Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка урока.

Обмен опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка

экологического урока на тему:

« Возникновение концепции устойчивого развития»

Преподаватель Белоусова Т.Н.

Методическая разработка экологического урока.

Тема « Возникновение концепции устойчивого развития»

План:

1 История отношений человека и природы.

2 Последствия загрязнений окружающей среды.

3 Концепция устойчивого развития.

Цель : создание условий для приобретения подростками социально-значимого опыта, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Воспитательные задачи предполагают формирование:

потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;

установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

убеждений в необходимости бережного отношения к природе;

потребности участия в изучении и охране природы, пропаганде экологических идей.

Принципы экологического образования и воспитания

Принцип прогностичности;

Единство познания, переживания, действия;

Взаимосвязь глобального, и локального (краеведческого) уровней экологических проблем;

Междисциплинарный подход;

Целенаправленность общения человека с окружающей средой.

Психолого-педагогические основы формирования ответственного отношения к природе:

единство целей, задач и принципов экологического образования;

определение цели экологического образования как сформированности ответственного отношения человека к природной среде и умений понимать и ценить богатство и красоту родной природы;

конкретизацию цели экологического образования в системе воспитательных и образовательных задач, направленных на преодоление утилитарно-потребительского отношения к природе и формирование ответственного отношения к ней;

раскрытие экологического содержания, дидактических принципов и принципов гуманистического воспитания;

обоснование специфических для экологического образования принципов;

раскрытие сложной структуры экологической ответственности как системы знаний, мотивов, взглядов, убеждений, ценностных ориентации и готовности к деятельности по охране и улучшению окружающей среды;

характеристику отношения к природе как составного элемента мировоззрения личности.

Особенности биосоциальной природы человека.

Среди наиболее важных проблем,  следует назвать вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. Он является частью живой природы, продуктом биологической эволюции. Каждый человек неповторим в силу своих биологических особенностей: генетического кода, веса, роста, темперамента, цвета волос и кожи, срока жизни и т. п. Однако он — существо социальное, и его неповторимость, уникальность обусловлены социальной средой, в которой он формируется, получает воспитание, образование, культурные, этические, ценностные ориентиры.

Именно поэтому человеческий индивид, помимо биологических особенностей, обретает свою индивидуальность и как социальное существо. Становление человека происходит в обществе, и только в обществе.

Формирование техносферы

«Техносфера» – это термин, который чаще всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества. Понятие «техносфера» возникло в 40–50-х гг.

«Техносфера»- это часть биосферы, полностью разрушенная или существенно измененная хозяйственной деятельностью человека.

В настоящее время доля техносферы достигла 60% площади суши . Увеличилось потребление энергии, ресурсов, выброшено большое количество радиоактивных материалов, загрязнение биосферы пестицидами.

Последствия загрязнения окружающей среды.

1 Глобальное потепление климата.

Существует немало довольно убедительных подтверждений того, что глобальное потепление не только существует, но и даёт о себе знать. Одно из доказательств– это то, что арктические льды начали стремительно таять. Средняя температура воздуха летом в Арктике за последние три года очень возросла, что привело к таянью больших массивов материкового льда( весной 2001 года была -15 - -20 С, а в 2004 году – уже –5 - -7 С

2 Разрушение озонового слоя

Живые организмы на Земле защищены от ультрафиолетового (УФ) излучения Солнца, которое губительно для всего живого, озоновым экраном (озоновым слоем). Озоновый экран — это воздушный слой в верхних слоях атмосферы (стратосфере), состоящий из особой формы кислорода — озона .Озон — форма молекулярного кислорода (03). Основное его количество сосредоточено в стратосфере на высоте 15- (верхняя граница — 45-). Парадокс, но те же самые молекулы озона в тропосфере (нижний слой атмосферы) представляют собой опасные элементы, разрушающие живую ткань, включая легкие человека. Однако здесь озона весьма мало, и образуется он лишь во время грозовых разрядов.

3 Кислотные дожди. Основная причина выпадения кислотных дождей — наличие в атмосфере за счет промышленных выбросов оксидов серы и азота, хлористого водорода и других кислотообразующих соединений. В результате дождь и снег оказываются подкисленными Максимальная зарегистрированная кислотность осадков в Западной Европе — с рН = 2,3, в Китае — с РН = 2,25.

4 Уничтожение видов

Ученые констатируют — многие виды растений, животных, птиц и насекомых исчезают с лица нашей планеты в 1 000 раз быстрее естественного уровня. Это означает, что мы теряем от 10 до 130 видов каждый день.

На сегодняшний день более 40% всех живых видов на Земле находятся под угрозой исчезновения. Если эти темпы вымирания сохранятся или ускорятся, то число вымирающих видов в следующие десятилетия будет исчисляться миллионами

5 Уничтожение лесов, опустынивание.

Леса являются возобновляемым ресурсом, скорость их вырубки слишком высока и не покрывается скоростью воспроизводства. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов. Тропические леса, в которых обитает более 50 % существующих на Земле видов, раньше покрывали 14 % планеты, а теперь только 6 %. Лесные массивы Индии сократились по площади с 22 до 10 % за последние полвека. Уничтожаются хвойные леса центральных районов России, массивы лесов на Дальнем Востоке и в Сибири, а на месте вырубок возникают болота. Вырубают ценные сосновые и кедровые леса. Главная причина современного роста опустынивания в различных странах мира — экологический кризис. Способствуют росту опустынивания территорий и кислотные дожди.

Опустынивание может быть обусловлено сведением лесов, нерациональным землепользованием и орошением (заболачиванием и засолением), засухой, перевыпасами, деградацией почв и другими причинами.

Концепция устойчивого развития.

Устойчивое развитие (англ. sustainable development - поддерживаемое развитие) - такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений.

В 1972 году в Стокгольме (Швеция) состоялась Конференция ООН по окружающей среде, где были разработаны Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), что ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая — министерства и ведомства по окружающей среде.

Самостоятельная работа студентов

Заслушивание сообщений студентов на тему:

- «Наше общее будущее»

- «Рио-92»

- «Рио+10»

- « Новые сценарии развития общества»

Вопросы для закрепления:

1 История отношений человека и природы.

- воздействие человека на природу в различные периоды развития человеческого общества

2 Последствия загрязнений окружающей среды.

- потепление климата

- кислотные дожди

- озоновые дыры

- опустынивание

3 Концепция устойчивого развития.

- «Наше общее будущее»

- «Рио-92»

- «Рио+10»

- « Новые сценарии развития общества»

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области