"Общение - драгоценный дар. Правильное общение - залог эмоционального, психического и физического здоровья дошкольника"

Цель: Показать важность общения в целом и необходимость в нем, важность общения через игры и развлечения с ребенком – дошкольником, важность умения общаться (и взрослым, и детям). Задачи: 1.Исследовать роль семьи в процессе общения с ребенком, влияние взрослого на его психическое и умственное развитие. 2.Определить модель взаимодействия взрослого с ребенком – дошкольником для создания благоприятных условий для наиболее полного развития детей и их способностей через общение.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Общение – драгоценный дар.

Правильное общение – залог эмоционального, психического и физического здоровья дошкольника.

«Без общения мы все были бы

подобны удаленным друг от друга островами».

(кн. «Язык животных»)

Цель:

Показать важность общения в целом и необходимость в нем, важность общения через игры и развлечения с ребенком – дошкольником, важность умения общаться (и взрослым, и детям).

Задачи:

Исследовать роль семьи в процессе общения с ребенком, влияние взрослого на его психическое и умственное развитие.

Определить модель взаимодействия взрослого с ребенком – дошкольником для создания благоприятных условий для наиболее полного развития детей и их способностей через общение.

Способность общаться – поистине драгоценный дар.

Люди – не единственные живые существа, которые могут обмениваться друг с другом информацией. У животных есть свой удивительный язык. Например, как самка императорского пингвина отыскивает своего партнера и свое чадо среди тысяч галдящих пингвинов? За время ухаживания каждая птица запоминает голос своего избранника настолько хорошо, что может распознать его среди тысяч других даже спустя месяцы разлуки.

Повсюду: в лесу, в саване или даже в нашем саду – живые существа непрестанно «разговаривают» друг с другом.

Знаете ли вы, что растения могут «переговариваться» друг с другом и с некоторыми животными? Как сообщается в журнале «Дискавер», ученые в Нидерландах заметили, что растения лимской фасоли во время нашествия красных клещиков подают сигнал бедствия, выделяя особое химическое вещество. По этому сигналу к растению спешат те виды клещей, которые охотятся на красных клещиков. Один исследователь говорит: «Растения не просто посылают сигнал: «Мы в опасности», но и сообщают, кто именно на них напал. Это удивительный процесс поражает своей замысловатостью».

Обмен информацией между растениями не менее удивителен. Согласно «Дискавер», ученые обнаружили, что ива, тополь, ольха и береза «прислушиваются» к другим деревьям своего вида и что проростки ячменя тоже «переговариваются» между собой; растения, терпящие бедствие, выделяют вещества, которые, по всей видимости, включают защитные

механизмы у соседних, неповрежденных растений.

«Изучая человеческую речь» - пишет профессор лингвистики Ноам Хомский - мы имеем дело с тем, что некоторые называют «человеческой сущностью», с особенностями разума, свойственными … только человеку». Барбара Луст, специалист в области лингвистики и развития человека, говорит: «Уже к трем годам ребенок на удивление хорошо знаком со строем языка и его синтаксисом; эти знания настолько обширны и точны, что ни одна из существующих теорий познания не объяснит, каким образом ребенок их приобрел».

Общение имеет большое значение для формирования психики, развития и становления человека как личности.

Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал культурно и нравственно развитым гражданином.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение также необходимо ребенку как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший уход, но лишен постоянных контактов с взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Бесспорна, также истина, что не меньшее значение для жизни и развития ребенка имеют игры. Это позволило психологам и педагогам выделить в арт – терапии отдельное направление – игротерапию.

В наше время проблема общения и влияние игры на развитие ребенка стали привлекает еще большее внимание ученых, педагогов и они стали занимать одно из центральных мест психолого-педагогической науки. Этой проблемой занимались и занимаются зарубежные и отечественные исследователи и практики (К. Роджерс, М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, Ю.Б. Гиппенрейтер, Б.С. Волков, Н.В.Волкова и д.р.).

Видение и оценка значимости проблемы общения: проблему вижу в том, что в мире существует тенденция уменьшения общения с детьми и господство малоэффективного общения.

