Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие связной речи детей с ОНР через театрализованную деятельность

цель: Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра. задачи:  Формировать интерес к театрализованной деятельности и умение разыгрывать знакомые сказки, потешки с помощью пальчикового театра;  Развивать фразовую и диалогическую речь;  Прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;  Развивать умение использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героев.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление народного образования

администрации городского округа город Бор

Нижегородской области

Методическая разработка на тему:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

через театрализованную деятельность»

Выполнила:

воспитатель

МБДОУ детского сада комбинированного вида

«Петушок»

Сергеева Наталья Антоновна

с. Линда

2018 г.

Содержание:

1

Пояснительная записка

3

2

Актуальность

4

3

Цель и задачи

4

4

Ожидаемые результаты

5

5

Реализация поставленных задач

5

6

Формы работы с детьми

6

7

Взаимодействие с родителями

6

8

Результативность. Перспективы работы по данной теме

7

9

Литература

8

10

Приложения:

Комплексно-тематическое планирование

9

Мониторинг развития речи на начало года

10

Пояснительная записка (слайд1)

У детей с проблемами в речевом развитии очень нарушена связная речь. Дети часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют на их игровую деятельность.

Недостатки развития связной речи у детей с ОНР проявляются:

В нарушении связности и последовательности рассказа;

В смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии;

В фрагментарности изложения;

В нарушении временных и причинно-следственных связей.

Давно известно, что одним из главных способов развития речи является развитие мелкой моторики.

Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребёнка путем проигрывания различных ситуаций, помощь в становлении руки дошколят.

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребёнка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

Театр – это ещё и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых сказок.

В данной методической разработке освещаются принципы построения работы по развитию связной речи с помощью пальчикового театра. Также освещён вопрос по созданию необходимых условий, предметно-развивающей среды. Представлено комплексно-тематическое планирование театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей с ОНР с помощью пальчикового театра.

Актуальность

Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном развитии ребёнка 5-6 лет характеристикой речи являются:

Значительная протяженность речевых высказываний;

Связность, последовательность, логико-смысловая организация.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается:

Специфическое своеобразие связной речи;

Низкая самостоятельная речевая активность ребёнка4

Бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети используют короткие, малоинформативные фразы.

Все это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию связной речи у детей, используя пальчиковый театр.

Цель и задачи проекта:

Проведя мониторинг по развитию связной речи у детей группы компенсирующей направленности мы получили результат – речь детей находится на низком уровне.

Также изучив и проанализировав литературу по данному вопросу, мною была поставлена цель:

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

Формировать интерес к театрализованной деятельности и умение разыгрывать знакомые сказки, потешки с помощью пальчикового театра;

Развивать фразовую и диалогическую речь;

Прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;

Развивать умение использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героев.

Ожидаемые результаты освоения детьми данного раздела

В результате проведенной работы по развитию связной речи средствами пальчикового театра, в комплексе с другими видами коррекционной работы ожидается результат:

Дети становятся увереннее, раскрепощённее, активнее в речевом плане;

Формируется устойчивый интерес к театрализованной игре;

Дети с желанием принимают участие в подготовке небольших спектаклей для товарищей, друзей.

Этапы работы

Для успешной реализации поставленных задач работа велась в трёх направлениях:

- создание условий

- работа с детьми

- работа с родителями

Серьёзное внимание уделила созданию условий в группе, способствующих реализации поставленных задач. Организовала в группе развивающие центры:

Театральный – пополнила разными видами пальчикового театра, бумажные пальчики по тематике, купленные по знакомым сказкам: Теремок, Колобок, Репка, Зимовье зверей, маленькие куклы би-ба-бо.

Игровой – разместила настольные театрализованные игры для развития диалогической формы речи, на развитие словаря.

Осуществила подбор картинок по произведениям художественной литературы и сказок.

Работа с детьми строилась на основе лексических тем через интеграцию образовательной области «Коммуникация». Дети раз в две недели демонстрировали свои умения.

