулке «Пернатые друзья».

Выставка совместного с родителями творчества «Птички-невелички»

Освещение опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Механизм реализации проекта

ПОНЕДЕЛЬНИК

НОД: «Зимующие птицы» - формировать у детей представления о жизнедеятельности птиц зимой, вызвать стремление позаботиться о них; продолжать учить различать птиц по внешнему виду, называть их; активизировать в речи понятия, связанные со строением тела птиц, их действиями.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика «Воробушки».

Пальчиковая игра «Птички» - познакомить с комплексом, развивать мелкую моторику рук.

Прогулка

Распознающее наблюдение «Воробьи» - развивать умение детей отличать воробьев от других птиц, называть их, обратить внимание на то, как они передвигаются; предложить покормить их крошками.

Подвижная игра «Птичка и птенчики» – побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызвать чувство удовольствия от общения с взрослыми и сверстниками, а также от выполнения движений.

Вечер

Игровое упражнение «Мы воробушки» - стимулировать двигательную активность детей, упражнять в прыжках на двух ногах, учить имитировать движения птичек.

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание предметных картинок с изображением воробья, голубя, вороны, синицы, снегиря – обогащать представления о птицах, их внешнем разнообразии.

Взаимодействие с родителями по проекту

Консультация «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц» - привлечь родителей к созданию кормушек.

ВТОРНИК

НОД: «Прилетели птички на ветки» - упражнять детей в рисовании палочек-веточек (к кроне дерева); развивать глазомер, умение использовать кисть и краски; воспитывать у детей заботливое отношение к зимующим птицам, живущим в городе рядом с человеком.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика «Воробушки».

Дидактическая игра «Где спряталась птичка?» - учить понимать предложно-падежные конструкции, искать спрятанную педагогом игрушку.

Прогулка

Распознающее наблюдение «Птицы на участке» - продолжать знакомить детей с названиями птиц, обитающих в окрестностях детского сада, учить различать их, называть части тела; развивать познавательный интерес.

Насыпание корма для птиц – воспитывать желание ухаживать за птицами, правильно их кормить.

Подвижная игра «Птичка» - побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызвать радость от общения с взрослым.

Вечер

Чтение стихотворения «Воробей, воробей» В.Донской – приобщать детей к художественной литературе через знакомство со стихотворением.

Подвижно-дидактическая игра «Птицы и автомобиль» - развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии с текстом.

Самостоятельная деятельность детей

Предложить маски-птички для развития выразительности движений в образных упражнениях.

Взаимодействие с родителями по проекту

Создание компьютерной презентации «Зимующие птицы».

СРЕДА

НОД: «У кормушки» - формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду; вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание заботится о них.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика «Воробушки».

Пальчиковая игра «Птички» - развивать зрительно-двигательную координацию движений; развивать умение подражать взрослому.

Прогулка

Наблюдение за вороной – развивать знания о вороне, учить различать её по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Подвижная игра «Воронята» - совершенствовать бег; учить действовать в соответствии с текстом; вызвать чувство радости от совместных действий.

Вечер

Дидактическая игра «Вороны» - развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении звука Р, учить говорить то громко, то тихо.

Слушание «Голоса птиц» в аудиозаписи.

Самостоятельная деятельность детей

Предложить сюжетные игрушки (птички) для формирования умения играть рядом и вместе со сверстниками.

Взаимодействие с родителями по проекту

Подбор картинок из сети интернет для создания фотоальбома «Птицы зимой».

ЧЕТВЕРГ

НОД: «Ягоды для снегирей» - закрепить приемы отщипывания, скатывания; развивать мелкие мышцы пальцев рук; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика «Воробушки»

Индивидуальные беседы «Веселая птичка» - учить по просьбе взрослого рассказывать об изображенном на картинке, об игрушке.

Прогулка

Наблюдение за птицами во время кормления – прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.

Подвижная игра «Птичка и птенчики» - закреплять с детьми правилами игры, учить соблюдать их; развивать координацию движений, упражнять в беге, учить ориентироваться в пространстве.

