Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методы развития творческих способностей дошкольников посредством народных промыслов.Помощь воспитателям

Помощь воспитателям в в ознакомлении дошкольников посредством народных промыслов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методы развития творческих способностей дошкольников посредством народных промыслов (на примере хохломы)

Проанализируем средства и методы организации овладения детьми декоративным рисованием как средства развития творческих способностей.

Как отмечает Л.В.Шевчук, важным методом организации декоративного рисования является использование дифференцированных заданий. В детском саду используются различные виды заданий при ознакомлении старших дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Эти задания можно классифицировать на 3 вида:

- тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

- частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.

- творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий .

Тренировочные задания.

В качестве наиболее подходящей формы творчества подходит комплексное сочинение сказки, истории по мотивам нарисованных детьми орнаментов. Форма словесного творчества является той ситуацией, при которой снимаются барьеры для творчества.

При закреплении изученных росписей предлагается по стилю узнать узор, к какому виду росписи относится.

В программе Т.Г.Казаковой приводятся такие примеры загадок о хохломской росписи:

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золотому фону затейлевивой змейкой

Орнамент здесь вьется, попробуй, сумей-ка

А где-то кудрины по черному полю

Мерцают, как звезды, в небесном раздолье.

 Частично-поисковые задания.

Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:

1) Игра: «Подбери пару» (Г.С.Швайко).

На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Детям предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры .

Творческие задания.

Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях.

1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.

2) При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например: нарисовать 2-х различных Матрешек, которые между собой чем-то похожи .

В современной педагогике широко известен тот факт, что ведущей методикой в работе с детьми по творческим направлениям является применение игровых приемов, поскольку игра на протяжении всего дошкольного детства является ведущим видом деятельности ребенка. Более того, даже в младшем школьном возрасте игра, хотя и уступает как ведущий вид деятельности учебе, все же остается довольно существенной для ребенка деятельностью, через которую он продолжает познавать окружающий мир.

В связи с этим обучение и воспитание ребенка (особенно в дошкольном возрасте) должно проводиться преимущественно с применением игровых методик.

Говоря об игровых методиках и приемах, следует помнить об основных задачах занятий творческого направления, осуществлению которых помогают игровые приемы: формирование эстетических вкусов, развитие моторики и умения выражать на бумаге и в пластике (если речь идет о лепке) своих ощущений, эмоций, отношений к явлению.

Одним из основных приемов развития творческих способностей в процессе ознакомления с декоративно-прикладным творчеством является использование элементов игр-драматизаций.

Игры-драматизации или, как их еще называют, театрализованные игры, представляют собой такую игровую деятельность детей, в ходе которой происходит инсценировка литературного произведения (чаще сказка или стихотворение) или его отрывка.

Нередко в играх дошкольников присутствуют сюжеты знакомых им сказок, рассказов, песенок, прибауток, литературные персонажи. При этом ребенок либо непосредственно действует от лица персонажа, либо использует игрушку, предмет. В этом плане игровые действия детей близки к художественно-образному отражению впечатлений, то есть к театрализации . Игра-драматизация может использоваться в исследуемых формах занятий ребенка с двумя целями: заинтересовать в изучаемом явлении и помочь ребенку глубже проникнуть в суть рассматриваемого явления.

Воспитание эстетических вкусов посредством применения игр-драматизаций достигается в ходе побуждения детей к максимально точному и гармоничному воплощению образа.

Кроме этого, применение элементов игр-драматизаций в занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством благотворно влияет на развитие воображения детей.

Еще одним игровым приемом в ознакомлении с декоративно-прикладным творчеством является методика «рисунок-игра». В ходе этой игры педагогом постоянно предлагаются игровые задания, которые ребенок может воплотить в лепке или рисунк].

Рассмотрев основные игровые методы и приемы в организации занятий по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством дошкольников, следует отметить, что в современной педагогической практике часто применяются сочетания игровых методик, позволяющее достигать одновременно несколько педагогических задач.

Еще одним из обязательных условий ознакомления с декоративно-прикладным творчеством является осуществление этого в рамках народной педагогики.

С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.

Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности тех их областей, которые относятся к обучению и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов.

Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение.

Академик Г.Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности». Человек - связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение трех веков - это и есть народная педагогика в действии.

Принципы народной педагогики, осуществляемые в современном воспитательном процессе, таковы:

Воспитание добром.

Опора на положительную мотивацию.

Обучение с опорой на чувственный опыт, сенсорику.

Учет способностей и склонностей.

Погружение в фольклор, мелодию родного языка.

Нравственное, эстетическое, трудовое воспитание с опорой на историко-культурный пласт и чувства ребенка .

Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников посредством декоративного рисования осуществляется с помощью следующих методов: использование дифференцированных заданий (тренировочных, частично-поисковых, творческих и пр.); использование игровых методик (игр-драматизаций, театрализаций, «рисунков-игр»); соблюдение принципов народной педагогики.

Примерный план и содержание занятий по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством хохломы

Из всех видов народных промыслов, используемых с развивающими и воспитательными целями в детском саду нами избрана хохломская роспись.

Работа по развитию творческих способностей старших дошкольников на занятиях по декоративно-прикладному рисованию предполагает использование следующих средств развития творческих способностей:

- беседа с детьми;

- сказка;

- театрализация;

- игра-рисунок;

- игра-драматизация.

Рассмотрим подробнее названные средства.

Беседа с детьми. Посредством беседы, рассказа на тему сюжета рисования, ребенок «проникается» темой, заинтересовывается. Для повышения интереса используются беседы, рассказы об истории промысла, деревни и селении, откуда пошел промысел, достоверных и невероятных событиях, связанных с промыслом.

Сказка. С помощью сказки создается положительное эмоциональное реагирование на тематику рисования, В сознании ребенка формируются цельные положительные образы, которые могут быть воплощены в рисунке. Сказка способствует пробуждению фантазии, воображения, творческого начала ребенка.

Театрализация. Посредством театрализации оживляются образы рисования, возникает положительное эмоциональное реагирование. Часто театрализация может быть элементом какого-либо другого средства или приема обучения, например, беседы, сказки. Такое сочетание приемов позволяет оживить историю, сделать образы объемными.

Игра-рисунок. Посредством игры-рисунка дети обучаются основным принципам рисования в рамках того или иного вида декоративно-прикладного творчества. В ходе игры-рисунка детям объясняются основные принципы рисования, как правило, выступающие оправданными игровой необходимостью условиями игры. В ходе игры-рисунка осваиваются основные технические приемы рисования: характер мазка, толщина линий, приемы рисования отдельных деталей и пр. Таким образом, в рамках игры-рисунка дети на практике обучаются технике рисования, что способствует развитию технических навыков, связанных с творческим воплощением образа.

Игра-драматизация. В ходе игры-драматизации образы и герои того или иного вида декоративно-прикладного творчества осваиваются детьми, закрепляются образцы эмоционально положительного реагирования на них.

Таким образом, в ходе развития выразительности рисунков дошкольников в рамках занятий по декоративно-прикладному рисованию, развиваются следующие аспекты творческих способностей:

- чувство гармонии рисунка;

- эмоционально положительное отношение к акту творчества;

- развитие воображения, творческого мышления;

- формирование понятия о принципах и правилах рисования в рамках каждого вида декоративно-прикладного рисования.

Двумя основными направлениями формирования творческих способностей являются:

Обеспечение углубленного, эмоционально-положительного восприятия темы, объекта обеспечивающего внимательное, заинтересованное отношение к акту творчества.

Обучение технике и приемам рисования, способствующее воплощению творческих способностей.

В каждом занятии различными методическими средствами и приемами представлено как первое так и второе направление развития творческих способностей дошкольников.

Цикл занятий предполагает организацию развития творческих способностей в три этапа:

Знакомство с видом декоративно-прикладного творчества (хохломой).

Обучение приемам рисования и углубление восприятия образов.

Формирование эмоционально-положительного отношения к творчеству.

Первый этап – знакомство с видом декоративно-прикладного творчества предполагает два занятия, в рамках которых осуществляется основной рассказ-беседа о происхождении и особенностях хохломской росписи, формируются основные представления об образах и темах, свойственных для хохломской росписи, складываются первичные представления о правилах и принципах рисования.

Как средства развития творческих способностей на первом этапе используются сказка с элементами театрализации, беседа с детьми, использование наглядных пособий.

Второй этап – обучение приемам рисования и углубление восприятия образов предполагает четыре занятия, на которых осуществляется обучение основным техникам и приемам рисования. Здесь в различных занятиях дети обучаются техническим приемам рисования разных элементов хохломской росписи. Также важным аспектом на втором этапе занятий является организация углубленного восприятия, а также формирования эмоционально-положительного отношения к образам хохломы.

Как средства и приемы развития выразительности на втором этапе используются: сказка с элементами театрализации, рисунок-игра.

Третий этап, подразумевающий организацию еще двух занятий, способствует формированию эмоционально-положительного отношения к творчеству.

Как средства и приемы развития творческих способностей на третьем этапе используются: рисунок-игра и игра-драматизация.

Таким образом, цикл включает восемь занятий, направленных на развитие творческих способностей в рамках занятий по декоративно-прикладному рисованию. В таблице 1 представлен перспективный план занятий.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области