Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие интеллектуальных конструктивных способностей детей с использованием конструкторов типа LEGО»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Развитие интеллектуальных конструктивных способностей детей с использованием

конструкторов типа LEGО»

Составила:

Цыкало М.И.

Методическая разработка содержит историю возникновения, виды конструкторов, совместимые аналоги «LEGO», условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструкторов типа LEGO; В разработке представлены педагогические условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов типа LEGO, а также рабочая программа по легоконструированию. Пособие окажет практическую помощь воспитателям старших дошкольных групп в формировании предпосылок УУД, основных компетентностных качеств воспитанников на непосредственно-обрaзовательной деятельности по конструированию.

Содержание:

Введение………………………………………………………………................................4

Тезаурус …………………………………………………………………………….............6

Теоретическая часть…………………………………………………………………………7

Практическая часть ………………………………………………………………………...17

Заключение …………………………………………………………………………………21

Список использованной литературы ……………………………………………………..23

Приложение 1. ……………………………………………………………………………..25

Приложение 2………………………………………………………………………………33

Приложение 3……………………………………………………………………………..34

Приложение 4……………………………………………………………………………..36

Введение

Проблема интеллектуaльного рaзвития и воспитaния детей дошкольного возрaстa является одной из самых aктуaльных проблем педагогики начала XXI века, века информационных технологий. С одной стороны, онa учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, умственной работоспособности и т.д. С другой стороны, появление дошкольных организаций с приоритетом интеллектуального развития свидетельствует о том, что эта проблема выходит далеко за пределы управления качеством процесса умственного воспитания детей, требует изменения подхода к определению целей, принципов, методов и содержания дидактического и психолого-педагогического компонентов воспитательно – образовательного процесса и внедрения современных образовательных технологий. Это представляет собой трудную методическую задачу, как в теоретическом, так и в практическом плане, поэтому на решение данной проблемы направлены различные инновационные и развивающие программы, изменяющие не только характер обучения, но и объём получаемой информации. Проблему развития интеллектуальных способностей в России активного разрабатывает М.А. Холодная, которая определяет последние как форму организации образовательного процесса, позволяющую создать условия для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребёнка подготовки его к успешной и самодостаточной жизнедеятельности. Согласно позиции М.А. Холодной и её последователей, «чем выше уровень интеллектуального развития, тем сложнее по составу и строению умственный опыт человека и, соответственно, тем более субъективно богатой и в тоже время объективной является картина мира». Развития личности дошкольника не может осуществляться без обучающего влияния взрослого и предметно-пространственной развивающей среды, а так же реальной деятельности самого ребёнка. Содержания и способы этой деятельности определяют процесс его психологического развития. Деятельность ребёнка формирует его психику. Согласно этой теории, теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др., развитие ребёнка осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе и конструктивной.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Дети дошкольного возраста стремятся к активному познанию окружающей действительности. Они испытывают интерес ко всему неизвестному, задают много вопросов, строят догадки, рассуждают, обдумывают и ищут различные способы решения проблемных ситуаций

Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. Главное в жизни ребенка – это игра. Именно через игру ребенок знакомится с окружающим миром. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.

Игры с конструктором LEGO помогают развить творческие способности и воображение, LEGO — это открытое пространство для деятельности, которое предоставляет свободную игру. Творческая игра стимулирует воображение ребенка, которое создаёт умственную активность. LEGO имеет возможности для разнообразного игрового творчества, дети могут придумывать новые и интересные идеи многократно. Возможности бесконечны. Это расширяет воображение, развивает концентрацию, процесс построения модели принуждает к сосредоточению и проявлению мастерства.

Деятельность – это первое условие развития у дошкольников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего-технологий.

Выделяя основные тенденции в современном образовании, следует отметить, что ФГОС позволяет изменить содержание и организацию образовательного процесса для достижения одного из требований, закрепленных в этом документе «возможность проявлять инициативу и самостоятельность, способность выбирать участников по совместной деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками и способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет чувство веры в себя, умение выражать свои мысли и желания», проявлять любознательность.

Целью данной методической разработки является развитие интеллектуальных конструктивных способностей с использованием конструкторов LEGО, которые могут помочь успешному развитию социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей воспитанников, формированию целеустремленности и настойчивости в достижении целей, умению переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить методическую, научную литературу по развитию интеллектуальных конструктивных способностей с использованием конструкторов LEGО

Познакомиться с методикой развития интеллектуальных конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Апробировать возможность внедрения рабочей программы по развитию интеллектуальных конструктивных способностей с использованием конструкторов LEGО

Определить целесообразность внедрения рабочей программы по развитию интеллектуальных конструктивных способностей с использованием конструкторов LEGО.

Тезаурус

Методы воспитания (от греческого «методос» - путь) – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

Методы обучения – это способ взаимосвязи для достижения целей для обучения, развития и воспитания

Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Это слово пришло из латинского языка, в котором construere означает «построение, создание модели». Конструирование играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер.