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ.

Наиболее важные факторы, влияющие на формирование личности ребенка и его межличностные отношения – атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Этими вопросами занималась психолог – исследователь М.И. Лисина («Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет»). На основании своих исследований общения ребенка, М.И. Лисина подчеркивает, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых является для него необходимым своеобразным жизненно важным витамином, которые дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается психологом, что дефицит со стороны взрослых способствует появлению у ребенка негативных чувств.

Желая наглядно показать, к каким серьезным последствиям приводит недостаток эмоционального общения, главный психиатр Брус Перри из Техасской детской больницы сказал: «Если бы меня спросили, что было бы страшнее для шестимесячного ребенка: сломать ему все кости или в течение двух месяцев игнорировать его эмоциональные потребности, я бы сказал, что первое было бы для него более гуманным». Почему? Как считает Перри, «кости могут срастись, но вот если ребенка на два месяца лишить важнейшей стимуляции деятельности мозга, это навсегда нарушит его мозговые функции».

По словам того же Перри, если не использовать возрастную восприимчивость ребенка, участок мозга, ответственный за умение сопереживать, может не развиться. В случае, когда об эмоциональных потребностях ребёнка никто не заботится, его способность к сочувствию может быть безвозвратно утрачена. По мнению Перри, злоупотребление наркотиками и алкоголем, а также насилие в подростковом возрасте нередко является результатом эмоциональных травм, полученных в ранние годы и игнорирование того факта, что ребенок нуждается в контакте с взрослыми и в общении с ними.

И тогда отчетливо понимаешь, почему дети из детского дома, чаще всего отличаются от детей «домашних». Именно тем, что с ними с самого раннего детства не общались, не играли, не занимались, и они не получили должного родительского внимания и родительской заботы.

Детям требуется много внимания, но, к сожалению, их потребности в общении часто не удовлетворяются или удовлетворяются в меньшей степени. И состояние современной молодежи – яркое тому свидетельство. «Никогда еще подростки не были столь отчужденными от своих родных и никогда еще не были настолько обделены жизненным опытом житейской мудростью» - заметила одна исследовательница, слова которой приводились в Канадской газете «Глоб энд мейл».

Но в чем же причина? Связано ли это – хотя бы отчасти - с тем, что люди не способны понять, насколько важно с самого раннего возраста уделять детям внимание? «Всем нам нужно научиться быть родителями, - говорит психолог, которая обучает женщин заботиться о своих новорожденных. – Нам крайне важно понять, что время, которое мы проводим с детьми сейчас, сполна окупится в будущем».

Ученые, педагоги – психологи и исследователи практики пришли к выводу, что отсутствие ласки и общения с ребенком в семье действительно может иметь длительные последствия, которые отрицательно сказываются на развитии психики, эмоциональной сферы и способностях человека.

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА.

Личность ребенка – дошкольника формируется не только через общение с родителями. Как показывают исследования сотрудников НИИ дошкольного воспитания, в ряде случаев ни семья, ни пребывание ребенка в обществе сверстников не могут обеспечить целиком нравственную сторону формирования его личности. Правила поведения и личностные качества детей во многом определяются характером педагогического общения воспитателя детского сада с дошкольниками.

С трехлетнего возраста начинается период формирования личности – и именно в этот период ребенок приходит в детский сад. Как важно на первых порах не упустить этот немаловажный фактор! Дети, подобно губке, впитывают с молниеносной быстротой все, что видят вокруг себя, что чувствуют в тот или иной момент общения. И глаза открыты для познания, детская душа вбирает в себя весь колорит окружающего мира, в котором важное место занимает воспитатель.

А.Н. Леонтьев не случайно воспитателя детского сада включает в «малый интимный круг» общения ребенка – дошкольника. «Известно, как своеобразны отношения детей этого возраста к воспитательнице, - пишет он,- как необходимо для ребенка ее внимание к нему и как часто он прибегает к ее посредству в своих отношениях со сверстниками».

