Комитет по образованию города Улан – Удэ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 72 «Аленушка»
Принята: Согласовано: Утверждаю:
Педагогический совет Старший воспитатель Заведующий МБДОУ №72
Протокол №1 __________ И.В.Нагуш _________ Е.В.Сагакова
от « » _________ 201г. Приказ №55
.
Адаптированная рабочая программа
Коррекционно- развивающей работы
по освоению детьми с ОВЗ образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
(музыкальная деятельность)
2018-2019 учебный год
Музыкальный руководитель: Будрина Надежда Николаевна
Содержание
1 раздел ЦЕЛЕВОЙ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
1.4. Система мониторингша достижения планируемых результатов освоения программы.
2 раздел СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Содержание психолого- педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно- эстетическое развитие».
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
2.3. Организованная обазовательная деятельность «Музыка».
3 раздел ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Особенности организации режимных моментов.
3.2. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды.
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
Литература
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. Пояснительная записка.
Современная наука признаёт раннее детство как период, имеющий огромное значение для развития различных способностей и задатков детей, а особенно, эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей человека. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется… » В. М. Бехтерев. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании самоценности периода дошкольного детства мною была разработана рабочая программа по музыкальному развитию детей с ОВЗ.
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Освоение некоторых разделов программы усваивается детьми на более длительный период времени.
В настоящее время в учреждении выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушениями интеллектуального развития;
- дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы (с ранним детским аутизмом).
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостатком общей и мелкой моторики, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словестного опосредствования, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолог – педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы на музыкальных занятиях.
Программа составлена на основе закона об Образовании, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание», Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.Комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.Л.Солнцевой, переработанная авторским коллективом в соответствии с ФГОС ДО., Примерной адаптированной программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет Нищева Н. В. – Санкт – Петербург, 2014г., авторской программы Каплуновой И. М., Новоскольцевой И. А. Ладушки. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Методологической базой для написания рабочей программы послужили следующие принципы:
1. Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребёнок с ОВЗ чувствует себя комфортно, раскрепощено.
2. Принцип целостного подхода в решении педагогических задач:
- обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
- приобщение к народной культуре.
3. Принцип последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим календарем.
5. Принцип партнёрства, благодаря которому группа детей, музыкальный руководитель и воспитатель становятся единым целым.
6. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Основные цели и задачи образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
1. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно – творческой деятельности.
2. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно – творческих способностей.
3. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой музыкальной деятельности; удовлетворение потребности детей с ОВЗ в самовыражении. Основные цели музыкальной – художественной деятельности:
1. Воспитание интереса к музыкально – художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
2. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
3. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
4. Развитие детского музыкально – художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении. Цель рабочей программы по направлению «Музыка» - приобщение к музыкальному искусству, посредством музыкально – художественной деятельности. Основные задачи:
• формирование основ музыкальной культуры дошкольников и младших школьников;
• развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
• формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
• воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;
• обеспечение эмоционально – психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;
• приобщение к музыкальной культуре народов, проживающих на территории Республики Бурятия.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
1. «Физическое развитие» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
2. «Социально – коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки; формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства.
3. «Познавательное развитие» - расширение кругозора детей в части элементарных представлений о музыке как виде искусства, развитие познавательно – исследовательской деятельности через исследования свойств музыки окружающего мира. Необходимо учитывать быстроту утомляемости детей с ОВЗ. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения.
4. «Художественно – эстетическое развитие» - использование средств, продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки.
5. «Речевое развитие» - использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.Интеграция образовательных областей способствует целостному развитию личности ребенка с ОВЗ: наряду с обучением различным видам музыкальной деятельности, предусмотрена работа педагога по формированию нравственной сферы воспитанника, развитию способностей музыкальных (общих и специальных, творческих, художественных, интеллектуальных, физических, познавательных процессов, воспитанию качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения дошкольниками основ музыкального искусства.
Принципы и подходы к формированию Программы:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей с ОВЗ, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основная форма и ведущий вид деятельности – игра);
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс, формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар является вариативным компонентом программы и может быть изменён, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.
Восприятие. Ценностно – целевые ориентиры: развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия различных музыкальных жанров. Формирование овнов музыкальной культуры.
