Управление народного образования
администрации городского округа город Бор
Нижегородской области
Методическая разработка на тему:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
через театрализованную деятельность»
Выполнила:
воспитатель
МБДОУ детского сада комбинированного вида
«Петушок»
Сергеева Наталья Антоновна
с. Линда
2018 г.
Содержание:
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Актуальность | 4 |
3 | Цель и задачи | 4 |
4 | Ожидаемые результаты | 5 |
5 | Реализация поставленных задач | 5 |
6 | Формы работы с детьми | 6 |
7 | Взаимодействие с родителями | 6 |
8 | Результативность. Перспективы работы по данной теме | 7 |
9 | Литература | 8 |
10 | Приложения: | |
Комплексно-тематическое планирование | 9 | |
Мониторинг развития речи на начало года | 10 |
Пояснительная записка (слайд1)
У детей с проблемами в речевом развитии очень нарушена связная речь. Дети часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют на их игровую деятельность.
Недостатки развития связной речи у детей с ОНР проявляются:
В нарушении связности и последовательности рассказа;
В смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии;
В фрагментарности изложения;
В нарушении временных и причинно-следственных связей.
Давно известно, что одним из главных способов развития речи является развитие мелкой моторики.
Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребёнка путем проигрывания различных ситуаций, помощь в становлении руки дошколят.
Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребёнка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
Театр – это ещё и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых сказок.
В данной методической разработке освещаются принципы построения работы по развитию связной речи с помощью пальчикового театра. Также освещён вопрос по созданию необходимых условий, предметно-развивающей среды. Представлено комплексно-тематическое планирование театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей с ОНР с помощью пальчикового театра.
Актуальность
Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном развитии ребёнка 5-6 лет характеристикой речи являются:
Значительная протяженность речевых высказываний;
Связность, последовательность, логико-смысловая организация.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается:
Специфическое своеобразие связной речи;
Низкая самостоятельная речевая активность ребёнка4
Бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети используют короткие, малоинформативные фразы.
Все это указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию связной речи у детей, используя пальчиковый театр.
Цель и задачи проекта:
Проведя мониторинг по развитию связной речи у детей группы компенсирующей направленности мы получили результат – речь детей находится на низком уровне.
Также изучив и проанализировав литературу по данному вопросу, мною была поставлена цель:
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Формировать интерес к театрализованной деятельности и умение разыгрывать знакомые сказки, потешки с помощью пальчикового театра;
Развивать фразовую и диалогическую речь;
Прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;
Развивать умение использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героев.
Ожидаемые результаты освоения детьми данного раздела
В результате проведенной работы по развитию связной речи средствами пальчикового театра, в комплексе с другими видами коррекционной работы ожидается результат:
Дети становятся увереннее, раскрепощённее, активнее в речевом плане;
Формируется устойчивый интерес к театрализованной игре;
Дети с желанием принимают участие в подготовке небольших спектаклей для товарищей, друзей.
Этапы работы
Для успешной реализации поставленных задач работа велась в трёх направлениях:
- создание условий
- работа с детьми
- работа с родителями
Серьёзное внимание уделила созданию условий в группе, способствующих реализации поставленных задач. Организовала в группе развивающие центры:
Театральный – пополнила разными видами пальчикового театра, бумажные пальчики по тематике, купленные по знакомым сказкам: Теремок, Колобок, Репка, Зимовье зверей, маленькие куклы би-ба-бо.
Игровой – разместила настольные театрализованные игры для развития диалогической формы речи, на развитие словаря.
Осуществила подбор картинок по произведениям художественной литературы и сказок.
Работа с детьми строилась на основе лексических тем через интеграцию образовательной области «Коммуникация». Дети раз в две недели демонстрировали свои умения.
Формы работы с детьми
Театрализованные игры;
Чтение художественной литературы;
Игры на развитие диалогической речи;
Игры-драматизации;
Разыгрывание этюдов.