Воспитатель, который заботится только о порядке и дисциплине, - это не воспитатель, а монстр. Дети боятся его, даже если и не всегда показывают это. Характер общения (содержание, форма, способ) воспитателя с дошкольниками во многом определяет формирующиеся межличностные отношения в группе сверстников. В группе детского сада, где у воспитателя в общении с дошкольниками преобладают жесткие формы обращений к детям (приказ, распоряжения, указания, запрет, нотации, наказание), отмечается превалирование негативных оценочных обращений над позитивными, существуют менее благоприятные условия для формирования гуманных, доброжелательных взаимоотношений дошкольников. В то время как в группах воспитатели для общения и обучения, которых характерны мягкие формы обращений (предложение, совет, просьба) и большая доброжелательность в оценках уровень межличностных отношений детей будет более высокий.

От воспитателя зависит, какие привычки приобретет в дальнейшем ребенок, его вкус и даже индивидуальное понятие красоты. Как говорил английский философ Джон Локк: «Душа ребенка подобна чистой доске».

К.Д. Ушинский был убежден, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».1

Детский сад не заменяет семью, но он ее дополняет. Как же найти подход к детям с разным темпераментом, разным характером, разным восприятием окружающей действительности?

Воспитатель может добиться очень многого, если будет обращаться с ребенком как с равным членом единого общества. Последствия такого отношения выразятся в уверенности и самостоятельности ребенка в дальнейшем.

Задача воспитателя: научить малыша полноценно жить в коллективе, привить необходимые навыки в общении со сверстниками – в этом и состоит основное направление работы воспитателя в начинающейся дороге, по которой маленький человек пойдет в самостоятельную жизнь.

Суметь сосредоточить внимание детей на игре, заинтересовать их и дать почувствовать каждому ребенку, что тот является важным и необходимым членом коллектива, - одна из основных составляющих задач воспитателя.

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

«У ребенка есть страсть к игре,

и надо ее удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть,

но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра»

А.С. Макаренко

Если мы обратимся к словарю, он дает нам точное определение того, что такое игра: «Игра – это вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность».

Игра для ребенка является не только развлечением (хотя и это само по себе уже немало), но и самым естественным способом выражения своих чувств, своей личности и своего «Я», эффективным инструментом познания и моделирования окружающего мира. Следовательно, игра для ребенка – дело чрезвычайно серьезное, поэтому и относиться к ней нужно соответствующим образом.

Игра является основным видом деятельности человека в определенный период его жизни – в детстве, в ту непростую пору, когда идет активное накопление основных знаний об окружающем мире.

Важность и исключительную роль игры подчеркивает тот факт, что она является первой осознанной и самостоятельной деятельностью в жизни человека. Для ребенка игра необходима и абсолютно естественна. Хотя результатом игры не является создание, какого - либо общественно значимого продукта – в процессе игры происходит формирование личности человека. В этом состоит ее значение. И значение это трудно переоценить.

В игре формируется все стороны личности ребенка, развиваются морально – волевые качества и способности, происходит качественное изменение психики. В результате мягко и как бы исподволь происходит подготовка ребенка к переходу на более высокую ступень развития личности.

Многие выдающиеся личности отмечали важность роли игры в жизни, развитии и воспитании ребенка.

Л.С. Выготский называл игру – «девятым валом детского развития».

В.А. Сухомлинский писал в своих трудах «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Вторят этому утверждению и слова А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом будет в работе. Поэтому воспитании … происходит, прежде всего, в игре…».

Еще XVIII веке французский мыслитель Жан –Жак Руссо высказал мысль о том, что для того, чтобы понять ребенка, достаточно просто по наблюдать за его игрой.

В XX веке, после появления работ Зигмунда Фрейда, психоаналитики стали внимательно приглядываться к детским играм. Их наблюдения показали, что игра может быть великолепным развивающим, диагностическим, а также терапевтическим средствам.

Д.В. Менджерицкая уделяла внимание происхождению, сущности игры, анализу различных концепций ее развития, доказывала, что игра – ведущее средство дошкольного воспитания, «основное содержание жизни детей».

Настоящая детская игра помогает создать в детском саду атмосферу радости и счастья, большой близости между детьми и воспитателем.