1. Ребёнок проявляет интерес к слушанию музыки.
2. Ребёнок эмоционально откликается на знакомые мелодии, узнаёт их, различает динамику, темп музыки, высоту звуков.
3. Ребёнок хорошо владеет устной музыкальной речью.
4. Ребёнок может контролировать свои движения под музыку, способен к волевым усилиям.
Пение. Ценностно – целевые ориентиры: развитие репродуктивных компонентов музыкального слуха; развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия детской вокальной культуры.
1. Стремится к выразительному пению.
2. Умеет петь протяжно (РЕ – СИ).
3. Умеет брать дыхание.
4. Стремится петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно.
5. Умеет петь с инструментальным сопровождением и акапельно (с помощью взрослого).
6. Ребёнок откликается на музыку разных песен, проявляет интерес к пению.
Музыкально – ритмические движения. Ценностно – целевые ориентиры: развитие перцептивного ритмического компонента музыкального слуха; становление эстетического отношения к восприятию и воспроизведению движений под музыку.
1. Сформированы навыки ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
2. Усовершенствованы танцевальные движения, расширен их диапазон.
3. Умеет двигаться в парах в танцах, хороводах.
4. Умеет выполнять простейшие перестроения.
5. Усовершенствованы навыки основных движений.
6. Развито танцевально – игровое творчество
Игра на детских музыкальных инструментах. Ценностно – целевые ориентиры: развитие исполнительского творчества; реализация самостоятельной творческой деятельности.
1. Умеет различать и называть музыкальные инструменты: бубен, погремушка.
2. Умеет играть на погремушке громко -тихо, медленно -быстро.
3. Умеет подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, других ударных инструментах.
4. Умеет чётко передавать простейший ритмический рисунок.
Целевые ориентиры художественно – эстетического воспитания и развития
1. Умеет слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер.
2. Узнаёт песни, мелодии.
3. Умеет различать звуки по высоте (секста – септима).
4. Умеет петь протяжно, чётко поизносить слова.
5. Умеет выполнять движения в соответствии с характером музыки.
6. Инсценирует (вместе с педагогом) песни, хороводы.
7. Умеет играть на металлофоне.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО: Ребёнок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
1. Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской, музыкальной, театральной деятельности и др., способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
3. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
4. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
5. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятным другими.
6. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
7. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
8. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
9. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
10. Проявляет ответственность за начатое дело.
11. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
12. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
13. Проявляет уважение к жизни и заботу об окружающей среде.
14. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
15. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения.
16. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
17. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
18. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребёнку освоить заданные целевые ориентиры.
Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, следует считать:
1. Сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку.
2. Умение передавать выразительные музыкальные образы.
3. Воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений.
4. Сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность).
5. Умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации.
6. Проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области
« Художественно – эстетическое развитие», направлении « Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)
1.4. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения Программы.Оценка качества образованности детей осуществляется 2 раза в год: в сентябре и мае. Для отслеживания результатов образования используется диагностический инструментарий (контрольно – измерительные материалы), который включает в себя: диагностические карты, дидактические игры,тесты.
Методы педагогической оценки: наблюдение,беседы, игровая деятельность.Педагогическая оценка основывается на принципах:- принцип законности,- принцип этичности,- принцип оптимальности,- принцип конфиденциальности. После проведённой диагностики выявляются дети с низким уровнем развития, и с ними планируется индивидуально – коррекционная работа.
