МДОБУ детский сад №17 г. Белорецк,
заведующий Богомолова И.Г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Социализация личности дошкольника является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социального развития и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Процесс социализации детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, по мнению Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет проблему позитивной социализации детей дошкольного возраста как основную, приоритетную в дошкольных образовательных организациях. Для современной образовательной политики России особенно актуальны идеи формирования единого образовательного пространства, основанного на региональном компоненте с опорой на потенциал музеев и музейной педагогики. В современном понимании музеологии музей выступает особой образовательной средой, которая формирует у ребёнка представления о мире, развивает способность наблюдать, систематизировать, классифицировать, синтезировать и генерировать полученную информацию в процессе собственной жизни и деятельности. Музей как культурно-образовательный центр и собранные в нём культурные ценности оказывают на детей дошкольного возраста значительное развивающее воздействие.
Понятие «музейная педагогика» сформулировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Музейная педагогика уже в первой половине XX века на стыке педагогики, психологии и музееведения сформировалась в отдельную научную дисциплину, а её предметом стали культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации. На рубеже XX–XXI веков традиционное понимание музея как хранителя культурных ценностей претерпело значительную трансформацию, связанную с изменениями, произошедшими в музейной практике. Современные музеи переориентируют свою работу на интерактивное взаимодействие с посетителями, заинтересованными в получении особых впечатлений. Интерактивность (англ. interaction - взаимодействие) в условиях музея - метод, дающий возможность посетителю и музейному педагогу включиться в продуктивный диалог с музейной средой, в которой, помимо экспозиции, могут быть созданы специальные зоны, насыщенные разного рода музейными предметами либо их моделями, позволяющими активизировать визуальный, тактильный и вербальный каналы восприятия. Сегодня в качестве альтернативы традиционной педагогике, направленной на усвоение дисциплинарно-структурированных сведений, всё чаще выдвигают понятие «опыт». Подача информации в этом случае не должна быть систематизирована в соответствии с научными концепциями, а должна отвечать предпочтениям индивида (О. В. Беззубова). Такой подход опирается во многом на концепции «гуманистической педагогики» (Э. Эриксон, А.Маслоу, К. Роджерс и др.). Таким образом, если индивид традиционно воспринимался как объект для обучения и воспитания, то есть, как пассивный получатель готовых знаний и впечатлений, то в соответствии с новыми педагогическими концепциями он становится полноправным участником коммуникационного процесса. Образовательная среда музея не только расширяет кругозор и даёт определенные знания, но и является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности, способствуя формированию убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры.
2 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА» В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
У детей и их родителей не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В процессе создания модели музейно-образовательного пространства выделяются следующие средства музейной педагогики: художественные, социально-средовые, деятельностные. Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная литература, диафильмы, видеорепортажи о городе, республике, природе. Социально-средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОО; среду музеев города, республики, России, мира; субкультуру, события в жизни ребенка. Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческо-туристической деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает собственную деятельность детей, т.е. различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок; совместную поисковую деятельность с педагогом и семьей, т.е. составление схем, маршрутов, проектов; экспериментальную деятельность, т.е. опыты, наблюдения. Краеведческо-туристическая деятельность включает походы, экскурсии. Важен способ погружения в знания и овладение миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно-образовательного пространства ДОО. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.
При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в музейно-образовательном пространстве в настоящее время расширяется спектр использования интерактивных технологий , вошли в практику детских садов технологии: проектирование, «Музей в чемодане», квест-технология, технология «Клубный час», театрализация, интерактивные игры, технология «Сторителлинг» и др. Внедрение в практику детских садов интерактивных технологий музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс. Именно это дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ
Актуальность музейной педагогики обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики, как современной образовательной технологии, концептуальным основам ФГОС ДО. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом социализации-индивидуализации. Социализация рассматривается как процесс присвоения ребёнком норм человеческого общежития, индивидуализация – как процесс формирования собственной позиции, неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт. Средствами музейной педагогики создаются условия для формирования детской субкультуры, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. В развивающем пространстве детского сада дошкольники участвуют в выставках, театрализациях, собирают коллекции, во взаимодействии со взрослыми преобразуя мир и постигая скрытый смысл и значения предметов из окружающего мира как знаков культуры. В связи с этим актуальной задачей становится поиск и апробация инновационных и интерактивных технологий музейной педагогики.
Музейная педагогика ДОО - это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства и развивает художественный вкус. Каждый созданный в ДОО мини-музей – результат общения, партнерской деятельности воспитателя, детей и их родителей. Поэтому в образовательном пространстве мини-музея в ДОО одним из «важных действующих лиц» выступает педагог. Педагог, действующий в образовательном пространстве музейной педагогики, должен обладать профессиональной компетентностью и мастерством, проявлять творческие способности, владеть технологиями позитивной социализации и индивидуализации дошкольников, проявлять готовность к инновационной деятельности. Задача методической службы в ДОО заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Одна из эффективных форм работы старшего воспитателя – методическая неделя. При выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников.
МЕТОДИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
Характеристика методической формы взаимодействия с педагогическим коллективом
Цель методической недели - повышение профессионального мастерства и развитие творческого потенциала педагогических работников ДОО;
Методическая неделя может проводиться с целью систематизации знаний педагогов по определённой теме, передачи педагогического опыта, внедрения инновационных технологий, привлечения всех специалистов к работе по единой теме. Методическая неделя позволяет провести сразу несколько форм работы: педагогическую гостиную, мастер-класс, семинар-практикум, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.
Групповая деятельность педагогов создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги. В методическую неделю могут быть включены разные формы работы с коллективом. Темы методических недель планируются с учетом задач годового плана детского сада и должны отражать содержание годовой задачи и быть направлены на ее решение. В течение года методическую неделю следует планировать с учетом того, когда в детском саду проходит заседание педагогического совета, целесообразно, если методическая неделя предваряет проведение педагогического совета. В течение года возможно провести 2 – 3 недели.
В начале недели следует провести теоретические занятия на актуализацию знаний педагогов, семинары, консультации, изучить педагогический опыт коллег из интернет-сообщества и других детских садов, которые работают над той же проблемой.
Далее необходимо предоставить возможность расширить знания, совершенствовать практические навыки и умения. Для этого в середине недели творческая группа организует круглые столы, проблемные семинары.
В конце методической недели опытные педагоги организуют для коллег мастер-классы, проводят открытые показы занятий, презентуют творческие проекты. На этом же этапе руководитель творческой группы подводит итоги конкурса профессионального мастерства, если он проходил в течение методической недели.
Алгоритм организации методической недели
I Определение темы методической недели с учётом задачи годового плана;
За месяц до мероприятий заведующий ДОО издает приказ о создании творческой группы и приказ о проведении методической недели. Целесообразно, если каждую методическую неделю организует и проводит новая творческая группа.
II Создание творческой группы педагогов по проведению методической недели;
Повысит качество взаимодействия с педагогическим коллективом прогноз методической активности педагогов ДОО в течение методической недели и мониторинг участия педагогов в методической работе каждого педагога ДОО.
Изучение участия педагогов в методической работе
Ф.И.О. педагога | Работа в составе творческих групп, организация методических недель | Активность педагогов в ходе реализации методических недель | ||||||||||
Мероприятия | Обобщение опыта | Участие в конкурсах воспитанников | Участие в профессиональных конкурсах педагогов | |||||||||
Разработка мет/недели | Подготовка презентаций, ИКТ | Подготовка информационных материалов, работа с сайтом | Обогащение РППС ДОО | Формы участия в методической работе | Открытые мероприятия | Уровень ДОО | Муниципальный уровень, уровень региональный, уровень РФ | Уровень ДОО | Муниципальный уровень, уровень региональный, уровень РФ | Уровень ДОО | Муниципальный уровень, уровень региональный, уровень РФ | |
III Заседание творческой группы по планированию мероприятий методической недели;
IV Реализаций мероприятий по утверждённому плану;
Каждый участник творческой группы выполняет свою функцию. Опытный педагог руководит творческой группой, педагоги со стажем работы от 5 до 15 лет проводят мастер-классы, открытые занятия, начинающие педагоги готовят материал для консультаций, оформляют презентации.
Таким образом, в течение учебного года каждый педагог может принять участие в методической неделе, представить свой опыт, продемонстрировать свое мастерство.
V Подведение итогов. Подготовка отчёта об итогах проведения методической недели.
По итогам методической недели руководитель творческой группы совместно со старшим воспитателем готовит справку-отчет. Для более качественного анализа они используют маршрутные листы, которые заполняют педагоги – участники методической недели. На основе маршрутных листов старший воспитатель проводит анализ достижений педагогов за год.
Форма маршрутного листа педагога для отчета о посещении мероприятий методической недели
Ф.И.О. педагога ________________________________________________________
Тема методической недели: ______________________________________________
День недели | Дата | Мероприятие | Отметка об участии | Краткий отзыв о мероприятии, вывод | Оценка мероприятия (от 1 до 5) |
Понедельник | |||||
Вторник | |||||
Среда | |||||
Четверг | |||||
Пятница |
Дата сдачи маршрутного листа: «__» ___________________20__года
Подпись педагога __________________/______________
Успех методической недели зависит от грамотного подхода к ее подготовке. Если мероприятия недели соответствуют теме, имеют теоретическую и практическую составляющие, то педагоги максимально используют свой творческий и инновационный потенциал, активизируют и систематизируют знания по актуальным проблемам развития и воспитания детей дошкольного возраста, повысят профессиональное мастерство.