Подчеркивая самоценность игр детей, ученая обращала внимание воспитателей на необходимость изучения положительного опыта каждого ребенка, бережного отношения к его замыслу. Предупреждала, что «в руководстве играми не может быть единого стандарта, каждый прием хорош ко времени и к месту».

Д.В. Менджерицкая устанавливая, связи между обучением детей на занятиях и развитием содержания игры подчеркивала важность игры в обучении. «Игра связана с обучением: занятия питают игру, дают ей содержание. В игре дети применяют знания и навыки, приобретенные на занятиях, эти знания и навыки получают в игре дальнейшее развитие».

Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры, в творческой переработке полученных впечатлений, знаний. «Хороший воспитатель найдет правильные приемы руководства играми, которые будут способствовать развитию … детей и помогут им понять окружающее»1. У воспитателя есть немало средств: использование художественной литературы, чтение сказок, знакомство с разными видами труда взрослых.

Игра – мощнейший двигатель развития и становления человека как личности. Опираясь на научно исследовательские работы педагогов, психологов (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая), можно отметить, что все они единодушны во мнении.

РАБОТА С СЕМЬЕЙ.

«Верьте в ребенка!

Верьте в себя!

Верьте в науку!»

Ш.А. Амонашвили

Доносить до родителей важность общения для ребенка считаю неотъемлемой частью своей педагогической работы с детьми. Постоянно рассказываю родителям, как живет их ребенок в группе, умеет ли он общаться и дружить со сверстниками, может ли он находить контакт с ними, какие игры и развлечения предпочитает, а также рассказываю об успехах в этом направлении.

Много ярких примеров из практики, когда постоянное общение с родителями «трудных» детей и моя поддержка в их воспитании сказались на общем самочувствии этих детей. Да, с такими детьми бывает нелегко. Но главное, чтобы у ребенка не потерялось чувство самоценности! А этого можно добиться только полным принятием его и любовью по отношению к нему. Результат: Антон К. стал лауреатом Всероссийского открытого творческого конкурса (в номинации «Литературное творчество»), Вова К. окончил 4 класса в общей образовательной школе с похвальной грамотой и примерным поведением, Владик Н. – постоянный участник в мероприятиях города, душа – детской компании, Никита В. – победитель конкурса лучших исполнителей роли и чтецов в досуге, посвященном Родине.

Кирилл Б. – победитель Всероссийского конкурса детского рисунка «Эти забавные животные». Его рисунки можно увидеть на сайте.

В работе с семьей использую педагогическое просвещение: собрания, консультации, беседы, выставки, тематические стенды, показываю занятия с детьми с играми и развлечениями.

Провела для родителей беседы и консультации: «Телевизор – собеседник?», «Как приобщить ребенка к природе», «Как играть с гиперактивными детьми. Чем занять их дома?».

Постоянно совместно с родителями организовываем выставки поделок из природного материала.

Родители и их дети принимали участие в экологическом празднике, где костюмы были сшиты родителями из бросового материала.

В г. Ступино и районе был проведен конкурс творчества детей и их родителей на противопожарную тему, где Анфиса К. с папой заняли 3 место.

В группе был оформлен фото – стенд «Радуясь, живем в саду».

Показала для родителей открытое занятие «Путешествие в сказку», где родители увидели способности своих детей, умение перевоплощаться, умение поддерживать друг друга, радоваться.

Мои воспитанники принимают активное участие в районных и городских мероприятиях. Это и фольклорный фестиваль «Роднички»

(«Осенний переполох», «У самовара»).

Смотр – конкурс «Волшебный мир сказки» («Золушка»).

При активном содействии родителей получились замечательно оформленные участки на территории детского сада: «Сельский уголок», «Во саду ли, в огороде», «На лугу».

Так как многое зависит от стиля общения и воспитания, родителям был предложен тест «Ваш стиль общения и воспитания», где можно было увидеть предпочтения родителей. Выяснилось, что многие родители предпочитают демократический стиль общения с ребенком, есть и такие, которые склонны к авторитарному стилю. Нет таких родителей, которые имеют либерально – попустительских стиль, что очень радует.