Рабочая программа подразумевает обучение дошкольников по «спирали», с постепенным усложнением. Музыкальному руководителю необходимо проявлять определённую гибкость в подходе к каждому ребёнку, творчески решать вопросы, учитывая при этом музыкальные данные и возможности детей.Предлагаемый в данной программе музыкальный материал не является обязательным для педагогов. Можно использовать любые музыкальные произведения, лишь бы они были доступны детям для восприятия.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».Содержание психолого – педагогической работы образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Задачи психолого – педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Задачи психолого – педагогической работы музыкально – художественной деятельности:
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Разделы (задачи, блоки) | Осуществляемая образовательная деятельность | |||
В организованной детской деятельности | В ходе режимных моментов | В самостоятельной детской деятельности | ||
Слушание | ||||
Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы). | Занятия, праздники, развлечения. Музыка в повседневной жизни: - другие занятия; - театрализованная деятельность; - слушание музыкальных сказок; - просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов; - рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - рассматривание портретов композиторов. | Использование музыки: - на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания; - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность); - во время прогулки (в теплое время); - в сюжетно – ролевых играх; - перед дневным сном; - при пробуждении; - на праздниках и развлечениях. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО. | |
Пение | ||||
Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя). Песенное творчество: Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. | Использование пения: - на музыкальных занятиях; - на других занятиях; - во время прогулки (в теплое время); - в сюжетно – ролевых играх; -в театрализованной деятельности; - на праздниках и развлечениях. | Использование пения: - на музыкальных занятиях; - на других занятиях; - во время прогулки (в теплое время); - в сюжетно – ролевых играх; - в театрализованной деятельности; - на праздниках и развлечениях. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО. Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно – ролевая игра), способствующих сочинению мелодий марша, мелодий на заданный текст. Музыкально – дидактические игры. | |
Музыкально – ритмические движения | ||||
Продолжать формировать у детей навыки ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух и трёхчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный). Развитие танцевально – игрового творчества: Способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка и т. д.). Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей. | Занятия, праздники, развлечения. Музыка в повседневной жизни: - театрализованная деятельность; - музыкальные игры, хороводы с пением; - празднование дней рождения. | Использование музыкально – ритмических движений: - на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях; - во время прогулки; - в сюжетно – ролевых играх; - на праздниках и развлечениях. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, атрибутов для музыкально – игровых упражнений. Портреты композиторов. ТСО. Подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Импровизация танцевальных движений в образах животных. Концерты – импровизации. | |
Игра на детских музыкальных инструментах | ||||
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. | Занятия, праздники, развлечения. Музыка в повседневной жизни: - театрализованная деятельность; - игры с элементами аккомпанемента; - празднование дней рождения. | - на музыкальных занятиях; - на других занятиях; - во время прогулки; - в сюжетно – ролевых играх; - на праздниках и развлечениях. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. ТСО. Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, игра на знакомых музыкальных инструментах. Музыкально – дидактические игры. Игры – драматизации |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. Методические принципы:
1. Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено.
2. Целостный подход в решении педагогических задач:* обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, творческие проявления, игру на детских музыкальных инструментах;* претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;* приобщение к народной культуре через слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов. 3. Принцип последовательности (усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания). 4. Принцип партнёрства (встреча детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно, используя добрые, ласковые слова; таким образом, группа детей и музыкальный руководитель становятся единым целым: «Вместе слушаем, вместе поём, вместе рассуждаем, вместе играем». 5. Принцип гуманизации педагогического процесса (здоровьесберегающие):* диалогизации,* проблематизации,* индивидуализации.
Методы обучения, используемые в образовательном процессе:
1. По источнику полученных знаний:* словесные,* наглядные,* практические.
2. По уровню включения в продуктивную деятельность:* репродуктивные,* объяснительно – иллюстративные,* частично – поисковые,* исследовательские.
3. Методы стимулирования познавательной деятельности:* эмоциональное стимулирование (создание ситуации успеха),* методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового приключенческого сюжета, стимулирование познавательным и занимательным содержанием; создание ситуаций творческого поиска),* методы формирования ответственности и обязательности (формирование понимания личной значимости, предъявление требований).
Формы организации музыкальной – художественной деятельности:
1. Организованная образовательная деятельность «Музыка» (музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю).
2. Использование музыки в повседневной жизни учреждения.
3. Праздники и развлечения.
4. Индивидуальная музыкальная деятельность.
5. Совместная и самостоятельная музыкальная деятельность детей.
2.3. Организованная образовательная деятельность «Музыка».