Вечер

Настольно-печатная игра «Разрезные картинки» - учить собирать целое из 2-3 частей, развивать зрительное внимание, мышление.

Чтение потешки «Сорока-сорока» - развивать способность понимать содержание потешки; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание картины «Дети кормят птиц» - вызвать желание заботиться о птицах, помогать им в зимой.

Взаимодействие с родителями по проекту

Совместное наблюдение родителя и ребенка за снегирем – помочь рассмотреть снегиря, обратить внимание на красивые перья, покормить зернышками подсолнечника.

ПЯТНИЦА

НОД: «Птичка в гостях у ребят» - формировать умение рассматривать объект, называть части тела птицы; побуждать детей к активным действиям с игрушкой и диалогу; формировать активный и пассивный словарь детей.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика «Воробушки»

Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем – воспитывать желание участвовать в уходе за птицами, приучать детей с помощью взрослых кормить птиц.

Прогулка

Наблюдение за голубями – продолжать наблюдать за птицами, их повадками; сравнить голубя и воробья.

Подвижная игра «Птички в гнездышках» - учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Вечер

Мультдискотека «Птички-невелички» - учить детей двигаться в соответствии с ритмом музыки, реагировать на изменение характера произведения, имитировать движения птиц.

Самостоятельная деятельность детей

Дидактическая игра «Найди пару» - развивать зрительное внимание, умение различать и называть птиц.

Взаимодействие с родителями по проекту

Памятка «Правила, которые надо соблюдать при кормлении птиц» - предложить родителям вместе с детьми на выходных покормить птиц, соблюдая правила.

ПОНЕДЕЛЬНИК

НОД: «Кто зимует рядом с нами?» - учить детей подбирать пары предметов по заданному признаку (цвет, размер), различать и называть птиц; закреплять понятия «один-много», учить действовать по сигналу, передвигаться в заданном направлении.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика «Воробушки»

Дидактическая игра «Чем похожи?» - формировать умение сравнивать воробья и ворону, воробья и голубя; обогащать словарный запас.

Прогулка

Рассматривание «Следы на снегу» - учить детей отличать следы птиц от следов людей и животных; активизировать в речи соответствующие понятия, поддерживать познавательный интерес.

Подвижная игра « Воробушки и кот» -упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, учить правильно выполнять основные движения; развивать мышцы ног.

Вечер

Коллективная работа «Птицы зимой» – учить наклеивать готовые фрагменты на заготовку с помощью двустороннего скотча, правильно располагая фигуры в пространстве; формировать умение общаться со сверстниками.

Самостоятельная деятельность детей

Предложить обручи-гнездышки для обыгрывания сюжета «Птички в гнездышках».

Взаимодействие с родителями по проекту

Изготовление шапочек-птичек для подвижных игр, игр-инсценировок.

ВТОРНИК

НОД: «Покормим птичек» - закреплять с детьми умение создавать изображение ритмом мазков, осваивая все пространство листа; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика «Воробушки».

Рассматривание фотоальбома «Птицы зимой» - учить детей различать птиц, правильно называть их; развивать знания о том, чем питаются птицы зимой.

Прогулка

Наблюдение за птицами – расширять представления о птицах; формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке, чем их надо подкармливать; воспитывать доброе отношение к пернатым.

Подвижная игра «Птички в гнездышках» - учить соблюдать правила игры, точно выполнять игровые действия; поддерживать интерес к подвижным играм.

Вечер

Компьютерная презентация «Зимующие птицы» - развивать умение различать птиц по внешнему виду, познакомить с особенностями их жизнедеятельности, рассказать, как помогают друг другу птицы в стаях; поддерживать познавательный интерес.

Самостоятельная деятельность детей

Настольно-печатная игра «Собери и назови» - упражнять в умении собирать целое из частей, называть птиц.

Взаимодействие с родителями по проекту

Подготовка дома корма для птиц – обсудить с ребенком, какой птичке понравится такое лакомство.

