Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л]

Автоматизация звука в звучащей речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Всероссийское СМИ "Время знаний"

Конспект индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [л].

Выполнила:

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 40 Ручеёк»

Матвеева Татьяна Александровна

г. Псков

2017 г.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- учить выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука "л" в полном объеме; - Обогащать активный словарный запас; - Продолжать учить образовывать существительные множественного числа, глаголы прошедшего времени, приставочные глаголы; - предупреждение оптической дисграфии, формирование графо-моторных навыков;

Коррекционно-воспитательные:

развивать фонематические процессы; развивать внимание, память, мелкую моторику; развивать силу голоса и интонационную выразительность речи.

Воспитательные: формировать доброжелательные отношения.

Оборудование:

1.Картинки артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»

2. Засушенный листок клёна 3.Бутылка с пенопластовыми шариками

4. Картинка самолёта с пилотом 5. Картинка штурвала

6. Игрушка самолёта 7. Картинка цапли

8. Буквы магнитные 9. Цветная проволока 10. Пуговицы

11.Простой карандаш 12. Распечатка буквы Л

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуй! Прежде чем сесть на место:

Поморгаем глазками?

Да! (поморгали)

Погладим ушки?

Да! (погладили, пощипали ушки)

А по головке себя погладим?

Да! (ты хороший мальчик)

А наши ручки готовы к работе?

Да! (растираем ладошки, чтоб стали горячими)

А друг другу улыбнёмся?

Да!

А теперь садись на стул и послушай, что мы будем сегодня делать на занятии.

Сообщение темы занятия.

- ………, сегодня мы с тобой поиграем со звуком [Л], а так же с буквой Л, которая обозначает этот звук. Будь внимателен, и у тебя получится выполнить все задания

Артикуляционная гимнастика. «Утро Язычка»

- Язычок проснулся, улыбнулся («Улыбка»)

- Открыл окошко («Окошко»)

- Выглянул в окошко, не идёт ли дождик? (Язычок к носу)

- Посмотрел на дорогу, нет ли луж? (Язычок – лопаткой)

- Позавтракал, облизал с губы вкусное варенье («Вкусное варенье»)

- Почистил зубки: верхние, нижние («Чищу зубы»)

- Решил сделать уборку в доме: помыл стены («Орешек»)

- Помыл потолок («Маляр»)

- поехал на прогулку на лошадке («Лошадка»)

- увидел индюка, тот его поприветствовал: бл – бл - бл («Индюк»)

4. Отправляемся в путешествие. Что это? (Самолёт). А что это такое? (Это вид воздушного транспорта). Как называется человек, летающий на самолёте? (Пилот). Ты сегодня – пилот. На самолёте – два пилота. Ты - первый, а я - второй и я предлагаю прямо сейчас отправится в полёт. Сели прямо. Приготовились произносить звук самолёта (Л)

Губы в улыбке, язычок поднимаем к верхним зубкам, прижимаем к бугоркам. Вдох – и на выдохе (ЛЛЛЛЛЛЛЛ) – повторить 3 раза.

Чтобы нам высоко взлететь, нужно правильно дышать. Дыхательные упражнения.

- «Сдуть сухой листок». (Какое сейчас время года? Как называется явление природы, когда падают листья? Листопад)

- «Вьюга» ( А вслед за осенью какое будет время года? Зима. Зимой падает снег и явление называется – снегопад. Если подует сильные ветер – начнётся вьюга.)

6. Развитие силы голоса.

- самолёт близко и мы слышим, как он громко гудит - ЛЛЛЛЛЛЛ, а потом он удаляется и звук самолёта затихает - лллллллл. Проговаривание, с показом игрушки самолёта

- а теперь самолёт далеко, мы чуть слышим его звук – лллллллл, а затем он приближается – ЛЛЛЛЛЛЛ.

6. Каждый пилот должен хорошо слышать и узнавать звук своего самолёта.

- Если услышишь звук [л], поймай его, хлопни в ладоши, если в слове не будет звука (л), топни ногой.

Пилот, облако, небо, штурвал

- Какие слова запомнил?

- Какие слова непонятны? Что такое штурвал? (Это руль самолёта)

7. Словобразование. Приставочные глаголы.

