Конспект НОД по речевому развитию
во второй младшей группе
«Составление рассказа по описанию игрушки»
Цель: учить детей внимательно слушать и отгадывать загадки, рассматривать игрушки и описывать их, видеть характерные свойства игрушек.
Задачи:
- Учить детей отгадывать загадки;
- составлять описательные рассказы об игрушке из 2-3 предложений с помощью сказочного героя;
- Подвести детей к обобщающему слову – игрушки, понимать осмысленно значение этого слова;
- Воспитание бережного отношения к игрушкам.
Словарные слова: игрушки, загадки, мяч, медведь, грузовая машина, кукла.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений А. Л. Барто, составление описательных рассказов, рассматривание предметно – сюжетных картинок.
Демонстрационный материал: Мяч, медведь, грузовая машина, кукла.
Ход НОД:
Стук в дверь. Заходит бычок Боря с большой сумкой.
Бычок: Здравствуйте ребята я бычок Боря!
Дети: Здравствуй Боря!
Бычок: Я пришел к вам в гости поиграть. Я принес много, этих, ну как их, с которыми играют…. Забыл….
Дети: Игрушки!
Бычок: А, правильно, игрушки! Хотите узнать, какие игрушки я вам принес?
Дети: Да!
Бычок: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Мне с ним нравится играть: Прыгать, бегать, догонять! Что за шарик резво скачет? - Это мой любимый…..
Дети: Мяч.
Бычок: Эта загадка, о какой игрушке?
Дети: О мяче.
Бычок: А теперь давайте рассмотрим мяч.
- Какого он цвета?
- Какой формы?
- Какого размера мяч? Большой или маленький?
- А как с ним можно играть? (катать, кидать друг другу, бить об пол, попинать его).
Бычок: Молодцы ребята! Слушайте следующую загадку.
Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны.
Дети: Медведь.
Бычок: Эта загадка, о какой игрушке.
Дети: О мишке.
А теперь давайте посмотрим на нашего мишку.
- Какого он цвета?
- Давайте посмотрим внимательно, что у мишки есть? (На голове ушки, черные глаза и нос, большие лапы)
- Мишка мягкий, забавный. (Дать потрогать)
- А скажите мне, пожалуйста, как с ним можно играть? (показать, как мишка неуклюже ходит и танцует; можно покатать его на машинке, покормить, переодеть).
Бычок: Молодцы ребята! Слушайте следующую загадку.
В любое время,
Днём и ночью,
Везу груз важный,
Нужный очень!
Дети: Грузовая машина.
Бычок: Эта загадка, о какой игрушке?
Дети: О грузовой машине.
Бычок: Молодцы! Давайте посмотрим на грузовую машину. Какая это машина? Какого она цвета? (машина разноцветная: кабина красная, кузов зеленый, колеса черные).
- А как можно играть с машиной? (возить за веревочку, перевозить в кузове кубики или песок на улице, пускать машинки наперегонки, возить в ней игрушки). Вот как много игр с машиной вы знаете.
Бычок: Молодцы ребята! Слушайте следующую загадку.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?
Дети: С куклой.
Бычок: Эта загадка, о какой игрушке?
- Ее зовут Катя.
- А сейчас посмотрите внимательно ребята, какая у нас кукла Катя? (красивая, нарядная)
- А что есть у куклы? (голова, туловище, руки, ноги)
- А какие у нее глаза? (голубые)
- А какие у нее волосы? (светлые длинные)
- Во что одета кукла? (в голубое платье, белые туфли)
- Ребята, а как с куклой можно играть? (катать в коляске, укладывать спать, переодевать, посадить за стол и покормить, т. е. играть в «Дочки-матери», «Больницу», «Парикмахерскую» и т. д.)
Бычок: Ребята, кто хочет попробовать описать куклу?
Составление рассказа о кукле.
Бычок: Сначала вместе со мной (1 раз).
Куклу зовут Катя. Она красивая, нарядная. У нее есть голова, туловище, руки, ноги. У куклы голубые глаза, светлые длинные волосы. На кукле надето нарядное голубое платье, обуты белые туфли.
Физкультминутка.
Кукла Катя к нам пришла
Физминутку принесла
Раз - подняться, подтянутьсяДва - согнуться, разогнутьсяТри - в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре - ноги шире.Пять - руками помахать.Шесть - за стол тихонько сесть.
Дидактическая игра «Кто ушел?»
Бычок: А теперь, ребята, давайте поиграем с нашими игрушками в игру «Кто ушел? Посмотрите на них внимательно, запомните и закройте глаза. Когда я скажу: «Кто ушел?», откроете глаза и скажите, какой игрушки не стало. Ответы детей. Какие вы молодцы, ребята!
Бычок: Вы сегодня много отгадывали загадок, составляли рассказы и играли с мячом, куклой, мишкой и машинкой.
- Как, одним словом можно назвать их всех? Дети: (игрушки).
- С чем мы играли? Дети: (с игрушками).
- А для чего нужны нам игрушки? Дети: (чтобы играть).
Бычок: Спасибо вам ребята. Мне очень понравилось с вами играть, но мне пора возвращаться домой. Подарю – ка я вам свои игрушки, у меня их дома еще много осталось. До свидания ребята!
Дети: Спасибо бычок, до свидания!