Даты проведения | Основная часть | |||||
Интегрирующие темы периода | Интегрируемые образовательные области | Целевые ориентиры. Планируемые результаты (воспитанников) | Содержание и виды детской музыкальной деятельности | Национально-культурный компонент | Компонент ОУ | |
Сентябрь | «Мои друзья» | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. | Целевые ориентиры: развивать у детей познавательную мотивацию; формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, способствовать развитию певческих навыков; формировать умение двигаться в соответствии с характером музыки, реагировать на начало и окончание звучания музыки; знакомить детей с детскими муз. инструментами (муз. палочки, погремушки, колокольчик); Результаты: - проявляет интерес к различным видам муз. деятельности; -эмоционально откликается на прослушанную музыку; - умеет маршировать, бегать легко в умеренном и быстром темпе под музыку; | 1. Слушание музыки: - Тиличеева «Птицы и птенчики»; 2. Пение: - Р.н.п. «Ладушки»; - Р. н. п. «Петушок» 3. Музыкально-ритмические движения: - Р.н.п. «Игра с погремушками»; - Раухвергер «Кошка и котята». 4. Игра на детских музыкальных инструментах: - Костенко «Дождик»; - Р.н.п. «Игра с погремушками». 5. Творчество: - Михайлова «Качели»; - Михайлова «Ветер»; - Р.н.п. «Ладушки» . 6. Здоровьесберегающие технологии: - Анисимова «Моем руки» ; - Вихарева «Дождик» ; - Каплунова «Мы платочки постираем». | Посещение развлечения, посвящённое Дню Знаний | |
Октябрь | «Осень» | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. | Целевые ориентиры: продолжать приобщать детей к народной и классической музыке, формировать эмоциональную отзывчивость на муз. произведение, учить различать весёлую и грустную музыку; приучать слушать муз. произведение до конца; совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских муз. инструментов; улучшать качество исполнения танцевальных движений, способствовать развитию навыков эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (идёт медведь, летают птички); организовать все виды муз. деятельности вокруг осеннего праздника. Результаты: - проявляет интерес к муз. деятельности; - слушает музыкальное произведение до конца; - узнаёт знакомые песни; - умеет маршировать и бегать по кругу ; - умеет выполнять танцевальные движения с предметами и без них; - умеет подыгрывать на детских муз. инструментах. | 1. Слушание музыки: - Гречанинова «Осенний ветерок»; - Парлова «Марш». 2. Пение: - Кишко «Осень», -Кишко «Лошадка Зорька» 3. Музыкально-ритмические движения: - Вихарева «Золотые листики»; - Вихарева «Пляска с флажками»; - Фр.н.мел. «Медведь и дети»; - Насауленко «Кружатся листочки»; 4. Игра на детских музыкальных инструментах: - Кабалевский «Вальс»; - Александров «Осенняя песенка» ; - Быстрова «Дождик». 5. Творчество: - Узорова «Зайчик»; - Раухвергер «Мишка»; - Вихарева «Берёзка» ; - Фр.н.мел. «Медведь и дети». 6. Здоровьесберегающие технологии: - Анищенкова «Пальчики»; - Галянт «Птички»; - Анисимова «Сорви яблоко»; - Аверина «Листочки». | Бурятские игры на осеннем празднике | Дары республики Бурятия (рисунки, поделки) |
Ноябрь | 1. «Это наша Родина» | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. | Целевые ориентиры: развивать у детей познавательную мотивацию; формировать дружеские, доброжелательные отношения между взрослыми и детьми; совершенствовать умение различать звучание муз. игрушек и детских муз. инструментов; способствовать развитию певческих навыков, продолжать развивать музыкально-ритмические и творческие способности, формировать умение подыгрывать на детских муз. инструментах; воспитывать любовь к Родине. Результаты: - проявляет интерес к муз. деятельности; - владеет в соответствии с возрастом основными танцевальными и игровыми движениями; - умеет определять характер муз. произведения, различать звуки по высоте и динамике; - умеет двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания; - умеет кружиться в парах; - умеет выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы. | 1. Слушание музыки: - Разорёнов «Колыбельная»; - Р.н.п. «Как у наших у ворот» . 2. Пение: - Насауленко «Все любят маму»; - Р.н.п. «Зайка»; 3. Музыкально-ритмические движения: - Майкапар «Игра с погремушками»; - Парлов «Марш»; - Ломова «Бег». 4. Игра на детских музыкальных инструментах: - Разорёнов «Колыбельная»; - Р.н.п. «Как у наших у ворот»; - Майкапар «Игра с погремушками». 5. Творчество: - Михайлова «Осень»; - Анищенкова «Зайчик»; - Р.н.п. «Зайка»; 6. Здоровьесберегающие технологии: - Михайлова «Осень»; - Анищенкова «Зайчик»; - Картушина «Ветер и листья»; - Аверина «Холодно». | Поделки из природных материалов республики Бурятия | Празднование Дня Матери |