СРЕДА

НОД: «Составление рассказа «Как мы птичек кормили» - учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы. Упражнять в отчетливом произнесении звуков (изолированных, в звукоподражательных словах и фразах).

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика «Воробушки»

Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде» - развивать тактильную чувствительность, тонкие движения пальцев.

Прогулка

Наблюдение за синицей – закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за птицами.

Кормление птиц – побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений по кормлению птиц.

Образные упражнения «Воробей» - учить детей имитировать движения птиц, передавать различные действия («воробьи замерзли, нахохлились», «воробушки скачут по дорожке», «птички клюют хлебные крошки»); способствовать повышения выразительности движений.

Вечер

Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики» - развивать звуковысотное восприятие, певческий голос, учить интонировать мелодию, стараться воспроизводить высокие и низкие звуки.

Самостоятельная деятельность детей

Работа с водными раскрасками «Птицы» - закреплять умение держать кисть, набирать воду, раскрашивать рисунок; полюбоваться полученными результатами.

Взаимодействие с родителями по проекту

Рекомендации родителям по подбору и прочтению художественной литературы о зимующих птицах.

ЧЕТВЕРГ

НОД: «Птички-невелички» - продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика «Воробушки».

Индивидуальная беседа «Как я птичку кормил» - формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Прогулка

Рассматривающее наблюдение «Зимующие птицы» – учить детей соблюдать правила наблюдения за птицами, различать птиц по внешнему виду, углублять знания о жизни птиц в зимний период.

Трудовые поручения: кормление птиц – продолжать учить наполнять кормушку, поощрять стремление заботиться о птицах; уточнить важность данной работы.

Подвижная игра « Птичка и птенчики» - закреплять умение детей соблюдать правила игры, упражнять в беге, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Вечер

Дидактическая игра «Кто я? Угадай» - формировать умение детей узнавать птиц по описанию ярких признаков внешнего вида, движений, издаваемых звуков.

Самостоятельная деятельность детей

Настольно-печатная игра «Лото: птицы» - упражнять в умении различать и называть знакомых птиц, развивать внимание.

Взаимодействие с родителями по проекту

Просмотр мультфильма «Снегирь» (по стих. А.Барто)

ПЯТНИЦА

НОД: «Чтение стихотворения «Синичка, синичка» Е.Володиной» – познакомить со стихотворением; развивать интерес к окружающему миру; содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со взрослым и другими детьми.

Совместная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика «Воробушки».

Музыкально-ритмические движения «Птички» (муз. Г.Фрида) – учить детей выполнять движения под музыку, «превращаться» в различных птиц; учить понимать настроение, передаваемое музыкой.

Прогулка

Распознающее наблюдение «Птичья столовая» - развивать умение наблюдать за птицами, учить соблюдать правила поведения в природе; учить отвечать на вопросы о действиях птиц по результатам наблюдения; активизировать в речи и уточнить названия птиц.

Подвижная игра «Птички и птенчики» - способствовать совершенствованию выполнения основных движений; развивать координацию движений.

Вечер

Фотовыставка наблюдений за птицами на прогулке «Пернатые друзья».

Самостоятельная деятельность детей

Создание коллажа на фланелеграфе «Птицы – наши друзья» - закреплять умение различать и называть знакомых птиц.

Взаимодействие с родителями по проекту

Выставка совместного с родителями творчества «Птички-невелички»

Использованная литература:

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1990

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 1 младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016

Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких. Сценарии досугов для детей первой младшей группы. – М.: ТЦ Сфера, 2008

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. 1 младшая группа. – М.: «Цветной мир», 2014

Музыка в детском саду. Первая младшая группа. – М., 1990

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016

Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа. Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л.Л. – М.: Центр педагогического образования, 2015

Проектная деятельность в детском саду: метод. пособие / авт.-сост. Н.А.Васильева. - Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017

Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Айрис-пресс, 2004

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2016

Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: для занятий с детьми 2-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 1-3 года. – М.: Мозаика-Синтез, 2016

Приложение

Наблюдения

Наблюдение за воробьем

Ход наблюдения. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм. – Воробей, что ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь. – Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки. Вместе с детьми рассмотрите внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)

Наблюдение за птицами во время кормления

Ход наблюдения. Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые). Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку. – Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место). – Как птицы кричат? Как прыгают? «Чик-чирик, к зернышкам – прыг. Клюй – не робей! Кто же это?» (Воробей)

Наблюдение за вороной

Ход наблюдения. Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький, А ходит босиком. (Ворона) – Как зовут эту птицу? – Назовите особенности ее внешнего вида. – Чем она питается? – Есть ли у нее враги?