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач.

Конструктивные способности – это и умение перерабатывать отобранную информацию, подать ее детям с учетом их возрастных особенностей.

Конструктивные умения – это умения узнавать и выделять объект, видеть существенное(абстрагирование);собирать объект из готовых частей (синтез);

Мысленно расчленять объект, выделять составные части (анализ);

Видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый предмет с заданными свойствами (трансформация).

LEGO (от дат. Leg-godt — «играй хорошо», рус. ле́го) — серии конструктора, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов.

"Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого".

Марк Твен

Теоретическая часть

Развитие интеллектуальных конструктивных способностей детей с использованием

конструкторов типа LEGО

В 1934 году Оле Кирк Кристиансен зарегистрировал собственную торговую марку LEGO. Название LEGO появилось путем сложения двух датских слов - "leg" и "godt", что переводится как "хорошо играю". Оказалось, и в древнем языке - латыни - есть слово lego, которое означает "я учусь" или "я складываю вместе", поэтому наборы LEGO не только формируют у детей дошкольного возраста конструкторские навыки, но и способствуют развитию у них интеллекта, логического мышления и многого другого [2]. В самом начале своей истории конструктор назывался «Автоматически скрепляющиеся кирпичики». Казалось бы, все так, но вот звучности названию явно не хватало. Поэтому было решено сделать анаграмму датской фразы leg godt, что означает «играй легко». Все детали, произведенные с 1958 года по сегодняшний день, сделаны по одному дизайну. Это значит, что пятидесятилетний кирпичик легко заменит деталь в современном конструкторе. Представители компании подсчитали, что на каждого человека, живущего на планете Земля, приходится как минимум 86 кирпичиков из конструктора LEGO. Все те же представители выяснили, что шесть восьмишиповых кирпичиков могут соединяться между собой в огромном количестве различных комбинаций. Их точное число – 915 103 765 вариаций. Ежегодно компания LEGO производит миллионы деталей для своих конструкторов. Наверняка среди них много неисправных и бракованных? А вот и нет. Из каждого миллиона деталей, всего 18 бывают неисправны. Если бы фигурки LEGO-персонажей были настоящими, их население стало бы крупнейшим на планете. На сегодняшний день насчитывается более 4 миллиардов фигурок. Во время праздников, особенно новогодних, в мире продается 28 конструкторов LEGO ежесекундно. Именно – ежесекундно! Это значит - более ста тысяч наборов в час. Ни один производитель в мире не выпускает столько колес, сколько компания LEGO. Ну и что, что они крохотные, зато их количество превышает 300 миллионов в год!

Вот 20 фактов о Lego, которые могут вас удивить:

1. Lego не изобрела кирпичики лего.

Во время Великой депрессии никто не хотел покупать дорогую деревянную мебель, поэтому в 1932 году мастер по дереву Оле Кирк Кристиансен (Ole Kirk Kristiansen) решил создавать деревянные игрушки, а в 1934 году создал компанию Lego. Он начал продавать свои игрушки в датском городе Биллунн, не подозревая, что его деревянные конструкторы в будущем приведут к всемирно известному бренду Lego. В 1949 году один продавец предложил Кристиансену машину для литья пластмассы в форму под давлением методом впрыска, чтобы избавить его от долгой ручной работы. Мастер вместе со своим сыном Годтфредом (Godtfred) заинтересовались одним из образцов, которые были у продавца, а именно кирпичиками, которые соединялись между собой. Позже он решил сам создавать подобные кирпичики.

2. Цифры внутри каждого кирпичика имеют свою историю

Внутри деталей лего можно заметить маленькие цифры, которые означают, в какой форме он был создан, и какова была его позиция в ряду во время изготовления. Таким образом, в случае дефекта, деталь можно будет создать ещё раз.

3. Кирпичики лего невероятно прочные.

Учёные решили опубликовать на YouTube видео, в котором они построили аппарат, способный множество раз повторять одни и те же движения, а именно соединять и разъединять кирпичики лего.

Лишь спустя 37 112 соединений и разъединений они заметили трещину на одном из кирпичиков. Один кирпичик лего способен выдержать вес в 430 кг.

4.Lego создает больше шин, чем компания Goodyear.

Компания Lego производит столько маленьких шин для своих игрушечных автомобилей, что она намного опередила Goodyear, Firestone, или Michelin, которые выпускают шины для настоящих автомобилей.

В год Lego выпускает около 320 миллионов шин. По данным компании, почти половина всех наборов, созданных компанией, содержат колёса.

5. Lego за мир.

Компания поклялась никогда не выпускать никакие игрушечные военные наборы для детей. До 1999 года компания не производила даже маленькое игрушечное оружие. Позже они начали выпускать наборы с оружием, но только сказочным, где добро борется со злом.