Декабрь | «Зима» | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. | Целевые ориентиры: продолжать приобщать детей к народной и классической музыке, учить детей выразительному пению; формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки, реагировать на начало и окончание звучания музыки и её окончание; развивать умение двигаться по кругу хороводным шагом, улучшать качество исполнения танцевальных движений, организовывать все виды муз. деятельности вокруг темы новогоднего праздника. Результаты: - проявляет интерес к муз. деятельности; - умеет слушать муз. произведение до конца; - умеет ритмично двигаться в соответствии с музыкой; - умеет выполнять танцевальные движения по одному и в парах; - умеет выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы; - умеет подыгрывать мелодии на детских муз. инструментах. | 1. Слушание музыки: - Бокач «Вот пришла к нам зима» ; - Раухвергер «Пляска петрушки». 2. Пение: - Вихарева «Ёлочка большая»; - Насауленко «Ёлочка-проказница»; - Вихарева «Дед Мороз»; 3. Музыкально-ритмические движения: - Вихарева «Ёлочка большая» ; - Вихарева «Ёлочка любимая»; - Насауленко «Ёлочка-проказница»; - Картушина «Белый снег» . 4. Игра на детских музыкальных инструментах: - Раухвергер «Пляска петрушки»; - Картушина «Белый снег»; 5. Творчество: - Михайлова «Ветер и зайка»; - Узорова «С неба падают снежинки»; - Вихарева «Снеговик»; 6. Здоровьесберегающие технологии: - Михайлова «Ветер и зайка»; -Узорова «С неба падают снежинки»; - Анищенкова «Замок»; - Вихарева «Снеговик»; - Анисимова «Поймай снежинку». | Рассказ об истории новогодних игр в республике Бурятия | Постройка снежных фигур, персонажей новогоднего праздника, песен, игр |
Январь | «Зима» | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. | Целевые ориентиры: развивать у детей познавательную мотивацию, продолжать формировать доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, продолжать приобщать детей к народной музыке, воспитывать любовь к Родине, уральскому фольклору; продолжать формировать умение ритмично двигаться под музыку, способствовать развитию навыков выразительной передачи сказочных и игровых образов, продолжать формировать умение подыгрывать на детских муз. инструментах. Результаты: - проявляет интерес к муз. деятельности; - владеет в соответствии с возрастом основными танцевальными и игровыми движениями; - узнаёт знакомые муз. произведения; - умеет ритмично двигаться, в соответствии с характером и формой музыки; | 1. Слушание музыки: - Карасева «Зима». 2. Пение: - Р.н.п. «Коляда-маляда»; - Картушина «Зимушка» . 3. Музыкально-ритмические движения: - Р.н.п. «Ходит Ваня»; - Р.н.мел. «Прятки»; - Укр.н.мел. «Топни-хлопни»; - Укр.н.мел. «Катание на саночках». 4. Игра на детских музыкальных инструментах: - Карасева «Зима»; - Картушина «Зимушка». 5. Творчество: - Картушина «Мороз»; - Укр.н.мел. «Катание на саночках»; 6. Здоровьесберегающие технологии: - Картушина «Мороз»; - Анисимова «Ветерок». | ||
Февраль | «День защитника Отечества» «Сагаалган» | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. | Целевые ориентиры: продолжать приобщать детей к народной и классической музыке, развивать желание детей петь и допевать мелодии песен на слоги, продолжать развивать музыкально-ритмические и творческие способности, продолжать формировать умение подыгрывать мелодии на детских муз. инструментах, воспитывать любовь к Родине, осуществлять гендерное воспитание. Результаты: - проявляет интерес к муз. деятельности; - слушает муз. произведение до конца; - умеет ритмично двигаться под музыку; - умеет выразительно передавать игровые образы; - ориентируется в пространстве; - эмоционально откликается на переживания близких людей; - проявляет любознательность. | 1. Слушание музыки: - Иорданский «Голубые санки»; - Штраус «Полька»; 2. Пение: - Р.н.