Учитель-логопед Скоробогатова Светлана Николаевна
Закрепление темы «Транспорт» (старшая группа)
Цель: - В игровой форме систематизировать представления о транспорте, видах транспорта, и профессиях на транспорте.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Уточнить и активизировать словарь по теме "Транспорт". Закрепить названия транспорта, умение знать и называть общее и отличительные особенности.
Коррекционно-развивающие. Добиваться четкого произношения звуков, полного ответа. Закрепить правила дорожного движения. Продолжать развивать внимание, мышление. Развивать слуховое внимание.
Воспитательные. Воспитывать интерес к занятию. Учить делиться на команды и работать сообща. Учить выслушивать ответы товарищей, дополнять.
Звучит песенка «Паровозик из Ромашково».
Ход:
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в страну «Транспорт» на паровозике, и на каждой остановке будем выполнять задания, участвовать в викторине(игра в вопросы и ответы). За каждый правильный и точный ответ команда получает зеленый огонек светофора, за нарушение правил игры команда получает красный огонек светофора. Побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество зеленых огоньков.
Напомним правила игры:
1. Выполнять задания быстро, по времени, отведенному ведущим.
2. Отвечать на вопросы только после того, как выслушали все задание до конца.
3. При выполнении заданий нельзя выкрикивать ответы и мешать отвечать
соперникам.
Команды готовы показать свои знания и умения, проявить смекалку,
находчивость?
1 остановка «Собери картинку»
На столе разложены разрезные картинки, из которых вам нужно будет составить две картины. (Дети выполняют задание за столами).
Логопед: Внимательно рассмотрите картины и скажите, что общего у
предметов, изображённых на них (Общее то, что предметы, изображённые на картинах – транспорт).
Логопед: Правильно, и тема нашей сегодняшней викторины – «Транспорт».
У нас образовалось две команды: команда детей, которая сложила картинку с
изображением автобуса и команда детей, которая сложила картинку с изображением трамвая. Так и назовем команды – «Автобус»и «Трамвай». Поприветствуем команды аплодисментами! Занимайте свои места.
2 остановка Фонематическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
Теперь проверим, сможете ли вы по звуку определить, какой это транспорт.
Логопед по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, После прослушивания фрагмента записи, дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.
Логопед. Молодцы, вы справились и с этим заданием!
Логопед:
Различный транспорт перевозит
Людей и грузы каждый час,
И по горам, и в деревнях,
И под землёй и на морях,
В пустыне, даже в небесах.
Какие виды транспорта вы знаете?
(Поочередные ответы детей: воздушный, наземный, водный, подземный,
пассажирский, грузовой, специальный.)
3 остановка Дидактическая игра «Летит, едет, плавает…»
Дети по очереди берут перевернутую картинку и приклеивают ее на панно в нужном месте.
Логопед: Отлично, все справились с заданием…
Подведем предварительные итоги первых конкурсов, объявляем физкультминутку!
Физкультминутка. Любой транспорт передвигается: по воде – водный, по суше– наземный, по воздуху – воздушный. Есть ещё и подземный транспорт – метро.
Я называю вид транспорта, а вы показываете определённые движения. При названии водного транспорта – вы плывёте, при названии воздушного – вы летите, при названии наземного – «крутите» руль машины. (Логопед называет и показывает; ракета, корабль, автобус, троллейбус, пароход, вертолёт, самосвал, яхта, самолёт, бензовоз, грузовик, дети показывают соответствующие движения).
4 остановка «Найди лишнее»
Логопед: Найдите лишние картинки и объясните, почему вы так считаете.
Каждой команде выдаются конверты, в которых находятся листы, с
изображением различного вида транспорта одной группы, один вид –
лишний. (Команды выполняют задание).
Логопед: Замечательно, вы быстро справились с заданием. Готовы ли вы
приступить к следующему?
5 остановка «Кто управляет транспортом?»
(Команды вспоминают название профессий, связанных с управлением
транспортом и по очереди называют их).
Логопед: Молодцы, вспомнили все профессии, связанные с транспортом!
6 остановка Игра «Закончи предложение»:
Самолёт летит высоко, а ракета (выше);
Самолёт летит далеко, а ракета (дальше);
Самолёт большой, а ракета (больше);
Велосипед едет быстро, а машина (быстрее);
Машина тяжёлая, а трактор (тяжелее).
Машина длинномер длинная, а поезд (длиннее)
7 остановка Конкурс для капитанов команд «Жёлтый автобус».
Капитанам выдаются конверты, в которых находятся семь желтых автобусов разного размера. Нужно рассортировать автобусы по размеру от самого маленького до самого большого. Игра на скорость выполнения задания.
Логопед: Капитаны достойно отвечали и принесли своим командам
дополнительные баллы.
Логопед: Замечательно! Вы отлично знаете все виды транспорта. Наша
викторина окончена.
А пока подводятся итоги, предлагаю командам и болельщикам отдохнуть.
- Ой, а кто это на пути нам встретился?
-Правильно, регулировщик!
Игра «Вопрос-ответ»
К ребятам выходит Регулировщик:
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
– Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно
отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.
Вопросы регулировщика:
Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?
Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,
А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит?
Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
Награждение победителей медалями!
Звучит песенка «Мы едем, едем, едем в далекие края…»