6. Мини фигурки лего жёлтого цвета не просто так.

Впервые мини фигурки лего появились в 1975 году. Они представляли собой безликих коробкообразных человечков, чтобы дети могли придумать из них любых персонажей. Позже фигурки обрели лица и пол, но они всегда оставались жёлтыми. Согласно компании Lego это самый нейтральный, с точки зрения расы, цвет.

Сегодня всё же можно увидеть игрушечных человечков лего другого оттенка (в наборе NBA, например). Компания меняет цвет человечка, только если он относится к какой-нибудь конкретной личности.

7. Головы человечков лего содержат отверстия не просто так

Если с человечка снять всё лишнее и обратить внимание на его голову, то можно заметить несколько отверстий. Они сделаны для того, чтобы в случае, если ребёнок решит проглотить деталь, отверстия позволили воздуху попасть в лёгкие, существенно уменьшая риск удушения и позволяя ребенку дышать.

8. Фигурки лего становятся злее.

Учёные из новозеландского Университета Кентербери исследовали более 3 000 фигурок лего, созданных между 1975 и 2010 годами. Они пришли к выводу, что выражения лица на фигурках постепенно превращалось из более милого и приятного в более угрюмое и даже злобное.

В последние годы всё больше персонажей с угрюмым лицом появлялось в коллекциях Lego и в связи с этим глава исследования Кристофер Бартнек (Christoph Bartneck) выразил озабоченность, что такая смена настроение может повлиять на детей.

Лего для взрослых

9. Взрослые любители Лего являются самыми преданными клиентами компании.

Именно взрослые любители конструкторов Lego покупают самые дорогие наборы и отдельные детали. Но в самом начале и на протяжении нескольких лет компании считала взрослых людей, играющих в лего, странными и даже "немного ненормальными".

Если говорить об истории возникновения конструктора, то пластиковый кирпичик LEGO, который соединяется с другими подобными деталями и так хорошо знаком детям любого возраста, появился только в 1947 году. С 1958 года размер классического кирпичика LEGO с восемью шипами, расположенными в два ряда не меняется, что позволяет использовать детали одного набора при сборке другого. В ходе разрастания компании на фоне популярности игрушек стало совершенствоваться оборудование компании и материалы. Сейчас компания «LEGO» идет в ногу со временем. Она выпускает серии конструкторов для мальчиков и девочек, для малышей и подростков, также созданы серии по популярным фильмам и мультфильмам. Так как современные дети любят играть в компьютерные игры, произведены конструкторы «LEGO», модели из которых можно не просто строить, но и программировать, чтобы они двигались, перемещались и выполняли какие-либо команды.

Перспективность применения LEGO конструирования обусловливается его высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и образовательных целях [8]. Конструктор LEGO действительно универсален: можно строить города, отправиться в путешествие к рыцарям и принцессам, на полянку в лес, в подводное царство, найти клад, изготовить объемную открытку, создать театральную сцену – и на сцене каждому играть свою роль [1]. Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа ребятам очень нравится, является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами [17].

Цвет деталей конструктора соответствует общепринятым эталонам цвета: красный, зеленый, желтый, синий и т.д. Также в конструкторе имеются детали с оттенками основных тонов: розовый, голубой, салатовый, серый и т.д. Чтобы дети лучше усвоили цвет, можно предложить им построить модель одного цвета. Для этого им придется многократно выбирать из целого набора детали определенного цвета. Также цвет деталей придется подбирать при создании определенных моделей, т.к. крокодил не может быть красным, а пингвин оранжевым.

Понятие формы дети дошкольного возраста могут усвоить при работе с разнообразными формами деталей конструктора LEGO различающихся не только по цвету: блок, пластина, балка, ось, штифт и т.д. Эти детали помогут освоить как плоскостные эталоны геометрических форм: квадрат, круг, треугольник, так и объемные фигуры: цилиндр, трапеция и т.д. Восприятие величины у детей дошкольного возраста можно сформировать в процессе создания моделей разных размеров, например, одноэтажного домика и небоскреба.

Вывод: Кирпичик — ключевой элемент LEGO. Он используется не только в конструкторах, но и в настольных и компьютерных играх. Пластиковый кирпичик LEGO соединяется с другими подобными деталями и так хорошо знаком детям любого возраста, появился 1947 году.

Для полноценного развития личности и интеллекта ребенка особое значение имеют игры и базовые виды творческой деятельности, к которым относится и конструирование. Специалисты компании LEGO Group разработали серию развивающих и образовательных конструкторов «LEGO Education». Российское представительство LEGO Education занимается продвижением образовательных программ на территории РФ и стран СНГ с 2010 года. Сейчас во всех регионах России идет активное внедрение образовательных программ LEGO [1].