Формы работы с детьми

Театрализованные игры;

Чтение художественной литературы;

Игры на развитие диалогической речи;

Игры-драматизации;

Разыгрывание этюдов.

Взаимодействие с родителями

Работа в группе проводилась в тесном контакте с родителями. В тетради «Для родителей» размещали информацию, которая отражала работу в группе, рекомендации, просьбы оказания помощи ребенку при разучивании игры, стихов, предварительное чтение художественной литературы.

В создании предметно-развивающей среды принимали активное участие воспитатели группы, родители:

Приобретены разные пальчиковые комплексы сказок;

Связаны и сшиты родителями пальчиковые куклы;

Сделаны мини-ширмы;

Детьми, с помощью воспитателя, изготовлены из бумаги бумажные куклы пальчики.

Результативность. Перспективы работы по данной теме

Таким образом, целенаправленная систематическая работа по развитию связной речи с помощью пальчикового театра у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на начальном этапе:

Обогащается словарь детей;

Закрепляются и развиваются навыки речевой коммуникации;

Формируются умения планировать развернутые высказывания;

Развиваются навыки контроля за построением связных высказываний;

Формируются навыки использования средств художественной выразительности.

В дальнейшем планирую продолжить работу по задачам:

Дальнейшее развитие диалогической и монологической речи;

Обогащение словаря по лексическим темам;

Развитие мелкой моторики пальцев;

Развитие выразительности речи и средств невербальных форм общения.

Программно-методическое обеспечение

Ю. Вакуленко, О.Власенко Тетрализованные инсценировки сказок в детском саду, Волгоград, Учитель, 2008.

Мерзлякова С. Театрализованные игры, М., Обруч, 2012.

Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду, М., Мозаика-синтез, 2005.

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам, М., Просвещение, 1982.

Сорокина Н., Милконович Л. Куклы и дети, М., Обруч, 2012.

«Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с ОНР»// Дошкольное воспитание № 8, 2010.

Большая книга пословиц, потешек. Ленинградское издательство, 2008.

.

Комплексно-тематическое планирование театрализованной деятельности (пальчиковый театр)

Лексическая тема

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность детей и родителей

Сентябрь

Детский сад. Игрушки

Знакомство с пальчиковым театром. Театрализованная игра «Зайка»

Игры-драматизации «Игрушки».

Мини-диалоги:

- Я кукла, здравствуй…

- Я круглый мячик…

- Куклу кормили?

Папка-передвижка «Как играют в пальчиковый театр». Разучивание стихотворения «Зайка»

Части тела

Театрализованные игры «Носик. Носик», «Лапки мыли».

Потешка «Раз, два, три, четыре, пять»

Предложить изготовить бумажный пальчиковый театр «Пальчики». Обыгрывать разговор пальчиков. Разучить потешку «Чешу, чешу волосыньки»

Октябрь

Осень золотая

Театрализованная игра «Рыжий Егорка», «Бежали лесочком». Чтение сказки «Репка». Мини-этюды «Мышка, дед, бабка» (изображение эмоций)

Игры-драматизации, мини-диалоги листочков:

Я – жёлтый листочек, берёзовый;

Я – зелёный листочек, дубовый.

Побеседовать с детьми о сказке «Репка». Пересказать сказку.

Фрукты-овощи

Обыгрывание сказки «Репка» (каждая роль один ребёнок)

Самостоятельное обыгрывание сказки «Репка»

Совместное обыгрывание сказки

Одежда. Головные уборы

Театрализованные игры «У неряхи-растеряхи» (на выразительность жеста, мимики) «Выходи, подружка»

Игры-драматизации

«Шапка. Кофта» передача голосом мимики

Совместное чтение сказки «Холодно зайчику»

Ноябрь

Дикие животные

Разучивание потешки «Шла лисичка по мосточку».

Обыгрывание диалога.

Чтение сказки «Теремок»

Самостоятельное обыгрывание диалога животных «Лизавета,здравствуй…»

Разговор, диалог животных из теремка

Совместное перессказывание сказки «Теремок»

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области