Именно систематическая работа коллектива детского сада с родителями, тесное сотрудничество воспитателя с семьей помогают в воспитании, образовании, развитии и получении различных навыков детей дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Педагог, трудясь в настоящем,

«растит будущее».

К.Д. Ушинский

Я показала, какое огромное значение имеет общение взрослого с детьми дошкольного возраста, где все свои психические качества и свойства личности они приобретают исключительно через общение, так как до определенного возраста дети лишены способности к самообразованию и самовоспитанию.

Также показала, что игра – это то занятие, которое дарит ребенку максимум радости, удовольствия и других положительных и светлых эмоций. Именно благодаря игре ребенок чувствует себя комфортно, играя, он ощущает полную безопасность, свободу и психологическую раскрепощенность. Игра укрепляет уверенность в себе, улучшает эмоциональное состояние, развивает активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, помогает приобрести определенные навыки: навыки общения, умения вести конструктивный диалог с окружающими и овладение социально приемлемыми нормами поведения.

Доказала, что люди, с которыми общается ребенок, являются для него носителями жизненного опыта. Хочется напомнить, что для хорошего обучения, общения нужен, прежде всего, внимательный, чуткий педагог, неравнодушный к своим детям.

Я убеждена, что в обучении главное не методы и приемы, не программы мероприятия, главное в обучении – любовь. Мне нравится ответ Уильяма Эрза в своей книге. На вопрос: «Какой же педагог добивается успехов в своем труде?» автор отвечает: «Педагог, который затронул твое сердце, который понял тебя и проявил к тебе интерес как к личности, педагог, чья любовь к чему бы то ни было… - была заразительной и зажигательной».

Я всегда стремлюсь к тому, чтобы моя деятельность с детьми была заразительной и зажигательной. Постоянно стремлюсь к самосовершенствованию и совершенствованию навыков общения с детьми, стремлюсь к тому, чтобы жизнь детей была яркой и насыщенной.

Работаю с детьми так, что «дверь» для общения в любое время и на любую тему всегда открыта.

В перспективе я планирую продолжать учить детей доброте, пониманию, вниманию друг к другу, к взрослым, уступчивости; созидать в детях хорошие человеческие качества с помощью общения, игр и развлечений, художественного слова. Продолжить работу по личному творческому плану «Азбука общения».

Времени очень мало. Дети растут быстро, и чем меньше ребенок, тем глубже отпечатки, которые взрослые оставляют в его душе. Все, что можно сделать, не откладывая, надо делать прямо сейчас. Таков мой девиз.

Список использованной литературы

М.И. Лисина. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет. М. 1974.

М.И. Лисина. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и дошкольного возраста. Проблемы общения и воспитания. Тарту. 1974.

Д.Б. Эльконин. Психология игры. М. Педагогика 1978.

А.М. Леонтьев. Проблема развития психики. М.1965. 471 с.

Л.С. Выготский. Собр. Соч. в 6-ти томах, т. 3, М.: 1974.

Б.С. Волков и Н.В.Волкова. Психология общения в детском возрасте М.: Рипол Классик. 2003. 390 с.

С.А. Козлова, Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика. М.1998. 432 с.

Е.И. Новикова. Современный справочник воспитателя детского сада. М.: Рипол классик. 2003. 754 с.

С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М. рус. яз. 1990. 921 с.

Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ. Астрель. 2008 г. 338 с.

А. Лопатина, М. Скребцова. Искусство видеть мир. М.Сфера.1998. 376 с.

Д. Хорсанд. 20 самых глупых ошибок, которые совершают родители. М.: АСТ. СПб Сова 2008. 223 с.

З. Богуславская, З. Менджерицкая. Игры детей. ж - л, Д/ в № 5. 2008.

Д.В. Менджерицкая. Воспитателю о детской игре. ж - л, Д/ в № 5. 2008.

Ребенок в детском саду. № 4. 2002, № 6. 2004, № 6. 2007.

Подготовила Еремина Татьяна Владимировна

Ступино 2018





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.09.2020