Наблюдение за птицами

Ход наблюдения. Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что их накормят. Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: «Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик!» Объяснить детям, что о птицах надо заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Вместе с детьми повесить кормушку для птиц. Пройти вокруг детского сада и посмотреть, где повесили дети кормушки.

Наблюдение за голубем

Ход наблюдения. Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что надо взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросить, много ли голубей. Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание на то, что у голубей есть глаза – они видят корм, когда им насыпают, есть клюв – они клюют крошки, есть ноги – они ходят, есть хвост и крылья – они летают. Голуби бывают разного цвета и величины. Голубей иногда называют «сизарями».

Наблюдение за птицами зимой

Ход наблюдения. «Птичьи гнезда опустели, Птицы к югу улетели. Оказался всех храбрей Наш дворовый воробей. Холода не испугался, С нами на зиму остался.» «Непоседа, невеличка – Желтая почти вся птичка. Любит сало, семечки…» Воспитатель задает вопросы: - Что у них общего? – Они живут поодиночке? – Где ищут корм? – Надо ли помогать птицам? Почему? – Чем мы будем их кормить? – Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Наблюдение за синицей

Ход наблюдения. Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой – это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало. Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они питаются? «Маленькая птичка – Желтогрудая синичка, По двору гуляет, Крохи собирает.»

Наблюдение за птицами зимой

Ход наблюдения. Дети выходят на прогулку и сразу же отправляются к кормушке для птиц. - Какие птицы первыми прилетели к кормушке? - Чем они клюют зернышки? (клювом) – Как они кричат? Рассказать, что зимой птицам голодно, нет мошек, червячков, и они очень благодарны детям за заботу.

Потешки и стихотворения

Сорока-сорока Этому дала, Кашу варила, Этому дала, На порог скакала, Этому дала, Гостей созывала. А этому не дала: Гости не бывали, - Зачем дров не пилил, Каши не едали. Зачем воду не носил! Всю свою кашу Сорока-сорока Деткам отдала. Этому дала,

Две синицы – две соседки Воробей нахохлился,Ели вишенку на ветке. Скок-поскок…А из вишни червячок - Намочился в лужицеПоказал им язычок. Поясок.– Цвинь-цвилинь! – поёт синица. – Поясок из перышек,Так дразниться не годится! Чик-чирик…Ням-ням-ням – на язычок... Но купаться в лужицеЗря дразнился червячок! Я привык.

Воробей, воробей! Синичка, синичка,Подлетай, не робей! Веселая птичка.Семечки поклюй с ладошки, Летает ловко,Попляши на тонких ножках! Щебечет плутовка.Только хитрый воробьишко Птичка-синичкаНе слетает близко слишком.  Ростом невеличка,Осторожно смотрит с ветки Наша синичка-Не заманишь и конфеткой! (В.Донская) Воробью сестричка. (Е.Володина)

Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить: «Чем нам Машеньку кормить?» Один скажет: «кашкою», Другой – «простоквашкою», Третий скажет – «молочком, И румяным пирожком».

Дидактичесие игры

Птицы и автомобиль

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке.

Прилетали птички, (дети птички летают) Птички-невелички, Весело скакали, (садятся на корточки, стучат пальчиками об пол) Зернышки клевали». Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра-та-та, берегись, посторонись!» Дети-птички убегают от автомобиля. При повторении игры дети произносят вместе с воспитателем слова игры.