Конструкторы LEGO различаются не только по тематикам, но и по возрастным характеристикам. Следуя девизу «большие блоки для маленьких рук» [2], компания «LEGO Group» выпускает конструкторы с деталями разной величины (Приложение 1)

1.Блоки LEGO Soft созданы специально для детей от 2 лет. Они настолько большие, что конструктор может относиться к разряду напольных игр. Блоки конструктора не просто удобно берутся маленькими руками, они еще и мягкие на ощупь, что снижает возможность травматизма.

2. LEGO Duplo – конструкторы для детей в возрасте от 2 до 6 лет (1960-х годы). Это блоки, комфортные для детей младшего дошкольного возраста.

3.Начиная с 4-5 лет дети могут строить уже из стандартных блоков конструкторов серии LEGO Dasta или LEGO Sistem [9]. Конструирование из деталей этих серий требует более точных, отточенных действий, приложения силы для скрепления деталей, а также развитой моторики рук, т.к. детали могут быть настолько малы, что брать их получается исключительно двумя пальцами.

4. Самыми популярными конструкторами серии LEGO с элементами программирования являются: WeDo (с 4 лет), знакомящий детей с элементарными креплениями деталей, которые приводятся в движение при помощи программы, составленной на ПК; RCX (с 7 лет), где можно не только собирать движущиеся модели, которые действуют автономно на батареях питания типа АА, но и производить элементарные измерения факторов окружающей среды (степени освещенности, температуры и т.д.); NXT (с 10 лет) – последнее, на сегодняшний день, детище компании LEGO Group в области робототехники.

Строительство. К этой категории относятся стандартные наборы LEGO, состоящие из кирпичиков и дополнительных элементов (окна, крыши, колёса, двери и т. п.). Ролевые. Конструкторы этой группы выстраиваются вокруг определённой тематики (пожарная станция, гонки, полицейский участок, рыцарский замок и др.). Можно не только собрать конструкцию, но и «потратить много часов, играя с готовой моделью». Наиболее успешным примером является набор Bionicle, выпускаемый с 2001 года. Лицензионная продукция. Это направление реализовано тематическими комплектами «Звёздные войны», «Принц Персии», «Губка Боб Квадратные Штаны», «Гарри Поттер», «Индиана Джонс» и др. Робототехника. Серия «LEGO Майндстормс» выпускает комплекты для сборки программируемых роботов. LEGO -роботы поддерживают управление через Bluetooth и могут выполнять несложные действия. Например, собрать кубик Рубика менее чем за 15 секунд. А в ноябре 2010 года робот «Джиттер» был запущен в космос на борту ракеты Союз. Он собирал различные предметы, находящиеся в невесомости внутри (МКС).Образование. Серия обучающих конструкторов, разработанных в качестве дидактического пособия для учителей

Главный продукт LEGO — кирпичик — не защищен никакими патентами. Компания добилась таких результатов не путем разрыва с деловым сообществом, а, наоборот, благодаря развитию внутри него LEGO - знаменитый и самый известный в мире конструктор, у которого существует много последователей. Некоторые из аналогичных LEGO конструкторов - подделки, они хуже по качеству; другие по качеству ничуть не уступают LEGO.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у детей умения самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивают инициативу, самоконтроль и самооценку. Это предполагает обновление содержания образования, поиск новых подходов к организации учебного процесса.

Некоторые из аналогичных LEGO конструкторов - подделки, они хуже по качеству; другие по качеству ничуть не уступают LEGO.

Российский Конструктор «Город мастеров», «Кроха» - это отечественный детский конструктор, который предоставляет широкий ассортимент собираемых автомобилей, самолетов и прочей техники. С помощью одного тематического конструктора можно собрать несколько предметов или сценок из реальной жизни, что делает игру особенно интересной и позволяет ярче проявиться детской фантазии.

Польские конструкторы Cobi, Конструкторы COGO (Китай), Brick являются аналогом наборам LEGO. Огромное разнообразие модельных серий для разных возрастных групп, доступные цены делают продукцию бренда узнаваемой и востребованной. Полностью совместимые с конструкторами LEGO и другими аналогами. По безопасности и содержанию вредных веществ, все конструкторы имеют максимальные или почти максимальные оценки. Соединение и отсоединение деталей также на хорошем уровне.

Способы соединения кирпичиков

Вероятно, более важным является не количество способов, которыми можно скрепить кирпичики вместе, а принципы, лежащие в основе того, как они должны быть соединены.

Рассмотрим, например, любые два кирпичика 2x4. Вы можете соединить тремя основными способами. Их можно сложить стопкой, соединить внахлест или расположить ступенчато (лесенкой).

Укладка стопкой. Хотя это и не самый распространенный способ строительства и обычно не самый прочный, иногда укладка кубиков друг на друга необходима.

Соединение внахлест. Как и в реальных кирпичных стенах, в случаях с кирпичиками типа LEGO лучшего результата можно добиться, когда они располагаются друг на друге с помощью способа соединения внахлест. Это придает модели прочность и позволяет в полной мере использовать одну из основных особенностей: свойство взаимной поддержки элементов. Самый простой способ добиться хорошего соединения внахлест - просто помнить, что следует избегать слишком большого количества кирпичиков, сложенных стопкой друг на друга, что образует вертикальные зазоры.

