«Презентация работы речевого центра в группе»
(из опыта работы)
Воспитатели: Жабина Е.Н., Опейкина С.А.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды — Речевой центр. Он представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальных и подгрупповых игр.
Цель речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
Развитие артикуляционной моторики;
развитие словаря ребёнка;
работа над грамматическим строем речи;
развитие связной речи;
формирование фонематического восприятия и слуха;
воспитание звуковой культуры речи;
подготовка к обучению и обучение грамоте;
развитие мелкой моторики;
знакомство с художественной литературой.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка мы учитывали:
соответствие материала индивидуальным и возрастным особенностям детей;
Старались, чтобы речевой центр был комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого центра. Все игры и пособия разложены в контейнеры, корзинки, папки – конверты по разделам речевого развития. На каждом контейнере и папке – этикетка с названием игры. Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, содержащемуся в центре;
игровой материал должен быть доступным для ребенка;
также неотъемлемым атрибутом нашего речевого центра является кукла Таня. Кукла задаёт вопросы или отвечает на них, загадывает загадки, придумывает интересные истории, преподносит неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызывают у детей живой интерес, побуждают к речевой активности.
В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: артикуляционной моторики, пособия для развития дыхания пособия, мелкой моторики, материал по звуковой культуре речи, фонематическому восприятию, по лексико - грамматическому строю речи, связной речи и обучению грамоте.
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
Для наиболее эффективного взаимодействия с учителем – логопедом нами разработаны папки с подборкой игр и речевого материала по всем лексическим темам в соответствии с календарно – тематическим планированием. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется совместно с учителем-логопедом, что делает наше взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
А, сейчас вернемся непосредственно к теме нашего педсовета. И сегодня, мы вам презентуем игры.
1. игры с использованием камешков «Марблс»
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (камешки «Марблс» это фишки, с помощью которых выкладывается звуковая схема слова).
• «Волшебный мешочек».
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
• Звуковой анализ по схеме слова. (слайды).
Игры со скрепками
2. «Веселые скрепки» (цветные скрепки - это фишки, с помощью которых выкладывается звуковая схема слова).
3. Интерактивные игры на развитие звуковой культуры речи.
Данные игры позволяют воспитателям и учителю – логопеду закрепить пройденный материал на занятиях по обучению грамоте. Сейчас мы продемонстрируем варианты игр, которые мы разработали для закрепления материала по заданию учителя – логопеда из журнала взаимосвязи.
Перед тем, как закреплять пройденный материал эти задания выполняются детьми в тетрадях. Задания учителя – логопеда на неделю выполняются нами на речевых пятиминутках (перед завтраком, обедом, ужином), логочасе, в режимных моментах, а также как часть организованной образовательной деятельности. Таким образом в логочас большая часть времени уделяется на индивидуальную работу с детьми.