Вороны

Ход игры. Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «Кар-кар-кар» произносят все дети. Вот под елочкой зеленой (бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями) Скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (громко) Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку) И все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (тихо)

Музыкальная игра «Воробьи и Бобик» (сл. и муз. М.Картушиной)

Поглядите, поглядите, деточки: Сели воробьи на веточки. Вот они сидят, На ребят глядят, Полетать они хотят.

Полетели, полетели воробьи, Закружились в воздухе они. Воробьи летят, Воробьи летят, Зернышки найти хотят.

Стали они зернышки клевать, Стали они зернышки считать. Раз-два-три, раз-два-три! Ты зерно еще найди!

Вот наш Бобик прибежал, Воробьев всех распугал!

Подвижные игры

Птичка и птенчики

Описание игры. «Я буду птица, а вы – мои птенчики», - говорит воспитатель, чертит большой круг (можно выложить круг из шнура). «Вот какое большое гнездо у птицы! Заходите в него!» Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, птенчики, зернышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица-мама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики, домой» дети бегут в круг.

Птички в гнездышках

Описание игры. В разных концах зала устраивается 3-4 гнезда из обручей большого диаметра или строительного материала. Дети-птички размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд – перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, клюют зерна. Затем вновь бегают и по сигналу «птички в гнезда» дети убегают в гнезда, перешагивая через препятствия. Все птицы занимают свои гнезда. При повторении игры можно предложить детям выпрыгнуть из круга на двух ногах.

Воробышки и кот

Описание игры. Дети стоят вдоль стен комнаты на кубах или скамейках. Это воробышки на крышах или в гнездах. В стороне сидит кошка, роль которой исполняет ребенок. «Воробышки, полетели», - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамейки, отводят руки в стороны – воробышки машут крыльями – и бегают врассыпную по всей комнате. Кошка просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка забирает к себе в дом.

Птичка

Описание игры. Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый, поет:

«Села птичка на окошко,       

Посиди у нас немножко,  Посиди, не улетай, Улетела птичка – ай!»               

Как только прозвучат последние слова, дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

Воронята

Описание игры. Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнездышки, а взрослый читает текст:

«Воронята крепко спят,       

Все по гнездышкам сидят, А проснутся на заре,   Будут каркать во дворе».

В соответствии с текстом дети-воронята присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:

«Полетели, полетели,             

«Кар-кар».                               

Вышла тетя на дорожку,                Воронятам сыплет крошки. Воронята прилетали, Все до крошки поклевали: «Тук-тук-тук, тук-тук-тук» - Клювами стучали».

Дети-воронята присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук».

Взрослый берет игрушку собачку и говорит: «Тузик по двору гулял, Вороняток испугал: „Ав-ав, ав-ав!»»

Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.

Пальчиковые игры

Птички

Птички прилетали (большие пальцы цепляем, как крючки, друг за друга, Крыльями махали. остальными машем, как крыльями) Сели, посидели, (кисти рук собираем в кулачки и кладем на стол) Дальше полетели. (повторяем первое движение)

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать (пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы Малышам жуков искать. соединяем, остальными машем, как крыльями) Ждут малютки-птенцы (все пальцы правой руки обхватить левой ладонью) Мамины гостинцы. (шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде)

Снегири

Раз, два, три! Раз, два, три! (считаем пальчики на руках) Прилетели снегири (цепляем большие пальчики друг за друга, как крючки, машем остальными пальчиками, как крылышками) Грудки показали, (показываем кулачки) Ягод поклевали, (указательным пальцем тюкаем по ладошке) Прыгали по веткам (указательным и средним пальчиками «прыгаем» по поверхности стола)

Комплекс утренней гимнастики «Воробушки»