Ступенчатое расположение. Когда вы располагаете кирпичики ступенчато, то устанавливаете один их слой отступом от переднего края прилегающего слоя для создания ступенчатой модели. Такое построение позволяет, как правило, квадратным или прямоугольным кирпичикам, использованным в правильной комбинации, получить более органичные формы.

Педагогические условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей с использованием конструкторов типа LEGO.

Авторами книг по LEGO конструированию (Ишмакова М.С. Комарова Л. Г., Лусс Т.С. Фешина Е.В.) выделено три условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста средствами конструкторов типа LEGO.

1. Рассмотрим первое условие: создание для каждого ребенка дошкольного возраста такой конструирующей среды, которая формирует знания о конструкторской деятельности, учит создавать различные модели по технологическим картам или собственному замыслу, навыки конструирования, конструкторские способности.

С этой точки зрения, представляется необходимым рассмотрение специальным образом организованного для LEGO конструирования пространства в качестве средства проявления творчества. В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется организации образовательной среды дошкольной организации. Данный документ характеризует ее как развивающую предметно-пространственную образовательную среду.

Исходя из идеи авторов, они определили данную среду как LEGO конструирующую, которая включает в себя предмет деятельности ребенка, персональные конструкторы серии LEGO, аналоги конструкторов LEGO, компьютеры, дидактические материалы, находящиеся в специально оборудованной комнате, уголке группы или домашней обстановке [15].

Применительно к системе дошкольного образования понятие «образовательная среда» обычно не рассматривается, чаще встречается понятие «развивающая среда» [12]. Характеризуя развивающую среду, педагоги обычно рассматривают ее с точки зрения организации (предметно-пространственная, духовная), осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая), содержания (программы, методы, формы работы и др.) [13].

Подчеркивая влияние среды на развитие личности, Л.И. Новикова считает, что необходимо приблизить среду к нуждам и потребностям детей. По мнению В.С. Мухиной и В.А. Горянина, должны быть разработаны и организованы элементы психологически целесообразной развивающей среды, помогающей ребенку войти в ту «зону развития», которая пока ему недоступна. Развивающая среда является своего рода катализатором в процессе самореализации личности, способным ускорить или замедлить этот процесс [10]. В исследованиях В.А. Ясвина [13] большое внимание уделяется содержанию развивающей среды, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех участников образовательного процесса, чтобы ребенок, переходя от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

К составляющим развивающей среды относятся социальный, предметно-пространственный и психолого-дидактический компоненты. В ряде работ (Л.М. Клариной, В.А. Петровского и др.) выявлены принципы построения развивающей среды: активность, эмоциональность, учет возрастных и индивидуальных различий, стабильность, динамичность, гибкое зонирование, открытость-закрытость [11].

Активизация LEGO конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса в образовательной организации на основе LEGO конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества. При этом из одного и того же конструктора получаются разные модели, которые можно переделывать, конструируя каждый раз новые образы реальных объектов или элементов декораций. Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа с конструктором является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы в развитии ребенка, где нет пределов детской фантазии [17]. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами и конструкторами, архитекторами придумывая свой рисунок, рисуя свой чертеж или схему.

Работа с LEGO может занять неопределенное количество времени, начиная от получаса и заканчивая несколькими днями. Ребенок может возвращаться к своей идее несколько раз, преобразовывая ее и меняя детали.

Дети могут работать как индивидуально, так и группами от 2 до 6 человек [13]. Перед работой детей следует познакомить с темой, основными идеями построения. Научить читать схему, чертеж, понимать соединение на листе бумаги. Затем следует перейти непосредственно к конструкторской деятельности. Здесь педагог, должен придерживаться принципа «не навреди», т.к. мы направляем ребенка на творческое воплощение собственной задумки в определенную модель. Некоторые ребята могут работать быстрее других, поэтому стоит продумать для них дополнительные задания. Это может быть усложнение или дополнение определенными деталями. По завершении конструкторской деятельности мы предлагаем детям представить свою модель. Ребятам предлагается продемонстрировать результат своей деятельности, рассказать о самых трудных, легких и интересных сторонах их деятельности. После этого дается свободное время для рефлексии, когда они могут поиграть со своей моделью, дополнить ее, создать проект совместно с другими детьми, применить свою модель в окружающей среде [12].

2.Рассмотрим второе условие.

LEGO конструирование успешно реализуется в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала; в самостоятельной деятельности в виде дидактической игры, сюжетно-ролевой или театрализованной игры, в которой используется вспомогательный материал; в совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками.