п. «Блины»; - Картушина «Весна»; - Насауленко «Подарки маме»; 3. Музыкально-ритмические движения: - Картушина «Помощники»; - Картушина «Танец с цветами»; - Хачко «Танец с ленточками». 4. Игра на детских музыкальных инструментах: - Иорданский «Голубые санки»; - Штраус «Полька». 5. Творчество: - Картушина «Ветер»; - Картушина «Помощники»; - Картушина «Танец с цветами». 6. Здоровьесберегающие технологии: - Картушина «Ветер»; - Анищенкова «Масленица»; - пс. Анисимова «Снежки». | Рассказ о защитниках (моряки, лётчики, пограничники и т.д.) | Поздравление мальчиков с праздником, изготовление подарков Празднование «Сагаалган –праздника Белого месяца» |
Март | 1.«Мамин праздник». 2. «Народная культура» | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. | Целевые ориентиры: продолжать приобщать детей к народной и классической музыке, продолжать развивать способность различать звуки по высоте и динамике, совершенствовать умение различать звучание муз. игрушек, детских муз. инструментов; учить выразительно исполнять песни, формировать навыки сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу, продолжать развивать музыкально-ритмические и творческие способности, улучшать качество исполнения танцевальных движений по одному и в паре, продолжать формировать навыки выполнения движений с предметами и без них; воспитывать любовь к маме, бабушке. Результаты: - проявляет интерес к муз. деятельности; - владеет основными танцевальными и игровыми движениями; - у детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов муз. деятельности; - эмоционально откликается на переживания близких людей; - умеет подыгрывать мелодии на детских муз. инструментах. | 1. Слушание музыки: - Филиппенко «Тает снег»; - Сац «Будем кувыркаться». 2. Пение: - Насауленко «Весной»; - Р.н.закл. «Солнышко, покажись»; 3. Музыкально-ритмические движения: - Финск.н.мел. «Покажи ладошки» ; - Банников «Лошадки»; - Р.н.мел. «Весёлая карусель»; - Метлов «Поезд». 4. Игра на детских музыкальных инструментах: - Сац «Будем кувыркаться»; - Картушина «Бубен»; - Метлов «Поезд». 5. Творчество: - Картушина «Карусели»; - Михайлова «Лесная зверобика»; - Банников «Лошадки»; - Р.н.мел. «Весёлая карусель»; - Метлов «Поезд». 6. Здоровьесберегающие технологии: - Картушина «Карусели»; - Макшанцева «Разминка»; - Михайлова «Лесная зверобика»; - Аверина «Тучки»; | Музыкальная культура республики Бурятия (игры, потешки, песни и т.д.) | Поздравление девочек и женщин с праздником, изготовление подарков |
Апрель | «Весна» | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. | Целевые ориентиры: развивать у детей познавательную мотивацию, развивать умение двигать под музыку вместе со всеми и индивидуально, улучшать качество исполнения танцевальных движений по одному и в парах, стимулировать самостоятельно выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Результаты: - проявляет интерес к муз. деятельности; - владеет основными танцевальными и игровыми движениями; - слушает муз. произведение до конца; - различает звуки по высоте и динамике; - различает и называет детские муз. инструменты; - ориентируется в пространстве. | 1. Слушание музыки: - Рубах «Воробей»; - Левкодимов «Два петушка» . 2. Пение: - Поплянова «Весёлые медвежатки»; - Левкодимов «Что же вышло?». 3. Музыкально-ритмические движения: - Тиличеева «Чей домик?»; - Раухвергер «Воробушки и автомобиль»; - Вихарева «Игра с мишкой». 4. Игра на детских музыкальных инструментах: - Рубах «Воробей»; - Поплянова «Весёлые медвежатки». 5. Творчество: - Михайлова «Заводные игрушки»; - Тиличеева «Чей домик?»; - Раухвергер «Воробушки и автомобиль»; - Вихарева «Игра с мишкой». 6. Здоровьесберегающие технологии: - Михайлова «Заводные игрушки»; - Узорова «Зайцы утром»; - Анищенкова «Фонарик – шарик» ; - Анисимова «ЁЖ и белка». | Беседы с детьми на тему: «Весна в республике Бурятия» (потешки, попевки, песни, игры) | Весна в детском саду (деятельность детей и взрослых) |