Взаимодействие с родителями
Работа в группе проводилась в тесном контакте с родителями. В тетради «Для родителей» размещали информацию, которая отражала работу в группе, рекомендации, просьбы оказания помощи ребенку при разучивании игры, стихов, предварительное чтение художественной литературы.
В создании предметно-развивающей среды принимали активное участие воспитатели группы, родители:
Приобретены разные пальчиковые комплексы сказок;
Связаны и сшиты родителями пальчиковые куклы;
Сделаны мини-ширмы;
Детьми, с помощью воспитателя, изготовлены из бумаги бумажные куклы пальчики.
Результативность. Перспективы работы по данной теме
Таким образом, целенаправленная систематическая работа по развитию связной речи с помощью пальчикового театра у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на начальном этапе:
Обогащается словарь детей;
Закрепляются и развиваются навыки речевой коммуникации;
Формируются умения планировать развернутые высказывания;
Развиваются навыки контроля за построением связных высказываний;
Формируются навыки использования средств художественной выразительности.
В дальнейшем планирую продолжить работу по задачам:
Дальнейшее развитие диалогической и монологической речи;
Обогащение словаря по лексическим темам;
Развитие мелкой моторики пальцев;
Развитие выразительности речи и средств невербальных форм общения.
Программно-методическое обеспечение
Ю. Вакуленко, О.Власенко Тетрализованные инсценировки сказок в детском саду, Волгоград, Учитель, 2008.
Мерзлякова С. Театрализованные игры, М., Обруч, 2012.
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду, М., Мозаика-синтез, 2005.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам, М., Просвещение, 1982.
Сорокина Н., Милконович Л. Куклы и дети, М., Обруч, 2012.
«Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с ОНР»// Дошкольное воспитание № 8, 2010.
Большая книга пословиц, потешек. Ленинградское издательство, 2008.
.
Комплексно-тематическое планирование театрализованной деятельности (пальчиковый театр)
Лексическая тема | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность детей и родителей |
Сентябрь | |||
Детский сад. Игрушки | Знакомство с пальчиковым театром. Театрализованная игра «Зайка» | Игры-драматизации «Игрушки». Мини-диалоги: - Я кукла, здравствуй… - Я круглый мячик… - Куклу кормили? | Папка-передвижка «Как играют в пальчиковый театр». Разучивание стихотворения «Зайка» |
Части тела | Театрализованные игры «Носик. Носик», «Лапки мыли». Потешка «Раз, два, три, четыре, пять» | Предложить изготовить бумажный пальчиковый театр «Пальчики». Обыгрывать разговор пальчиков. Разучить потешку «Чешу, чешу волосыньки» | |
Октябрь | |||
Осень золотая | Театрализованная игра «Рыжий Егорка», «Бежали лесочком». Чтение сказки «Репка». Мини-этюды «Мышка, дед, бабка» (изображение эмоций) | Игры-драматизации, мини-диалоги листочков: Я – жёлтый листочек, берёзовый; Я – зелёный листочек, дубовый. | Побеседовать с детьми о сказке «Репка». Пересказать сказку. |
Фрукты-овощи | Обыгрывание сказки «Репка» (каждая роль один ребёнок) | Самостоятельное обыгрывание сказки «Репка» | Совместное обыгрывание сказки |
Одежда. Головные уборы | Театрализованные игры «У неряхи-растеряхи» (на выразительность жеста, мимики) «Выходи, подружка» | Игры-драматизации «Шапка. Кофта» передача голосом мимики | Совместное чтение сказки «Холодно зайчику» |
Ноябрь | |||
Дикие животные | Разучивание потешки «Шла лисичка по мосточку». Обыгрывание диалога. Чтение сказки «Теремок» | Самостоятельное обыгрывание диалога животных «Лизавета,здравствуй…» Разговор, диалог животных из теремка | Совместное перессказывание сказки «Теремок» |