Схема диапазона возможностей использования конструктивно-игровой деятельности с LEGO

Следует учесть, что любая конструктивно-модельная деятельность детей с конструктором типа ЛЕГО, требует особо руководства со стороны педагога. LEGO конструирование успешно реализуется в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала.

Применение LEGO конструирования в свободной деятельности детей также необходимо. Здесь уместно применение дидактической игры («Волшебный мешочек», «Найди пару», «Найди такой же по цвету, форме, и т.д.», «Сделай букву, цифру», «Попробуй преобразовать», «На что похож?» [5]; модели из конструкторов типа LEGO могут использоваться в качестве вспомогательного материала в сюжетно-ролевых играх в виде предметов-заместителей, создавая которые, дети копируют образец из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления, тем интереснее и разнообразнее станут их творения [9]; при помощи этих моделей можно создавать среду ( будет это подводный мир, или бал у короля, или сафари, а может и строительство домов или концерных залов) для всех видов игр.

3.Рассмотрим третье условие.

Многие родители покупают LEGO не только для ребенка, но и для себя (как правило это очень дорогие модели) различных серий, играют сами, тем самым показывая как можно в совместной деятельности сократить барьер между детьми и родителями, помогает взаимодействовать не в тоталитарном и господствующем режиме, а на позициях равенства и партнерства.

Вывод. Таким образом, под LEGO конструированием мы понимаем вид детской активности, направленный на создание продуктов творчества из конструкторов типа LEGO, отличающихся оригинальностью и новизной. В процессе данной деятельности у ребенка развиваются конструктивные способности, характеризующиеся применением существующих знаний, творческого опыта для создания новых продуктов творчества, позволяющие ему исследовать и преобразовывать окружающую действительность. LEGO конструирование, как утверждает Т.В. Лусс, в общем образовании приобрело значение мультифункционального образовательного комплекса [5]. Оно позволяет обеспечивать компоненты общего образования [8]: умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения образовательных и познавательных задач; умение организовать сотрудничество и совместную деятельность со значимыми взрослыми и сверстниками [15]; выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач.

Педагогические условия взаимодополняемы и взаимообусловлены, представляют собой синтез мер по развитию интеллектуальных способностей средствами LEGO конструирования в образовательной организации и семейной обстановке.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием конструкторов типа LEGO, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах конструкторов типа LEGO много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

Освоение конструкторов типа LEGO ведется последовательно от простого к сложному. Занятия по развитию конструктивных способностей проводятся по 30 минут в подготовительной группе.

Структура занятия.

Первая частьзанятия – это упражнение на развитие логического мышления

/ длительность -10 минут/.

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются :

-Совершенствование навыков классификации

-Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

-Активизация памяти и внимания.

-Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

-Развитие комбинаторных способностей.

- Закрепление навыков ориентирования в пространстве

Вторая часть- конструирование.

Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.

- Ознакомление с окружающей действительностью

- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.

- Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть- обыгрывание построек. [3]

У детей дошкольного возраста еще нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются вообще.

На занятиях предлагается детям модели, схемы, просмотр презентаций, видеоуроки, видеоматериалы с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, открытки, подводный мир, созвездия, удивительное из отпуска, в поисках приключений, на балу у принца, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

Вывод: В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Практическая часть

Работа с детьми. Методика организации занятий

Для формирования конструктивных способностей необходимо выполнение трех условий.

Первое условие — организация целенаправленной системы обучения, включающая три этапа:

1) создание условий для широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; 2) предоставление детям возможности решать задачи, направленные на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования;3) организация самостоятельного детского конструирования по замыслу.

Второе условие — использование в обучении конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные. Этому условию способствует наличие в наборах больших пластин-подставок (некоего поля), объединяющих разные детские конструкции пространственно и сюжетно. Из современных реально существующих конструкторов наиболее соответствующими этим требованиям являются базовые конструкторы типа LEGO (узкотематические конструкторы этого класса могут служить лишь хорошим дополнением).

Третье условие — организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, и прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием. [4]

Методика организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Вначале обучения лучше использовать уже знакомые детям конструкторы, и прежде всего базовые наборы, а тематические — только как дополнительный материал. Качественные изменения, происходящие в деятельности шестилетних детей, позволяют в дальнейшем ставить перед ними проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Для занятий детей целесообразно делить на подгруппы (по 5–6 детей в каждой).

Так, на первом занятии этого этапа обучения каждому ребенку дают фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорят: «Это — недостроенная конструкция чего-то. Это начало, ты можешь дополнить ее, достроить, придумать сюжет. Ребята рассматривают фигуру, переворачивают ее, иногда по несколько раз; некоторые из них берут другие более мелкие детали и приставляют к ней и т.д. И только после такого «практического» обдумывания (важно не торопить детей) называют то, что, по их мнению, было начато. Дети начинают либо перестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и конструировать заново. В результате дети на одной основе могут создать несколько разных конструкций.