Май | 1. «Весна Победы». 2. «Скоро лето» 3. Мониторинг | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. | Целевые ориентиры: продолжать приобщать детей к народной и классической музыке, продолжать способствовать развитию певческих навыков, развивать желание детей петь и допевать мелодии песен на слоги, продолжать развивать музыкально-ритмические и творческие способности, продолжать формировать умение подыгрывать мелодии на детских муз. инструментах; воспитывать любовь к Родине, чувство уважения к ветеранам. Результаты: - проявляет интерес к муз. деятельности; - слушает муз. произведение до конца; - умеет ритмично двигаться под музыку; - умеет выполнять танцевальные движения; - умеет выразительно передавать игровые образы; - ориентируется в пространстве; - эмоционально откликается на переживания близких людей; - умеет подыгрывать мелодии на детских муз. инструментах. | 1. Слушание музыки: - Арсеев «Дождь идёт»; - Р.н.мел. «На зелёном на лугу». 2. Пение: - Филиппенко «Цыплята» ; - Попатенко «Машина». 3. Музыкально-ритмические движения: - Вихарева «Курочка с цыплятами»; - Жубинская «Топ, топ, топоток»; - Р.н.п. «Игра с султанами»; - Картушина «Лисичка и синички». 4. Игра на детских музыкальных инструментах: - Арсеев «Дождь идёт»; - Р.н.мел. «На зелёном на лугу»; 5. Творчество: - Вихарева «Курочка с цыплятами»; - Филиппенко «Цыплята»; - Галянт «Машины»; - Картушина «Лисичка и синички». 6. Здоровьесберегающие технологии: - Галянт «Машины»; -Анищенкова «Флажок»; - Аверина «У медведя дом большой» | Ветераны ВОВ РБ | Приглашение ветеранов ВОВ на праздник в детский сад |
Июнь | 1. «Лето» 2. «Жизнь без опасности» | Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие. | Целевые ориентиры: развивать у детей познавательную мотивацию; продолжать формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми; продолжать формировать эмоциональную отзывчивость на муз. произведение, способствовать развитию певческих навыков, продолжать развивать музыкально-ритмические и творческие способности, продолжать умение подыгрывать на детских муз. инструментах, воспитывать чувство уважения к природе. Результаты: - проявляет интерес к муз. деятельности; - владеет основными танцевальными и игровыми движениями; - у детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов муз. деятельности; - узнаёт знакомые муз. произведения; - умеет петь без напряжения, в удобном диапазоне; - различает и называет детские муз. инструменты; - проявляет любознательность; - ориентируется в пространстве. | 1. Слушание музыки: - Иорданский «Ехали-ехали»; - Кишко «Игра с лошадкой». 2. Пение: - Карасева «Паровоз»; - Герчик «Воробей» . 3. Музыкально-ритмические движения: - Михайлова «Погремушка и бубен»; - Макшанцева «До чего ж красиво»; - Михайлова «Жучки»; - Картушина «Лягушата и ребята». 4. Игра на детских музыкальных инструментах: - Карасева «Паровоз» ; - Кишко «Игра с лошадкой». 5. Творчество: - Анищенкова «Уточка» ; - Галянт «Мы играем»; - Петрова «Дружба» . 6. Здоровьесберегающие технологии: - Анищенкова «Уточка» ; - Галянт «Мы играем» ; - Аверина «Бабочка»; - Петрова «Дружба» . | Лето в РБ (песни, попевки, потешки, игры Беседы, демонстрационный материал (профессии спасателей нашего края). | Поделки из природных материалов РБ и рисунки по содержанию музыкального материала. Развлечения. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации режимных моментов.Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в детском доме комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нём позаботятся. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Чем ближе к индивидуальным особенностям ребёнка режим учреждения, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.
В учреждении необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, поэтому я, как музыкальный руководитель, использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Физкультурно – оздоровительные технологии.
2. Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;
3. Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.
К ним относятся:
• облегченная одежда детей в музыкальном зале;
• организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
• обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
• учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
• правильная осанка при распевании, исполнении песен;
• оптимальный температурный режим в музыкальном зале, регулярное проветривание;
• дыхательная гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• физкультминутка;
• психогимнастика;
• соблюдение мер по предупреждению травматизма.