Посмотри и скажи, что сделал самолёт. Не забудь чётко проговаривать звук.

Самолёт от дерева – улетел, отлетел Потом к дереву – прилетел Вокруг дерева - облетел За дерево – залетел Из-за дерева – вылетел.

Погладь себя по голове, ты молодец!

8. Физкультминутка. Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

- Руки в стороны — в полет (расставить руки в стороны) Отправляем самолет. Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.) Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо) Полетел наш самолет. (пробежать небольшой кружок)

- Игра с кубиком. Сколько кружков выпадет на кубике, столько раз произнеси слог (Ла), затем (Ло), затем (Лу)

9. Ты – отличный пилот. А ты хотел бы стать настоящим пилотом? Чтобы им стать, нужно хорошо учиться и правильно выговаривать все звуки родного языка. Давай сейчас позанимаемся по твоей тетради и проверим домашнее задание.

- работа со словами-картинками; - проговаривание чистоговорок; - единственное, множественное число; - глаголы прошедшего времени ; - закрепление в связной речи; стихи, загадки.

10. Формирование графо-моторных навыков. Предупреждение дисграфии. Знакомство с буквой. Развитие мелкой моторики.

- чтение заученного стиха про букву Л и цаплю.

«Эль» уставилась на цаплю:

-Мы похожи, как две капли.

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы «эль» не так ли?

- Найди букву Л на стенде среди остальных букв. Сколько в ней палочек – элементов, посчитаем. - Попробуем написать печатную букву Л в воздухе. - А теперь найди Л среди магнитных букв и расположи на доске. - Выложи букву Л из пуговичек; - Выгни букву Л из проволоки; - Заштрихуй букву Л на листочке;

Ты сделал работу очень аккуратно. Я нарисую солнышко, которое улыбается. Возьми себе листок на память.

11. Твоим домашним заданием будет обвести букву Л по пунктирным линиям и повторять слова и задания из нашего путешествия.

12. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня закрепляли?

На каком транспорте мы путешествовали?

Что тебе понравилось сегодня выполнять на занятии?

Самоанализ

Данное занятие по закреплению, автоматизации звука (Л) в словах и связной речи. Оно направлено на развитие произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, лексико-грамматического строя речи, связной речи. Так же одной из моих задач, как учителя – логопеда, является своевременно выявить и предупредить нарушения чтения и письма дисграфии.

Кроме того, данное направление второй год является моей темой по самообразованию. При планировании занятия были поставлены следующие цели: Коррекционно-образовательные:

- учить выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука "л" в полном объеме; - Обогащать активный словарный запас; - Продолжать учить образовывать существительные множественного числа, глаголы прошедшего времени, приставочные глаголы; - предупреждение оптической дисграфии, формирование графо-моторных навыков;

Коррекционно-воспитательные:

развивать фонематические процессы; развивать внимание, память, мелкую моторику; развивать силу голоса и интонационную выразительность речи. Воспитательные: формировать доброжелательные отношения.

Для артикуляционной гимнастики, я использовала сказку о Весёлом язычке. Она нравится детям и учитывая возрастные особенности понятна и запоминаема.

Важным на любом занятии является работа над речевым дыханием, поэтому на занятии были использованы дыхательные упражнения – игры.

Для закрепления звука были использованы чистоговорки, проговаривание в слогах, звуковые игры. Словарный запас пополнился словом «штурвал», сложным для произношения, но близким для мальчиковых сюжетно-ролевых игр.

Затруднения у дошкольников вызывает формирование лексико-грамматических категорий, поэтому на данном занятии были выбраны грамматические и словообразовательные упражнения, такие как один-много, глаголы прошедшего времени, приставочные глаголы. На занятии отрабатывался звук в звучащей речи, для этого были использованы стихи и загадки, в которых часто встречается звук (Л).

С целью предупреждения дисграфии была проведена работа по знакомству и закреплению буквы Л. Задания на вкладывание буквы из пуговиц, и складывание из проволоки, штриховка развивали мелкую моторику пальцев рук. Рассматривание буквы, угадывание, называние элементов – способствовали формированию графо-моторных навыков.

На занятии я старалась использовать разнообразные приёмы. Мною были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснения к действиям.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области