На следующих занятиях в качестве основы недостроенной конструкции можно давать фигуры: Г-, Т- и П-образные, а также длинный тонкий и короткий толстый бруски, составленные из нескольких деталей конструктора. Ребятам перед конструированием предлагается обдумать, а затем продолжить работу.

Уже на следующем занятии дети действуют более уверенно, а некоторые из них предлагают сразу 2–3 варианта конструкции. При этом заданная фигура остается основой, которую дети дополняют для получения новой конструкции. Иначе говоря, дети осваивают способ «опредмечивания» основы как способ построения образа будущей конструкции.

К четвертому занятию дети начинают использовать заданную фигуру не только как основу, но и как деталь новой конструкции. Например, длинный брусок — это труба большого парохода или столб, на котором держатся карусели, и т.п. Это говорит о том, что замысел (образ) строится способом «включения» заданной фигуры не в качестве основы, как было раньше, а как элемента общей конструкции. А это — показатель более высокого уровня развития воображения, творчества (после 5 лет).

Заметим, что в это же время дети начинают осваивать конструирование из природного материала и строить художественные образы этими же способами. Полученный детьми опыт, безусловно, помогает им при творческом решении задач на достраивание фигуры из деталей конструктора. Иначе говоря, способы построения образа становятся обобщенными, и дети пользуются ими самостоятельно в любом виде конструирования.

На последнем занятии из этой серии детям можно дать все уже знакомые им основы и предложить выбрать общую тему (например: зоопарк, аэродром, город и т.п.) и создать свои конструкции в соответствии с темой.

А далее детям (ближе к 7 годам) можно предлагать конструирование по условиям: построить мост для пешеходов через определенную реку; многоэтажный жилой дом; улицу с двусторонним движением и светофором; многоэтажные дома с магазинами внизу, магистраль, будку ДПС и СТО, сделать подъемный кран с кабиной для шофера и т.п.

На следующем этапе дети могут конструировать по замыслу: они сами придумывают тему, сами отбирают материал, договариваются, кто что будет делать, и т.п.

Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать необходимые условия: выбрать вместе с детьми место (ковер, несколько составленных столов и т.п.), обеспечить большими пластинами-подставками и дополнительными тематическими наборами типа LEGO .

В процессе конструктивно-игровой деятельности с конструкторами типа LEGO педагог может использовать разнообразные формы:

– задания дает педагог, выполняют дети;

– задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом;

– задания дают дети друг другу;

– задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.

Можно выделить особенности организации и проведения занятий и совместной деятельности в старших и подготовительных возрастных группах :

В подготовительной группе присутствует конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием; по собственному замыслу; по словесному описанию; моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы - «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом. При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.

Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации занятий – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу.

Конструкторы типа LEGO можно использовать для решения задач образования и воспитания, диагностики детей по следующим направлениям:

– конструкторы типа LEGO – средство активизации познавательной деятельности;

– использование LEGO для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

– игровая деятельность с конструкторами типа LEGO как средство диагностики детей в интеллектуальном развитии;

– развивающая работа с детьми по формированию у них восприятия величины, цвета, формы, ориентации в пространстве, развития зрительного внимания, памяти;

Еще одно важное направление применения LEGO – использование его в педагогической диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной, спонтанной и индивидуальной играми описывается в работах С.Д. Забрамной, Е.М. Мастюковой, О.П. Усановой. Свободная конструктивно-модельная деятельность детей с конструкторами типа ЛЕГО позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень его коммуникативности и т. д. В процессе конструктивно-модельной деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корректирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Это позволяет с самых первых занятий оказывать развивающее воздействие на детей

Исследованиями установлено, что LEGO конструирование используют в детском саду в качестве средства развития интеллектуальных способностей. Нами уточнено понятие «развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования», под которым подразумевается достижение дошкольниками более высоких, по сравнению с другими детьми, незаурядных результатов с помощью развивающих конструкторов типа LEGO, применяемых в образовательной и самостоятельной деятельности для успешного развития конструктивных способностей [4].

При помощи наглядно-действенного метода мы знакомим детей с конструкторскими свойствами деталей LEGO, возможностями их скрепления, комбинирования, оформления. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатая фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, конструкторские навыки, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление и память, что является основой интеллектуального развития.

Создание проблемных ситуаций повлияло на развитие исследовательских, экспериментальных, проектных навыков детей дошкольного возраста, способствовало совершенствованию их социально-коммуникативных умений.

Выделим несколько направлений образовательной деятельности, в которых возможно применение LEGO -конструирования с целью развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

1) естественнонаучное: LEGO -конструирование способствует знакомству детей с элементарными физическими явлениями: крепление.