Разработка методических недель на тему «Поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Годовая задача: повысить качество образовательного процесса через внедрение интерактивных технологий музейной педагогики.
План методической недели по теме «Интерактивные технологии в музейной педагогике»
Цель: повысить компетентность воспитателей по проблеме позитивной социализации и индивидуализации детей в ДОО средствами музейной педагогики»
Период поведения: начало года
День недели | Место проведения, время | Мероприятие | Ответственный |
Понедельник | Мини-музей детского сада 13.30. | Открытие недели. 1. Презентация этнографического мини-музея «Дом семейных традиций»; 2. Игровое упражнение «Назови старинное название музейного экспоната»; 3. Практикум «Народная игрушка». Воспитатели проводят мастер-классы: - «Глиняная игрушка»; - «Игрушка в стиле филимоновской росписи»; - «Куклы – обереги»; - Народные куклы. Игровая кукла «Куклак»; «Куклы – обереги», игрушка-закрутка «Петушок»; Башкирская народная кукла в мужском костюме» («Азаль»); - Русская матрёшка; - Тестопластика». 4. Разработка циклограммы видов деятельности с детьми в мини-музее. Примерная план-схема: 1 раз в месяц – экскурсия; интегрированная деятельность по ручному труду, культурные практики по художественно-эстетическому направлению. | Заведующий Старший воспитатель |
Вторник | Методический кабинет 13.30. | 1.Консультация «Интерактивные технологии в музейной педагогике» с использованием метода коучинг- сессии (развивающее консультирование). 2. Из опыта работы педагогов по применению | Старший воспитатель, воспитатели |
День недели | Место проведения, время | Мероприятие | Ответственный |
технологий: - клубный час в музее; - «Музей в чемодане»; - музейный квест; - проекты событийного характера (открытые просмотры, видеозаписи, презентации). | |||
Среда | Методический кабинет 13.30. | Творческая лаборатория «Интерактивная технология – творческая игра «Безделюшки». Творческое задание для педагогов: создание творческих рисунков старинных вещей методом «одушевление предметов» Разработка адаптированных историй с применением технологии «Сторителлинг». | Старший воспитатель |
Четверг | Методический кабинет 13.30. | Творческая лаборатория Разработка сценария познавательного и практико-ориентированного музейного квеста «Путешествие народной игрушки». С целью активизации педагогов использовать метод «Вертушка». Поэтапный алгоритм планирования и проведения квеста: I Мотивационно-целевой - выбор сюжета и темы игры; - продумывание плана, этапов и правил игры; - подготовка ведущего к игре; -определение состава команд; - подготовка территории и игрового пространства; - подготовка материалов и оборудования к игре. II Содержательно-деятельностный этап: - объявление участникам легенды квест-путешествия; - объяснение правил игры; - раздача командам маршрутных листов; - проведение игры. III Оценочно-рефлексивный: - подведение итогов; - награждение участников. | Воспитатели групп |
Пятница | 9.00 – 15.00 | Подведение итогов. Рефлексия в форме тестирования. Акция с участием детей, родителей и сотрудников «Обогащение мини-музея ДОО» | Старший воспитатель |
План методической недели по теме «Расширение форм взаимодействие с родителями в музейной педагогике»
Цель: Оптимизировать взаимодействие с родителями в образовательной среде мини-музея «Дом семейных традиций»
Период проведения: середина года
День недели | Место проведения, время | Мероприятие | Ответственный |
Понедельник | Методический кабинет 13.30. | Открытие недели. Презентации «Формы взаимодействия с родителями в рамках музейной педагогики» Из опыта работы воспитателей (акции, тренинги, мастер-классы, совместные квест-игры) | Заведующий Старший воспитатель |
Вторник | Музыкальный зал 16.30 | Консультация для родителей «Проектная технология в совместной деятельности детей и | Старший воспитатель, |
День недели | Место проведения, время | Мероприятие | Ответственный |
родителей в рамках функционирования мини- музея в ДОО» Сообщение из опыта работы музыкального работника и воспитателей «Календарные праздники» | музыкальный руководитель, воспитатели | ||
Среда | Групповые помещения, мини-музей 9.00. | День открытых дверей для родителей. Открытый показ Квест «Игры и игрушки в родной избушке», Открытый показ музейного занятия с применением технологии «Музей в чемодане» «Куклы-обереги» | Воспитатели |
Четверг | Музыкальный зал, групповые помещения 16.30. | Родительские собрания в нетрадиционной форме: 1. Родительское собрание в форме студии. Мастер-класс: -украшение семейного альбома с применением технологии «Скрапбукинг»; 2. Родительское собрание в форме квеста (приключенческой игры) «Тайны старинных вещей»; 3 Родительское собрание в форме интеллектуальной игры «Что, где, когда?» на тему «Уроки старины» (башкирское, русское народное творчество); Родительская конференция «Презентация проектов детей и их родителей («Вот такие пироги» и др., «Рисуем шерстью», «Вышивка лентами» и др.); Дети и родители совместно представляют презентации мастер-классов. Предварительная работа: Дети вместе с родителями провели дома мастер-класс по темам «Народно-прикладное творчество», «Блюда народной кухни», сделали видеозапись. | Воспитатели младшей и средней групп Воспитатели старшей и подготовительной групп |
Пятница | Методический кабинет 13.30. | Закрытие недели Подведение итогов. Анализ маршрутных листов воспитателей Рефлексия с применением метода синквейнов | Старший воспитатель |
План методической недели по теме «Мастерская успеха»
Цель: Содействовать росту профессионального мастерства педагогов. Транслировать опыт по внедрению интерактивных технологий на уровне ДОО, в профессиональном сообществе.