3.2. Организация предметно – пространственной развивающей образовательной среды.Образовательная среда в ОУ предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Современная предметно – пространственная среда включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды, которая обеспечивает наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности (пением, танцем, слушанием музыки, игрой на музыкальных инструментах, актёрским мастерством и др.).
Принципы организации предметно – развивающей среды:•Соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта ДО
•Соответствие возрастным особенностям и интересам детей. •Открытость среды для преобразований.•Современность среды.•Эстетика среды.•Комфортность среды. Предметно – пространственная среда музыкального зала и организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей и соответствует требованиям ФГОС ДО:
1. Содержательно – насыщенная (образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Это обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, выполнение танцевальных движений;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2. Развивающая.
3. Трансформируемая (возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей).
4. Полифункциональная (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Наличие полифункциональных предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности). 5. Вариативная (наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную активность детей).
6. Доступная (доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья; исправность и сохранность материалов и оборудования). 7. Безопасная (соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. 8. Здоровьесберегающая.
9. Эстетически – привлекательная. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально – творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально – дидактическими материалами. При создании предметно – пространственной среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента детских музыкальных инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр для музыкального развития детей:
• На развитие динамического восприятия;
• На развитие ритмического восприятия;
• На развитие звуковысотного восприятия;
• На развитие тембрового восприятия. Наглядно – образный материал:
1. Иллюстрации, мультимедийные методические разработки.
2. Наглядно – дидактический материал.
3. Игровые атрибуты.
4. Карточки с заданием.
Методическое обеспечение:
Вид музыкальной деятельности | Учебно – методический комплекс |
1. Восприятие | 1. Дидактические игры. 2. Портреты русских и зарубежных композиторов. 3. Наглядно – иллюстративный материал: - сюжетные картины; - картины с птицами, животными, овощами, фруктами, цветами, деревьями и т.д.; - комплект «Времена года»; - комплект «Музыкальные инструменты»; - комплект «Симфонический оркестр»; 4. Нотные сборники. |
2. Пение | 1. Дидактические игры. 2. Наглядно – иллюстративный материал. 3. Нотные сборники. |
3. Музыкально – ритмические движения | 1. Методические разработки танцевальных композиций. 2. Аудиокассеты, CD, DVD – диски. 3. Нотные сборники. 4. Разноцветные шарфы, платочки, кубик, колечки, солнышки, султанчики, листья, искусственные цветы, флажки, снежинки, фуражки для русского костюма и т. д. 5. Карнавальные костюмы. 6. Маски – шапочки (в ассортименте). 7. Костюмы для взрослых и детей (в ассортименте). |
4. Игра на детских музыкальных инструментах | 1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр). 2. Ударные инструменты: бубен, барабан, деревянные ложки, трещётка, треугольник, музыкальные палочки, колокольчики, металлофон, маракас. 3. Духовые инструменты: свистулька, дудочка. 4. Методические разработки. 5. Нотные сборники. 6. Аудиокассеты, CD – диски. |
5. Творчество | 1. Дидактические игры. 2. Аудиокассеты, CD – диски. 3. Костюмы для взрослых и детей (в ассортименте). 4. Нотные сборники. 5. Методические разработки на развитие творческих способностей детей. |
Культурно – досуговая деятельность.В соответствии с требованиями Стандарта, в программу включён раздел «Культурно – досуговая деятельность», посвящённый особенностям традиционных событий, праздников и мероприятий. Развитие культурно – досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребёнку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Литература
Комплексная основная общеобразовательная программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.Л.Солнцевой, переработанная авторским коллективом в соответствии с ФГОС ДО.
Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2004
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., — 2008.
Захарова И.Ю. Танцы как метод лечебного воздействия // В сб.: «Особый ребёнок», вып.4. - М., 2001
Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н. , Демьянчук Р. В. Детский аутизм- диагностика и коррекция - СПб., Дидактика Плюс, - 2004.
Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: Диагностика и коррекция. – СПб.: Дидактика Плюс, 2004 Инклюзивный детский сад. М: 2009
Федосеева М.А. «Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности. Коррекционно-развивающая программа, интегрированные занятия» - «Учитель», Волгоград, 2014г.
Равчеева И.П. «Настольная книга музыкального руководителя» - «Учитель», Волгоград, 2014г.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.