ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ГОРОДЯНКИНА В.П.
ДЕТСКИЙ САД №37 ОАО «РЖД»
Одной из важных задач в работе с детьми с общим недоразвитием речи является работа по коррекции звукопроизношения. Автоматизация и дифференциация звуков проводится на различном речевом материале: в слогах, словах, предложениях, стихах и рассказах . Одним из самых сложных этапов этой работы, безусловно, является автоматизация и дифференциация звуков в связной речи, т.к. ребенок должен не только контролировать свое произношение, но и правильно воспроизводить текст.
Из логопедической практики известно, что дети с общим недоразвитием речи хуже, чем их сверстники овладевают связной речью. Они не всегда полностью и правильно понимают прочитанный им текст, при пересказе теряют существенные детали, нарушают последовательность событий.
Для облегчения запоминания детьми стихов и рассказов я стала применять пиктограммы.
Применение графических схем записи смысловой программы позволяет наглядно показать детям как приемы построения каждого отдельного предложения, так и приемы построения целого рассказа, способствует развитию операций синтеза и создает возможность наблюдения за правильной реализацией содержания предложения и в целом всего рассказа, развивая осознанный контроль за собственной речью.
Первоначально для облегчения запоминания во время подачи материала стала схематично изображать предметы, о которых идет речь в предлагаемом тексте.
Например:
Бросил шапку в шишку Мишка.
Падай в шапку с елки шишка.
Шишка хлоп по голове,
Стало шишек сразу две.
Детям очень нравится самостоятельно «записывать» тексты. Даже слабые и неактивные дети проявляют интерес к этому виду работы. Они занимаются с большим удовольствием, внимательно слушают предлагаемый материал, самостоятельно вычленяют значимые единицы, устанавливают между ними логические связи, что, безусловно, оказывает положительное влияние на формирование связной речи.
Воспроизведение текстов больше не вызывает у детей затруднений, благодаря чему появляется возможность сконцентрировать внимание на звуковом оформлении высказывания.
Таким образом, решается сразу две задачи: развитие связной речи и закрепление правильного произношения звуков.
Воспроизведение текстов больше не вызывает у детей затруднений, благодаря чему появляется возможность сконцентрировать внимание на звуковом оформлении высказывания. Таким образом решается задача закрепления правильного произношения в связной речи.
Работа с пиктограммами учит детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
делает их суждения и умозаключения более логичными и последовательными;
развивает неречевые процессы: внимание, мышление, все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки текста детьми);
поддерживает интерес детей к активной речевой деятельности.
Считаю, что метод наглядного моделирования с успехом может использоваться не только в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, но и в работе с детьми массовых групп детского сада.