2) математическое: мы постоянно предлагаем детям подсчитать количество деталей, а также рассматриваем такие понятия, как размер, цвет, форма, объем, величина и т.д.;

3) речевое развитие: дети не просто конструируют, но также рассказывают о своих моделях, обсуждают проблемы, возникшие при создании той или иной части постройки, т.е. идет постоянная совместная работа и обмен идеями, что способствует развитию речевых навыков;

4) техническое творчество. Мы уделяем особое значение техническому творчеству, под которым понимается деятельность человека, направленная на преобразование природы в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности, характеризующаяся новизной процесса деятельности и его результата, а также оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Для повышения качества образования разработана рабочая программа дополнительного образования по формированию творческо-конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством образовательных конструкторов

Социальными заказчиками деятельности «Lego» являются родители воспитанников. Выявление потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности по удовлетворению запросов родителей: Интеллектуальное развитие детей. Развитие творческих способностей; Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)

Дополнительная образовательная деятельность по LEGO- конструированию позволяет развивать конструкторское воображение, повысить технический кругозор детей дошкольного возраста [8].

Работая над этой темой, я обратила внимание, что развитие интеллектуальных конструктивных способностей детей с использованием конструкторов типа LEGО является в некотором смысле толчком для достижения целевых ориентиров, которые прописаны во ФГОС ДО [7, IV п.4.6].

Заключение

Внедрение педагогических условий осуществлялось по-разному: каждого условия в отдельности и в комплексе.

Системность применения конструкторов типа LEGO способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2) развитию и совершенствованию высших психических функций: памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так вначале подводим ребенка к проговариванию того, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе.

Дети 6-7 лет уже пытаются решать конструктивные задачи «на глаз» , у них развивается образное мышление, они учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Извлечение из ФГОС: Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.) [16]

Конструктор дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Но главное – игра дает детям уверенность в себе. Дети играют… Игра для них то же, что работа для взрослых. В играх дети развивают свои естественные задатки - воображение, ловкость, эмоции, чувства, интеллект, общение и многое другое. Дети играют со всем, что попадается им в руки, и поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы типа LEGO дают им возможность для экспериментирования и самовыражения. Дети всего мира могут общаться на одном языке - языке игры LEGO. Игра помогает детям понять этот сложный, невообразимый мир, в котором они растут. Дети играют не потому, что это полезно. Они играют потому, что им это нравится, потому что им хочется делать что-то самим. Но детские игры служат не только для развлечения. Игра отражает их развитие, те этапы развития, которые они достигли. Дети в своих играх бессознательно приспосабливаются к достигнутому уровню и к своему окружению, готовясь перейти к следующему этапу.Работая в группе, ребенок взаимодействует с другими детьми. Учится им помогать и выслушивать советы.

Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует:

- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;

- обеспечению работы в рамках ФГОС;

- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;

- удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;

- повышению профессионального уровня педагогов;

- участию педагогов в конкурсах различных уровней;

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.

Библиографический список

1. Видеоконференция «ЛЕГО-технологии в реализации образовательных программ» / Городской методический центр. Москва. –

2. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы // И.П. Волков. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

3. Детский центр LEGO-конструирования // Досуг, развлечения, отдых. –

4. Евтушенко, И.Н. Предметно развивающая среда и ее диагностика в ДОУ / И.Н. Евтушенко // Начальная школа плюс ДО и После. – 2008. – № 4. – С. 33-36.

5.Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова; Всерос. учеб.-метод. центр образов. робототехники. – М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. – 100 с.

6. Ишмуратова З.С. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении lego-конструированию / З.С. Ишмуратова // Rushkolnik.ru. –

7. Комарова Л.Г. Строим из LEGO: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л.Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. – 88 с.

8. Лавкина, Н.Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО» / Н.Ю. Лавкина // Социальная сеть работников образования nsportal –

9. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 104 с

10. Максаева, Ю.А. Легоконструирование как фактор развития одаренности / Ю.А. Максаева // Педагогические науки. Методические основы воспитательного процесса. –

11. Максаева, Ю.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами легоконструирования / Ю.А. Максаева // Педагогические системы развития творчества: сб. по итогам IX Междунар. науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2011. – С.190-

12. Назимова, В.О. Использование конструктора «ЛЕГО» в работе с дошкольниками // МАДОУ детский сад № 64 "Колокольчик". –

13. Нестерова, Н.А. Конструкторы Лего для образования. Повышение мотивации обучающихся через работу с наборами конструкторов ЛЕГО на занятиях: материал для районного методического семинара / Н.А. Нестерова // Первые конструкции. Duplo. –

14. Социальная сеть работников образования. Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструкторов типа Лего / А.Н. Манжарова // –

15. С ЛЕГО станем мы сильней. Пособие по обучению игре в ЛЕГО для педагогов-дефектологов, родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / Ассоциация национальный мониторинг; Союз социальной защиты детей. – М., 2009. – 105 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

17. Фешина, Е.В. «LEGO конструирование в детском саду»: пособие для педагогов / Е.В. Фешина. – М.: Сфера, 2011. – 345 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области