Методическая разработка
экологического урока на тему:
« Возникновение концепции устойчивого развития»
Преподаватель Белоусова Т.Н.
Методическая разработка экологического урока.
Тема « Возникновение концепции устойчивого развития»
План:
1 История отношений человека и природы.
2 Последствия загрязнений окружающей среды.
3 Концепция устойчивого развития.
Цель : создание условий для приобретения подростками социально-значимого опыта, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.
Воспитательные задачи предполагают формирование:
потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
убеждений в необходимости бережного отношения к природе;
потребности участия в изучении и охране природы, пропаганде экологических идей.
Принципы экологического образования и воспитания
Принцип прогностичности;
Единство познания, переживания, действия;
Взаимосвязь глобального, и локального (краеведческого) уровней экологических проблем;
Междисциплинарный подход;
Целенаправленность общения человека с окружающей средой.
Психолого-педагогические основы формирования ответственного отношения к природе:
единство целей, задач и принципов экологического образования;
определение цели экологического образования как сформированности ответственного отношения человека к природной среде и умений понимать и ценить богатство и красоту родной природы;
конкретизацию цели экологического образования в системе воспитательных и образовательных задач, направленных на преодоление утилитарно-потребительского отношения к природе и формирование ответственного отношения к ней;
раскрытие экологического содержания, дидактических принципов и принципов гуманистического воспитания;
обоснование специфических для экологического образования принципов;
раскрытие сложной структуры экологической ответственности как системы знаний, мотивов, взглядов, убеждений, ценностных ориентации и готовности к деятельности по охране и улучшению окружающей среды;
характеристику отношения к природе как составного элемента мировоззрения личности.
Особенности биосоциальной природы человека.
Среди наиболее важных проблем, следует назвать вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. Он является частью живой природы, продуктом биологической эволюции. Каждый человек неповторим в силу своих биологических особенностей: генетического кода, веса, роста, темперамента, цвета волос и кожи, срока жизни и т. п. Однако он — существо социальное, и его неповторимость, уникальность обусловлены социальной средой, в которой он формируется, получает воспитание, образование, культурные, этические, ценностные ориентиры.
Именно поэтому человеческий индивид, помимо биологических особенностей, обретает свою индивидуальность и как социальное существо. Становление человека происходит в обществе, и только в обществе.
Формирование техносферы
«Техносфера» – это термин, который чаще всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества. Понятие «техносфера» возникло в 40–50-х гг.
«Техносфера»- это часть биосферы, полностью разрушенная или существенно измененная хозяйственной деятельностью человека.
В настоящее время доля техносферы достигла 60% площади суши . Увеличилось потребление энергии, ресурсов, выброшено большое количество радиоактивных материалов, загрязнение биосферы пестицидами.
Последствия загрязнения окружающей среды.
1 Глобальное потепление климата.
Существует немало довольно убедительных подтверждений того, что глобальное потепление не только существует, но и даёт о себе знать. Одно из доказательств– это то, что арктические льды начали стремительно таять. Средняя температура воздуха летом в Арктике за последние три года очень возросла, что привело к таянью больших массивов материкового льда( весной 2001 года была -15 - -20 С, а в 2004 году – уже –5 - -7 С
2 Разрушение озонового слоя
Живые организмы на Земле защищены от ультрафиолетового (УФ) излучения Солнца, которое губительно для всего живого, озоновым экраном (озоновым слоем). Озоновый экран — это воздушный слой в верхних слоях атмосферы (стратосфере), состоящий из особой формы кислорода — озона .Озон — форма молекулярного кислорода (03). Основное его количество сосредоточено в стратосфере на высоте 15- (верхняя граница — 45-). Парадокс, но те же самые молекулы озона в тропосфере (нижний слой атмосферы) представляют собой опасные элементы, разрушающие живую ткань, включая легкие человека. Однако здесь озона весьма мало, и образуется он лишь во время грозовых разрядов.
3 Кислотные дожди. Основная причина выпадения кислотных дождей — наличие в атмосфере за счет промышленных выбросов оксидов серы и азота, хлористого водорода и других кислотообразующих соединений. В результате дождь и снег оказываются подкисленными Максимальная зарегистрированная кислотность осадков в Западной Европе — с рН = 2,3, в Китае — с РН = 2,25.
4 Уничтожение видов
Ученые констатируют — многие виды растений, животных, птиц и насекомых исчезают с лица нашей планеты в 1 000 раз быстрее естественного уровня. Это означает, что мы теряем от 10 до 130 видов каждый день.
На сегодняшний день более 40% всех живых видов на Земле находятся под угрозой исчезновения. Если эти темпы вымирания сохранятся или ускорятся, то число вымирающих видов в следующие десятилетия будет исчисляться миллионами
5 Уничтожение лесов, опустынивание.
Леса являются возобновляемым ресурсом, скорость их вырубки слишком высока и не покрывается скоростью воспроизводства. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов. Тропические леса, в которых обитает более 50 % существующих на Земле видов, раньше покрывали 14 % планеты, а теперь только 6 %. Лесные массивы Индии сократились по площади с 22 до 10 % за последние полвека. Уничтожаются хвойные леса центральных районов России, массивы лесов на Дальнем Востоке и в Сибири, а на месте вырубок возникают болота. Вырубают ценные сосновые и кедровые леса. Главная причина современного роста опустынивания в различных странах мира — экологический кризис. Способствуют росту опустынивания территорий и кислотные дожди.
Опустынивание может быть обусловлено сведением лесов, нерациональным землепользованием и орошением (заболачиванием и засолением), засухой, перевыпасами, деградацией почв и другими причинами.
Концепция устойчивого развития.
Устойчивое развитие (англ. sustainable development - поддерживаемое развитие) - такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений.
В 1972 году в Стокгольме (Швеция) состоялась Конференция ООН по окружающей среде, где были разработаны Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), что ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая — министерства и ведомства по окружающей среде.
Самостоятельная работа студентов
Заслушивание сообщений студентов на тему:
- «Наше общее будущее»
- «Рио-92»
- «Рио+10»
- « Новые сценарии развития общества»
Вопросы для закрепления:
1 История отношений человека и природы.
- воздействие человека на природу в различные периоды развития человеческого общества
2 Последствия загрязнений окружающей среды.
- потепление климата
- кислотные дожди
- озоновые дыры
- опустынивание
3 Концепция устойчивого развития.
- «Наше общее будущее»
- «Рио-92»
- «Рио+10»
- « Новые сценарии развития общества»