Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Активизации словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковой гимнастики

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Способы, методы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: Статья раскрывает важность формирования и активизации речи детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. По итогам проведенного исследования автором делается вывод о том, что активизация словаря ребенка возможна различными методами, способами и приемами в различных видах деятельности.

Ключевые слова: активизация, дети младшего дошкольного возраста.

Родной язык играет значительную роль в становлении личности. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит базовым основополагающим каналом приобщения нации к ценностям духовной культуры, а также выступает в виде необходимого условия таких процессов, как воспитание и обучение. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве является основой успешного обучения в школе.

Младший дошкольный возраст – это особенный период жизни детей. Это этап, когда происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте– необходимое условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в наиболее сензитивный период развития. Чем раньше начинается обучение родному языку, тем свободнее ребенок пользуется им в дальнейшем[1].

Речь выступает инструментом эволюции высших отделов психики детей младшего дошкольного возраста. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. На сегодняшний день в целом степень речевого развития детей младшего дошкольного возраста характеризуется как неудовлетворительная. Данная проблема с каждым годом становится все актуальней. Почти повсеместно чтение художественной литературы заменяется проведением перед телевизорами, персональными компьютерами и мобильными информационными технологиями. Сегодняшний век характеризуется чрезмерной занятостью взрослого поколения, обусловленной желанием обеспечить детей материальными благами и решением финансовых проблем. В условиях, когда лишь малой доле родителей хватает времени общаться со своими детьми, огромная роль в развитии речи и активизации словаря детей отводиться детским садам [2].

Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном в образовательной системе, одной из главных задач которого выступает формирование и развитие устной речи.

В Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального стандарта дошкольного образования»[3] говориться, что в основе Программы детского сада обязательно должен лежать такой компонент, как речевое развитие. Последний включает в себя умение детей владеть речью как средством общения и российской культуры; обогащение активного словаря и развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (рисунок 1).

Рисунок 1 – Содержание тезиса «Речевое развитие» в дошкольном образовательном учреждении*

* – разработано автором на основании [3].

Под словарной работой понимается целенаправленная деятельность в педагогике, которая обеспечивает наиболее эффективный и успешный процесс освоения словарного состава родного языка. Слова можно усваивать активно и пассивно. В первом случае данное слово употребляется в подходящей ситуации, а во втором – слово лишь понимается, без фактического его употребления [4].

Развитие словаря – длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений, а также формирование умений использования их определенных условиях в общении.

Для более четкого понимания термина «активизация» обратимся к справочной литературе, согласно которой под активизацией понимается процесс побуждения к активности, усиление деятельности, оживление[5].

Таким образом, активизация словаря детей дошкольного возраста – это усиление употребления детьми новых слов и выражений, фразеологических единиц собственной самостоятельной речи.

Существует две группы методов активизации словаря детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения: методы накопления содержания детской речи, которые подразумевают ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря, а также методы, которые направлены закрепление и его активизацию, развитие смысловой стороны словаря (рисунок 2).

Первая группа включает методы: непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения [6].

Рисунок 2 – Классификация методов активизации словаря детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения*

* – разработано автором на основании [6].

Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда.При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая играимеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия) [7].

Для уточнения и активизации словаря дошкольников полезно рассматривание картин разного типа: предметных, сюжетных. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов и др.). При выборе картин в целях обогащения представлений,понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов).

Задача воспитателя – учить детей воспринимать смысл картины, вестиот беспорядочного рассматривания к последовательному, выделению существенного, так как перечислить все частности не значит понять картину.Можно использовать следующий прием: проводитьупражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чемпохожи и чем не похожи?) [8].

Еще один метод активизации словаря детей – дидактические игры.Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например,закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этимв программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок.«Выдели и назови части в целом» (части одежды), «Кто больше назоветпредметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?». Воспитатель обращает внимание на точность ответов, добиваясьактивизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех ее участников, давать по ходу игры задания(сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В концеигры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, необязательно.

Отметим и значимую роль словарно-логических упражнений (с предметами,картинками, словесных). Для активизации словаря используетсясистема словарно-логических упражнений: узнавание и называние предметов; выделениепризнаков и обозначение их словом, сравнение (установление сходства иразличия)[9].

Одним из средств обогащения и активизации словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится впрямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов.Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».

Необходимо использовать методы заучивания наизусть стихов о временах года, природных явлениях, потешек, чистоговорок, скороговорок и пересказ сказок, рассказов.Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим.

Сказки. Формы работы со сказкой могут быть самыми разными. Онимогут реализовываться в ходе разговора о сказке, в виде вопросов,обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку послезнакомства со сказкой. Все это несомненно позволяет развивать речьребенка, и в дальнейшей его судьбе сыграет несравненную пользу [10].

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры неимеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит вбыстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детейопределенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделятьподбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связис предыдущими этапами работы над словом.

Основным содержанием лексических упражнений являются различныевиды классификации слов: по родовому признаку (овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашниеживотные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал);составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначнымисловами; распространение предложений. Отличительной чертой является то,что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употреблениеслова в составе предложения, что объясняется единством лексических играмматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим [11].

Основными формами по развитию словаря выступают свободное речевое общение детей младшего дошкольного возраста и игры по развитию речи.Базовые приемы обогащения словаря – это показ и называние, толкование слова, введение слов в предложение, объяснение этимологии слов.

В целом можно отметить следующие моменты. Активизация, закрепление и обогащение словаря – важнейшая задача словарной работы в дошкольном образовательном учреждении. Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование речевого общения. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит втом, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления сокружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневнойжизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основыразвития мышления и речи, происходит становление социальных контактов,формируется личность.Таким образом, роль воспитателя заключается в организации содержательного общения во всех видах деятельности, во внимании к речи детей, кее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатствонакопленного словаря.

Литература:

Ларионова С.О. Младший школьный возраст: закономерности и особенности поведения детей / С.О. Ларионова // Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 6. – С. 39-44.

Бичева, И.Б. Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / И.Б. Бичева // Государственный советник. – 2018. – № 1. – С. 36-39.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального стандарта дошкольного образования»

Архипова, С.Н. развитие активного словаря у детей в процессе образовательной деятельности / С.Н. Архипова // Научные исследования. – 2018. – № 2. – С. 63-64.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и образование, 2018. – 1376 с.

Полякова, Е.В. Изучение уровня развития словаря детей младшего дошкольного возраста / Е.В. Полякова // Дошкольное и начальное образование. – 2018. – № 1. – С. 294-296.

Фадеева, М.В. Речевая подготовка детей дошкольного возраста / М.В. Фадеева // Педагогический опыт. – 2017. – №с 2. – С 237-239.

Асмаловская, О.А. Особенности активного словаря у дошкольников / О.А. Асмаловская // Проблемы развития психологии и педагогики. – 2018. – № 5. – С. 107-109.

Коваленко, Е.Г. Работа над фразеологизмами с детьми дошкольного возраста / Е.Г. Коваленко // Преемственность дошкольного образования. – 2018. – № 4. – С. 203-208.

Веденеева, Д.А. Дидактические игры и упражнения как средство развития словаря дошкольников / Д. А. Веденеева // Научные достижения в системе профессионального образования. – 2017. – № 8. – С. 129-130.

Озерова, Л.В. Активизация словаря имен существительных у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи / Л.В. Озерова. – № 2. – С. 193-196.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области