«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
«Труд - это могучий воспитатель, а также средство всестороннего развития человека».
А. С. Макаренко.
Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание дошкольников в наше время является актуальной темой. В моем понимании, труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье.
Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают три основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд и ручной труд.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда происходит:
-накопление практического опыта;
-формирование навыков и умений;
-формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);
-формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий);
-участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущение радости от результата труда, проявление внимания к партнерам по труду.
Актуальность темы: трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
Задачи:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;
Предполагаемый результат:
• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом трудеи его значении в общественной жизни людей;
• Сформированы элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
• Развито ответственное отношение порученному делу;
• Сформировано уважительное отношение к личному труду, трудувзрослых и сверстников;
• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
План работы.
Составление плана работы с детьми, подбор и изучение литературы. Сентябрь-май.
1. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства 2. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
4. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
5. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
6. Нечаева В. Г., Буре Р. С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980 Анализ и изучение литературы.
Работа с детьми.
Сентябрь. Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы. Занятие НОД: рисование на тему «Сбор урожая» Выставка рисунков.
Октябрь. Дежурство по столовой (расставление салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок). Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания. Дидактические игры «У нас порядок», «Оденем Катю на прогулку». Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья». Выставка работ. Поддерживание чистоты в группе.
Ноябрь. Дежурство по столовой. Занятия по ручному труду: изготовление поделок на тему «Животные жарких стран». Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к НОД. Выставка поделок.
Декабрь. Дежурство по столовой. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Г. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой».Дидактическая игра «Кукла заболела». Изготовление елочных игрушек.
Январь. Дежурство по столовой. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Занятие НОД: рисование работников различных профессий.
Февраль. Ручной труд: изготовление поделок из лоскутков ткани. Дежурство по столовой. Дидактические игры: «Кто где работает?», «Разведка полезных дел». Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций.
Март. Наблюдение ухода за растениями в помещении и на улице. Посадка семян на рассаду. Игра поручение: «Собери семена в коробочку». Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Покажи Маше, как ухаживать за цветами».
Апрель. Дежурство по столовой. Заучивание стихотворений о профессиях. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток».
Май. Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Выбираем работу». Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов.
Работа с семьей.
Сентябрь. Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.
Октябрь. Консультирование родителей. Консультация для родителей «Формирование трудовых навыков детей».
Декабрь. Консультирование родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду».
Январь. Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей. Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка в семье».
Май. Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. Выставка «Мы любим трудиться!».
Самореализация Ноябрь-март.
Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). Составление картотеки игр по трудовому воспитанию.
Май. Отчет по теме самообразования.