Период проведения: конец года
День недели | Место проведения, время | Мероприятие | Ответственный |
Понедельник | Методический кабинет 13.30. | Открытие недели Заседание творческой группы по организации профессионального конкурса «Воспитатель года» | Заведующий Старший воспитатель |
Вторник | Музыкальный зал 13.30. | Открытие конкурса (этап «Визитки») Профессиональный конкурс среди педагогов ДОО «Воспитатель года» по теме «Инновационные технологии в музейной педагогике», использование приёма «Квик-настройка» (настрой на успешную работу) Цель: Повысить качество работы по позитивной социализации детей средствами музейной педагогики. Основные этапы конкурса: 1. Визитка. | воспитатели |
День недели | Место проведения, время | Мероприятие | Ответственный |
2 «Обогащаем развивающую среду в ДОО». Конкурс-выставка экспозиций «Музей в чемодане» (в сундуке), интерактивных папок с применением технологии «Лэпбук». | |||
Среда | Помещения детского сада 9.00. | 3. Открытые показы и мастер-классы в рамках конкурса «Клубный час как форма организации практической деятельности в мини-музее», «Виртуальные экскурсии». | Воспитатели |
Четверг | Музыкальный зал, фойе детского сада 13.30. | «Ярмарка педагогических идей. Презентация переносных мини-музеев «Музей в чемодане» и «Лэпбук». | Старший воспитатель |
Пятница | Методический кабинет 13.30. | Закрытие недели. Подведение итогов и награждение победителей. Подготовка методических рекомендаций по обобщению педагогического опыта. Рефлексия в форме интервьюирования. Заполнение формы по изучению активности педагогов в течение методических недель, Подготовка справки-отчёта по методической неделе за год. Обобщение опыта педагогического коллектива и подготовка методических разработок к транслированию на муниципальном уровне. | Старший воспитатель, заведующий |
Вывод об эффективности использования методической недели как формы взаимодействия с педагогическим коллективом
Использование методической недели как формы взаимодействия с педагогическим коллективом привело к достижению следующих результатов:
- повысилось качество образования в дошкольной организации, в образовательный процесс ДОО внедрены интерактивные технологии музейной педагогики;
- отмечен рост уровня профессиональной компетентности в условиях внедрения ФГОС ДО;
- в педагогическом коллективе в значительной мере повысилась мотивации воспитателей и специалистов к творчеству, самореализации, к непрерывному повышению квалификации;
- сформирована «методическая копилка» по внедрению инновационного педагогического опыта по позитивной социализации и индивидуализации на уровне ДОО и района
Реализация цикла методических недель расширила спектр использования интерактивных форм методической деятельности старшего воспитателя и значительно повысила эффективность взаимодействия с педагогическим коллективом.
Список используемой литературы
1.Приказ МНО и науки от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
2. Музейная педагогика: учебное пособие. / Под ред. А.И. Порошиной. Челябинск: ЧГАКИ, 2015.
3. Дети земли уральской: педагогический проект формирования позитивной социализации дошкольников: учебно-методическое пособие/ под. ред. Е.С. Бабуновой, Л.Н. Тихоновой -Магнитогорск: Изд-во Магнотогорск. Государственного технического университета им. Носова, 2017.
4. Использование интерактивных методов музейной деятельности в гражданском воспитании детей (из опыта работы) // Вестник Томского государственного университета. - 2013, № 366.- с. 121-125.
5.Методическая неделя в ДОО, которая поможет выполнить задачи годового плана// О. Горшунова: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №1, 2018.