I.Вводная часть Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Жил на свете воробей Всех ловчее и шустрей Чик-чирик-чирик-чик-чик!» Бег по кругу за воспитателем со словами: «Полетели-полетели, Полетели-полетели!» Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Чик-чирик-чирик-чик-чик!» II. Основная часть 1. «Птички машут крыльями» И.п.: стоя, ноги слегка расставлены в стороны, руки опущены вниз. В.: поднять руки в стороны, помахать всей рукой и кистью, руки опустить вниз и сказать «Улетели!» 2. «Воробушки пьют водичку» И.п.: стоя, руки сложены в кулачок, приставлены друг к другу сверху вниз. В.: наклонить голову назад, приложить кулачки ко рту, вернуться в и.п. 3. «Птички клюют зернышки» И.п.: стоя, руки внизу, ноги слегка расставлены в стороны. В.: присесть, постучать указательными пальцами по коленям со словами «клю-клю», вернуться в и.п. 4. «Прыжки» И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. В.: прыжки на месте со словами «прыг-скок, прыг-скок!» Прыжки выполнять в чередовании с ходьбой. III. Заключительная часть Ходьба по кругу за воспитателем со словами: «Жил на свете воробей Всех ловчее и шустрей Чик-чирик-чирик-чик-чик!» Дыхательное упражнение «Птички» Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «чик-чирик, чик-чирик».

Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»

В воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам. Малыша нужно постепенно знакомить с миром пернатых и животных, а также объяснять роль человека в природе. Для развития детей очень полезно мастерить кормушки для птиц своими руками.

Новые знания

Сначала в доступной форме расскажите малышу о том, что действия человека сильно влияют на природу и, к сожалению, не всегда положительно, что очень важно беречь все живое вокруг нас, беречь землю, леса, реки, животных... Может, и не стоит приводить конкретные факты, например, что из десяти синиц зиму переживает только одна, – этим вы можете расстроить и даже напугать малыша, но знать, что от людей зависит в природе многое, ребенок должен.

Забота о пернатых принесет малышу радость, а еще он поймет, что нужно помогать тем, кто нуждается в этом, и в итоге – научится милосердию.

Кроме бесценных морально-этических и экологических уроков, вы дадите ребенку и некоторые естественно-научные знания, ведь малыш сразу же спросит вас: «А каких птичек мы будем кормить?» Вот тут-то вам придется самим основательно подготовиться и узнать, что в средней полосе России зимует примерно семьдесят видов птиц, которые у нас и гнездились. Это, например, синицы, причем синиц у нас достаточно большое количество видов: лазоревки, хохлатые синицы, гаечки, московки, а не только большие синицы, которых мы часто видим в городах (как раз зимой они подтягиваются к жилью человека), – с желтой грудкой, через которую проходит красивый черный «галстук». А еще у нас зимуют дятлы, щеглы, коноплянки, снегири, свиристели, но их можно встретить в основном за городом.

Расскажите малышу, что птички приносят большую пользу природе – они уничтожают разных вредных жучков и гусениц. Но зимой эти вредители прячутся очень далеко и глубоко, и не все птицы могут их достать так ловко, как дятел. Семена растений завалены толстым слоем снега, а красной рябины и боярышника на всех не хватает. Человек может помочь птицам. И сделать это не трудно.

Кормушка для птиц своими руками

Можно, конечно, купить готовую кормушку, но гораздо правильнее, с точки зрения воспитания подрастающего поколения, – сделать ее самим. Классическая кормушка похожа на открытую беседку: у нее есть пол и есть крыша. На «пол» вы будете класть корм, а для того чтобы он не рассыпался и его не сдувал ветер, «пол» со всех сторон нужно оградить невысокими бортиками. Крыша защитит корм от дождя и снега. А еще в «полу» нужно просверлить дренажные дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Конечно, у любой конструкции кормушки стенки и края не должны быть острыми. Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пятилитровую пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку (у бутылок уже есть ручка).

Малыш должен понять, что кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Оказывается, корм может и навредить.

Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

Меню для птиц

Вот и готова наша кормушка. Что же в нее положить?

Оказывается, у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Например, у синиц вкус весьма специфический – они больше всего любят несоленое сало и сыр. Еще они любят мясо – и вареное, и сырое. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим и неиспорченным.

Кстати, и птицам нужны «пищевые добавки», например, им полезна яичная скорлупа – прекрасная кальциевая подкормка.

Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 10.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области