Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе.
Тема: СТОЛЬКО ЖЕ, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ
Цель:
-закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов
-закрепить умение сравнивать предметы по свойствам, использовать понятие «один» и «много», учить преодолевать различные препятствия
-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и классификацию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение
Материалы к занятию:
Демонстрационный: карточки на нахождение «лишнего» предмета.
Раздаточный: круги, карточки с нарисованными на них грибами, карточки, на которых нарисован один предмет и много предметов.
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, активизировать их представления о лете, о поведении диких животных, развивать воображение.
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель рассказывает;
-В одном лесу жил-был бельчонок. Целое лето он весело скакал по деревьям, грыз орешки, ел грибочки. Как-то раз повстречался ему заяц и спрашивает: «Вот наступит зима, что ты будешь есть?»
Задумался бельчонок – ведь правда: зимой ни грибов, ни орехов нет! Что делать бельчонку?
Как правило, дети знают, что белки делают запасы на зиму.
- Стал бельчонок грибы собирать, а когда набрал, то пригласил в гости детей, чтобы те на его запасы полюбовались. Хотите посмотреть, сколько грибов собрал бельчонок?
Игровая деятельность
Игра «Запасы на зиму». Дидактические задачи: -закрепить умение детей сравнивать и уравнивать численность групп предметов, -тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, логическое мышление
Дети садятся за столы, на которых находятся карточками с нарисованными на них 4 грибами (на каждого ребенка).
- Сколько грибов насобирала белка? (много)
-Заяц подарил бельчонку орешки.
Воспитатель ставит перед каждым ребенком тарелочку с орехами-кругами.
- Сколько подарил заяц бельчонку орехов? (много)
- Орехов – много, грибов – много. Бельчонку хочется узнать : у него грибов столько же., сколько орехов или нет. Ребята, как ему надо поступить, чтобы это узнать? (надо на каждый гриб положить по орешку)
- поровну ли грибов и орехов? (нет)
-чего больше? (грибов больше)
-почему вы думаете, что грибов больше? (потому что один гриб без ореха)
- как сделать так, чтобы грибов и орехов стало поровну? (надо взять еще один орех)
Воспитатель кладет на стол дополнительные круги. Дети должны взять по одному.
Белочка благодарит детей и приглашает погулять вместе с ней по лесу.
Игра «Прогулка по лесу».
Дидактические задачи: -организовать активный отдых детей, учить их преодолевать различные препятствия, развивать воображение.
Дети идут по группе. Воспитатель предлагает им перепрыгнуть через пенек, перешагнуть через лужу и т.д.
Игра «Найди лишнее». Дидактические задачи: -закрепить умение сравнивать предметы по свойствам, использовать понятия «один» и «много»
-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и классификацию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление
Дети подходят к фланелеграфу, на котором расположены три зеленых и один желтый лист одинаковой формы и размера
-сколько листиков на полянке? (много)
Бельчонок радуется: «Какие красивые одинаковые листики!»
Зайчонок не соглашается: «Нет, листики разные!»
Воспитатель предлагает детям рассудить, кто же из зверушек прав. Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель просит детей ответить на вопрос:
- Какой лист лишний – не такой, как другие? (желтый)
- почему вы так решили? (потому что все остальные листья зеленые)
Путешествие продолжается. Воспитатель меняет картинки и выставляет на фланелеграфе три большие ромашки и одну маленькую.
- Ребята, что вы видите на полянке? (ромашки)
- одинаковые или разные растут на полянке?
- Какая ромашка лишняя – не такая как остальные?
- Почему вы думаете, что маленькая ромашка лишняя?(потому что все остальные ромашки большие)
2.4. Игра «Наведи порядок». Дидактические задачи: -закрепить умение оперировать понятиями «один» и «много», развивать мыслительные операции анализ и сравнение, речь.
Дети садятся за столы, на которых находятся 2 листа бумаги, а так же карточки с нарисованными на них предметами, причем на однихкарточках нарисован один предмет, а на других – много. У всех детей карточки одинаковые, например: одна машинка, один мячик, одно солнце, много птиц, много ложек.
Белочка просит детей разложить картинки так, чтобы на одном листе были карточки с одним предметом, а на другом – те, на которых нарисовано много предметов. Детям предоставляется самостоятельность.
После выполнения задания всеми детьми воспитатель просит назвать картинки, на которых нарисован один предмет, и картинки, на которых нарисовано много предметов. При ответе дети должны согласовывать слова в роде и падеже.
Итог занятия
Дидактические задачи: -восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, и создавать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя
-Где вы сегодня были?
- С кем вы повстречались в лесу?
- Понравилось ли вам помогать белочке?
-Смогли ли вы помирить зайчика и белочку?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь белочке, потому что сумели уровнять количество грибов и орехов, помирили зверушек, потому что научились находить лишний предмет.